Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г.Уфа Дело № А07 - 13 / 2
30 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2013 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Галимовой Н. Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Файзуллиной А.Р., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "ЛЗК Башлеспром" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству лесного хозяйства РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления №16-А от 20.11.2012 о совершении административного правонарушения (по Кананикольскому лесничеству), предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: - ФИО1, представитель по доверенности №17 от 11.03.2013;
от ответчика: - ФИО2, представитель по доверенности №182 от 29.12.2012.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Общество с ограниченной ответственностью Лесозаготовительная компания «Башлеспром» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан № 16-А от 20.11.2012 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что на основании распоряжения (приказа) № 622 от 28.08.2012г. Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан в период с 10 сентября по 5 октября 2012 года проведена плановая выездная проверка ООО ЛЗК «Башлеспром» (далее Общество) по соблюдению лесного законодательства.
Как следует из материалов дела, ООО «ЛЗК «Башлеспром» осуществляет свою деятельность на территории Кананикольского лесничества на основании договора аренды лесного участка 16 июня 2008 года (зарегистрирован 22.08.2008 года № б/н 02-04-11/006/2008-565) и проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минлесхоза РБ от 10 марта 2009 года №68-0Д.
В ходе проведения проверки произведен осмотр лесосеки по выборочной рубке (прореживание) в квартале 214 выдел 21 площадь 12,8 га Канского участкового лесничества заявленной в Лесной декларации от 25 июня 2012 года, на момент проверки рубка не начата. Один из деляночных столбов выполнен на растущем дереве и без надписи. Назначение деревьев в рубку (клеймение) не производилось, что отражено в акте осмотра территории № 7 от 12.09.2012 (том 2, л.д.13).
По итогам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 16-А от 07.11.2012 по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ за нарушение пунктов 18, 21, 24 Правил заготовки древесины, утв. Приказом Рослесхоза № 337 от 01.08.11г., пунктов 21 и 27 Наставлений по отводу и таксации лесосек, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15.06.1993г. № 155 (том 2 л.д.118-120).
20 ноября 2012 года старшим государственным лесным инспектором РБ по Кананикольскому лесничеству РБ ФИО3 вынесено постановление № 16-А о привлечении ООО Лесозаготовительная компания «Башлеспром» к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб. (том 1 л.д.8-10).
Общество с вынесенным постановлением не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд. Основанием для отмены оспариваемого постановления ООО ЛЗК «Башлеспром» указывает на то, что при производстве по делу об административном правонарушении административным органом допущены процессуальные нарушения, а именно: оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества при отсутствии доказательств надлежащего извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, Общество указывает на нарушение административным органом при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Ответчик согласно представленному отзыву считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать (т.2 л.д.94-98).
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно частями 1, 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации установлены Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п.18 «Правил заготовки древесины», утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Разработка лесосек без предварительного отбора и отметки вырубаемых деревьев допускается при проведении выборочных рубок специально обученными машинистами лесозаготовительных машин и вальщиками леса.
В соответствии с п.24 «Правил заготовки древесины», утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, углы лесосек закрепляются столбами диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбах делается надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который предусмотрена рубка, номеров лесосек и их площади в гектарах.
В соответствии с п.21 Наставлений по отводу и таксации лесосек утвержденных приказом федеральной службы лесного хозяйства России от июня 1993 г. №155 на углах лесосек (делянок) ставятся столбы диаметром 12-16 см. Столбы закапывают в землю на глубину 0,7 м. Высота столба над землей должна быть 1,3 м. вблизи дорог столбы укрепляют крестовиной.
Административный орган вменяет обществу в нарушение статьи 8.25 КоАП РФ то, что ООО «ЛЗК «Башлеспром» не назначил деревья в рубку (не провел клеймение); выполнил деляночный столб на растущем дереве и без надписи.
Однако, как следует из материалов дела, заявитель делянку не начал осваивать, только задекларировал 25.06.12г., фактически к рубке не приступал, что отражено в акте осмотра, таким образом, событие административного правонарушения отсутствует.
На основании ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.
Основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормами права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
В данном случае, суд считает, что событие и вина общества в нарушении Правил заготовки древесины и ст.8.25 КоАП РФ не установлены и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что административным органом не соблюден порядок привлечения ООО Лесозаготовительная компания "Башлеспром" к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении был составлен 07.11.2012г. в отсутствии законного представителя общества. Извещение юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении вручено заблаговременно - 02.11.2012г., что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.117 том 2).
Определение от 09.11.2012г. о дате рассмотрения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ на 20.11.2012г. обществом получено 22.11.2012г., что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.122-123 том 2).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания, поскольку именно данный порядок гарантирует соблюдение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, на всех этапах производства по делу об административном правонарушении. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, на административный орган возложена обязанность по заблаговременному извещению лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Исходя из имеющихся процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО ЛЗК «Башлеспром», ущемляющих гарантированное Конституцией Российской Федерации право лица на защиту своих интересов, установив отсутствие надлежащих доказательств события административного правонарушения по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, суд считает, что оспариваемое постановление Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан № 16-А от 20.11.2012 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания «Башлеспром» (ИНН <***>, ОГРН <***>) требования удовлетворить.
Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан № 16-А от 20.11.2012 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания «Башлеспром» административного наказания по ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья Н.Г.Галимова