ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-20770/21 от 15.06.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                              Дело № А07-20770/21

22 июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2022

Полный текст решения изготовлен 22.07.2022

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Воронковой Е. Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рябцевой О.Л., рассмотрев дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью "Артель" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

- о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016 в пределах координат характерных точек;

- об обязании в двадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение на использование земельного участка, собственность на который не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016, в пределах координат характерных точек (с учетом уточнений от 08.06.2022г.)

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 представителя  по доверенности от 20.11.2018, диплом ВСГ № 4671947 выдан 24.06.2010г.

от ответчика – ФИО2 представителя по доверенности № НП-04-1/11337 от 14.07.2021г.

На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Артель"к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостано признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016 в пределах координат характерных точек;

- об обязании в двадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение на использование земельного участка, находящего в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016 в пределах координат характерных точек.

Определением суда от 06.08.2021г. исковое заявление принято к производству.

08.06.2022г. истец уточнил заявленные требования, просил:

1. Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016 в пределах координат характерных точек.

2. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в двадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение на использование земельного участка, собственность на который не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016, в пределах координат характерных точек:

Обозначение характерных точек

Координаты

Х (м)

Y(m)

1

666716,30

1369253,46

2

666716,30

1369256,46

3

666713,30

1369256,46

4

666713,30

1369253,46

1

666716,30

1369253,46

Цель использования земельного участка - размещение сооружения связи, для размещения которого не требуется разрешение на строительство. Наименование объекта: опора двойного назначения.

Характеристики объекта: антенно-мачтовое сооружение, металлическая конструкции, выполненная из стальной прямошовной, электросварной трубы, состоящая из четырех секций, крепление секций фланцевое, общая высота конструкции - 29 м. диаметр 0,6 м.

Назначение объекта: размещение операторами связи средств связи, а именно «базовых станции».

Предполагаемое к размещению оборудование «базовых станций» (средств связи):

1. Антенна A1 HXPM10X3WWBY1518065T2C, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (OFDM) частотный диапазон передачи 1710-1920 МГц (LTE-1800), количество передатчиков 1 мощность передатчика 15 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 65 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - - 4 град., мощность подводимая к антенне 13.989 Вт.

2. Антенна А2 HXPM10X3WWBY1518065T2C, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (OFDM) частотный диапазон передачи 1710-1920 МГц (LTE-1800), количество передатчиков 1 мощность передатчика 40 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 120 градус, угол наклона диаграммы направленности суммарный - -5 градус, мощность подводимая к антенне 37,304 Вт.

3. Антенна A3 HXPM10X3WWBY1518065T2C, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (OFDM) частотный диапазон передачи 1710-1920 МГц (LTE-1800), количество передатчиков 1 мощность передатчика 40 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 280 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - -5 град., мощность подводимая к антенне 37,304 Вт.

4. Антенна Al HXPM10X3WWBY1518065T2C, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (QPSK) частотный диапазон передачи 19200-2170 МГц (LTE-2100), количество передатчиков 1 мощность передатчика 15 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли – 22,7/-м., азимут 65 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - -4 град., мощность подводимая к антенне 37.022 Вт.

5. Антенна А2 НХРМ10X3WWBY1518065Т2С, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (QPSK) частотный диапазон передачи 19200-2170 МГц (LTE-2100), количество передатчиков 1 мощность передатчика 15 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 120 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - -5 град., мощность подводимая к антенне 37.022 Вт.

6. Антенна A3 НХРМ10X3WWBY1518065Т2С, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (QPSK) частотный диапазон передачи 19200-2170 МГц (LTE-2100), количество передатчиков 1 мощность передатчика 15 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 280 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - -5 град., мощность подводимая к антенне 37.022 Вт.

7. Антенна А4 Параболическая 0,3 м., ип передатчика (тип модуляции) Intracom UltraLinc FX80 (64 QAM) частотный диапазон передачи 71000-76000 МГц (РРС), количество передатчиков 1 мощность передатчика 0,063 Вт. коэффициент усиления антенны - 44,1 dBi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -1/1 град., высота подвеса относительно земли/кровли – 27,5/-М., азимут 125 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - 0 град., мощность подводимая к антенне 0.063 Вт.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение судом принято. Дело рассмотрено с его учетом.

