ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-22420/19 от 15.06.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-22420/19

18 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2021

Полный текст решения изготовлен 18.06.2021

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Давлеткуловой Г. А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафаровой И.Д. рассмотрел дело по заявлению

Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>), Муниципальному казенному учреждению "Отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан

о признании недействительным представления № 0100-21-06/2671 от 08.04.2019

с участием (согласно протоколу)

Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее – Заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным представления №0100-21-06/2671 от 08.04.2019 года (с учетом уточнения, принятого в порядке ст.49 АПК РФ). Дело рассмотрено с учетом уточнения.

Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФк участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.

В судебном заседании представитель заявителя изложенные в уточнённом заявлении доводы поддерживает.

Управление с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое представление законным и обоснованным.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан представило письменный отзыв.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан в соответствии с приказом Управления от 15.01.2018 №4 «О назначении внеплановой камеральной проверки» в период с 18.01.2019 по 18.02.2019 в отношении Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан проведена внеплановая проверка использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

По результатам проверки Управлением составлен акт камеральной проверки от 18.02.2019, которым установлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а именно: в 2017 году Администрацией не обеспечен контроль за целевым использованием средств субсидий, выделенных на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории городского округа город Стерлитамак, предусмотренных Муниципальной программой «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017 № 884 (далее - Муниципальная программа от 05.05.2017 № 884).

08.04.2019 Управлением вынесено представление №0100-21-06/2671 с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по возврату предоставленных средств бюджета, использованных не по целевому назначению, в размере 3 080 274,78 рубля на лицевой счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в целях последующего перечисления в доход федерального бюджета до 01 июля 2019 года.

Не согласившись с вынесенным представлением Управления, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

На основании абзаца 4 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2. БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ предписание - документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

По смыслу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, несоответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 №      415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 19.12.2016 № 415-ФЗ, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 (далее - Правила от 10.02.2017 № 169), Соглашением о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды от 17.02.2017 № 069-08-457 (далее - Соглашение от 17.02.2017 № 69-08-457), в 2017 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан предоставлены средства целевых субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирование городской среды в размере 856 638 900,00 рублей по КБК 069 0503 05 2 П255 550 521 (код цели-17-992).

Из общей суммы целевых субсидий, выделенных из федерального бюджета не по целевому назначению использованы средства на сумму 15 990 3 81,44 рублей, в том числе:

-        при реализации мероприятий по благоустройству общественной территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан нецелевое использование средств федерального бюджета составило 12 910 106,66 рублей;

-        при реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых домов, расположенных на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан нецелевое использование средств федерального бюджета составило 3 080 274,78 рубля.

В проверяемом периоде порядок и условия выделения средств на реализацию государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды установлены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017       № 169 (далее - Правила от 10.02.2017 № 169).

В соответствии с пунктом 13 Правил от 10.02.2017 № 169 муниципальная программа на 2017 год должна включать в себя в том числе перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году, с перечнем видов работ, планируемых к выполнению, в том числе с включением не менее одной общественной территории, отобранной с учетом результатов общественного обсуждения, а также иные определенные органом местного самоуправления мероприятия по благоустройству, подлежащие реализации в 2017 году.

В целях исполнения Правил от 10.02.2017 № 169 принято постановление Правительства Республики Башкортостан от 15.03.2017 № 88 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» (далее - Постановление от 15.03.2017       № 88), которым утверждены:

-        перечень муниципальных образований Республики Башкортостан, которым в 2017 году предоставляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды;

-        объем средств, предоставляемых в 2017 году из бюджета Республики Башкортостан в качестве субсидий на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды;

-        порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год (далее - Порядок от 15.03.2017 № 88).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан от 27.03.2017 № 06/06-165 «Об утверждении форм документов в целях реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.03.2017   №88 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» (далее - Правила от 10.02.2017 № 169) утверждены:

-        форма соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год;

-        показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан;

-        форма отчета о расходовании средств на реализацию муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год;

-        форма отчета о достижении показателей результативности использования субсидии, предоставленной из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального образования Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.

Постановлением главы Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от 05.05.2017 N 884 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год» (далее - Программа) задачей которой является повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий муниципального образования;

- обеспечение формирования единого облика муниципального образования;

- проведение ремонта и обеспечение комплексного благоустройства дворовых территорий МКД;

- организация новых и восстановление существующих мест отдыха на внутридворовых территориях МКД;

- устройство малых архитектурных форм на дворовых территориях МКД;

- проведение ремонта и комплексного обустройства общественной территории.

Приложением № 8 Программы утвержден перечень общественных территорий для включения в проект муниципальной программы "формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак на 2017 год": благоустройство общественной территории по ул. Худайбердина (от пересечения с пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистической г. Стерлитамака). Общая площадь благоустроенной территории составит 80000 м2.

Средства городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан направлены на:

1. Разработку проектно-сметной документации на "Благоустройство общественной территории по ул. Худайбердина от пересечения с пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистической г. Стерлитамака" - 500000 рублей.

2. Проведение достоверности определения сметной стоимости сметной документации объекта "Благоустройство общественной территории по ул. Худайбердина от пересечения с пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистической г. Стерлитамака" - 269385 рублей.

3. Осуществление функций строительного контроля (технический надзор) при выполнении работ по благоустройству общественных территорий - 823548 рублей.

Выделение межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан, в том числе трансфертов, источником формирования которых явились средства федерального бюджета, бюджету муниципального образования в 2017 году произведено Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) на основании соглашения, заключенного между Министерством и администрацией муниципального образования.

