АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа
«03» февраля 2012 года Дело № А07-22264/2012
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Уразаевой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО Агентство недвижимости «Селена» (450077, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>);
генерального директора ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО1 (452616, <...>)
к Федеральной службе по финансовому мониторингу (107450, <...>);
МРУ Росфинмониторинга по ПФО (603000, <...>)
о признании незаконными и отмене постановлений № 04-11/252/3 и № 04-11/396/3 от 05.07.2011г., решений № 00-11/10Р и № 00-11/12Р от 10.11.2011г.,
при участии в судебном заседании:
от ООО Агентство недвижимости «Селена»: ФИО2 – представитель по доверенности № 19 от 09.12.2010г.;
от генерального директора ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО1: представитель не явился, извещен надлежащим образом; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;
от Федеральной службы по финансовому мониторингу: представитель не явился, извещен надлежащим образом; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
МРУ Росфинмониторинга по ПФО: представитель не явился, извещен надлежащим образом; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей заявителя ФИО1 и ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратились Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Селена» (далее Общество) и генеральный директор ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО1 с заявлением о признании незаконными и отмене:
постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее Управление) № 04-11/252/3 от 05.07.2011г. о привлечении ООО Агентство недвижимости «Селена» к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, № 04-11/396/3 от 05.07.2011г. о привлечении генерального директора ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
решений Федеральной службы по финансовому мониторингу № 00-11/10Р от 10.11.2011г. и № 00-11/12Р от 10.11.2011г.
ООО Агентство недвижимости «Селена» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу № 04-11/252/3 от 05.07.2011г.
В соответствии с требованиями п.2 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Указанной статьей предусмотрено право заявителя на подачу ходатайства о восстановлении пропущенного срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Рассмотрев представленные доказательства, доводы заявителя и учитывая установленную ст.46 Конституции Российской Федерации и ст.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации гарантированность судебной защиты, уважительность причин, в целях необходимости обеспечения доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и соблюдения прав заинтересованных лиц на судебную защиту, суд считает, что срок на обжалование постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 05.07.2011г. № 04-11/252/3 подлежит восстановлению.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя ООО Агентство недвижимости «Селена», суд установил, что на основании приказа от 06.04.2011г. № 48 Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу проведена проверка ООО Агентство недвижимости «Селена» по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) в ООО Агентство недвижимости «Селена» не организован внутренний контроль, а именно:
- Общество в период с 31.10.2007г. по 01.04.2011г. не состояло на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу;
- не осуществляется идентификация клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;
- не разработаны и не согласованы уполномоченным органом правила внутреннего контроля;
- в период с 31.10.2007г. по 01.04.2011г. отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
- обучение сотрудников Общества в сфере ПОД/ФТ в форме дополнительных инструктажей не проводилось.
Кроме того, в нарушение п.1 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ сведения о заключенном договоре беспроцентного займа от 28.10.2010г. на сумму, превышающую 600 000 руб., Обществом в Росфинмониторинг не представлены.
В нарушение п.1.1 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ Обществом не представлены сведения об операциях с недвижимым имуществом на сумму, превышающую 3 000 000 руб.
По результатам проверки составлен акт проверки от 22.06.2011г. № 40, протокол об административном правонарушении от 24.06.2011г. № 04-11/252/3 в отношении ООО Агентство недвижимости «Селена» по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении от 24.06.2011г. № 04-11/396/3 в отношении генерального директора ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО1 по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.
На основании материалов проверки 05.07.2011г. Управлением вынесены постановления № 04-11/252/3 от 05.07.2011г. о привлечении ООО Агентство недвижимости «Селена» к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб. и № 04-11/396/3 о привлечении генерального директора ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО1 по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Общество и руководитель Общества с вынесенными постановлениями не согласились и обжаловали их в вышестоящий орган.
Решением Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10.11.2011г. постановление Управления № 04-11/252/3 от 05.07.2011г. в отношении ООО Агентство недвижимости «Селена» по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ оставлено без изменения.
Решением Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10.11.2011г. постановление Управления № 04-11/396/3 от 05.07.2011г. в отношении генерального директора ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО1 по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными постановлениями и решениями, Общество и руководитель Общества обратились в арбитражный суд с заявлением об отмене указанных постановлений и решений.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя ООО Агентство недвижимости «Селена», исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п.2.2 Устава ООО Агентство недвижимости «Селена» (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), основным видом деятельности Общества является предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.04.2011г. основным видом экономической деятельности Общества указан 70.31.1. – предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
В бухгалтерской отчетности Общества (форма № 1, форма № 2) в графе «виды деятельности» указан вид деятельности – представление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что ООО Агентство недвижимости «Селена» относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В силу ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003г. № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
В соответствии с п.«д» п.2 названного Положения организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что ООО Агентство недвижимости «Селена» на учете в уполномоченном органе в период с 31.10.2007г. по 01.04.2011г. не состояло.