Ответчик в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

22.06.2021 г. ООО «Артель» обратилось в Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016, без его предоставления, установления сервитута, публичного сервитута, в пределах координат характерных точек:

Обозначение характерных точек

Координаты

X (м)

Y(м)

1

666716,30

1369253,46

2

666716,30

1369256,46

3

666713,30

1369256,46

4

666713,30

1369253,46

1

666716,30

1369253,46

В заявлении указана цель использования земельного участка - размещение опор двойного назначения, т.е. иного сооружения связи, для размещения которого не требуется разрешение строительство. Также в заявлении указан предполагаемый срок использования земельного участка, который составляет 49 лет.

Письмо и от 08.07.2021 г. исходящий № АМ-06-1/23419 Минземимущество РБ отказало в выдаче разрешения на использование земельного участка, без его предоставления и установления сервитута. В качестве оснований отказа Заинтересованное лицо ссылается на п.4.9.7. решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2009 № 22/6 «О нормативах градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Не согласившись с принятым решением ООО «Артель» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ о признании отказа незаконным.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской̆ Федерации.

Главой V.6 Земельного кодекса установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Статьёй 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300).

К таким объектам в силу пункта 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, отнесены линии связи, линейно - кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Как следует из заявления ООО «Артель» от 22.09.2021 г. вх. № 86939, целью использования земельного участка является размещение опоры двойного назначения, т.е. иного сооружения связи для размещения, которого не требуется разрешение на строительство (п. 11 Перечня утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. №1300).

В соответствии с п. 27 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

Из представленного типового проекта «опора двойного назначения» представляет собой металлическую конструкцию, состоящая из четырех секций выполненных из стальной прямошовной, электросварной трубы, крепление секций фланцевое, общая  высота конструкции - 29м.; диаметр 0,6 м. Предназначение размещения операторами связи средств связи, а именно «базовых станций».

В соответствии с п 4.5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство не требуется для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.

Порядок выдачи разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной̆ или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 № 393.

Данный порядок разработан в соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и применяется для размещения объектов, виды которых установлены перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 на территории Республики Башкортостан.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РБ от 16.08.2018 № 393 объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа (далее - решение об использовании) или договора о размещении объекта, заключенного с уполномоченным органом (далее - договор о размещении).

Пунктом 8 постановления Правительства РБ от 16.08.2018 № 393 предусмотрено, что использование земель или земельных участков для размещения объектов, указанных в пункте 11 перечня, осуществляется на основании решения об использовании на безвозмездной основе.

Согласно п. 13 постановления Правительства РБ от 16.08.2018 № 393 уполномоченный орган при отсутствии оснований для отказа, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, в течение 20 календарных дней со дня подачи документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, направляет заявителю решение об использовании или осуществляет подготовку проекта договора о размещении в двух экземплярах и их подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю.

В силу п. 16 постановления Правительства РБ от 16.08.2018 № 393 решение об отказе в выдаче документов на использование принимается в течение 20 календарных дней со дня подачи документов, указанных в п. 6 названного постановления, в случаях, если:

а) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов, указанных в перечне;

б) размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;

в) исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14.08.2019 №500;

г) испрашиваемые земли или земельные участки предоставлены физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации;

д) в отношении указанных в заявлении земель или земельных участков выданы документы на использование иному лицу и срок их действия не истек.

Отказывая в выдаче разрешения на использование земельного участка по заявления ООО «Артель» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан руководствовалось п. 4.9.7 Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвержденных Решением Совета городского округа город Уфа от 23.12.2009 г. №22/6 «О нормативах градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан», в соответствии с которым, расстояние от узлов связи, до стен жилых и общественных зданий следует принимать не менее 25 метров, до границ земельных участков детских яслей-садов, школ, школ-интернатов, лечебно-профилактических учреждений, следует принимать не менее 50 метров.

 Истец обоснованно не согласился с данным отказом, так как Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, планируемый к размещению объект квалифицирован как узел связи, что является ошибочным.

В соответствии с пунктом 7 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 г. № 161, узел связи - это средства связи, выполняющие функции систем коммутации.

Согласно пункта 28 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

Постановлением Правительства Российской Федерации № от 25 июня 2009 года № 532 утвержден перечень средств связи подлежащих обязательной сертификации. В пункте 8 раздела I указанного Перечня к средствам связи выполняющим функции системы коммутации отнесено оборудование коммутации сетей подвижной радиотелефонной связи. В пункте 23 раздела V указанного перечня к радиоэлектронным средствам связи отнесены базовые станции и ретрансляторы сетей подвижной радиотелефонной.

В соответствии с. ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического  нормирования.

