ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-21403/20 от 13.01.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                           Дело № А07-21403/2020

20 января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 13.01.2021

Полный текст решения изготовлен 20.01.2021

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Абдуллиной Э.Р. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аминевой Г.М. , рассмотрев дело по заявлению

ООО "ЛУКОЙЛ-УРАЛНЕФТЕПРОДУКТ" (ОГРН: 1027402893418, ИНН: 7453011758)

к УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ (ИНН 0276130085, ОГРН 1100280045546)

 - о признании решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, 31 км автодороги «Уфа-Бирск» в р-не ст. «Загородная», условный номер земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в границах и координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 15.05.2020 №АА-5779, для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги, изложенное в письме от 25.06.2020 №16168, незаконным

- об обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОИЛ-Уралнефтепродукт», путем выдачи разрещения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, .31 км автодороги «Уфа-Бирск» в р-не ст. «Загородная», условный номер земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в границах и координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 15.05.2020 №АА-5779, для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги.

при участии в судебном заседании:

От заявителя: Давлетшина Р.В., доверенность №690/20-Ю от 02.03.2020, диплом 110224 2611410 выдан 23.06.2017.

От ответчика: Махьянова Г.Ш., доверенность №Д-145 от 28.12.2020, диплом 100231 039129 выдан 10.07.2020.

ООО "ЛУКОЙЛ-УРАЛНЕФТЕПРОДУКТ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ (ИНН 0276130085, ОГРН 1100280045546) о признании решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, 31 км автодороги «Уфа-Бирск» в р-не ст. «Загородная», условный номер земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в границах и координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 15.05.2020 №АА-5779, для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги, изложенное в письме от 25.06.2020 №16168, незаконным; - об обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОИЛ-Уралнефтепродукт», путем выдачи разрешения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, .31 км автодороги «Уфа-Бирск» в р-не ст. «Загородная», условный номер земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в границах и координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 15.05.2020 №АА-5779, для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги.

Определением суда от 12.11.2020г. судом было указано на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода в стадию судебного разбирательства в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при отсутствии возражений сторон.

Стороны выразили согласие на переход к рассмотрению дела в судебном заседании.

При данных обстоятельствах суд, признает дело подготовленным к судебному разбирательству, считает возможным завершить предварительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании (ст. 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Дело рассматривается в судебном заседании.

От истца поступило возражение на отзыв.

Представитель ответчика представил ответ Главного управления архитектуры ГО г.Уфа.

Исследовав представленные в материалы дела документы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (далее - заявитель) на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 3 527 кв.м с кадастровым номером 02:55:030903:2 и нежилое строение - автозаправочная станция №02025 площадью 72,7 кв.м.

Заявитель обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Ответчик) с заявлением от 15.05.2020 №АА-5779-У о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м с условным номером земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в целях размещения информационного табло (стелы), флагштоков и подъездных дорог, сроком на 5 лет.

Письмом от 25.06.2020 №16168 Управление  земельных и имущественных отношений  Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  отказало заявителю в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения указанных объектов, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы красных линий и предназначен для использования неограниченного круга лиц.

Заявитель считая, что данный отказ противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратился с требованием  о признании решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, 31 км автодороги «Уфа-Бирск» в р-не ст. «Загородная», условный номер земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в границах и координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 15.05.2020 №АА-5779, для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги, изложенное в письме от 25.06.2020 №16168, незаконным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 8 которого предусмотрен такой вид объектов как геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 №393 утверждены Порядок и условия размещения объектов (далее – Порядок), виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с п. 16 Порядка отказ в выдаче документов на использование земель или земельных участков принимается в случае, если:

а)      в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации объектов, указанных в перечне;

б)      размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;

г)       испрашиваемые земли или земельные участки предоставлены физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 39.36 ЗК РФ;

д)      в отношении указанных в заявлении земель или земельных участков выданы документы на использование иному лицу и срок их действия не истек.

В п. 17 Порядка установлено, что решение об отказе в выдаче документов на использование должно содержать основание для отказа, предусмотренное п. 16 настоящего Порядка.

В случае, если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 5,6 Порядка, в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.

