ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-20332/08 от 10.03.2009 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело №А07-20332/2008

17 марта 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 17 марта 2009г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Решетникова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Решетниковым С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Садоводческого некоммерческого товарищества «Мечта»

к Администрации ГО г.Уфа

третье лицо: КУМС Администрации ГО г.Уфа

о признании незаконными действий (бездействия)

при участии представителей сторон:

от заявителей: ФИО1 – председатель, ФИО2 – представитель по доверенности от 01.10.2008г.

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.

Садоводческое некоммерческое товарищество «Мечта» (далее Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа г.Уфа (далее Администрация), третье лицо - КУМС Администрации ГО г.Уфа о признании незакооным отказа Администрации ГО г.Уфа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 50 000 кв.м., кадастровый номер 02:55:05 03 02:0185, расположенного по адресу: г.Уфа, Демский район, ул.Романовка и обязании принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка.

Заявитель в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным бездействие Администрации ГО г.Уфа, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность СНТ «Мечта» земельного участка площадью 4996 кв.м., относящегося к имуществу общего пользования, входящего в состав границ земельного участка площадью 50 000 кв.м. с кадастровым номером 02:55:05 03 02:0185, расположенного по адресу: г.Уфа, Демский район, ул.Романовка . Ходатайство судом принято.

СНТ «Мечта» просило восстановить срок на обжалование действий Администрации, ссылаясь на осуществление им в установленные ст.198 АПК РФ сроки защиты его нарушенных его прав в Арбитражном суде РБ иными способами (предъявление иска об обжалование бездействия и о признании права собственности на земельный участок).

В целях соблюдения конституционного права на судебную защиту нарушенных прав, а также в соответствии с частью 4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , с учетом того, что нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, определенный ст.198 АПК РФ, срок на обжалование действия Администрации судом восстановлен.

Заинтересованное лицо и третье лицо с заявленными требованиями не согласились, по основаниям, изложенным в отзывах.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражным судом установлено следующее:

Как следует из материалов дела, решением исполкома Уфимского районного Света народных депутатов Башкирской АССР № 144 от 23.05.1989г. земельный участок общей площадью 5 га. изъят из землепользования Птицефабрика «Башкирская» Уфимского района и передан Строительному управлению 820 треста «Уфимдорстрой» для организации коллективного сада. Решением исполкома Уфимского районного Света народных депутатов Башкирской АССР № 278 от 03.10.1989г. зарегистрирован устав Садоводческого товарищества «Мечта» Строительного управления 820 треста «Уфимдорстрой».

Общим собранием членов СНТ «Мечта» 28.01.2007г. было принято решение о приватизации занимаемого заявителем земельного участка площадью 50000 кв. м.

Заявитель 20.02.2007г. и 14.01.2008г. обращался в Администрацию городского округа г.Уфа с заявлением о предоставлении в собственность товарищества земельных участков. По данным обращениям Администрацией решения принято не было.

КУМС Администрации ГО г.Уфа письмом исх.№ КС 2740 от 07.04.2008г. отказало в предоставлении земельного участка в собственность СНТ «Мечта», сославшись на п.1 решения Совета ГО г.Уфа № 33/9 от 28.02.2008г. «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа РБ для муниципальных нужд».

Считая бездействия Администрации на обращения Товарищества от 20.02.2007г. и 14.01.2008г. незаконными, выраженные в непринятие в установленный срок решения о предоставлении в собственность СНТ «Мечта» земельного участка площадью 4996 кв.м. Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обосновании заявленных требований Товарищество ссылается на нарушение Администрацией требований ст.ст. 11, 29, Земельного кодекса РФ, п.2.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст. 1, 2, 6, 7, п.5, 6 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» незаконными, а также нарушении права заявителя на бесплатную передачу в собственность земельного участка площадью 4996 кв.м. и право осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно поданным заявлением Товарищество просило Администрацию передать в собственность земельный участок занимаемый товариществом. При этом кадастровый план земельного участка к заявлениям приложен не был, в заявлении не указана площадь и кадастровый номер земельного участка. В заявлении от 20.02.1007г. Товарищество просит предоставить в собственность земельный участок всего товарищества. Между тем, передаче в собственность садоводческого товарищества как юридического лица подлежат лишь земли общего пользования, т.е. земельные участки, предназначенные для обеспечения в пределах садоводческого объединения потребностей его членов в проходе, проезде, водоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей. Конкретные садовые участки подлежат переоформлению в собственность каждого из членов садоводческого товарищества. Возможность приватизировать в целом все садовые участки путем оформления права собственности только за садоводческим товариществом законодательством не предусмотрена.

Положения ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" устанавливают порядок приватизации садовых земельных участков. При этом передаче в собственность садоводческого товарищества как юридического лица подлежат лишь земли общего пользования. Конкретные садовые участки подлежат переоформлению в собственность каждого из членов садоводческого товарищества. Возможность приватизировать в целом все садовые участки путем оформления права собственности только за садоводческим товариществом законодательством не предусмотрена и, кроме того, это нарушает права и законные интересы членов садоводческого товарищества.

