ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-24038/20 от 05.03.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-24038/2020

12 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2021

Полный текст решения изготовлен 12.03.2021

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи  Миграновой Г.Р., при ведении протокола помощником судьи Сидоровой Э.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Интер Подшипник Групп»  (ИНН: 0277930574, ОГРН: 1180280048673)

к Башкортостанской таможне (ИНН 0274071518, ОГРН 1030203919140)
к Приволжской электронной таможне (ИНН 5260455760, ОГРН 1185275035219, содержащему требования

признать незаконным бездействие Башкортостанской таможни, выраженное в не рассмотрении сертификатов о происхождении товаров №А31101654 от 02.07.2020, №АЗ 1099087 от 02.07.2020г. в 30-дневный срок;

признать незаконным бездействие Башкортостанской таможни и Приволжской электронной таможни, выраженные в невнесении изменений, в сведения, указанные в декларациях на товары ДТ 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 на основании сертификатов о происхождении товаров №АЗ 1101654 от 02.07.2020, №АЗ 1099087 от 02.07.2020г., №А31099087 от 02.07.2020 г.;

обязать Приволжскую электронную таможню внести изменения в сведения, содержащиеся в графах №16 в декларациях на товары ДТ № 10418010/150119/0006398, № 0418010/010219/0022616, № 10418010/210219/0041330, после выпуска товаров: сведения о стране происхождения товаров «Неизвестна» изменить на сведения «Таиланд»

Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания " Интер Подшипник Групп" (Далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании действий Башкортостанской таможни, связанные  с требованием предоставления документов о происхождении товаров, указанных в графе 5 сертификатов №А31101654 от 02.07.2020 и №А31099087 от 02.07.2020 незаконными, и обязании устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Интер Подшипник Групп» путем возврата из бюджета излишне уплаченной суммы антидемпинговой пошлины  и пени по ДТ10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 в размере 4 738 450,95 рублей.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования. Просит признать незаконным бездействие Башкортостанской таможни, выраженное в не рассмотрении сертификатов о происхождении товаров №А31101654 от 02.07.2020, №АЗ 1099087 от 02.07.2020г. в 30-дневный срок; признать незаконным бездействие Башкортостанской таможни и Приволжской электронной таможни, выраженные в невнесении изменений, в сведения, указанные в декларациях на товары ДТ 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 на основании сертификатов о происхождении товаров №АЗ 1101654 от 02.07.2020, №АЗ 1099087 от 02.07.2020г., №А31099087 от 02.07.2020 г.; обязать Приволжскую электронную таможню внести изменения в сведения, содержащиеся в графах №16 в декларациях на товары ДТ 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330, после выпуска товаров: сведения о стране происхождения товаров «Неизвестна» изменить на сведения «Таиланд».

Определением от10.02.2021 г. суд привлек в качестве заинтересованного лица Приволжскую электронную таможню.

Уточнения судом приняты в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя требования поддерживает.

Представители Башкортостанской таможни и Приволжской электронной таможни требования не признает.

Изучив материалы дела, позиции сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

В рамках исполнения контракта от 28.09.2018        №32, заключенного с «NMB-MINEBEA-GMBX» (Германия), Обществом с ограниченной ответственностью «Интер Подшипник Групп» (Россия) на таможенную территорию Евразийского экономического союза по ДТ № 10418010/150119/0006398, № 10418010/010219/0022616, № 10418010/210219/0041330 ввезены следующие товары:

По ДТ № 10418010/150119/0006398 - подшипники шариковые, наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм.

1.      Подшипник качения шариковый "DDL-520W02MTRA5P58L01", внешний диаметр 5 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: NMB- и MINEBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LG217, модель: Щ DDL-520W02MT, количество: 10000 шт.

2. Подшипник качения шариковый "DDL-730W03SD56RA5P58L01M, внешний диаметр 7 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: NMB- MINEBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LG219, модель: DDL-730W03SD56, количество: 10000 шт.

3.      Подшипник качения шариковый "DDL-730MTRA5P13L01", внешний диаметр 7 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: NMB-MINEBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LP273, модель: DDL- 730МТ, количество: 10000 шт.

