АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-20962/2014
22 декабря 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 18.12.2014
Полный текст решения изготовлен 22.12.2014
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кручининой Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Я.Н., рассмотрев дело по иску
Администрации городского округа город Кумертау в лице комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Кумертау (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным основания для регистрации прав, признании недействительными зарегистрированных прав, исключении записи о регистрации из ЕГРП
третьи лица: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ОАО «ГАЗПРОМ», ООО «ГАЗПРОМ ПХГ»
в судебном заседании приняли участие представители:
истца – представитель не явился, извещен надлежаще
ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан – ФИО1 по доверенности № 222 от 01.10.2014
ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан – ФИО2 по доверенности № 243 от 19.11.2014
третьего лица ООО «ГАЗПРОМ ПХГ» - ФИО3 по доверенности № 167 от 19.06.2014
третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – представитель не явился, извещен надлежаще
Администрация городского округа город Кумертау в лице комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Кумертау обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании недействительными оснований для регистрации прав, признании недействительными зарегистрированных прав, исключении записи о регистрации из ЕГРП.
Определением суда от 29.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ГАЗПРОМ ПХГ».
Истец, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, ходатайством от 17.12.2014 просил о рассмотрении дела без его участия, иск поддерживает.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявленные требования не признает согласно доводам изложенными в отзыве, указывая, что заявленные истцом требования свидетельствуют об оспаривании зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:60:010305:32. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение, ответчиком по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Управление в рассматриваемом случае усматривает спор о праве между Российской Федерацией и органом местного самоуправления и полагает себя ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в удовлетворении заявленных требований просит отказать, на основании того, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, спорный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, что исключает возможность распоряжения ими органом местного самоуправления.
От третьего лица ОАО «ГАЗПРОМ» поступил отзыв, в котором указано, что объект, расположенный на земельном участке, является неотъемлемой частью единой системы газоснабжения и относится к землям специального назначения и является федеральной собственностью согласно п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Представитель третьего лица ООО «ГАЗПРОМ ПХГ» заявленные требования не признает согласно доводам изложенными в отзыве.
От третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан поступил отзыв, просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством, на основании представленных документов.
Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд учитывает, что информация о времени и месте судебного разбирательства дополнительно размещена на интернет-сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан и является общедоступной.
Дело рассмотрено в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Между Администрацией города Кумертау РБ в лице председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Кумертау РБ ФИО4 и ОАО «ГАЗПРОМ», в лице генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Баштрансгаз» ОАО «ГАЗПРОМ» ФИО5, в соответствии с Земельным кодексом Республики Башкортостан, Постановлением Администрации города Кумертау РБ № 355 от 13.03.2002 заключен договор аренды земли населенных пунктов № 000643 от 14.03.2002 на земельный участок из категории земель населенных пунктов, общей площадью 0,0880 га, с кадастровым номером 02:60:010305:0032, расположенный по адресу: <...>, для обслуживания гаража на 5 автомашин (л. д. 13-21).
Договор заключен сроком на 49 лет, до 13.03.2051, зарегистрирован в установленном законом порядке.
На указанном земельном участке расположено здание гаража с кадастровым номером 02:60:010207:203, общей площадью 382,6 кв. м., находящееся в собственности ОАО «ГАЗПРОМ», что подтверждается выпиской из ЕГРП от 26.06.2014 (л. д. 28).
ООО «ГАЗПРОМ ПХГ» в лице филиала «Канчуринское управление подземного хранения газа» обратилось (исх. № 09/01-209 от 04.06.2014 л. д. 23) в Администрацию городского округа город Кумертау РБ с просьбой заключить дополнительное соглашение о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды № 000643 от 14.03.2002.
Администрация городского округа город Кумертау в лице КУС ФИО6 по г. Кумертау просила предоставить документы, на основании которых произошла регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок (исх. № 37/1288 от 02.07.2014 л. д. 24).
