ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-23793/14 от 15.04.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                                                           Дело № А07-23793/2014

22 апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 22.04.2015 г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Асадуллиной С.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Султанбековой Э.А., рассмотрев исковое заявление

Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи  "РОСТЕЛЕКОМ" в лице макрорегионального филиала «Волга» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767)

к Министерству образования Республики Башкортостан (ИНН 0274019596; ОГРН 1020202559266)

третье лицо - Министерство финансов Республики Башкортостан (ИНН 0274034308, ОГРН 1030203917622)

о взыскании с Министерства образования Республики Башкортостан за счет средств казны Республики Башкортостан в пользу ОАО  «Ростелеком» в лице макрорегионального филиала «Волга» неосновательного обогащения в размере      8 642 520 руб. 48 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: Голубева О.Д. по доверенности от 31.07.2014 г., паспорт; Карицкая И.В., по доверенности от 23.01.2015 г., паспорт

от ответчика Министерства образования РБ - Мустаев А.Ф., по доверенности от 28.01.2015 г., паспорт; Даутов Э.Р. по доверенности от 06.03.2015 г.

от третьего лица Министерства финансов РБ – Аллаярова С.С., по доверенности от 25.11.2014 г., паспорт.

Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи  "РОСТЕЛЕКОМ" в лице макрорегионального филиала «Волга» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан  о взыскании с Министерства образования Республики Башкортостан за счет средств казны Республики Башкортостан в пользу ОАО  «Ростелеком» в лице макрорегионального филиала «Волга» неосновательного обогащения в размере 8 642 520 руб. 48 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2015 г. по ходатайству истца Министерство финансов Республики Башкортостан (ИНН 0274034308, ОГРН 1030203917622) было исключено из числа соответчиков и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представители истца исковые требования просили удовлетворить.

Представитель ответчика свои доводы, изложенные в отзыве, поддержал в полном объеме, пояснил, что все работы истцом были выполнены своевременно, но оплата произведена не была.

Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Башкортостан полагает, что поскольку договорных отношений между истцом и ответчиком не имеется, выполнение истцом работ не может влечь неосновательного обогащения со стороны ответчика.

 Исследовав представленные документы, выслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

ЕГЭ в Российской Федерации проводится в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентируется Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1400 (далее – Порядок).

Согласно Порядка все пункты проведения единого государственного экзамена (далее - ППЭ) должны быть оборудованы средствами видеонаблюдения. В предыдущие годы данное требование отсутствовало.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 631-р изданным во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 25.03.2014 № Пр-600, открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – ОАО «Ростелеком») определено единственным поставщиком закупаемых в целях осуществления видеонаблюдения при проведении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации в 2014 году Рособрнадзором услуг по предоставлению доступа к сети передачи данных, трансляции видеосигнала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сбору и хранению полученных видеозаписей (л.д. 15-16 том 1).

Министерство образования Республики Башкортостан для решения задач, поставленных в указанных поручении и распоряжении, обратилось в ОАО «Ростелеком» с письмом от 05.03.2014 № 04-05/310, в котором подтвердило необходимость использования ресурсов ОАО «Ростелеком» при установке видеонаблюдения в аудиториях при проведении единого государственного экзамена за счет регионального бюджета (л.д. 18 том1).

В соответствии с требованиями, изложенными в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26.12.2013 № 1400, отсутствие средств видеонаблюдения, неисправное состояние или отключение указанных средств во время проведения экзамена, равно как и отсутствие видеозаписи экзамена является основанием для остановки экзамена в пункте приема экзаменов (ППЭ) или отдельных аудиториях ППЭ в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка или аннулирования результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) в соответствии с пунктом 70 настоящего Порядка и повторного допуска обучающихся, выпускников прошлых лет к сдаче экзамена в соответствии с пунктом 33 настоящего Порядка.

В 2014 году часть работ по оснащению ППЭ средствами видеонаблюдения была произведена централизованно за счет федерального бюджета согласно направленному Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) списку (1156 аудиторий, или 59,3% от требуемого количества аудиторий). Оставшуюся часть аудиторий (794 аудитории, или 48,7%) предполагалось оснастить за счет региона (письмо Рособрнадзора от 22.01.2014 г. № 02-31) (л.д. 20-22 том 2).

ОАО «Ростелеком» письмом от 11.03.2014г. за № 085-10/195 в адрес Министра образования по РБ сообщило, что организация в режиме off-line (47 ППЭ, 792 аудитории) составит 8 642 520 руб. 48 коп. с учетом НДС 18% (л.д. 19-20 том 1).

 Учитывая, что проведение государственной итоговой аттестации без эксцессов, способных повлечь аннулирование результатов аттестации школьников, является социально значимым, а также в связи с тем, что досрочный этап ГИА на территории Российской Федерации должен был начаться 21.04.2014, ОАО «Ростелеком» заблаговременно приступило к оснащению системами видеонаблюдения всех ППЭ на территории Республики Башкортостан.