4. Подшипник качения шариковый "608 ZZM3MTA5LY683", внешний диаметр 22 мм, серия 60, материал изготовления - хромированная сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: NMB-MINEBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LS787, модель: 608 ZZ, количество: 50000 шт.

По ДТ №10418010/210219/0041330 - подшипники шариковые, наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм.

1.      Подшипник качения шариковый "DDL-520W02MTRA5P58L01", внешний диаметр 5 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: NMB- MINEBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LG217, модель: DDL-520W02MT, количество: 15000 шт.

2.      Подшипник качения шариковый "DDL-730W03SD56RA5P58L01", внешний диаметр 7 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: NMB- MINEBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LG219, модель: DDL-730W03SD56, количество: 20000 шт.

3.      Подшипник качения шариковый "DDL-730MTRA5P13L01", внешний диаметр 7 мм, серия 1, материал изготовления - коррозионно-стойкая сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: NMB-MINEBEA THAI LTD. товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LP273, модель: DDL- 73 0MT, количество: 10000 шт.

4.      Подшипник качения шариковый "608 ZZM3MTA5LY683",внешний диаметр 22 мм, серия 60, материал изготовления - хромированная сталь; предназначен для использования в бытовом инструменте, производитель: NMB-MINEBEA THAI LTD. Товарный знак: ОТСУТСТВУЕТ, артикул: LS787,модель:       608 ZZ, количество: 50000 шт.

По ДТ № 10418010/010219/0022616 - подшипники шариковые, наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм.

1.      Подшипники шариковые "608X7ZZSD87CV4M2MTA5LY745H" - 30000 штук, наружный диаметр 22 мм; материал изготовления - сталь; для использования в электрических двигателях бытового инструмента; производитель:    NMB - MINEBEA THAI LTD. товарный знак: NMB, количество: 30000 шт.

2.      Подшипники шариковые "626ZZ M3MTLY218" - 128000 штук; наружный диаметр 19мм; материал изготовления - сталь; для использования в электрических двигателях бытового инструмента;, производитель: NMB-MINEBEA THAI LTD. товарный знак: NMB, количество: 128000 шт.

3.      Подшипники шариковые "DDR-2280HHMT R А5 P24LY212T" - 4000 штук, наружный диаметр 22 мм; материал изготовления - нержавеющая сталь; для использования в электрических двигателях бытового инструмента; производитель: NMB-MINEBEA THAI LTD. товарный знак: NMB, количество: 4000 шт.

4.      Подшипники шариковые "DDR-2280DD R А1 P25LY121" - 1000 штук; наружный диаметр 22 мм; материал изготовления - нержавеющая сталь; для использования в электрических двигателях бытового инструмента, производитель: NMB-MINEBEA THAI LTD. товарный знак: NMB, количество: 1000 шт.

Декларирование указанного товара осуществлялось на Приволжском таможенном посту (Центр электронного декларирования).

В качестве документа подтверждающего происхождение товара представлены сертификаты общей формы от 22.11.2018 г. № А18567943 (по ДТ 10418010/150119/0006398 и ДТ № 10418010/210219/0041330), от 24.01.2019 г. А19662449 (по ДТ № 10418010/010219/0022616) выданные Федеративной Республикой Германия, в графе 3 которых указано, что страной происхождения является Таиланд.

На основании статей 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) у ООО «Интер подшипник групп» Башкортостанской таможней с 10.02.2020 проведена проверка  документов и сведений, представленных при таможенном контроле по ДТ №№ 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 в части правильности определения страны происхождения товаров; соблюдения порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей.

В ходе проверки проведена проверка сертификатов происхождения товаров на соответствие установленным законодательством требованиям. В связи с чем Башкортостанской таможней был составлен акт №10401000/208/120320/А0005 от 12.03.2020 г.

В графе 33 указанных ДТ в отношении товара заявлен классификационный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 8482 10 100 9: «Подшипники шариковые или роликовые: - подшипники шариковые: — наибольший наружный диаметр которых не более 30 мм: — прочие», ставка ввозной таможенной пошлины 10 %.