Судом установлено, что нарушений пунктов 5,6 названного Порядка заявителем при обращении к ответчику не допущено. Заявление содержит все необходимые сведения, которые предусмотрены положениями пункта 5 Порядка; кроме того, к заявлению были приложены необходимые документы, указанные в пункте 6, в том числе схема расположения объектов на земельном участке или земельных участком на кадастровом плане территории, позволяющая однозначно определить его местоположение и расположение соседних земельных участков. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Вместе с тем, письмом от 25.06.2020 №16168 Управление отказало заявителю в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения указанных объектов, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы красных линий и предназначен для использования неограниченного круга лиц.

Управление в письме от 25.06.2020 №16168, отказывая в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги, не указал ни на одно из оснований предусмотренных пунктом 16 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Оспариваемый отказ не содержит обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения стелы, флагштоков и подъездных дорог.

Поскольку четкий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объектов установлен пунктом 16 названного Порядка и не подлежит расширительному толкованию, решение Управления (в письме от 25.06.2020 №16168) является необоснованным и незаконным.

Указание Управления  земельных и имущественных отношений  Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  в оспариваемом отказе о пересечении испрашиваемого земельного участка с границами красных линий также является необоснованным, поскольку в данном случае заявитель обращался в Управление  земельных и имущественных отношений  Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  с заявлением в порядке главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, у Управления отсутствует правовое основание для отказа заявителю в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка для размещения информационного табло (стелы), флагштоков и подъездной дороги, поскольку перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (п. 16 Порядка).

Заинтересованным лицом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие основания для принятия отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемой части земельного участка.

Довод Управления о том, что выдача разрешения на использование земельного участка не представляется возможным ввиду его нахождения в границах красных линий не может быть принят во внимание судом, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа, в силу пункта 16 Порядка.

Наличие на испрашиваемом земельном участке красных линий не является препятствием для использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и не может быть положено в основание отказа.

Четкий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объектов установлен пунктом 16 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 №393 (далее по тексу - Порядок) и не подлежит расширительному толкованию. Решение Ответчика (№16168 от 25.06.2020) является незаконным.

Решение об отказе в выдаче документов на использование должно содержать основание для отказа, предусмотренное пунктом 16 настоящего Порядка (п. 17 Порядка).

Довод Заинтересованного лица о том, что заявителем в нарушение п. 12 Порядка заявлен срок использования земли более 5 лет не подтверждается материалами дела.

Заявитель  обратился в Управление за предоставлением разрешения на использование земельного участка сроком на 5 лет, что подтверждается заявлением ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» от 15.05.2020        №АА-5779-У (л.д. 15).

Таким образом, довод Управления противоречит имеющимся материалам дела, в связи с чем, подлежит отклонению.

На основании изложенного, поскольку Управлением  земельных и имущественных отношений  Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  в оспариваемом отказе не указано ни на одно из оснований, предусмотренных пунктом 16 Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.08.2018 №393, перечень которых является исчерпывающим, суд приходит к выводу от отсутствии у Управления  земельных и имущественных отношений  Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  правовых оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка по надуманным основаниям, изложенным в письме от 15.05.2020 №АА-5779-У.

Таким образом, требование заявителя подлежит удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Суд считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОИЛ-Уралнефтепродукт» в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу, путем выдачи разрешения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, 31 км автодороги «Уфа-Бирск» в р-не ст. «Загородная», условный номер земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в границах и координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 15.05.2020 №АА-5779, для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. относятся на Управление  земельных и имущественных отношений  Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО "ЛУКОЙЛ-УРАЛНЕФТЕПРОДУКТ" (ОГРН: 1027402893418, ИНН: 7453011758) удовлетворить.

         Признать незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, 31 км автодороги «Уфа-Бирск» в р-не ст. «Загородная», условный номер земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в границах и координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 15.05.2020 №АА-5779, для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги, изложенное в письме от 25.06.2020 №16168.

Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОИЛ-Уралнефтепродукт» в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу, путем выдачи разрешения на использование земельного участка площадью 1 531 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, .31 км автодороги «Уфа-Бирск» в р-не ст. «Загородная», условный номер земельного участка 02:55:030903:ЗУ 1, в границах и координатах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 15.05.2020 №АА-5779, для размещения стелы, флагштоков и подъездной дороги.

Взыскать с Управления  земельных и имущественных отношений  Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-УРАЛНЕФТЕПРОДУКТ" (ОГРН: 1027402893418, ИНН: 7453011758) судебные расходы по госпошлине в размере 6 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Э.Р. Абдуллина