Реализация Муниципальной программы в части мероприятий по благоустройству общественных территорий возложено на муниципальное казенное учреждение «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан».

Во исполнение Правил от 10.02.2017 № 169, Постановления от 15.03.2017 № 88 между Министерством жилищно - коммунального хозяйства Республики Башкортостан (уполномоченный орган) и Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан заключено Соглашение от 11.05.2017 № 152 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год (далее - Соглашение от 11.05.2017 № 152), согласно п. 1.1 которого предусмотрены объемы выделяемого финансирования - всего в сумме 115 450 677,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 95 824 062,0 рубля (83 % от общего объема выделенных субсидий), за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 19 626 615,0 рублей (17% от общего объема выделенного финансирования), в том числе на благоустройство общественных территорий выделено 38 483 559 рублей 00 копеек, из них за счет средств федерального бюджета 31 941 354 рублей 00 копеек, за счет Республики Башкортостан 6 542 205 рублей 00 копеек.

Пунктом 2.3 Соглашения от 11.05.2017 № 152 установлены обязательные условия предоставления субсидий, в том числе наличие утвержденной муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.

В соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 12 Правил от 10.02.2017 № 169 муниципальные программы формирования современной городской среды должны быть утверждены не позднее 25.05.2017.

Фактически Муниципальная программа «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год» утверждена Постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017        №      884 (далее - Муниципальная программа от 05.05.2017 № 884) то есть в срок, установленный Правилами от 10.02.2017 № 169 и Соглашением от 11.05.2017 № 152.

В 2018 году в Муниципальную программу от 05.05.2017 № 884 дважды вносились изменения, в том числе:

- Постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак от 29.01.2018 № 127 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 5 мая 2017 года № 884 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год» внесены следующие изменения:

I.       В части видов и перечня выполняемых работ по благоустройству общественной территории в приложении № 9 к Муниципальной программе от 05.05.2017         № 884 включены следующие виды работ, ранее не предусмотренные программой:

•        установка металлических пешеходных ограждений;

•        ремонт существующей проезжей части;

•        установка светового фонтана.

- Постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак от 17.05.2018 № 952 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 5 мая 2017 года № 884 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год» внесены следующие изменения:

1.      В части видов и перечня выполняемых работ по благоустройству общественной территории в приложении № 9 к Муниципальной программе от 05.05.2017         № 884 изменения, помимо изменений, указанных ранее, внесенных Постановлением от 29.01.2018 № 127, не вносились.

2.      В части видов и перечня выполняемых работ по благоустройству дворовых территорий в приложении № 5 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884 включены следующие виды работ, по отдельным дворовым территориям ранее не предусмотренные программой:

•        устройство детских площадок на дворовых территориях многоквартирных жилых домов по ул. Коммунистическая, <...> Ранее Муниципальной программой от 05.05.2017 № 884 установка детских площадок была предусмотрена только по адресам ул. Б. Хмельницкого, <...>

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 12 Правил от 10.02.2017 № 169, подпунктом 8 пункта 13 Порядка от 15.03.2017 № 88 предусмотрено, что муниципальные программы благоустройства городской среды действуют в период с 01.01.2017         по 31.12.2017.

Данное ограничение обусловлено в том числе требованиями статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что финансовый год соответствует календарному и длится с 01 января по 31 декабря.

В соответствии с пунктом 4.2.12 Соглашения от 11.05.2017 № 152 предусмотрена обязанность Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан завершить реализацию муниципальной программы формирования городской среды до 31.12.2017.

Целевой характер выделения субсидий определен Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» пунктом 2 Правил от 10.02.2017 № 169, пунктом 1.1 Соглашения от 17.02.2017 № 069-08-457 и выражается в направление средств на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Согласно п.11 Постановления Правительства РБ от 15.03.2017 N 88 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

Согласно пункту 4.3.8.2 Соглашения от 17.02.2017 № 69-08-457 Правительство Республики Башкортостан обеспечивает, в том числе утверждение муниципальных программ на 2017 год (корректировку действующих муниципальных программ на 2017 год) в соответствии с требованиями пункта 13 Правил от 10.02.2017 № 169.

В соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 4.1.2, 4.2.2 Соглашения от 11.05.2017 № 152 выделяемая субсидия носит целевой характер и предоставляется на поддержку выполнения муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год, средства субсидии предоставляются в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.12.2016 № 427-3 «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Разделом 6 Муниципальной программы от 05.05.2017 № 884 установлено, что реализация программы предусмотрена на 2017 год без выделения этапов. Внесение изменений в части выполняемых работ по благоустройству дворовых и общественных территорий городского округа город Стерлитамак, а также в части перечня благоустраиваемых дворовых территорий Муниципальной программой от 05.05.2017 № 884 не предусмотрено.

Кроме того, Муниципальная программа от 05.05.2017 № 884 принята по результатам общественного обсуждения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил от 10.02.2017 № 169 предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения, составленного в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, и содержащего обязательства субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), софинансируемых за счет средств федерального бюджета, и внесения в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования, и (или) показателей результативности государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета.

Изменения состава работ, осуществляемых на общественной территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Администрацией муниципального образования с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан согласованы не были. Соответственно, такие изменения не согласованы и с главным распорядителем средств федерального бюджета (в части соответствующего источника финансирования).

Исходя из изложенного,       внесение изменений в утвержденную Муниципальную программу благоустройства городской среды на 2017 год в последующие периоды за пределами действия программы противоречит требованиям действующего бюджетного законодательства.

В соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 11, подпункта «а» пункта 12 Правил от 10.02.2017 № 169, подпункта «б» пункта 13 Порядка от 15.03.2017 № 88 предусмотрено, что проект муниципальной программы должен содержать размер средств муниципального бюджета (с учетом предоставленной субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации), направляемых на финансирование мероприятий этой программы, в том числе размер средств, направляемых на финансирование мероприятий по благоустройству дворовых территорий; минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий с приложением визуализированного перечня образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территории, в соответствии с подпунктом «г» пункта 11 Правил от 10.02.2017  № 169; дополнительный перечень работ по благоустройству дворовых территорий, соответствующий перечню, установленному государственной программой субъекта Российской Федерации на 2017 год.

Приложением № 5 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884 установлен перечень дворовых территорий многоквартирных жилых дом, подлежащих благоустройству в 2017 году.

В муниципальную программу «Формирования современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год» включены дворовые территории 93 многоквартирных домов, прошедшие отбор, (приложение № 5 к муниципальной программе «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017 № 884).

В случае экономии средств, выделенных на мероприятия по благоустройству дворовых территорий от проведения конкурсных процедур, муниципальной программой предусмотрено направление их на финансирование объемов работ из резервного перечня дворовых территорий, состоящего из 10 адресов. (Адресный перечень резервных многоквартирных домов приложение № 6 к муниципальной программе «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017 № 884).

Из 103 дворовых территорий, включенных в адресный и резервный перечни, выполнение работ, предусмотренных дополнительным перечнем работ в части установки детских игровых городков, предусмотрено в 3 дворах:

-        ул. Б. Хмельницкого, д. 48 (один двор, один дом);

-        ул. Дружбы, д. 17 А (один двор, один дом);

-        ул. Николаева, д. 10 (один двор, один дом).

Как было указано ранее по тексту, в 2018 году, то есть за пределами действия Муниципальной программы от 05.05.2017 № 884, в последнюю внесены изменения в части видов благоустройства дворовых территорий ряда многоквартирных жилых домов (по ул. Коммунистическая, <...> Ранее Муниципальной программой от 05.05.2017 № 884 установка детских площадок была предусмотрена только по адресам ул. Б. Хмельницкого, <...>. В выполняемые виды благоустройства по указанным дворовым территориям включены работы по установке детских игровых площадок.

Пунктом 13 Правил от 10.02.2017 № 169 предусмотрено, что муниципальная программа на 2017 год формируется с учетом региональных программ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и краткосрочных планов их реализации, ремонту и модернизации инженерных сетей для этих домов и иных объектов, расположенных на соответствующей территории, и включает в себя в том числе перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году, с перечнем видов работ, планируемых к выполнению, в том числе с включением не менее одной общественной территории, отобранной с учетом результатов общественного обсуждения, а также иные определенные органом местного самоуправления мероприятия по благоустройству, подлежащие реализации в 2017 году.

Пункт 13 Порядка от 15.03.2017 № 88 предусматривает обязательства муниципальных образований - получателей субсидий в 2017 году. В частности, в соответствии с подпунктом 1 «а» пункта 13 Порядка от 15.03.2017 № 88 предусматривает, что муниципальная программа формирования современной городской среды на 2017 год должна включать перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году, с перечнем видов работ, планируемых к выполнению, в том числе с включением не менее одной общественной территории, отобранной с учетом результатов общественного обсуждения, а также иные определенные органом местного самоуправления мероприятия по благоустройству, подлежащие реализации в 2017 году.

Во исполнение пункта 13 Правил от 10.02.2017 № 169, пункта 13 Порядка от 15.03.2017 № 88 к Муниципальной программе «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» прилагается Перечень общественной территории, подлежащей благоустройству в 2017 году (далее - Перечень), включающий виды работ, подлежащих выполнению в рамках благоустройства.

Перечень предусматривает проведение благоустройства общественной территории по ул. Худайбердина (от пересечения пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистическая) г. Стерлитамак.

В рамках благоустройства общественной территории по ул. Худайбердина (от пересечения пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистическая) г. Стерлитамак предусмотрено проведение следующих видов работ:

-        ремонт существующего асфальтового покрытия тротуара с расширением-сужением пешеходной зоны в количестве 19 366 кв. м.;

-        обордюривание пешеходной зоны в количестве 9 753 п.м.;

-        устройство карманов под скамейки с мощением брусчаткой в количестве 38 ед.;

-        установка парковых светильников в количестве 75 шт.;

-        замена и установка новых скамеек и урн в количестве 38/42 ед.;

-        разметка велодорожки в количестве 1 600 п.м.;

-        установка велопарковок в количестве 4 ед.;

-        установка парковочных столбиков для блокировки проезда в местах, предназначенных только для пешеходов, в количестве 16 шт.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила от 30.09.2014 № 999).

Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать в том числе значения показателей результативности (результаты) использования субсидии, которые должны соответствовать показателям (индикаторам) государственных программ Российской Федерации (ведомственных целевыхпрограмм, входящих в состав государственных программ Российской Федерации) и (или) федеральных целевых программ (при наличии таких значений показателей в указанных программах) или результатам федеральных проектов, а также обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Правил от 10.02.2017 № 169, предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения, составленного в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, и содержащего в том числе значения показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета, предусмотренных приложением № 2 к Правилам от 10.02.2017        № 169, и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению.

Во исполнение вышеописанных нормативно-правовых актов, подпунктом 2 пункта 10 Порядок от 15.03.2017 № 88 содержит условие о включении в соглашения о выделении средств целевых субсидий на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды показателей результативности и эффективности использования субсидий, обязательства по их исполнению, порядок, сроки и формы представления отчетности.

Перечень показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан, приведены в приложении № 3 к Приказу МЖКХ РБ от 27.03.2017 № 06/06-165, и включают следующие виды показателей:

1.      В срок не позднее 01.04.2017 разработать и опубликовать для общественного обсуждения проект муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.

