ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-22351/13 от 28.02.2014 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-22351/2013

04 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2014

Полный текст решения изготовлен 04.03.2014

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Хомутовой С. И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой Д. И., рассмотрев дело по заявлению

ФИО1

к Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным действий Межрайонной ИФНС №39 по РБ об исключении 16.09.2013 из ЕГРЮЛ потребительского автогаражного кооператива "Автостар" как фактически прекратившего свою деятельность и обязании исключить из ЕГРЮЛ регистрационную запись от 16.09.2013

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 01.12.2013;

от МРИ ФНС №39 по РБ – ФИО3 по доверенности от 14.01.2014;

Председатель потребительского автогаражного кооператива "Автостар" ФИО1 (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан (далее Инспекция) о признании незаконным действия Межрайонной ИФНС №39 по РБ об исключении 16.09.2013 из ЕГРЮЛ потребительского автогаражного кооператива "Автостар" (далее автокооператив) как фактически прекратившего свою деятельность и обязании исключить из ЕГРЮЛ регистрационную запись от 16.09.2013.

До момента принятия решения заявитель представил заявление об уточнении заявленных требований, где просит признать незаконными действия МРИ ФНС №39 по Республике Башкортостан об исключении 16.09.2013 из Единого государственного реестра юридических лиц Гаражный автокооператив «Автостар», как фактически прекратившего свою деятельность и возложить на Инспекцию обязанность об исключении из ЕГРЮЛ государственную регистрационную запись №2130280939149 от 16.09.2013 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.

Заявление об уточнении заявленных требований судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель заявленные требования поддержал с учетом принятых судом уточнений.

Нормативно заявление обосновано положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и мотивировано отсутствием фактических оснований для исключения сведений о кооперативе из реестра и нарушением регистрирующим органом установленной указанным законом процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Представитель Инспекции в удовлетворении заявленных требований просил отказать по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 03.02.2005 общим собранием организуемого потребительского гаражного автокооператива «Автостар» было принято решение об утверждении устава кооператива, председателем автокооператива избран ФИО4

10.02.2005 автогаражный кооператив «Автостар» прошел государственную регистрацию, о чем Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Уфы в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ГРН 1050204114256 (свидетельство серии 02 №004551993 (л.д. 83).

Согласно выписке из протокола №2 от 31.10.2005 общим собранием автокооператива «Автостар» принято решение об избрании председателем ФИО1 (л.д. 25).

Согласно справке МРИ ФНС №40 по РБ №1849-О от 2013 (л.д. 91) о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах потребительский гаражный автокооператив «Автостар» представлял документы отчетности последний раз 03.02.2010.

Налоговым органом 24.05.2013 принято решение №2053 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц – потребительского гаражного автокооператива «Автостар», которое 12.10.2011 было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» №21(430), дата выхода 29.05.2013.

16.09.2013 в реестр внесена запись №2130280939149 об исключении потребительского гаражного автокооператива «Автостар», из реестра, как фактически прекратившего свою деятельность.

Как указал заявитель, о факте исключения потребительского гаражного автокооператива «Автостар» из ЕГРЮЛ ему стало известно в момент обращения в Пенсионный фонд России по Республике Башкортостан 09.10.2013.

Полагая действия инспекции по исключению автокооператива из реестра юридических лиц незаконными, ФИО1 обратился в суд с соответствующим заявлением.

Согласно п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ юридическое лицо признается недействующим и регистрирующий орган принимает решение о его предстоящем исключении из реестра юридических лиц при наличии одновременно следующих признаков: если это юридическое лицо, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра (п. 3 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 названного Федерального закона).

Согласно п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если в течение трехмесячного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.

По смыслу приведенных правовых норм, регистрирующий орган не исключает юридическое лицо из государственного реестра, если в течение трехмесячного срока со дня опубликования решения о предстоящем исключении поступили заявления соответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица.

Судом установлено, что в соответствии со справкой инспекции №1849-О от 2013 (л.д. 91) в течение последних 12 месяцев налоговая и бухгалтерская отчетность автокооперативом не представлялась, сведения об открытых им банковских счетах отсутствуют.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия инспекцией решения от 24.05.2013 №2053 о предстоящем исключении потребительского гаражного автокооператива «Автостар» из реестра юридических лиц.

