ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-24397/16 от 09.01.2017 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-24397/2016

16 января 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.01.2017

Полный текст решения изготовлен 16.01.2017

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кручининой Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антоновым В.А., рассмотрев дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Лукоморье" (ИНН 0245001555, ОГРН 1020201301636)

к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)

о признании отказа незаконным, обязании внести изменения в вид разрешенного использования земельного участка

третьи лица – Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

в судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: Вайнштейн Е.С. по доверенности от 22.11.2016

заинтересованного лица: Чувашев И.Ю. по доверенности № 184

третьего лица Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан: Батырева А.А. по доверенности № 202 от 19.01.2016

третьего лица Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан: Улитина А.В. по доверенности от 16.12.2016

ООО "Лукоморье" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании отказа незаконным, обязании внести изменения в вид разрешенного использования земельного участка.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала, просила заявление удовлетворить по основаниям, в нем изложенным.

Представитель заинтересованного лица возразил против заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве, пояснив, что в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 №138 «Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов» и приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» при изменении вида разрешенного использования земельного 02:47:110701:117 с «для организации отдыха граждан» на «для деятельности туристического парка» удельный показатель кадастровой стоимости не изменится. Тем не менее, заявитель в заявлении указывает, что цель изменения вида разрешённого использования - для уменьшения затрат заявителя на оплату стоимости аренды земельного участка, так как изменение вида разрешенного использования приведет к применению специального коэффициента расчета аренды земельных участков, на которых расположены туристические парки. Следует отметить, что в соответствии с Решением Совета муниципального района Уфимский район РБ от 17.11.2015 № 234 «Об арендной плате за землю на 2016 год» применяются разные коэффициенты для расчета арендной платы земельных участков, на которых расположены туристские парки и туристские трассы, и земельных участков для размещения баз отдыха, пансионатов, туристических баз и других рекреационных объектов. В ч. 4 ст. 37 ГрК РФ говорится, что правообладатели земельных участков выбирают вид разрешенного использования земельных участков из числа основных и вспомогательных самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Определением суда от 23.11.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.

От третьего лица Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан поступил отзыв, в котором в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Представитель третьего лица Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан указала на отсутствие заинтересованности Администрации в исходе дела.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

как следует из материалов дела, ООО "Лукоморье" на основании договора аренды земельного участка № 98-мих от 27.09.2004 сроком действия до 06.09.1929 осуществляет владение земельным участком с кадастровым № 02:47:110701:117 общей площадью 200000 кв. м., с видом разрешенного использования «для организации отдыха граждан».

Изначально отвод земель арендуемого по указанному договору участка был произведен заявителю (ТОО «Балкорт», затем ООО «Аквапарк» до переименования в ООО «Лукоморье» ИНН 0245001555) постановлением главы Администрации Уфимского района Республики Башкортостан № 90 от 18.02.1997 для размещения Аквапарка на основании протокола техсовета от 16.01.1997, которым был согласован соответствующий проект застройки.

С указанного периода на территории участка общество в целях организации отдыха граждан осуществляет деятельность тематически организованного с использованием стилей и персонажей различных сказок туристического парка - Аквапарк «Лукоморье».

В собственности заявителя имеются следующие объекты недвижимого имущества:

- Оздоровительный комплекс «Коронный», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642095 от 13.09.2006.

- Баня «Рыбацкий ковчег», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 02-УФ № 142 193 от 24.09.2001.

- Баня «Садко», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 02-УФ № 142 194 от 24.09.2001.

- Баня «Тихая заводь», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 02-УФ № 142 192 от 24.09.2001.

- Баня «Кривой дуб», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 02-УФ № 142 197 от 25.09.2001.

- Оздоровительный комплекс, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 092 от 13.09.2006.

- Домик отдыха «Залив», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 837 059 от 20.06.2012.

- Домик отдыха «Конек-горбунок», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 836 681 от 20.06.2012.

- Домик отдыха «Чижик - Пыжик», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 836 682 от 20.06.2012.

- Пляжный комплекс, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 836 680 от 20.06.2012.