2.      В срок не позднее 01.04.2017 разработать, утвердить и опубликовать порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год.

3.      В срок не позднее 01.04.2017 разработать, утвердить и опубликовать порядок общественного обсуждения проекта муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год, предусматривающей в том числе, формирование общественной комиссии.

4.      В срок не позднее 01.04.2017 разработать, утвердить и опубликовать порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений граждан и организаций о включении в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год общественной территории.

5.      В срок не позднее 25.05.2017 утвердить муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год.

6.      В срок не позднее 01.07.2017 утвердить дизайн-проект благоустройства каждой дворовой территории, включенной в муниципальную программу формирования современной городской среды на 2017 год, и дизайн-проект благоустройства общественной территории.

7.      В срок не позднее 01.10.2017 представить в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на конкурс не менее одного реализованного в 2017 года лучшего проекта по благоустройству общественных территорий.

8.      В срок не позднее 01.11.2017 утвердить правила благоустройства поселений (с учетом общественных обсуждений)

9.      В срок не позднее 15.12.2017 завершить реализацию муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.

10.    В срок не позднее 31.12.2017 утвердить (скорректировать действующую) муниципальную программу формирования современной городской среды на 2018 -2022 годы.

В соответствии с подпунктом «д(2))» пункта 10 Правил от 10.02.2017 № 169, предоставление субсидий из федерального бюджета производится при условии заключения соглашения между субъектом Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, предусматривающего завершение работ по благоустройству до 31.12.2017.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 13 Порядка от 15.03.2017 № 88, в качестве условия предоставления субсидии предусмотрено обязательство муниципального образования по завершению работ по реализации муниципальной программ формирования современной городской среды на 2017 год до 31.12.2017.

Одновременно, завершение работ по реализации муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год до 31.12.2017 определено в качестве одного из показателей результативности.

Согласно Отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии, предоставленной из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального образования Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год по состоянию на 01.01.2018 все показатели результативности использования субсидии Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан выполнены в полном объеме.

Однако, данные Отчета о достижении показателей результативности использования субсидии, предоставленной из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год по состоянию на 01.01.2018, представленные в Министерство жилищно-коммунального хозяйства не подтверждаются данными встречной проверки, проведенной в Муниципальном казенном учреждении «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» (акт проверки от 08.02.2017) (далее – встречная проверка).

Проведенной встречной проверкой установлено, что по состоянию на 31.12.2017         не выполнены следующие виды работ, предусмотренных Муниципальной программой от 05.05.2017 № 884:

- не выполнен монтаж оборудования детских игровых комплексов, приобретенных у Общества с ограниченной ответственностью «Завод игрового оборудования «ВИВАНА» на основании муниципального контракта от 15.12.2017-Ne 0101300031317000256 на сумму 461 700,00 рублей. Факт несвоевременной установки комплексов подтверждается письмом Общества с ограниченной ответственностью «Завод игрового оборудования «ВИВАНА» от 20.12.2017 № 022/12, которое гарантирует произвести монтаж оборудования по заявке МКУ «ОЖКХ администрации городского округа город Стерлитамак РБ» в течение 10 дней с момента получения заявки от Заказчика в период с апреля 2018 при наступлении благоприятных погодных условий;

-        не выполнен монтаж оборудования детских игровых комплексов, приобретенных у Общества с ограниченной ответственностью ««Цитадель» на основании муниципальных контрактов от 25.12.2017 №0101300031317000269-0103257-01, и от 25.12.2017 0101300031317000270-0103257-01) на общую сумму 865 863,88 рублей. Факт несвоевременной установки комплексов подтверждается письмом Общества с ограниченной ответственностью ««Цитадель» от 19.12.2017 №№ 108-109, которое гарантирует поставку детских спортивных городков с установкой для благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов в г. Стерлитамак в срок до 15.05.2018;

-        не выполнен монтаж спортивного комплекса, приобретенного на основании муниципального контракта от 15.12.2017 № 0101300031317000258 на общую сумму 389 546,00 рублей, заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО1. Факт несвоевременной установки комплексов подтверждается письмом от 20.12.2017, который гарантирует выполнение работ по монтажу спортивного комплекса на территории ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан весной 2018 года, в течение 10 рабочих дней по факту обращения МКУ ОЖКХ г. Стерлитамак;

-        не выполнены работы по установке парковочных столбиков для блокировки проезда в местах предназначенных только для пешеходов в количестве 16 шт. с плановым объемом финансирования 42 000,00 рублей и разметке велодорожки в количестве 1 600 п.м. с плановым объемом финансирования 535 030,00 рублей, предусмотренные Муниципальной программой от 05.05.2017 №      884, по благоустройству общественной территории по ул. Худайбердина (от пересечения с пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистическая) г. Стерлитамак. Работы по установке столбиков для блокировки проезда в местах, предназначенных только для пешеходов, а также стоимость парковочных столбиков, работы по разметке велодорожек в акты приемки выполненных работ (унифицированная форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КЗ) подрядной организацией не включалась, МКУ «ОЖКХ г. Стерлитамак» не принимались и не оплачивались.