Однако, как следует из материалов дела, ООО Агентство недвижимости «Селена» зарегистрировано в качестве юридического лица 31.10.2007г., а значит, постановка на учет организации должна быть осуществлена в течение 30 дней.
Датой совершения административного правонарушения в данном случае будет считаться день, следующий за последней датой осуществления действий, установленных нормативным актом. Ответственность за данные нарушения наступает за факт невыполнения обязанностей и непредставления документов в указанный в нормативном акте срок, и не сопряжена с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на юридическое лицо под угрозой административного преследования.
Следовательно, правонарушение, выразившееся в не осуществлении своей постановки на учет, считается оконченным с момента окончания 30-дневного срока предоставления в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимых документов.
Аналогичная позиция изложена в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», в соответствии с которым, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
То обстоятельство, что административное правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку обязанность выявления административных правонарушений возложена на административный орган.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Судом установлено, что факт совершения нарушения, выразившегося в не осуществлении своей постановки на учет в течение 30 дней с даты государственной регистрации, был обнаружен административным органом 22.06.2011г. (дата составления акта проверки), однако, само нарушение совершено 01.12.2007г., поскольку в предыдущие дни истек последний срок исполнения Обществом обязанностей и представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимых документов. Таким образом, постановление о привлечении Общества к административной ответственности за нарушения, выразившиеся в не осуществлении своей постановки на учет в течение 30 дней с даты государственной регистрации, могло быть вынесено не позднее 01.12.2008г., так как после истечения годичного срока производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Таким образом, в части указанного нарушения Общество привлечено к административной ответственности необоснованно.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны в том числе, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен постановлением Правительства РФ от 18.01.2003г. № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
В связи с тем, что Общество в уполномоченном органе на учете не состоит, идентификация клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, Обществом не могла осуществляться.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010г. № 967-р утверждены Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п.2 указанных Рекомендаций Правила внутреннего контроля содержат порядок документального фиксирования необходимой информации и обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации. В правила внутреннего контроля также включаются программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определенные настоящими рекомендациями.
Обществом в нарушение вышеназванных требований правила внутреннего контроля не разработаны.
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005г. № 715 утверждены Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п.3 данного постановления требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010г. № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п.2 указанного Положения руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 3 данного Положения определен круг лиц, подлежащих включению в указанный перечень.
В нарушение вышеназванных требований в ООО Агентство недвижимости «Селена» отсутствует утвержденный руководителем перечень сотрудников, обязанных проходить обучение.
В соответствии с п.6 Положения обучение проводится в следующих формах:
а) вводный инструктаж;
б) дополнительный инструктаж;
в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).
Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения.
Обществом в связи с отсутствием специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, инструктажи не проводились.
Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009г. № 103 утверждены Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок.
В соответствии с данными Рекомендациями к основным критериям необычных сделок является в том числе, предоставление или получение займа, процентная ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России.
Управлением установлено, что Обществом 14.12.2010г. заключен договор займа № 2/10 с ООО «Селена» на сумму 1 700 000 руб. Денежные средства перечислены на расчетный счет заемщика 15.12.2010г.
Согласно п.1.3 договора на сумму займа подлежат уплате проценты в размере один процент годовых.
28.10.2010г. между ООО Агентство недвижимости «Селена» и ООО «Селена» заключен договор беспроцентного займа на сумму 608 000 руб. Денежные средства перечислены на расчетный счет ООО Агентство недвижимости «Селена» 01.11.2010г.
В соответствии с п.1.2 договора заемщик обязуется перечислить сумму в размере 3% годовых за пользование займом.
В соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 31.05.2010г. № 2450-У ставка рефинансирования Банка России с 01.06.2010г. установлена в размере 7,5% годовых.
Таким образом, процентная ставка по вышеназванным договорам более чем в два раза ниже ставки рефинансирования. Следовательно, данные операции соответствует критериям сомнительности, в связи с чем, Общество должно было направить сообщение о данных сделках в уполномоченный орган не позднее дня ее совершения.
В соответствии с п.1.1 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
26.09.2008г. ООО Агентство недвижимости «Селена» заключило договор купли-продажи недвижимого имущества с ЗАО «Максимовское мясо» на сумму 4 000 000 руб.
Сведения по указанной сделке Обществом в Росфинмониторинг не представлены.
Таким образом, Обществом не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю и организации внутреннего контроля.
Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю и организации внутреннего контроля влечет административную ответственность по ст.15.27 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки от 22.06.2011г. № 40, протоколом об административном правонарушении от 24.11.2011г. № 04-11/252/3 26.03.2010г.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 Кодекса).
Вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения Управлением надлежащим образом установлена и выражается в непринятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма при наличии возможности для соблюдения установленных правил и норм, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях ООО Агентство недвижимости «Селена» имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом при рассмотрении дела не установлено.
Согласно ч.1, 2 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. невыполнение предусмотренной обязанности к установленному сроку не является длящимся административным правонарушением.