- 2-этажное нежилое здание для отдыха, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 836 683 от 20.06.2012.

- 2-этажное нежилое здание для отдыха, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 837 351 от 21.06.2012.

- Домик отдыха «Плес», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 837 060 от 20.06.2012.

- Домик отдыха «Шатер», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 785 427 от 21.06.2012.

- Домик отдыха «Теремок», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ№ 785 447 от 21.06.2012.

- Домик отдыха «Ласточкино гнездо», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 835 890 от 20.06.2012.

- Домик отдыха «Зайка», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 836 985 от 21.06.2012.

- Домик отдыха «Иванушки», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 836 983 от 20.06.2012.

- Домик отдыха «Емеля», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 837 118 от 20.06.2012.

- Домик отдыха «Лебедушка», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 837 117 от 20.06.2012.

- Домик отдыха «Фонтанка», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АГ № 836 984 от 21.06.2012.

- Баня Б-15 «Душевная радость», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 091 от 13.09.2006.

- Хозяйственный блок, 2х-этажный, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 094 от 13.09.2006.

- Баня Б-7 «Изюминка», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 088 от 13.09.2006.

- Баня Б-23 «Буратино», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 087 от 13.09.2006.

- Баня Б-10 «Черемушки», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 086 от 13.09.2006.

- Баня Б-12 «Аленушка», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 089 от 13.09.2006.

- Баня Б-09 «Золотая рыбка», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 090 от 13.09.2006.

- Баня Б-24 «Арарат», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 04АА № 642 093 от 13.09.2006.

- Баня «Чебурашка», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 02-УФ № 096 153 от 07.03.2001.

- Баня «Швейцария», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 02-УФ № 096 862 от 06.03.2001.

- Баня «Дюймовочка», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 02-УФ № 096 150 от 07.03.2001.

Решением Совета СП Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ от 16.01.2012 № 71 утверждены Правила землепользования и застройки Сельского поселения Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ. В соответствии с картой градостроительного зонирования территории Михайловского сельсовета МР Уфимский район РБ, земли участка с кадастровым № 02:47:110701:117 отнесены к зоне Р-2 в составе земель рекреационного назначения.

В таблице 1 «Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам сельского поселения Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ» в п. 8.1., 8.2., 18.4 и 18.10 в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Р-2 определены – спортивно-зрелищное сооружение аквапарк, спортивно-оздоровительные комплексы и спортивные площадки, тематические парки, туристские базы.

Решением Совета МР Уфимский район РБ № 234 от 17.11.2015 «Об арендной плате за землю» в п. 8.4. п/п «а» был установлен специальный коэффициент, применяемый в расчете стоимости арендной платы для земельных участков, на которых расположены туристские парки.

В этой связи, реализуя охраняемые законом интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности, с целью уменьшения затрат заявителя на оплату стоимости аренды земельного участка, ООО «Лукоморье» обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением № 02-0-1-264/3001/2016-2045 от 07.06.2016, которым просило произвести кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым № 02:47:110701:117 для деятельности туристического парка - Аквапарк Лукоморье.

В заявлении № 02-0-1-264/3001/2016-2045 от 07.06.2016 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № 02:47:110701:117 был выбран ООО «Лукоморье» из числа основных видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом Сельского поселения Михайловский сельсовет МР Уфимский район РБ для соответствующей территориальной зоны Р-2, на которой расположен земельный участок. Выбранный заявителем вид разрешенного использования земельного участка соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленных Классификатором видов, Утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01/09/2014г. № 540 по коду 5.0. - обустройство мест для занятия спортом, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, пикников, рыбалки и иной деятельности, создание и уход за парками, пляжами, обустройство мест отдыха в них, 5.1. - устройство площадок для занятия спортом и физкультурой, в том числе водным (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря), 5.2. - устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей среде, осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий, 5.2.1 - использование земельных участков для организации туристического обслуживания, в том числе связанных с размещением иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, 5.3. - обустройство мест рыбалки и сооружений, необходимых для восстановления и поддержания количества рыбы, 5.4. - размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания лодок, яхт, катеров и других маломерных судов, п. 5.5. - обустройство мест дня осуществления конных прогулок, в том числе осуществление необходимых земляных работ и вспомогательных сооружений, размещение конноспортивных манежей без трибун.