 В нарушение подпункта «б» пункта Правил от 10.02.2017 № 169, пункта 15 Порядка от 15.03.2017 № 88, приложения № 3 к Приказу МЖКХ РБ от 27.03.2017 №06/06-165, пунктов 4.2.4, 4.2.12 Соглашения от 11.05.2017 № 152, приложения№5 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884, Перечня общественной территории, подлежащей благоустройству в 2017, прилагаемого к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884, Администрацией городского округа город Стерлитамак не достигнуто выполнение одного     из      десяти показателей результативности реализации муниципальной программы формирования современной городской среды в части своевременного завершения выполнения мероприятия Муниципальной программы формирования современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 4.2.4 Соглашения от 11.05.2017 №152, Администрация обязана обеспечить достижение показателей результативности и эффективности использования субсидии в соответствии с приложением № 3 к Приказу МЖКХ РБ от 27.03.2017 № 06/06-165.

В соответствии с пунктом 4.2.12 Соглашения от 11.05.2017 № 152, Администрация обязана завершить реализацию программы формирования современной городской среды до 31.12.2017.

В       соответствии       с        пунктом     4.2.2 Соглашения        от      1 1.05.2017         №      152 Администрация обязуется направлять средства, выделенные из бюджета Республики Башкортостан на реализацию муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.

В       соответствии       с        пунктом     4.2.3 Соглашения от 11.05.2017   №      152 Администрация обязуется принимать в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, меры, необходимые для недопущения нецелевого использования средств, направленных на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.

Пунктом 4.2.16 Соглашения от 11.05.2017 № 152 установлено обязательство Администрации осуществить возврат субсидии в случае ее нецелевого использования, и (или) нарушения условий ее предоставления, определенных Постановлением от 15.03.2017 № 88 и Соглашением от 11.05.2017 № 152.

В соответствии с пунктами 5.3 8.5 Соглашения от 11.05.2017 № 152 установлена ответственность Администрации за нецелевое использование и (или) нарушения порядка и условий предоставления субсидий, а также механизм взыскания средств, использованных с нарушением действующего законодательства.

Целевой характер выделения средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации определен статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Целевой характер выделения средств федерального бюджета на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды в 2017 году установлен Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169, Соглашением о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды от 17.02.2017 № 069-08-457, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан (далее - Соглашение от 17.02.2017 № 69-08-457).

В соответствии с Правилами от 10.02.2017 № 169, Порядком от 15.03.2017 № 88 и во исполнение Соглашения от 11.05.2017 № 152 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан городском округу город Стерлитамак Республики Башкортостан выделено финансирование на поддержку муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамака Республики Башкортостан» в размере 115 450 677,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 95 824 062,00 рублей (83% субсидии), за счет бюджета Республики Башкортостан 19 626 615,00 рублей (17% субсидии).

В целях проверки использования субсидии в ходе камеральной проверки на основании приказа Управления Федерального казначейства от 29.01.2019 № 34 «О назначении встречной выездной проверки» в Муниципального казенного учреждения «Отдел жилищно - коммунального хозяйства администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» Управлением проведена встречная проверка использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (ИКМ 2019-ВК.000.0002-0100.002/В02-0100), по результатам которой установлено следующее.

В Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884 приведен закрытый перечень видов работ, подлежащих выполнению в 2017 году в рамках благоустройства общественной территории по ул. Худайбердина (от пересечения с пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистическая): ремонт асфальто-бетонного покрытия, устройство тротуаров, установка малых архитектурных форм, благоустройство общественной территории.

Также к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884 по благоустройству общественной территории по ул. Худайбердина (от пересечения с пр. Ленина до пересечения ул. Коммунистическая) г. Стерлитамак на страницах 159-161 приложен перечень общественной территории, подлежащей обустройству в 2017 году, в котором предусмотрены следующие мероприятия по благоустройству общественной территории:

-        ремонт существующего асфальтового покрытия тротуара с расширением-сужением пешеходной зоны в количестве 19 366 кв. м.;

-        обордюривание пешеходной зоны в количестве 9 753 п.м.;

-        устройство карманов под скамейки с мощением брусчаткой в количестве 38 ед.;

-        установка парковых светильников в количестве 75 шт.;

-        замена и установка новых скамеек и урн в количестве 38/42 ед.;

-        разметка велодорожки в количестве 1 600 п.м.;

-        установка велопарковок в количестве 4 ед.;

- установка парковочных столбиков для блокировки проезда в местах предназначенных только для пешеходов в количестве 16 шт.

В нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил от 10.02.2017 № 169, пункта 11 Постановления от 15.03.2017 № 88, раздела 5 приложения № 2 Муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017 № 884, пунктов 4.3.8.9 Соглашения от 17.02.2017 № 69-08-457, пунктов 1.2, 4.2.2 Соглашения от 11.05.201 № 152 оплачены расходы по благоустройству общественной территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, не предусмотренные Муниципальной программой от 05.05.2017 № 884, на общую сумму 15 554 345,38 рублей (12 910 106,66 рублей средства федерального бюджета, 2 644 238,72 рублей средства бюджета Республики Башкортостан).

Проверкой установлено, что МКУ ОЖКХ г. Стерлитамак в соответствии со следующими заключенными муниципальными контрактами и договорами, предъявленными актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, счетов-фактур, оплачены платежными поручениями виды работ, не предусмотренные Муниципальной программой от 05.05.2017   № 884.

Приложением №5 к Муниципальной программе от 05.05.2017 №884 утвержден адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2017 году (далее - адресный перечень), с указанием минимального и дополнительного перечня работ, выполняемых на дворовой территории каждого многоквартирного дома, включенного в адресный перечень. Всего в адресный перечень включены 93 дворовых территории многоквартирных жилых домов.

Дополнительно, приложением № 6 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884 предусмотрен резервный перечень, состоящий из 10 дворовых территорий многоквартирных жилых домов, подлежащих благоустройству в случае образования экономии средств при проведении работ по благоустройству дворовых территорий домов, включенных в адресный перечень.

