ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-24212/20 от 19.01.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-24212/2020

20 января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2021 года.

Полный текст решения изготовлен 20.01.2021 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Азаматова А. Д.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гумеровой Л.Ф.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Севмаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным действия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2020;

от ответчика: представитель ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021.

ООО «Севмаш» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – ответчика, Министерства), выразившиеся в отказе исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:58:030202:128 из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговые периоды 2018 и 2019 годы, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, выраженный в письме от 14 мая 2020г. № ДС-17/6912 незаконным; обязании Министерства устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнения заявленных требований, удовлетворенного в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:58:030202:128 (порядковый номер по Перечню 2692), который состоит из трех частей:

02:58:010105:80 административно-бытовой корпус;

02:58:010105:84 столовая;

02:58:010105:85 здравпункт,

что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности.

Указанный Объект был включен ответчиком в Перечень объектов, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 НК РФ (далее - Перечень) в 2018 и 2019 годах.

Общество, полагая, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером 02:58:030202:128 в Перечень неправомерным, обратилось с письмом от 15.04.2020 N 84/17 с просьбой об исключении указанного объекта из Перечня.

Письмом от 14.05.2020 №ДС-17/6912 Министерство отказало обществу в исключении объектов с кадастровым номером 02:58:030202:128 из Перечня.

Общество, полагая, что отказ Министерства является незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что

согласно положению ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, ст. 2.1. Закона РБ «О налоге на имущество организаций» №2 43-3 от 28.11.2003г. об особенностях определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, здания Общества не обладают характеристиками административно-делового центра, торгового центра, размещения офисов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Исследовав представленные документы, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 НК РФ).

Как следует из содержания части 1 статьи 375 НК РФ, по общему правилу налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, но в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.

Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в рассматриваемой ситуации установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з (далее - Закон N 43-з).

Статьей 2.1 Закона N 43-з предусмотрено, что налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);

отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3).

Согласно пункту 1.3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (действующего в спорный период) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, в том числе здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади объекта в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

Таким образом, на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество как кадастровой стоимости недвижимого имущества влияют один из нескольких факторов:

соответствующий вид разрешенного использования земельного участка;

возможность использования соответствующего здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Возможность использования соответствующего здания может быть обусловлена как назначением помещений (исходя из кадастрового паспорта соответствующего объекта недвижимости/документами технического учета), так и фактическим использованием здания (пункты 3, 4 статьи 378.2 НК РФ).

Из материалов дела следует, что объекты недвижимости расположены на земельных участках имеющих вид разрешенного использования: для размещения производственной базы.

Данный вид разрешенного использования подтверждает, что он не предусматривает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания.

Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания и помещения (для размещения производственной базы), не свидетельствует о размещении на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ условий отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.

Объект размещен на земельном участке с кадастровым номером 02:58:030202:128, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, <...>, предоставленный ООО «Севмаш» в аренду для размещения производственной базы согласно договору аренды 5-ЮЛ от 20.01.2011.

10.09.2019 был составлен акт обследования фактического использования здания № 139, по которому доля площади недвижимого имущества, используемая для размещения офисов, объектов общественного питания и размещения торговых объектов составила 12,8%, что меньше установленного п.5. ст.378.2 НК РФ доли в 20%.

Кроме того, заявитель предоставляет в аренду ООО «ИДЕЛЬ НЕФТЕМАШ» имущественный комплекс, состоящий из множества объектов недвижимости, взаимосвязанных между собой, в целях производства нефтепромыслового оборудования. Объект с кадастровым номером 02:58:030202:128 эксплуатируется арендатором по его промышленному назначению - для размещения сотрудников, обеспечивающих процесс производства и иных служб, включая технические.

Таким образом, нежилые здания, а также помещения в них по своему назначению не могут быть отнесены к офисам либо торговым объектам, а фактическое использование объектов недвижимости (для оказания услуг связи), не свидетельствует об их использовании для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового и коммерческого назначения более 20% от общей площади.

Исходя из указанных обстоятельств следует, что объект недвижимости не отвечает критериям, предусмотренным статей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан N 43-з "О налоге на имущество организаций".

Следовательно, включение здания с кадастровым номером 02:58:030202:128 в Перечень объектов, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 НК РФ в 2018 и 2019 годах, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса, нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного требования ООО «Севмаш» подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Излишне уплаченная истцом государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п.п. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования ООО «Севмаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в исключения объекта недвижимости с кадастровым номером 02:58:030202:128 из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговые периоды 2018 и 2019 годы, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, выраженный в письме от 14 мая 2020г. № ДС-17/6912 незаконным.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов ООО «Севмаш»  путем исключения объектов недвижимого имущества с кадастровым номером  02:58:030202:128 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018, 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27.12.2017г. №1732.

Взыскать с Министерства земельных и мущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ООО «Севмаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>)   расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.

Выдать ООО «Севмаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>) справку на возврат государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                 А.Д. Азаматов