Выбрав вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № 02:47:110701:117 из числа установленных соответствующим градостроительным регламентом в качестве основных видов разрешенного использования для данной территориальной зоны, ООО «Лукоморье» обратилось в орган кадастрового учета, и представило все необходимые документы для внесения соответствующих изменений в сведения об объекте недвижимости.

Решением № Ф/16-95469 от 13.09.2016 Отдел кадастрового учета № 10 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" отказал заявителю в учете изменений объекта недвижимости, указав на отсутствие права ООО «Лукоморье» на самостоятельное определение вида разрешенного использования земельного участка, правообладателем которого на праве аренды сроком более 5 лет является заявитель.

Полагая, что отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" в изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым № 02:47:110701:117, выраженный в Решении № Ф/16-95469 от 13.09.2016 не соответствует ст. 7 ч. 2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 37 ч. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации нарушает права и законные интересы ООО «Лукоморье» при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с данным заявлением.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положению ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 статьи 1).

Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с 1 марта 2009 года функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии со статьями 5, 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Следовательно, включение в государственный кадастр недвижимости оспариваемых сведений, является формой осуществления кадастрового учета.

Частью 2 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 -20 части 2 статьи 7 названного Закона сведений осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, либо в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.

Согласно подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу подп. 5, 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений: об утверждении правил землепользования и застройки; об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с п. 6, 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в ч. 1 настоящей статьи. В случае, если сведения не поступили в государственный кадастр недвижимости, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлены основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, к числу которых относятся: истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, непредставления соответствующих документов заявителем по собственной инициативе (подп. 6, 7 п. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, как и п. ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Вместе с тем названные правовые нормы должны применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования.

Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя по договору аренды изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.

Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка.

Иное толкование положений ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.

В соответствии с положениями ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон.

Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Поскольку соглашение сторонами договора аренды об изменении его условий не достигнуто, суд соглашается с доводами заинтересованного лица об отсутствии оснований для внесения спорных изменений в ГКН.

Также суд принимает во внимание следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 2 и 3 ст. 36).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии е зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в т.ч. земли особо охраняемых территорий и объектов (пп. 4).

Согласно п.п. 1, 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В силу п. 2 указанной статьи земли особо охраняемых территорий включают, в том числе, земли особо охраняемых природных территорий и земли рекреационного назначения.

В силу п. 3 ст. 4 Закона N 191-ФЗ Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Пунктом 2 ст. 37 названного Кодекса определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом в силу абзаца второго статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов разрешенного использования земельных участков выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-Градостроительный кодекс) установлены виды разрешенною использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные виды, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Согласно сведениям из Генерального плана сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ, утвержденный Решением №147 от 14.10.2016 спорный земельный участок входит в состав границ населенного пункта с. Михайловка Уфимского района РБ.

Согласно Приложению №1 к Правилам землепользования и застройки СП Михайловский, утвержденных СП Михайловский сельсовет Решением № 71 от 16.01.2012, спорный участок относится к «Зоне Р2» - земли рекреационного назначения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии е федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36. ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В материалах настоящего дела отсутствуют сведения об издании решения органа местного самоуправления - Администрации СП Михайловский сельсовет об изменении вида разрешенного использования земельного участка 022:47:110701:117 на другой вид: «для деятельности туристического парка «Аквапарк Лукоморье».

Таким образом, специфика правового режима земель особо охраняемых территорий не позволяет арендатору самостоятельно, в одностороннем порядке принимать решение об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что предусмотренная подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и подлежащая применению в рассматриваемом случае в силу ч. 6 ст. 36, ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков не соблюдена, заявленные требования ООО «Лукоморье» не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении заявления, расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Лукоморье" отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.Е. Кручинина