Поскольку налоговым органом были установлены обстоятельства, предусмотренные пунктами 1, 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», формальные признаки для оценки статуса юридического лица как прекратившего деятельность, имелись.

Однако из положений указанной статьи Закона № 129-ФЗ не следует, что наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; нормы данной статьи предусматривают исключение из реестра юридических лиц действительно прекративших свою деятельность.

Материалы же настоящего дела опровергают данное обстоятельство.

Кроме того, налоговым органом допущено нарушение порядка исключения автокооператива из реестра, поскольку в нарушение пункта 4 ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в публикации о предстоящем исключении потребительского гаражного автокооператива «Автостар» из реестра отсутствуют сведения о порядке и сроке направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение. В материалы дела представлена распечатка с Интернет-сайта «Вестника государственной регистрации», в которой данная информация не отражена. Иного материалы дела не содержат. Из доводов отзыва (л.д. 94-95) также не следует, что указанные требования закона регистрирующим органом были соблюдены. Изучение представленной сторонами публикации показало, что в ней имеется только ссылка на адрес регистрирующего органа, опубликовавшего соответствующее сообщение, без разъяснения порядка и сроков направления заявлений.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела также следует, что налоговым органом не соблюден порядок внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Помимо указанного, при установлении признаков недействующего юридического лица в виде непредставления отчетности и отсутствия сведений об открытых банковских счетах регистрирующий орган не учел цели создания данной некоммерческой организации.

Из представленного в материалы дела Устава потребительского гаражного автокооператива «Автостар», утвержденного протоколом общего собрания членов от 03.02.05 № 1, следует, что кооператив организован для удовлетворения потребностей членов кооператива в гаражных боксах и иных объектах современной социальной инфраструктуры путем приобретения на собственные и привлеченные средства, а также для последующей эксплуатации и управления приобретенным недвижимым имуществом (гаражами) и является некоммерческой организацией.

Поскольку по смыслу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации, то отсутствие у потребительского гаражного автокооператива «Автостар», открытых в банках счетов не может служить достаточным основанием для вывода о наличии у него одного из признаков недействующего юридического лица.

Кроме того, в материалах дела имеются доказательства осуществления потребительским гаражным автокооперативом «Автостар» деятельности, соответствующей целям его создания – протоколами оперативных совещаний по вопросу сохранности имущества в гаражных автокооперативах района от 13.02.2008, 14.04.2011, 03.03.2009 (л.д. 26-30) Главы Ленинского района городского округа г.Уфа регламентированы порядки проведения месячников по санитарной очистке и благоустройству территории района, среди которых значится автокоопертив «Автостар», доказательствами оплаты потребленных автокооперативом коммунальных услуг за период с 2010 по 2013 года; доказательствами расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (расчеты от 01.03.2013г., 01.04.2013г., 03.07.23013г.(л.д.22-24); заявлениями физических лиц о принятии в члены автокооператива (л.д.16, 18).

В свою очередь бухгалтерская отчетность автокооперативом не сдавалась, поскольку производственную деятельность кооператив не ведет, доходов не получает. Банковские счета кооперативом не открывались изначально, поскольку автокооператив не создавался для извлечения прибыли.

Ответчиком же факт отсутствия ведения уставной деятельности у кооператива не доказан, следовательно, исключение данного юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего, неправомерно.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание допущенные со стороны Инспекции в отношении потребительского гаражного автокооператива «Автостар» нарушения осуществления процедуры исключения юридического лица из реестра, а также наличие в материалах дела доказательств фактического осуществления названным кооперативом уставной деятельности, суд пришел к выводу о несоответствии действий Инспекции по исключению автокооператива из реестра юридических лиц положениям действующего законодательства и удовлетворении заявленного ФИО1 требования.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1, удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 39 по Республике Башкортостан по исключению 16.09.2013 потребительского автогаражного кооператива «Автостар» из Единого государственного реестра юридических лиц, как несоответствующие требованиям Федерального закона от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 39 по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи № 2130280939149 от 16.09.2013 о прекращении деятельности потребительского автогаражного кооператива «Автостар» в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 39 по Республике Башкортостан в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья С.И.Хомутова

____________________________

Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/