До 16 апреля 2014 года ОАО «Ростелеком» в полном объеме выполнило работы по организации видеотрансляции ЕГЭ в 2014 году в Республике Башкортостан: в аудиториях ППЭ по федеральному списку установлено видеонаблюдение в режиме online; по региональному списку – в режиме off-line (47 ППЭ, 792 аудитории), что подтверждается представленными актами приема-передачи оборудования и подтверждается ответчиком.

Из письма Министерства образования Республики Башкортостан № 04-05/1301 от 03.09.2014г., направленного в ОАО «Ростелеком», следует, что в мае был подготовлен проект государственного контракта между Министерством образования Республики Башкортостан и ОАО «Ростелеком» как единственным поставщиком Услуг.

Для обсуждения вопроса по оплате установки систем видеонаблюдения за счет регионального бюджета 12 мая 2014 года в Министерстве было проведено рабочее совещание с участием представителя Министерства финансов Республики Башкортостан. Проанализировав имеющиеся нормативные правовые документы, участники совещания пришли к выводу о неправомерности заключения государственного контракта с единственным поставщиком в части регионального оснащения видеонаблюдением и приняли решение о необходимости проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством (пункт 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Во исполнение принятого решения в период с 15 по 25 мая 2014 года Министерством были направлены запросы в коммерческие организации для обоснования максимальной цены контракта по предоставлению Услуг.

На основе поступивших предложений 25 мая 2014 года Министерством определена начальная (максимальная) цена контракта в сумме 8642520,48 рублей из расчета 10884,78 рублей на одну аудиторию и внесено соответствующее изменение в план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства на 2014 год.

Срок размещения закупки был определен на июнь 2014 года, так как  согласно пункту 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» «внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять календарных дней до размещения».

23 июня 2014 года в Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее - Госкомитет) была направлена соответствующая заявка.

Однако 01.07.2014 года Госкомитет настоял на отзыве указанной заявки и направил в адрес Правительства Республики Башкортостан письмо о якобы «имевшей место попытке проведения процедуры закупки по фактически Оказанным услугам».

За период проведения вышеназванных процедур на территории Республики Башкортостан состоялись основной и дополнительный этапы ЕГЭ (с 26 мая по 16 июля 2014 года) с соблюдением всех установленных требований, в том числе по организации видеонаблюдения в каждой аудитории.

По итогам проведения ЕГЭ-2014 министру образования Республики Башкортостан вручено благодарственное письмо от имени руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцова.

В целях решения вопроса оплаты предоставленных ОАО «Ростелеком» Услуг 05 августа 2014 года Министерство представило в Правительство Республики Башкортостан проект постановления Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на установку систем видеонаблюдения за процедурами проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования |в Республике Башкортостан». Согласно данному проекту средства из бюджета (Министерства на установку систем видеонаблюдения за процедурами проведения ЕГЭ в Республике Башкортостан в 2014 году предполагалось направить бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Данный проект не прошел согласование в Министерстве финансов Республики Башкортостан. В письме от 14 августа 2014 года № 17-03-232 Министерство финансов Республики Башкортостан предложило вернуться к рассмотрению проекта только после принятия закона Республики Башкортостан о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями (л.д. 31-33 том 1).

            Данные обстоятельства были также подтверждены представителем ответчика в судебном заседании, а также в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела (л.д. 52-54 том 2).

Неоплата ответчиком проведенных работ по организации видеотрансляции ЕГЭ послужила основанием для обращения  ОАО «Ростелеком» с иском о взыскании неосновательного обогащения.

Исследовав представленные материалы, доводы сторон, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе вследствие неосновательного обогащения.

Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.

В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество потребитель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения (ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, истец, предъявляя требование о взыскании неосновательного обогащения в размере стоимости выполненных работ, должен доказать факт выполнения работ в отсутствии каких-либо договорных обязательств, размер неосновательного обогащения и то обстоятельство, что ответчик за счет истца приобрел или сберег свое имущество. При этом не имеет значение, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств дела, возложено на лицо, которое ссылается на эти обстоятельства, как на основание своих требований и возражений.

Во исполнение распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 631-р истцом должны были быть проведены следующие виды работ:

- организация канала связи передачи данных требуемой скорости до ППЭ;

- установка и тестирование программно-аппаратных комплексов на объектах Министерства образования (на основании предоставленных перечней);

 -обеспечение видеосъемки, кодирования и записи видеосигнала в дни проведения ЕГЭ;

- обеспечение хранения видеоархива (до настоящего времени).