Из 103 дворовых территорий, включенных в адресный и резервный перечни, выполнение мероприятий, предусмотренных дополнительным перечнем работ в части установки детских игровых площадок предусмотрено в 3 дворах:

-        ул. Б. Хмельницкого, д. 48 (один двор, один дом) (включен в адресный перечень, установленный приложением к № 5 Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884);

-        ул. Дружбы, д. 17 А (один двор, один дом) (включен в адресный перечень, установленный приложением к № 5 Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884);

-        ул. Николаева, д. 10 (один двор, один дом) (включен в адресный перечень, установленный приложением к № 5 Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884).

В целях приобретения спортивных и детских игровых городков, а также ограждений к ним для установки на территории вышеперечисленных трех дворовых территорий в 2017 году МКУ «ОЖКХ г. Стерлитамак» заключено восемь муниципальных контрактов и один договор на общую сумму 4 688 743,63 рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 3 891 657,22 рублей).

Приложениями № 5 и № 6 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884 утвержден адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2017 году с указанием основного и дополнительного перечней работ по благоустройству.

Приложениями № 5 и № 6 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884 установка детских спортивных и игровых городков и ограждений к ним на дворовых территориях многоквартирных домов по адресам: ул. Суханова, д. 15 и <...>; по ул. Речная, д.З и д.5, ул. Кочетова, д. 32 и <...> городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан не предусмотрена.

В нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил от 10.02.2017 № 169, пункта 11 Правил от 15.03.2017 № 88, приложений №5, №6 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884, пунктов 4.3.8.9 Соглашения от 17.02.2017 № 69-08-457, пунктов 1.2, 4.2.2 Соглашения от 11.05.2017 № 152, оборудование детских и спортивных городков и ограждений к ним, приобретенных в 2017 году по семи муниципальным контрактам и одному договору на общую сумму 3 906 499,03 рубля (в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 080 274,78 рубля) установлены в 2018 году на территориях многоквартирных домов, не включенных в Адресный перечень Муниципальной программы от 05.05.2017 № 884.

Таким образом, проверкой использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан проверены средства всего в сумме 115 450 677,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 95 824 062,00 рублей, за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 19 626 615,00 рублей.

Проверкой установлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения на общую сумму 15 990 381,44 рублей, в том числе:

Нарушение (риск) целей, порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов -12 910 106,66 рублей. В нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил от 10.02.2017 № 169, пункта 11 Постановления от 15.03.2017 № 88, раздела 5 приложения № 2 Муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017 № 884, пунктов 4.3.8.9 Соглашения от 17.02.2017 №69-08-457, пунктов 1.2, 4.2.2 Соглашения от 11.05.201 № 152 оплачены расходы по благоустройству общественной территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, не предусмотренные Муниципальной программой от 05.05.2017 №884.

-        3 080 274,78 рубля. В нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил от 10.02.2017 № 169, пункта 11 Правил от 15.03.2017 № 88, приложений №5, №6 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884, пунктов 4.3.8.9 Соглашения от 17.02.2017 № 69-08-457, пунктов 1.2, 4.2.2 Соглашения от 11.05.2017 № 152, оборудование детских и спортивных городков и ограждений к ним, приобретенных в 2017 году по семи муниципальным контрактам и одному договору на общую сумму 3 906 499,03 рубля (в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 080 274,78 рубля) установлены в 2018 году на территориях многоквартирных домов, не включенных в Адресный перечень Муниципальной программы от 05.05.2017 № 884.

-        В нарушение подпункта «б» пункта Правил от 10.02.2017 № 169, пункта 15 Порядка от 15.03.2017 № 88, приложения № 3 к Приказу МЖКХ РБ от 27.03.2017 №06/06-165, пунктов 4.2.4, 4.2.12 Соглашения от 11.05.2017 № 152, приложения №5 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884, Перечня общественной территории, подлежащей благоустройству в 2017, прилагаемого к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884, Администрацией городского округа город Стерлитамак не достигнуто выполнение одного из десяти показателей результативности реализации муниципальной программы формирования современной городской среды в части своевременного завершения выполнения мероприятия Муниципальной программы формирования современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Из смысла ст. 306.4, 306.1 БК РФ следует, что для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены. Если бюджетные средства были использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения, вывод о их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие либо иные нарушения.

Из материалов дела усматривается, что предоставленные в рамках Соглашения от 11.05.2017 № 152 средства субсидии на благоустройство общественных территорий в размере 15 990 381,44 рублей, направлены на оплату расходов, не предусмотренных Муниципальной программой от 05.05.2017 №884; на оплату оборудования детских и спортивных городков и ограждений к ним, приобретенных в 2017 году по семи муниципальным контрактам и одному договору, выполняемых и оплачиваемых Администрацией в 2018 году на территориях многоквартирных домов, не включенных в Адресный перечень Муниципальной программы от 05.05.2017 № 884; в части своевременного завершения выполнения мероприятия Муниципальной программы.

Вместе с тем, несвоевременное завершение выполнения мероприятий программы, включение в перечень работ, выполненных в рамках муниципальных контрактов, в муниципальную программу за сроками ее реализации и на территориях многоквартирных домов, не включенных в Адресный перечень Муниципальной программы, нельзя признать правомерным.

Статьей 2 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 названного Кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой названной статьи, не могут противоречить Бюджетному кодексу.

Согласно нормам бюджетного законодательства целевые лимиты бюджетных обязательств, доведенные до получателя бюджетных средств (учреждения), действуют только в текущем финансовом году (плановом периоде).

В статье 12 БК РФ отражено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Исходя из положений статьи 83 БК РФ, если принимается закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, указанный акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Таким образом, акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или Федеральным законом (определение Верховного Суда РФ от 20.11.2013 N 44-АПГ13-15).

Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.

В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права

Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от 11.11.2020 N 2516 был утвержден Порядок разработки и реализации муниципальных программ городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, пунктом 3.2 которого установлено, что изменения в Перечень муниципальных программ утверждаются постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан до 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.

Из паспорта муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год" следует, что срок реализации программы - 2017 год.

Согласно пункту 6 Программы, реализация программы предусмотрена на 2017 год без выделения этапов.

В соответствии с пунктом 4.2.12 Соглашения от 11.05.2017 № 152, Администрация обязана завершить реализацию программы формирования современной городской среды до 31.12.2017.

Внесение изменений в части выполняемых работ по благоустройству дворовых и общественных территорий городского округа город Стерлитамак, а также в части перечня благоустраиваемых дворовых территорий Муниципальной программой от 05.05.2017 № 884 не предусмотрено.

Таким образом, постановления Администрации 29.01.2018  № 127, 17.05.2018 № 952 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 5 мая 2017 года № 884 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год» в части видов и перечня выполняемых работ по благоустройству общественной территории в приложении № 9 к Муниципальной программе от 05.05.2017  № 884, а также в части видов и перечня выполняемых работ по благоустройству дворовых территорий в приложении № 5 к Муниципальной программе от 05.05.2017 № 884, не могут распространять свое действие на ранее возникший период.

Доводы заявителя о нарушениях Порядка осуществления Управлением полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 при проведении камеральной проверки в отношении Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, выразившиеся в том, что Управление, ранее проведя проверку использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, в отношении Муниципального казенного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа город Стерлитамак», необоснованно повторно провело проверку с аналогичной темой контрольного мероприятия в отношении того же объекта контроля – Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, судом отклоняются как необоснованные, поскольку МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ является самостоятельным юридическим лицом; контрольные мероприятия проведены отдельно в отношении МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ и Администрации.

Управление на основании Приказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 18.04.2018 № 249 «О назначении плановой выездной проверки» (с изменениями, внесенными Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 08.05.2018         №      283 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки, назначенной Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 18.04.2018 № 249 «О назначении плановой выездной проверки»), в соответствии с пунктом 9 Плана контрольных мероприятий Управления в финансово-бюджетной сфере на 2018 год, утвержденного руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан 29.12.2017, в целях выполнения централизованного задания, доведенного письмом Федерального казначейства от 06.03.2018 № 07-02-05/17-3624 «О направлении централизованного задания по пункту 39 Плана» в период с 23.04.2018 по 25.05.2018 провело плановую выездную проверку в Муниципальном казенном учреждении «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан».

Тема проверки: использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Проверяемый период: с 01.01.2017 по 31.12.2017.

Проведенным контрольным мероприятием установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий соглашения о предоставлении средств, на общую сумму 34 167 224,90 рублей, в том числе:

-        12 910 106,66 рубля нецелевое использование средств целевых субсидий, источником формирования которых явились средства федерального бюджета;

-        1 870 524,50 рубля - нарушения, выразившиеся в оплате фактически не выполненных (завышенных) объемов работ;

-        378 098,75 рубля - нарушения, выразившиеся в оплате завышенной стоимости работ.

-        5 690 995,28 рубля - неэффективное использование средств федерального бюджета;

-        13 317 499,71 рубля - нарушения ведения бюджетного учета и формирования годовой бюджетной отчетности.

По результатам рассмотрения результатов контрольного мероприятия, Управлением приняты следующее меры:

-        по факту нецелевого использования средств целевых субсидий, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета, на основании статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управлением составлен и направлен в Федеральное казначейство проект Уведомления о применении бюджетных мер принуждения (далее - УБМП) на сумму 12 910 106,66 рубля. Проект УБМП направлен письмом Управления от 18.06.2018 № 0100-11-05/21-Q 5231 (далее - УБМП от 18.06.2018 № 0100-11-05/21-5231);

-        по фактам нарушений ведения бюджетного учета и формирования годовой бюджетной отчетности в адрес объекта контроля направлено Представление с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения путем восстановления в учете стоимости нефинансовых активов;

-по фактам оплаты фактически не выполненных работ (завышенных объемов работ), оплаты завышенной стоимости работ на общую сумму 2 248 623,25 рубля, а также по фактам неэффективного использования средств на сумму 5 690 995,28 рубля МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ были представлены возражения с изложением информации о выполнении части ранее не выполненных работ.

В этой связи по фактам завышения объемов выполненных работ и неэффективного использования средств, в целях всестороннего рассмотрения выявленных нарушений, применения мер принуждения в соответствии с действующим законодательством, Контрольной комиссией Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан принято решение проведении дополнительного контрольного мероприятия в отношении МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ.

Во исполнение пункта 5 Порядка от 28.11.2013 № 1092 проведение дополнительного контрольного мероприятия было согласовано с Федеральным казначейством, что      подтверждается письмом Управления от 20.07.2018 № 0100-11-05/23-6510 и письмом Федерального казначейства от 09.08.2018 № 21-03-03/16798 «О согласовании внепланового контрольного мероприятия».

Тема внепланового контрольного мероприятия: проверка дополнительной информации, документов и материалов, влияющих на выводы, сделанные по результатам ранее проведенного контрольного мероприятия.

Исходя из изложенного, проведение дополнительного контрольного мероприятия в отношении МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ преследовало цель         исключительно   подтверждения фактов,        изложенных в возражениях объекта контроля. 

В ходе контрольного мероприятия, проведенного в период с 27.08.2018 по 31.08.2018, подтверждено выполнение ранее не выполненных работ на сумму 1 565 761,00 рубль.