В силу пункта 5 Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Согласно пункту 290 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», перед размещением, реконструкцией, техническим перевооружением (модернизацией) радиоэлектронных средств правообладателем радиоэлектронных средств должна разрабатываться проектная документация на условия размещения радиоэлектронного средства (далее - РЭС), на которую должно оформляться санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии Санитарным правилам и гигиеническим нормативам (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ.)

В материалы дела, представлен проект размещения ПРТО расположенного по адресу: <...> в районе дома 131.

Согласно экспертного заключение № 4117/22 от 02.06.2022 г. проект размещения ПРТО соответствует требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно пункта 4.9.25. Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики при размещении передающих радиотехнических объектов должны соблюдаться требования санитарных правил и норм, в том числе устанавливается охранная зона: при эффективной излучаемой мощности от 100 Вт до 1000 Вт включительно - должна быть обеспечена невозможность доступа людей в зону установки антенны на расстояние не менее 10 м от любой ее точки. При установке на здании антенна должна быть смонтирована на высоте не менее 1,5 м над крышей при обеспечении расстояния от любой ее точки до соседних строений не менее 10 м для любого типа антенны и любого направления излучения; при эффективной излучаемой мощности от 1000 до 5000 Вт - должна быть обеспечена невозможность доступа людей и отсутствие соседних строений на расстоянии не менее 25 м от любой точки антенны независимо от ее типа и направления излучения. При установке на крыше здания антенна должна монтироваться на высоте не менее 5 м над крышей. Рекомендуется размещение антенн на отдельно стоящих опорах и мачтах.

Согласно п. 4.9.26. Уровни электромагнитных излучений не должны превышать предельно-допустимые уровни (далее - ПДУ) согласно приложению 1 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. В целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых передающими радиотехническими объектами, устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны ограничения с учетом перспективного развития передающих радиотехнических объектов и населенного пункта. Границы санитарно-защитных зон определяются на высоте 2 м от поверхности земли по ПДУ. Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни электромагнитных полей превышают ПДУ. Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень электромагнитного поля не превышает ПДУ.

Из содержания приведенных следует, что размещение передающих радиотехнических объектов возможно, в том числе на крыше зданий, и соответственно действие пункта 4.9.7 не применимо.

Оценивания приведет ли размещение планируемых объектов к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, суд исходит из следующего.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой̆ режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации. В п. 7 ст. 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешённый̆ вид использования предоставляется в установленном статьёй 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В силу положений п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами допускается в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 г. N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»  утвержден классификатор видов разрешенного использования.

В соответствии с примечанием 2 Классификатора видов разрешенного использования утвержденных Приказом Росреестра №П/0412 содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года № 7/4 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В силу пункта 2 ст. 41 Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан на карте и схемах градостроительного зонирования территории городского округа устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Образование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. (в ред. решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.06.2017 N 12/7) На карте градостроительного зонирования: выделены территориальные зоны в соответствии с частью 3 настоящей статьи; обозначены границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зоны охраны объектов культурного наследия, зоны особого контроля градостроительной деятельности, иные зоны охраны, установленные в соответствии с федеральным законодательством; обозначены зоны особо охраняемых территорий, основные территории общего пользования, в том числе зеленых насаждений, выделенные или предназначенные для выделения посредством красных линий.

Испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне жилой застройки Ж-3, Приложение №1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 43.1 Правил землепользования и застройки зона Ж-3 предназначена для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами высотой 9 и выше этажей, включая подземные.

Согласно Приложение № 3 и Приложение № 2_135 (планшет номенклатурой +0+16) к Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа испрашиваемый участок не находится в зоне особого контроля градостроительной деятельности.

Из примечаний к ст. 43.3.4. Правил землепользования и застройки следует, что Сооружения инженерно-технической инфраструктуры могут включаться в иные территориальные зоны как основные разрешенные либо вспомогательные виды использования в соответствие с требованиями действующих санитарных норм и технических регламентов.

Объекты телефонизации и предприятия связи: автоматические телефонные станции, антенны, башни сотовой радиорелейной и спутниковой связи отнесены к разрешенному использованию  для территориальной зоны Ж-3 согласно п. 16.4 Таблицы №1 «Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам городского округа» Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа

Таким образом, размещение на испрашиваемом земельном участке опоры двойного назначения т.е. иного сооружения связи для размещения, которого не требуется разрешение на строительство, не приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Также в соответствии со ст. 43 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа нормативы размещения, проектирования, строительства и эксплуатации строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, регламентируются действующим законодательством и требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Согласно п. 4 ст. 43.3.4. Правил землепользования и застройки к инженерно-техническим объектам, сооружениям и коммуникациям отнесены в том числе объекты телефонизации и предприятия связи: автоматические телефонные станции; антенны, башни сотовой радиорелейной и спутниковой связи.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Министерством земельных и имущественных отношений не представлено сведений о том, что размещение сооружения связи на испрашиваемой части земельного участка противоречит правилам землепользования и застройки и градостроительной документации. А также о наличии иных оснований для отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка.