Письмом исх. № 09/01-274 от 30.07.2014 ООО «ГАЗПРОМ ПХГ» направило ответ о том, что регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:60:010305:32 произошла на основании п.4 ст. 87, п. 6 ст. 90 3К РФ, п. 1 раздела 4 Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, ст. ст.5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», п. 1 распоряжения Госкомимущества России от 16.02.1994 № 341 «Об утверждении сводного плана приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов государственного газового концерна «Газпром»» (л. д. 25).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:60:010305:32, категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: обслуживание гаража на 5 автомашин, общей площадью 880 кв. м., находящийся по адресу: <...>, зарегистрировано 14 ноября 2012 года за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 ноября 2012 года серии 04 АГ № 989191 (л. д. 27).
Согласно указанному свидетельству о регистрации права основанием для регистрации является Постановление Администрации города Кумертау Республики Башкортостан от 23.04.2002 № 611 «Об упорядочении нумерации зданий по ул. Магистральная в городе Кумертау РБ».
В Федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ст. 17 установлен исчерпывающий перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В указанном перечне акт, изданный органами местного самоуправления (Постановление Администрации города Кумертау РБ № 611 от 23.04.2002 «Об упорядочении нумерации зданий по ул. Магистральная в городе Кумертау РБ»), который вынесен в целях упорядочении нумерации зданий по ул. Магистральная, как основание для регистрации не предусмотрен.
Администрация городского округа город Кумертау в лице КУС Минземимущества РБ по г. Кумертау полагая, что у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отсутствовали основания для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок 02:60:010305:32, общей площадью 880 кв. м., находящийся по адресу: <...>, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из материалов дела следует, что Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан по заявлению ООО «ГАЗПРОМ ПХГ» исправлена техническая ошибка в документе-основании для государственной регистрации: в запись о регистрации № 02-04-10/017/2012-072 от 14.11.2012 внесена правильная запись «документ-основание: п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ; Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 № 295.
Таким образом, оспариваемое истцом основание для регистрации права собственности Российской Федерации аннулировано, что влечет отказ в удовлетворении заявленного требования в соответствующей части.
Отклоняя доводы истца об отсутствии оснований для отнесения спорного земельного участка к землям промышленности, суд исходит из следующего.
В силу абзаца 6 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, помимо земельных участков, указанных в абзацах 2-5 части 1 настоящей статьи, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 указанного Закона единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 14 названного Закона для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, относящиеся в соответствии с территориальным зонированием и градостроительным регламентом к землям специального назначения.
На земельном участке с кадастровым номером 02:60:010305:32 расположено здание гаража на пять автомашин, принадлежащее на праве собственности ОАО «Газпром». В соответствии с перечнем видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса, утвержденного Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295, приказом ОАО «Газпром» от 22.09.2008 №230 «Об утверждении Перечня видов имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, и Порядка формирования и дополнения Перечня видов имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения», указанный объект недвижимости входит в федеральную систему газоснабжения.
В соответствии с п. 14 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения. В границах земельного участка расположен объект, который является неотъемлемой частью единой системы газоснабжения, (объект федеральной энергетической системы), следовательно, указанный участок относится к землям специального назначения.
Согласно п. 4 ст. 90 ЗК РФ, п. 1 раздела 4 Приложения № 1
к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской
Федерации», п. 1 распоряжения Госкомимущества России от 16.02.1994 № 341 «Об утверждении сводного плана приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газовою концерна «Газпром» земельные участки, занимаемые объектами Федеральной системы газоснабжения, должны принадлежать на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств дела возложено на лицо, которое ссылается на эти обстоятельства, как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
В материалы дела представлены реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе; выписка № 290 из реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль; кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером № 02:60:010305:32; расписка регистрирующего органа в получении документов на государственную регистрацию с приложениями; расписка государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Республики Башкортостан о принятых документах для государственной регистрации с приложениями (л. д. 128-148).
Таким образом, учитывая, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, спорный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
При таких обстоятельствах оснований для признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации недействительным, равно как и оснований для прекращения записи в ЕГРП, не имеется.
Поскольку истец в силу требований п.п. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, отказ в его удовлетворении не влечет наложения на истца обязанности по уплате государственной пошлины и применения ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска Администрации городского округа город Кумертау в лице комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Кумертау отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.Е. Кручинина