В графе 16 указанных ДТ страной происхождения товара заявлен Таиланд. В качестве документа, подтверждающего происхождение товара, декларантом представлены сертификаты общей формы от 22.11.2018 № А18567943 (по ДТ №№ 10418010/150119/0006398,10418010/210219/0041330), от 24.01.2019, № А19662449 (по ДТ № 10418010/010219/0022616), выданные Федеративной Республикой Германия, в графе 3 которых указано, что страной происхождения товара является Таиланд.

Приволжским ЦЭД осуществлен выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Впоследствии Башкортостанской таможней в период с 10.02.2020 по 12.03.2020 на основании статей 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена проверка документов и сведений, представленных ООО «Интер Подшипник Групп» при таможенном декларировании по вышеуказанным ДТ, по вопросу правильности определения происхождения товаров; соблюдения порядка и условий представления льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей. В ходе проверки таможенным органом установлено, что в представленных сертификатах о происхождении товара общей формы от 22.11.2018 № А18567943, от 24.01.2019 № А19662449 в графе 5 отсутствуют реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара.

По итогам проверки Башкортостанской таможней составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 12.03.2020 № 10401000/208/120320/А0005, в котором сделан вывод о том, что сертификаты о происхождении товаров от 22.11.2018 № А18567943, от 24.01.2019 № А19662449 не могут являться основанием для подтверждения происхождения товаров, в связи с чем в отношении товара «подшипники шариковые», декларированного по ДТ №№ 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330, подлежит уплате антидемпинговая пошлина в размере 41,5 % от таможенной стоимости товара.

Башкортостанской таможней приняты решения от 18.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №  10418010/150119/0006398, № 10418010/010219/0022616, № 10418010/210219/0041330. Указанные решения направлены в адрес ООО «Интер Подшипник Групп» письмом Башкортостанской таможни от 18.03.2020 № 03-03-26/03600.

Письмом от 06.07.2020 № 49 Общество, с целью подтверждения заявленных при декларировании сведений о стране происхождения товара, представило новые непреференциальные сертификаты о происхождении товара от 02.07.2020 № АЗ 1099087, № АЗ 1101654, выданные торговой палатой Федеративной Республики Германии.

Башкортостанской таможней 07.07.2020 открыта проверка в соответствии с Порядком проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденным приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.11.2009 № 15262) (далее - Порядок № 1560).

В ходе проверочных мероприятий таможенным органом установлено, что в представленных оригиналах сертификатов о происхождении товаров в графе 5 указаны следующие реквизиты документов:

-А31099087 от 02.07.2020 г. - «Reference No. С02018-0180755, 0139780, 0129622, 0147547, 0120064, 0179222, 0114392, 0125078, 0182944, 0175002, 0112618, СО-2019-0008051, 0008050, 0008783»;

-А31101654 от 02.07.2020 г. - «Reference No. С02018-0167514, 0168501, 0163430, 0068763, 0105066, 0088876, 0101105, 0112619, 0128930, 0119382, 0173208,0119381,0134690, 0113974, 0101105».

Письмом Башкортостанской таможни от 08.07.2020 № 03-03-26/08861 «О предоставлении копий документов о происхождении товара» у декларанта запрошены копии документов, заявленных в графе 5 вновь представленных сертификатов.

Общество направило запрос поставщику товаров компании NMB-Minebea-GmbH (Германия).  Компания NMB-Minebea-GmbH ответила Обществу, что запрашиваемые документы верифицированы Торгово-Промышленной палатой Оффенбах на Майне и что в соответствии с Правилами UNCTAD (ЮНКТАД) и международными торговыми обычаями повторная верификация таких документов не требуется. Так же указанные документы, как документы содержащие конфиденциальную информация и коммерческую тайну, не могут быть переданы третьим лицам, без запроса официальных органов Федеративной Республики Германии.