При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемые судом меры должны отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного оспариваемыми действиями (актами, решениями), и быть обусловленными существом спора.

Суд считает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя при рассмотрении настоящего спора будет являться возложение на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанности в 20-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016в пределах координат характерных точек, для размещения опоры двойного назначения, т.е. иного сооружения связи для размещения, которого не требуется разрешение на строительство. Названный срок суд считает разумным.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016 в пределах координат характерных точек.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в двадцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение на использование земельного участка, собственность на который не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, части земельного участка с кадастровым номером 02:55:030128:4016, в пределах координат характерных точек:

Обозначение характерных точек

Координаты

Х (м)

Y(m)

1

666716,30

1369253,46

2

666716,30

1369256,46

3

666713,30

1369256,46

4

666713,30

1369253,46

1

666716,30

1369253,46

Цель использования земельного участка - размещение сооружения связи, для размещения которого не требуется разрешение на строительство. Наименование объекта: опора двойного назначения.

Характеристики объекта: антенно-мачтовое сооружение, металлическая конструкции, выполненная из стальной прямошовной, электросварной трубы, состоящая из четырех секций, крепление секций фланцевое, общая высота конструкции - 29 м. диаметр 0,6 м.

Назначение объекта: размещение операторами связи средств связи, а именно «базовых станции».

Предполагаемое к размещению оборудование «базовых станции» (средств связи):

1. Антенна A1 HXPM10X3WWBY1518065T2C, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (OFDM) частотный диапазон передачи 1710-1920 МГц (LTE-1800), количество передатчиков 1 мощность передатчика 15 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 65 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - - 4 град., мощность подводимая к антенне 13.989 Вт.

2. Антенна А2 HXPM10X3WWBY1518065T2C, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (OFDM) частотный диапазон передачи 1710-1920 МГц (LTE-1800), количество передатчиков 1 мощность передатчика 40 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 120 градус, угол наклона диаграммы направленности суммарный - -5 градус, мощность подводимая к антенне 37,304 Вт.

3. Антенна A3 HXPM10X3WWBY1518065T2C, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (OFDM) частотный диапазон передачи 1710-1920 МГц (LTE-1800), количество передатчиков 1 мощность передатчика 40 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 280 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - -5 град., мощность подводимая к антенне 37,304 Вт.

4. Антенна Al HXPM10X3WWBY1518065T2C, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (QPSK) частотный диапазон передачи 19200-2170 МГц (LTE-2100), количество передатчиков 1 мощность передатчика 15 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли – 22,7/-м., азимут 65 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - -4 град., мощность подводимая к антенне 37.022 Вт.

5. Антенна А2 НХРМ10X3WWBY1518065Т2С, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (QPSK) частотный диапазон передачи 19200-2170 МГц (LTE-2100), количество передатчиков 1 мощность передатчика 15 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 120 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - -5 град., мощность подводимая к антенне 37.022 Вт.

6. Антенна A3 НХРМ10X3WWBY1518065Т2С, тип передатчика (тип модуляции) Ericsson RBS 6601 (QPSK) частотный диапазон передачи 19200-2170 МГц (LTE-2100), количество передатчиков 1 мощность передатчика 15 Вт. коэффициент усиления антенны - 18Dbi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -65/6 град., высота подвеса относительно земли/кровли - 22,7/-м., азимут 280 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - -5 град., мощность подводимая к антенне 37.022 Вт.

7. Антенна А4 Параболическая 0,3 м., ип передатчика (тип модуляции) Intracom UltraLinc FX80 (64 QAM) частотный диапазон передачи 71000-76000 МГц (РРС), количество передатчиков 1 мощность передатчика 0,063 Вт. коэффициент усиления антенны - 44,1 dBi, ширина диаграммы направленности (в горизонтальной плоскости/в горизонтальной плоскости) -1/1 град., высота подвеса относительно земли/кровли – 27,5/-М., азимут 125 град., угол наклона диаграммы направленности суммарный - 0 град., мощность подводимая к антенне 0.063 Вт.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Артель" (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                              Е.Г. Воронкова