Судом установлено, чтодоступ к сети передачи данных, трансляция видеосигнала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сбор и хранение полученных видеозаписейбыло обеспечено ОАО «Ростелеком» в47 ППЭ, 792 аудиториях, что подтверждается актами приема-передачи оборудования, составленном с участием истца и образовательными организациями, на базе которых были организованы пункты проведения единого государственного экзамена.Наименование образовательных организаций, количество аудиторий (с камерами) соответствуют адресному перечню и количеству, указанному в приложении к письму от 15.07.2014г.  Министерства образования РБ (л.д. 22-27, 38-42 том 1).

Как пояснил в судебном заседании представитель истца,Министерство образования РБ от подписания акта выполненных работ отказалось, в связи с отсутствием оформленных надлежащим образом договорных отношений между сторонами.

В суде ответчик признавал факт выполнения истцом в каждой аудиторииработ по организации канала связи передачи данных требуемой скорости до ППЭ; установки и тестирования программно-аппаратных комплексов на объектах Министерства образования (на основании предоставленных перечней); обеспечению видеосъемки, кодирования и записи видеосигнала в дни проведения ЕГЭ; обеспечение хранения видеоархива, ссылался на то, что был осведомлен о производстве этих работ, заинтересован в их результате, подтвердил приемку выполненных работ, пояснил, что оплата не была произведена из-за отсутствия финансирования.

Закупка товаров, работ,   услуг для      обеспечения государственных или муниципальных нужд в силу положений   Бюджетного            кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком.

Выполнение этих работ ОАО «Ростелеком» в отсутствие государственного контракта было обусловлено сложившейся ситуацией, а именно:

-          ОАО «Ростелеком» выполняло поручение Президента Российской Федерации от 25,03.2014 № Пр-600 и Распоряжение правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 631-р;

-          организация видеонаблюдения за проведением ЕГЭ-2014 в Республике Башкортостан не могла быть отложена, ибо сроки проведения экзаменов (с 21.04.2014) устанавливаются на федеральном уровне и не поставлены в зависимость от финансирования проведения экзаменов и наличия либо отсутствия государственных контрактов на проведение тех или иных работ;

-          проведение ЕГЭ без эксцессов, способных повлечь аннулирование результатов аттестации школьников, является социально значимой задачей.

Кроме перечисленных обстоятельств, истец был уверен, что проведенные им работы будут оплачены в полном объеме, о чем свидетельствует как вся переписка между истцом и ответчиком, так и действия ответчика по уточнению и согласованию перечней пунктов приема экзаменов. То есть, в действиях ОАО «Ростелеком» объективно отсутствовало намерение обойти закон либо каким-то иным образом злоупотребить своими правами.

Вся представленная в материалы дела переписка, равно как и отзыв ответчика, свидетельствуют о том, что Министерство образования РБ не отрицает и не оспаривает ни факт выполнения ОАО «Ростелеком» работ по организации видеонаблюдения на ЕГЭ-2014, ни их объем, качество или стоимость.

Стоимость произведенных работ по организации видеотрансляции ЕГЭ в 2014 году в размере 8 642 520 руб. 48 коп. (по 10 884 рублей 78 копеек за одну аудиторию) подтверждается представленными в материалы дела локально-ресурсными расчетами (л.д. 16-18, 61-67 том 2), актами приема-передачи оборудования, письмом ОАО «Ростелеком» от 11.03.2014 № 085-10/195, письмами Министерства образования Республики Башкортостан от 03.09.2014 № 04-05/1301, от 08.09.2014 № 04-05/1320.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в отсутствие заключенного договора при сложившихся между сторонами фактических отношениях по оказанию возмездных услуг по организации видеонаблюдения неоплата оказанных услуг приведет к неосновательному обогащению ответчика за счет оказавшего услуги истца.

Главным распорядителем бюджетных средств, исходя из представленных доказательств, является Министерство образования Республики Башкортостан, следовательно, указанное лицо является надлежащим ответчиком.

Суд, оценивая доводы ответчика и третьего лица о применении позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ №18045/12 от 28.05.2013г., полагает, что правовая позиция, изложенная в данном постановлении применению к указанным отношениям не подлежит, так как обстоятельства рассматриваемого спора не тождественны обстоятельствам, положенным в основу выводов суда надзорной инстанции по указанному делу.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи  "РОСТЕЛЕКОМ" в лице макрорегионального филиала «Волга» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) удовлетворить.

Взыскать с Министерства образования Республики Башкортостан (ИНН 0274019596; ОГРН 1020202559266) за счет средств казны Республики Башкортостан в пользу Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи  "РОСТЕЛЕКОМ" в лице макрорегионального филиала «Волга» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) сумму неосновательного обогащения 8 642 520 руб., расходы по оплате государственной пошлины 66 212 руб. 60 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                                               С.Х.Асадуллина