Проведенным внеплановым контрольным мероприятием дополнительно установлены факты нецелевого использования средств целевых субсидий, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета на сумму 3 080 274,78 рубля.

По факту оплаты в 2017 году стоимости завышенных объемов работ по благоустройству общественной территории и дворовых территорий многоквартирных жилых домов городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, фактически выполненных в 2018 году на имя начальника МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ направлено Представление от 01.10.2018 № 0100-11-06/21-8732 с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности.

МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ по результатам рассмотрения Представления в адрес Управления письмом от 29.11.2018 № 04-3399 направлено Сообщение о рассмотрении информации о выявленных нарушениях и принятии мер по устранению.

Учитывая изложенное, МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ было осведомлено о результатах рассмотрения материалов контрольного мероприятия, соответственно доводы Администрации в указанной части не обоснованы и документально не подтверждены.

Помимо Представления МКУ ОЖКХ Администрации ГО г. Стерлитамак РБ Управлением, по результатам проведенного внепланового контрольного мероприятия, направлено Предписание от 01.10.2018 № 0100-11-06/21-8735 с требованием об устранении выявленных нарушений и возмещении причиненного указанными нарушениями ущерба Российской Федерации путем восстановления средств в доход федерального бюджета.

По факту нецелевого использования средств целевых субсидий, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета, дополнительно установленным в ходе внепланового контрольного мероприятия, Управлением, на основании статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в Федеральное казначейство направлен проект УБМП на сумму 3 080 274,78 рубля. Проект УБМП направлен письмом Управления от 19.09.2018 №0100-11 -05/21 -8429 (далее - УБМП от 19.09.2018 № 0100-11 -05/21 -8429).

Федеральным казначейством доводы Управления о наличии признаков нецелевого использования средств федерального бюджета, изложенные в проекте УБМП от 18.06.2018 № 0100-11-05/21-5231, направленного по результатам планового контрольного мероприятия, были признаны обоснованными и достаточными, Уведомление о применении бюджетных мер принуждения направлено Федеральным казначейством в Министерство финансов Российской Федерации письмом от 23.07.2018         № 07-04-04/09-15477.

Министерством финансов Российской Федерации в применении бюджетных мер принуждения было отказано по следующим причинам.

Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, направленной в адрес Федерального казначейства письмом от 29.05.2018 № 02-09-06/36484, в случае если бюджетные меры принуждения применяются в связи с нарушением положений правового акта или соглашения, устанавливающего порядок предоставления субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования, возмещение осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения, устанавливаемым финансовым органом субъекта Российской Федерации. 

Таким образом, бесспорное взыскание средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету, осуществляется в бюджет, из которого предоставлены средства.

Основываясь на вышеизложенном, письмом от 26.10.2018 № 07-04-18/09-23060 Федерального казначейства было отказано в согласовании проекта УБМП от 19.09.2018         № 0100-11-05/21-8429 и предписано провести внеплановое контрольное мероприятие в Администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан, а также провести встречную проверку в Муниципальном казенном учреждении для подтверждения факта нецелевого использования средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, предоставленная бюджету Республики Башкортостан с последующим направлением объекту контроля Представления (Предписания).

Доводы заявителя об отсутствии акта встречной проверки судом не принимаются исходя из следующего.

Внеплановая камеральная проверка проведена во исполнение письма Федерального казначейства от 26.10.2018 № 07-04-18/09-23060.

В соответствии с пунктом 3 Правил от 28.11.2013 № 1092 деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

В соответствии с пунктом 16 Правил от 28.11.2013 № 1092 встречные проверки проводятся в рамках выездных или камеральных проверок. При проведении встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

В соответствии с пунктом 17 Правил от 28.11.2013 № 1092 результаты встречной проверки оформляются актом, который прилагается к материалам выездной или камеральной проверки соответственно. По результатам встречной проверки представления и предписания объекту встречной проверки не направляются. Нормы, в соответствии с которыми акт встречной проверки направляется объекту контроля, Правила от 28.11.2013 № 1092 не содержат.

В рассматриваемом случае результаты встречной проверки в полном объеме отражены в акте камеральной проверки от 18.02.2019, явившемся основанием для направления Представления от 08.04.2019 № 0100-21-06/2671.

В силу подпункта 1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии с пунктом 4.2.2 Соглашения от 11.05.2017 №152 Администрация обязуется направлять средства, выделенные из бюджета Республики Башкортостан, на реализацию муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.

Администрация, как главный распорядитель бюджетных средств, администратор доходов соответствующего бюджета и Ответственный исполнитель Муниципальной программы несет ответственность за реализацию программы и должна осуществлять контроль целевого и эффективного расходования бюджетных средств.

На основании изложенного довод Администрации о том, что получателем бюджетных средств является МКУ, являющееся самостоятельным юридическим лицом, судом отклоняется.

Остальные доводы заявителя судом отклоняются как несостоятельные и основанные на неверном толковании  норм права.

С учетом изложенных обстоятельств, следует признать, что Администрацией, в рамках исполнения муниципальных контрактов, были приняты и оплачены работы, не предусмотренные муниципальной программой, что свидетельствует о нецелевом использовании средств субсидии.

На основании изложенного, Управление правомерно пришло к выводу о нецелевом использовании средств субсидий на сумму 12 910 106,66 рублей, выделенных на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории городского округа город Стерлитамак, предусмотренных Муниципальной программой «Формирование современной городской среды городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2017 год», утвержденной постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 05.05.2017 № 884, в связи с чем оспариваемое представление соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соответственно, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Г.А. Давлеткулова