В силу пункта 2 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

В представленных в материалы дела заявления Товарищества к Администрации отсутствуют указанные приложения, в заявлениях не указана площадь и кадастровый номер земельного участка

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (пункт 6 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях).

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления могут отказать в предоставлении в собственность земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

В отзыве на заявление товарищества и в судебном заседании представитель Администрации пояснил, что Товариществом пропущен срок для обжалования бездействия, Предоставление в собственность Товариществу всех садовых участков действующим законодательством не предусмотрено. С заявлением отвечающим требованиям ст. 28 Закона о садоводческих объединениях и ст. 36 ЗК РФ с приложением документов указанных в данных нормах Заявитель не обращался. КУМС Администрации ГО г. Уфы было отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на резервирование земельного участка для муниципальных нужд согласно решению Совета городского округа.

В соответствии со ст. 70.1. ЗК резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Исходя из текста решения органа местного самоуправления, а именно пункта 1 решения Совета ГО город Уфа РБ № 33/9 от 28 февраля 2008 года следует, что зарезервированы земельные участки в определенных границах ориентировочной площадью 34010 га. При этом в пункте 3 этого же решения оговорено, что земельные участки, зарезервированные для муниципальных нужд на территориях, определенных для выполнения проектов планировок, уточняются по результатам утвержденной проектной документации по планировке территорий. Пунктом 4 этого решения предусмотрено, что сведения о собственниках земельных участков, землепользователях, землевладельцах, арендаторах земельных участков, зарезервированных настоящим решением, подлежат размещению на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сети Интернет.

Таким образом, данное решение Совета ГО город Уфа о резервировании не ограничивает полностью право на приватизацию земельных участков, предусматривает возможность приватизации земельных участков в границах сложившейся застройки, оговаривает необходимость опубликования специального перечня лиц, обладающих правами в отношении земельных участков, зарезервированных решением.

В судебном заседании Администрацией не представлены суду доказательства, подтверждающие необходимость и конкретные цели резервирования спорного земельного участка, доказательства включения Товарищества , обладающего правами пользования на земельный участок в список землепользователей, в отношении которых произведено резервирование земельных участков. Заинтересованное лицо также не представило доказательств наличия ограничений в обороте или запрета на приватизацию данного земельного участка.

Согласно частям 4, 5, 6 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение. В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названной нормы права следует, что для признания незаконным действия государственного органа необходимо наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия требованиям законодательства и нарушения совершенным действием прав и законных интересов заявителя.

В силу п. 2 ст. 6, п. 5 ст. 36, ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектами купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Формирование земельного участка происходит путем проведения землеустройства и кадастрового учета (ст. 68 - 70 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как установлено в ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. При этом согласно ст. 14 названного Закона моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (п. 7 ст. 36 указанного Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указанной нормой права установлена обязанность органа местного самоуправления при отсутствии кадастровой карты (плана) земельного участка обеспечить ее изготовление на основании дежурной кадастровой карты (плана) и утвердить проект границ земельного участка. Однако такая обязанность у органа местного самоуправления возникает только при наличии соответствующего заявления гражданина или юридического лица.

При рассмотрении спора судом установлено, что на дату обращения с заявлением в администрацию земельный участок сформирован как объект права в соответствии с действующим законодательством не был и государственный кадастровый учет не прошел. Кадастровая карта (план) к заявлению Товарищества о предоставлении земельного участка в собственность не прилагалась. С заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) к ответчику истец также не обращался.

Таким образом, заявителем доказательств существования испрашиваемого земельного участка , как объекта гражданских прав на дату обращения в Администрацию с заявлением о приобретении прав на земельный участок площадью 4996 кв.м. с приложением его кадастровой карты (плана), а также документов, предусмотренных ст. 28 Закона о садоводческих объединениях в судебно заседание не представлено. В связи с чем в силу п. 1 ст. 37 ЗК РФ на дату обращения Товарищества земельный участок, как объект гражданских прав отсутствовал, а обжалуемое бездействие Администрации не может нарушать прав Товарищества.

Представленный заявителем в судебное заседание План земельного участка не является кадастровым планом земельного участка площадью 4996 кв.м., границы которого описаны и установлены.

Доказательств обращения к Администрации о предоставлении в собственность земельного участка после проведения мероприятий по его формированию и постановки на кадастровый учет, а также самого заявления с приложениями указанными в п. 5 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в судебное заседание Товариществом не представлено.

Учитывая изложенное заявленные требования подлежат отклонению

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований садоводческого некоммерческого товарищества «Мечта» о признании незаконными бездействий Администрации городского округа г.Уфа, выраженных в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 4996 кв.м., расположенного по адресу: г.Уфа, Демский район, ул.Романовка - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.аrbitr. ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С. А. Решетников