Общество письмом №57 от 01.09.2020г. просило восстановить тарифные преференции на сумму 4 738 450, 95 рублей, уплаченные по платежным поручениям №363 и №362 от 28.05.2020г. 

Башкортостанская таможня данные требования не удовлетворила.

В письме №03-03-26/11788 от 09.09.2020г. Башкортостанская таможня указала, что проводится проверка сертификатов на предмет подтверждения происхождения товара.

Полагая свои права нарушенными, ООО «Интер Подшипник Групп» обратилось в суд с данными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.В ходе анализа документов, на основании которых приняты пересматриваемые в порядке ведомственного контроля решения, совершено действие, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор от 29.05.2014).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

Пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара.

Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара представляет собой документ определенной формы, однозначно свидетельствующий о происхождении товаров и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара.

Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 4 статьи 31 ТК ЕАЭС).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 37 Договора от 29.05.2014 решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее - Правила).

Согласно пункту 25 Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором от 29.05.2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара.

Подпунктом 2 пункта 34 Правил определения происхождения товаров установлено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям к сертификату о происхождении товара.

Требования к сертификату о происхождении товара (далее - Требования к сертификату) утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 и являются приложением к Правилам.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 Требований к сертификату в случае если сертификат выдан страной ввоза товаров, в сертификате происхождения должны быть указаны реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара.

Согласно положениям подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.

В связи с отсутствием в первоначально представленных ООО «Интер Подшипник Групп» сертификатах о происхождении товаров от 22.11.2018 № А18567943, от 24.01.2019 № А19662449 сведений о реквизитах документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, подпункта 7 пункта 5 Требований к сертификату, указанные сертификаты о происхождении товаров не рассматривались таможней в качестве документа о происхождении товара.

В соответствии с пунктом 107 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение № 8 к Договору), антидемпинговая мера применяется по решению Евразийской экономической комиссии.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 № 139 «О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза» в отношении подшипников, классифицируемых, в том числе кодом 8482 10 900 1 ТН ВЭД ЕАЭС применяется антидемпинговая пошлина в размере 41,5%.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором.

Согласно пункту 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о происхождении товаров и об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (об их ставках и суммах).

В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ (далее - Порядок № 289).

Пунктом 11 Порядка № 289 предусмотрены случаи изменения (дополнения) сведений, заявленных в ДТ. Одним из таких случаев согласно подпункта «к» пункта 11 Порядка № 289 является исчисление таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применение иных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в случае, если происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров.

Пунктом 17 порядка №289 предусмотрено проведение таможенным органом таможенного контроля в связи с поступлением обращения декларанта.

Положениями пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля.

Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 ТК ЕАЭС является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, порядок проведения которой утвержден Приказом ФТС России от 25.08.2009 №1560.

Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС указанная форма таможенного контроля может проводиться как до, так и после выпуска товаров и в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Порядка № 1560 может осуществляться с целью правильности определения страны происхождения товаров.

В связи с представлением ООО «Интер Подшипник Групп» письмом

от 06.07.2020 № 49 новых сертификатов о происхождении товара от 02.07.2020 №         А31099087, № А31101654 Башкортостанской таможней 07.07.2020 в соответствии со статьями 324, 326 ТК ЕАЭС и Порядком № 1560 открыта проверка документов и сведений после выпуска товаров. Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС.   

Положениями пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных       таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.

Аналогичные права таможенных органов по запросу документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, закреплены подпунктом 2 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС.

Таким образом, на основании пункта 1 статьи 326, подпункта 2 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС, с целью проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных Обществом сертификатах о происхождении товаров от 02.07.2020 № АЗ 1099087, № А31101654, Башкортостанской таможней письмом от 08.07.2020 № 03-03-26/08861 «О предоставлении копий документов о происхождении товара» у ООО «Интер Подшипник Групп» правомерно запрошены копии документов, заявленных в графе 5 указанных сертификатов.

Пунктом 16 Порядка №289 установлено, что при подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, таможенный орган регистрирует их с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.

Рассмотрение таможенным органом обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, в таможенном органе.

