450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-2197/2021
25 мая 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2021 года. Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2021 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сагидуллиной Ю.А., рассмотрел в судебном онлайн-заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Акцепт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству торговли и услуг Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1, доверенность 11.12.2019года;
от ответчика – ФИО2, доверенность от 21.12.2020года, диплом.
ООО «Акцепт» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей № 05-598-К-21 о назначении административного наказания от 14.01.2021 года по статье 14.19 КоАП РФ.
Определением от 01.03.2021 года в порядке процессуального правопреемства Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей заменен на Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель ответчика, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителя административного органа и заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Согласно ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
На основании пункта 15 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459 (далее - Правила функционирования ЕГАИС) организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 Правил функционирования ЕГАИС, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 Правил функционирования ЕГАИС.
Как следует из материалов дела, 23.12.2020 в ходе осмотра помещений и находящихся там вещей и документов в рестобаре «Большой» ООО «Акцепт» ИНН <***> по адресу: 453114, <...>, осуществлена сверка фактических остатков алкогольной продукции с остатками в ЕГАИС.
Согласно «Отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру на 23.12.2020», «Отчету об объемах остатков в торговом зале этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 23.12.2020», сформированному в ЕГАИС, в торговом объекте Общества по вышеуказанному адресу зафиксировано 25,5 дал. или 372 ед. алкогольной продукции. При фактическом снятии остатков, в натуре, в торговом объекте Общества находилось 54 ед. алкогольной продукции.
Кроме того, виски ирландский купажированный «Джемесон», изготовитель: Айриш Дистиллере Лимитед, Ирландия, г. Дублин, дата розлива: 12.05.2020г., объем 0,5 л., алк. 40 % об., по цене 2900 руб., номер федеральный специальной марки 300 34619524 обнаруженный в торговом зале, не был зафиксирован на остатках в ЕГАИС.
На основании вышеизложенного установлено, что в торговом объекте общества отсутствуют 318 ед. алкогольной продукции, зафиксированной на остатках в ЕГАИС, то есть обществом осуществляется оборот алкогольной продукции с нарушением порядка учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
23.12.2020 ведущим специалистом-экспертом отдела контрольных мероприятий Госкомитета РБ по торговле ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № 598-К-20 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
14 января 2021 года Министерством торговли и услуг Республики Башкортостан в отношении ООО «Акцепт» вынесено постановление №05-598-К-21 о привлечении к административной ответственности по ст.14.19 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ - программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
В соответствии с п. 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 650, при наличии у организаций обособленных подразделений программно-аппаратные средства организаций должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом № 171-ФЗ в части фиксации в ЕГАИС сведений об обороте алкогольной продукции, но обществом не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
В результате чего были нарушены п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 9 июля 2016 г. №650.
Как отражено в п. 18 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017 года, противоправные действия общества, осуществившего фиксацию в ЕГАИС сведений об объемах оборота (закупки) алкогольной продукции не в полном объеме, являются нарушениями порядка учета алкогольной продукции при ее производстве и обороте и подлежат квалификации по статье 14.19 КоАП РФ.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.19 КоАП РФ.
Факт правонарушения подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя о том, что вся недостающая алкогольная продукция находилась в подсобном помещении судом отклоняется.
Как следует из материалов дела осмотр помещения 23.12.2020 года происходил в присутствии законного представителя ООО «Акцепт», длился пять часов и зафиксирован, в том числе, посредством видео и фото съемки.
По окончании осмотра помещения был составлен протокол осмотра № 656 в котором директор общества ФИО4, указала на то, что по осмотру замечаний нет.
К представленному ООО «Акцепт» акту снятия остатков алкогольной продукции по состоянию на 11 января 2021 года суд относится критически, поскольку он составлен в одностороннем порядке, в нем, в отличии от акта осмотра от 23.12.2020 года № 656, не указаны акцизные марки недостающей алкогольной продукции, на рассмотрение дела 14.01.2021 года данный акт не представлялся.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изложенное свидетельствует о ненадлежащем исполнении обществом возложенных законом обязанностей, не принятии всех зависящих от него мер для соблюдения требований закона и устранения нарушения в кратчайший срок.
Вина ООО «Акцепт» состоит в бездействии, поскольку при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, общество могло выявить нарушения и предпринять своевременные меры по их устранению.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Акцепт» были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Данных о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению заявителем требований закона, материалы дела не содержат. Общество не представило доказательств наличия уважительных причин в неисполнении своих публично-правовых обязанностей в установленном порядке и в установленный срок.
Доводы заявителя о не извещении общества о времени и месте рассмотрения административного дела противоречат представленным доказательствам (л.д. 78, 79).
С учетом изложенного, в действиях (бездействии) Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом и постановление вынесено в соответствии с компетенцией административного органа.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным суд не усматривает.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении ООО «Акцепт» к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью «Акцепт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья К.В.Валеев