ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-20594/09 от 03.11.2009 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа Дело № А07-20594/2009

10 ноября 2009

Резолютивная часть решения объявлена 03.11.2009г.

Полный текст решения изготовлен 10.11.2009г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Решетникова С.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Решетниковым С.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ИП ФИО1

к УФМС России по РБ

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 05.10.2009г., ФИО1, дов. от 05.10.2009 года; ФИО3, дов. от 05.10.2009 года; ФИО4, дов. от 05.10.2009 года

от ответчика: ФИО5 – представитель по дов. № 002 от 15.01.2009 года

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления от 17 сентября 2009 года о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 35000 рублей, вынесенного Управлением Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан.

В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали. По мнению заявителя отсутствует состав административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении проведено с грубыми процессуальными нарушениями.

Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. По мнению ответчика состав правонарушения надлежащим образом установлен, кроме того рассмотрение данного дела неподведомственно арбитражному суду, так как ФИО1 привлечен к административной ответственности как физическое лицо – директор ИП «ФИО1».

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 18.15 Кодекса неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2, 5 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 798 (действовавших в период привлечения предпринимателя к административной ответственности), работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Уведомление представляется работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) непосредственно или по почте заказным письмом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано разрешение на работу.

Административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом предусмотрена в ч. 3 ст. 18.15 Кодекса.

Факт нарушения правил подачи работодателем уведомления о привлечении иностранного гражданина в РФ образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса.

Согласно материалам административного дела ИП ФИО1 вменено не уведомление, территориальный орган исполнительной власти ведающей вопросами занятости населения о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан ФИО6 (протокол об административном правонарушении от 17.09.2009 года № 2344).

Согласно трудового договора № 40 от 07.08.2009г. ФИО6 принят на работу по специальности – продавец.

Однако, как следует, из ответа Управления государственной службы занятости населения при министерстве труда и социальной защиты населения РБ от 24.09.2009г. на запрос № 1/8-17422 от 18.09.2009г., ИП «ФИО1.» в 2009 году представил уведомление о привлечении иностранных граждан к работе на двух человек, граждан Узбекистана и Азербайджана, принятых на работу в качестве продавца и экспедитора 18.09.2009г.

В судебном заседании административным органом не доказан факт отсутствия уведомления территориального органа исполнительной власти ведающим вопросами занятости населения о привлечении ФИО6 принятого на работу в качестве продавца, так как в ответе на запрос фамилии привлеченных иностранных граждан отсутствуют.

Таким образом, состав правонарушения в данном случае полностью отсутствует.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственности за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, правовых оснований для назначения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи Кодекса, не имеется.

Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации определены главой 18 Кодекса.

Из примечания к ст. 18.1 Кодекса следует, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

В ст. 18.15 Кодекса не установлено специальных правил об ответственности предпринимателей, отличающихся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Следовательно, за совершение правонарушений по указанной статье индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица, в отношении которых минимальный размер административного штрафа по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса составляет 400 000 рублей.

Данные положения Кодекса не были приняты во внимание управлением, при разрешении вопроса о размере налагаемого на предпринимателя административного штрафа.

Довод ответчика о том, что ФИО1 привлечен к административной ответственности как физическое должностное лицо – директор ИП «ФИО1» судом отклоняется, так как какого-либо подтверждения существования такой штатной должности, а также того, что эту штатную должность занимает гр. ФИО1 в материалы дела не представлено. Трудовой договор и приказ о приеме на работу подписан предпринимателем, в указанных документах отсутствует какая-либо информация о том, что ФИО1 подписал их как должностное лицо - директор.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.

Составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один и тот же день 17.09.2009года лишили предпринимателя возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицировано возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, то есть в данном случае заявитель был лишен предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты своих прав.

В судебное заседание не представлены доказательства того, что управление известило надлежащим образом предпринимателя о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, поскольку предприниматель не был извещен о цели, с которой он был приглашен в управление 17.09.2009г.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, возможность их устранения отсутствует. В силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Иные доводы заявителя и ответчика подлежат отклонению как не основанные на материалах дела и нормах права.

При таких обстоятельствах заявление предпринимателя подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление отмене..

Руководствуясь статьями 167-170; 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные ИП ФИО1 требования удовлетворить.

Признать постановление УФМС России по Республике Башкортостан от 17 сентября 2009 года о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ - незаконным, указанное постановление отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С.А.Решетников