В случае если для рассмотрения обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, необходимо направление запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, течение срока, предусмотренного настоящим Порядком, приостанавливается со дня направления запроса по день получения таможенным органом ответа на него, а если в срок, установленный этими правилами определения происхождения товаров, ответ не получен, - по день истечения такого срока (включительно).

Таможенный орган одновременно с направлением запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, информирует декларанта о приостановлении срока рассмотрения обращения с указанием причин направления такого запроса.

Исходя из письма Таможни №03-03-26/11788 от 09.09.2020 следует, что Общество уведомлено о проводимой проверке.

Исходя из даты обращения в Арбитражный суд Республики Башкортостан, так же следует, что направление запросов в соответствии с п. 16 Порядка №289 осуществлено в ходе судебного разбирательства, не обусловлено рассматриваемым спором, а определено ходом ранее начатой проверки.

Пунктом 12 Порядка №289 определено, что для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.

Обращение и документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, либо документы, указанные в абзаце втором настоящего пункта, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, либо иной таможенный орган, определенный в соответствии с законодательством государств-членов.

Согласно п. 13 Порядка №289, Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений).

Исходя из вышеизложенного обращение о внесении изменений, составленное в произвольной форме, должно было быть направлено Обществом в Приволжскую электронную таможню. К обращению должны быть приложены надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату

Обращение Общества от 06.07.2020 направлено в Башкортостанскую Таможню, к обращению от 06.07.2020 документы, перечисленные в  абзаце 1 пункта 12 Порядка №289 обращению не приложены.

Разделом 4 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее – порядок №49) "Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)" определен порядок подтверждения происхождения товаров.

Пунктом 29 Порядка №49 при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).

Ответ на запрос о верификации должен поступить в таможенный орган государства-члена в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса (пункт 30 Порядка №49).

Для целей рассмотрения сертификата о происхождении товара в качестве документа о происхождении товара полученный ответ на запрос о верификации должен однозначно свидетельствовать о том, что сертификат о происхождении товара является подлинным и (или) сведения, указанные в нем, достоверны (пункт 31 Порядка №49).

Исходя из представленных в материалы дела документов, следует, что таможенный контроль по факту недостоверности сведений, содержащихся в представленных обществом сертификатах о происхождении товаров от 02.07.2020 №А31099087, №А31101654 не завершен.

Представленные в материалы дела документы свидетельствуют об отсутствии оснований для признания бездействия таможенных органов в рамках проведения таможенного контроля.

Поскольку таможенный контроль не окончен, оснований для внесения каких – либо изменений в сведения, содержащиеся в графах №16 в декларациях на товары ДТ № 10418010/150119/0006398, № 10418010/010219/0022616, №  10418010/210219/0041330, нет.

Исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

         Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Интер Подшипник Групп»  (ИНН: 0277930574, ОГРН: 1180280048673) к Башкортостанской таможне (ИНН 0274071518, ОГРН 1030203919140) к Приволжской электронной таможне (ИНН 5260455760, ОГРН 1185275035219, содержащему требования признать незаконным бездействие Башкортостанской таможни, выраженное в не рассмотрении сертификатов о происхождении товаров №А31101654 от 02.07.2020, №АЗ 1099087 от 02.07.2020г. в 30-дневный срок; признать незаконным бездействие Башкортостанской таможни и Приволжской электронной таможни, выраженное в невнесении изменений, в сведения, указанные в декларациях на товары ДТ 10418010/150119/0006398, 10418010/010219/0022616, 10418010/210219/0041330 на основании сертификатов о происхождении товаров №АЗ 1101654 от 02.07.2020, №АЗ 1099087 от 02.07.2020г., №А31099087 от 02.07.2020 г.; обязать Приволжскую электронную таможню внести изменения в сведения, содержащиеся в графах №16 в декларациях на товары ДТ № 10418010/150119/0006398, № 10418010/010219/0022616, №  10418010/210219/0041330, после выпуска товаров: сведения о стране происхождения товаров «Неизвестна» изменить на сведения «Таиланд» - отказать

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Г.Р. Мигранова