Таким образом, срок давности привлечения ООО Агентство недвижимости «Селена» к административной ответственности за непредставление сведений начинает течь с того момента, когда Общество должно было представить указанные сведения. Следовательно, срок привлечения Общества за непредставление сведений о заключенном договоре купли-продажи недвижимого имущества на момент вынесения оспариваемого постановления истек.
Срок давности привлечения к административной ответственности является пресекательным и восстановлению не подлежит.
В силу п.6 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Между тем, для привлечения к административной ответственности совокупности нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не требуется, достаточно одного нарушения.
Общество также привлечено к административной ответственности за отсутствие разработанных и утвержденных Правил внутреннего контроля общества в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, отсутствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, отсутствие обучения сотрудников в форме дополнительных инструктажей.
Срок для исполнения данных обязанностей Федеральным законом № 115-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» не установлен.
С учетом изложенного, данное правонарушение является длящимся, так как выражается в непрекращающемся невыполнении Обществом установленной публичной обязанности, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня обнаружения административного правонарушения, то есть со дня составления протокола – 24.06.2011г., в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, при вынесении Управлением оспариваемого постановления от 05.07.2011г. не истек.
Следовательно, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст.2.9.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом в соответствии с пунктом 18.1 этого же Постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Таким образом, малозначительность применяется ко всем составам административных правонарушений, предусмотренных в особенной части КоАП с учетом оценки конкретных обстоятельств судом.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае суд усматривает обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения.
Как следует из материалов дела, Обществом посреднические услуги по покупке, продаже и аренде недвижимого имущества фактически не оказывались. Обществом также были приняты меры по устранению допущенного нарушения, а именно: внесены изменения в Устав и в Единый государственный реестр юридических лиц в части исключения из видов деятельности, подпадающих под действие Федерального закона № 115-ФЗ.
Совершенное правонарушение не содержит существенной угрозы для личности, общества, государства и охраняемых общественных правоотношений, совершено впервые и не повлекло иных нарушений законодательства, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, у общества отсутствует намерение скрыть информацию.
Документов, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, наступление негативных последствий, наличие у Общества пренебрежительного отношения к своим обязанностям административным органом в материалы дела не представлено.
Суд считает, что наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот тысяч рублей является явно несоразмерным обстоятельствам и характеру совершенного правонарушения, степени вины Общества, является наказанием в данном случае неадекватным степени общественной опасности конкретного нарушителя и характеру совершенного нарушения.
Достаточной мерой воздействия за данное нарушение является объявление устного замечания в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Учитывая требования п.3 ст.4.1, ст.4.2, ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также исходя из положений Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интереса и конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15.07.1999г. и № 14-П от 12.05.1998г., учитывая отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о существенной угрозе общественным отношениям, совершение правонарушения впервые, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает возможным освободить ООО Агентство недвижимости «Селена» от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием согласно ст.2.9 КоАП РФ.
Согласно п.17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В связи с изложенным, суд считает требования ООО Агентство недвижимости «Селена» от отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу № 04-11/252/3 от 05.07.2011г. о привлечении ООО Агентство недвижимости «Селена» к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решения Федеральной службы по финансовому мониторингу № 00-11/10Р от 10.11.2011г. подлежащими удовлетворению.
производство по делу в части признания незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу № 04-11/396/3 от 05.07.2011г. и решения Федеральной службы по финансовому мониторингу № 00-11/12Р от 10.11.2011г., вынесенных в отношении генерального директора ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО1 подлежит прекращению в соответствии со ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку дела об оспаривании постановлений об административных правонарушениях, вынесенных в отношении должностного лица, арбитражному суду неподведомственны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельностью, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В силу ч.3 ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц или лиц, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Субъектом административной ответственности по постановлению № 04-11/396/3 от 05.07.2011г. и решению № 00-11/12Р от 10.11.2011г. выступает ФИО3 как должностное лицо ООО Агентство недвижимости «Селена». Споры с участием таких лиц арбитражному суду подведомственны лишь в случаях, прямо предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством, к которым настоящий спор не может быть отнесен.
Гражданин ФИО3 вправе обратиться за защитой своих прав в соответствии нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 150, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости «Селена» (450077, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (603000, <...>) № 04-11/252/3 от 05.07.2011г. о привлечении ООО Агентство недвижимости «Селена» к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение Федеральной службы по финансовому мониторингу (107450, <...>) № 00-11/10Р от 10.11.2011г. признать незаконными и отменить.
Производство по делу в части обжалования постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (603000, <...>) № 04-11/396/3 от 05.07.2011г. о привлечении генерального директора ООО Агентство недвижимости «Селена» ФИО3 к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решения Федеральной службы по финансовому мониторингу (107450, <...>) № 00-11/12Р от 10.11.2011г. прекратить.
Решение вступает в силу по истечении десяти дней с момента принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья С.А.Боброва