ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-20622/10 от 24.02.2011 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа Дело № А07-20622/2010

03 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2011г.

Полный текст решения изготовлен 03.03.2011г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Решетников С. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.Ф.Малышевой, рассмотрел дело по заявлению

ООО "Лото-Сервис" (ИНН: 0274075431, ОГРН: 1020202557605)

к Федеральная служба по финансовому мониторингу, МРУ Росфинмониторинг по ПФО

об оспаривании решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Углова Е.А.- представитель по доверенности № 03 от 11.01.2011г.

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

ООО «Лото-Сервис» обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением о признании незаконным:

- решения вынесенного заместителем Федеральной службы по финансовому мониторингу № 00-10/17Р от 07.07.2010г., и решения И.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 04-10/04Р от 26.04.2010г., принятых по жалобе ООО «Лото-Сервис» на постановление о привлечение к административной ответственности;

- постановления заместителя руководителя Росфинмониторинга по ПФО № 04-10/98 от 01.04.2010г. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.

Заявитель в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным постановление Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ по Приволжскому Федеральному округу № 04-10/98 от 01.04.2010г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.

Ответчик с требованиями заявителя не согласился согласно представленного отзыва, согласно представленного ходатайства просил суд рассмотреть дело без участия представителя.По мнению ответчика, ООО «Лото-Сервис» является субъектом сферы применения Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001г « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) и при постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу самостоятельно заявило себя как организацию, проводящую лотереи.

Проверив обстоятельства привлечения ООО «Лото-Сервис» к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления от 10.03.2010 № 60 была проведена проверка деятельности ООО «Лото-Сервис» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 09.03.2005 по 09.03.2010г.

В ходе проверки было административным органом установлено что ООО «Лото-сервис» осуществляет деятельность по проведению лотерей.

В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что ООО «Лото -сервис» не разработаны правила внутреннего контроля и на согласование МРУ Росфинмониторинга по ПФО не направлены, специальные должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ не назначены, не проводятся обучения сотрудников , идентификация клиентов не проводится.

Таким образом, в ООО «Лото-сервис» в течение длительного времени отсутствует возможность повыявлению подозрительных операций, с денежными средствами или иным имуществом, возможно направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также по выявлению операций с участием лиц, поименованных в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц, что прямо указывает на отсутствие в ООО «Лото-сервис» созданной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и невозможность в этой связи соблюдать требования Федерального закона и иных подзаконных актов. Следовательно, внутренний контроль в ООО «Лото-сервис» не организован, что является нарушением подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» утвержден Приказ от 01.11.2008 № 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в соответствии с которым, организации, в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, обязаны проводить обучение сотрудников.

По результатам проверки административный орган пришел к заключению, что ООО «Лото-сервис» нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.

Согласно ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа.

Субъектами данного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ, и является исчерпывающим.

Согласно этой норме, к таким организациям относятся, в том числе лица, организующие и проводящие лотереи. Исходя из буквального толкования данной нормы следует , что данная организация должна обладать двумя указанными составляющими.

В силу статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ такие организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Из материалов дела видно, что Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, как лицо, проводящее лотерею.

Отношения в области организации и проведения лотерей регулируются Федеральным законом «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003г, в статье 2 которого раскрыты основные понятия, используемые для целей данного закона.

Так, организация лотереи - это осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.

Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Организатор лотереи (юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с Федеральным Законом № 138-ФЗ право на проведение лотереи) проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора.

Оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.

Распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.

Из системного анализа данных норм следует, что проведение лотереи - это комплексное осуществление тех действий, перечень которых содержится в пункте 8 статьи 2 Закона о лотереях. При этом законодатель намеренно разграничил субъектов правоотношений, регулируемых названным законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, наделив каждого собственной компетенцией, определенным объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и участникам лотереи.

Следовательно, распространение лотерейных билетов и выплата выигрышей по ним не равнозначны понятию данному в ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ организации «организующие и проводящие лотереи».

Материалы дела свидетельствуют, что ООО Лото-Сервис» является распространителем лотерейных билетов, не имеет договорных отношений с организаторами лотерей, предметом которых являлось бы проведение лотерей от имени и по поручению организатора.

Документов свидетельствующих о том, что ООО «Лото-Сервис» является организацией организующей и проводящей лотереи материалы дела не содержат.

Кроме того административным органом допущены и иные нарушения влекущие отмену постановления.

Административным органом вменяется в вину общества нарушения подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ ,

В соответствии с пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения:

- в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении "юридических лиц - наименование, идентификационный номер» налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

В ходе проверки административным органом установлено, что, идентификация клиентов ООО «Лото-сервис» при выплате выигрышей в размере до 1 000 рублей не проводится, паспортные данные клиентов организации не фиксируются

Согласно п. 1.1. и п. 1.2 ст.7 Федерального закона  идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

При осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом для выплаты выигрышей до 1000 рублей мероприятий по идентификации не требуется. Кроме того из акта проверки, протокола и постановления не следует когда проводились указанные выплаты. Данных свидетельствующих о выплате обществом выигрышей свыше 15000рублей материалы дела не содержат.

В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Поскольку общество зарегистрировано в качестве юридического лица 30.10.2001г, оно должно было утвердить правила внутреннего контроля не позднее 23.02.2003года и направить данные правила на согласование в управление не позднее 28.02.2003.

При этом обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля.

Таким образом, обязанность по назначению данных лиц общество также должно было исполнить не позднее 23.02.2003г.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Из содержания ч. 1 ст. 24.5 Кодекса следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, что свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения названного административного правонарушения к категории длящихся правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.

КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

Таким образом вменяемые обществу нарушения, выразившихся в неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, в установленный 30-дневный срок, а также в ненаправлении на согласование в управление правил внутреннего контроля в течение 5 дней со дня их утверждения были обнаружены административным органом 22.03.2010года (день составления акта проверки лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях), однако сами нарушения совершены 23.02.2003г. и 28.02.2003г.

Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности за нарушения, выразившиеся в неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, могло быть вынесено не позднее 23.02.2004г, а за нарушения, выразившиеся в ненаправлении на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля - не позднее 28.02.2004, так как после истечения годичного срока производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Поскольку оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ, за данные правонарушения вынесено управлением 01.04.2010г, то есть с пропуском установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, оно так же является незаконным.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требование ООО «Лото-сервис» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ по Приволжскому Федеральному округу о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ по постановлению № 04-10/98 от 01.04.2010г.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья С.А.Решетников