ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-24397/18 от 27.12.2018 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-24397/2018

28 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 27.12.2018

Полный текст решения изготовлен 28.12.2018

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Давлеткуловой Г.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафаровой И.Д. рассмотрел дело по заявлению

Верховного суда Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН  <***>)

к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью предприятие капитального строительства открытого акционерного общества Крупнопанельного домостроения, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО1

о признании недействительными ненормативных правовых актов

Верховный Суд Республики Башкортостан обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан о признании недействительными:

1) приказа Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан от 6 февраля 2004 года № 14а в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», расположенного но адресу: <...>;

2) пункта 328 раздела 47 части 1 приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 7 апреля 2017 года № 20 в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», расположенного по адресу: <...>;

3) приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 14 сентября 2017 года   № 106 в части утверждения границ и режима использования территории выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», расположенного по адресу: <...>.

и снятии специального режима владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия с объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>.,

снятии с земельного участка с кадастровым номером 02:55:010152:370, расположенного по адресу: <...>, ограничений, связанных с нахождением на земельном участке объекта культурного наследия.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 октября 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью предприятие капитального строительства открытого акционерного общества Крупнопанельного домостроения (450053, <...>), Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, <...>, ИНН <***>), ФИО1 (<...>).

В судебном заседании представители Верховного Суда Республики Башкортостан  заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан  против удовлетворения заявленных требований возражал  по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отзыв не предоставил, позицию по настоящему делу не пояснил.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью предприятие капитального строительства открытого акционерного общества Крупнопанельного домостроения, ФИО1, будучи надлежаще извещенными (Н.Р.РБ. по месту регистрации была направлена телеграмма), не явились в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что на основании постановлений Администрации городского округа город Уфа от 26 сентября 2012 года № 4169 и от 17 декабря 2013 года № 6426 Верховному Суду Республики Башкортостан предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки с кадастровым номером 02:55:010152:265, площадью 2 873 кв. м, и с кадастровым номером 02:55:010152:266, площадью 543 кв. м, для проектирования и строительства административного здания Верховного Суда Республики Башкортостан.

Из указанных земельных участков образован земельный участок с кадастровым номером 02:55:010152:370, площадью 3 416 кв. м, на который зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за заявителем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № 04 АЕ 003074 от 24 февраля 2014 года.

Заявителем представлены разрешение на строительство, выданное Отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, № 02-RU03308000-1175П-2015 сроком действия до 30 апреля 2020 года, а также государственный контракт от 24 декабря 2014 года на выполнение работ по строительству здания для размещения Верховного Суда Республики Башкортостан. 

На территории земельного участка с кадастровым номером 02:55:010152:370, предоставленного для строительства здания суда, расположен жилой дом 8 по улице Карла Маркса. 

Приказом Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия Министерства культуры и национальной политики РБ от 6 февраля 2004 года № 14а утвержден проект «Реестра недвижимого культурного наследия народов Республики Башкортостан».

В прилагаемый к данному приказу проект реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Уфы за № 353 включен «Полежаевский пансион», расположенный по адресу: ул. Карла Марска, д. 8, датировки 1830-е гг., как выявленный объект.

В ходе судебного разбирательства представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан  пояснил, что приказ Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия Министерства культуры и национальной политики РБ от 6 февраля 2004 года № 14а отменен приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 2 мая 2017 года № 35.

В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 18 Информационного письма от 22 декабря 2005 года № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им нарушены права и законные интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Таким образом, суд полагает возможным рассмотреть требование заявителя о признании недействительным приказа Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия Министерства культуры и национальной политики РБ от 6 февраля 2004 года № 14а в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», расположенного но адресу: <...>.

Объект «Полежаевский пансион» включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, на основании приказа Управления по государственной охране культурного наследия Республики Башкортостан от 7 апреля 2017 года № 20, зарегистрированного в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 14 апреля 2017 года, регистрационный номер 9413, опубликованного на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 19 апреля 2017 года.

Приказом Управления по государственной охране культурного наследия Республики Башкортостан от 14 сентября 2017 № 106 «Об утверждении границ и режима использования территории выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», расположенного по адресу: <...>» утверждены границы и режим использования территории выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион» (без приведения рисунка). Данный приказ зарегистрированн в Государственном комитете РБ по делам юстиции 24 октября 2017 года № 9997 и опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru 27 октября 2017 года.

Согласно п. 2 данного приказа в границах территории объекта «Полежаевский пансион» запрещается, в том числе проведение земляных, строительных, хозяйственных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению Объекта или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной среды Объекта (п. 2.1), использование технологий, создающих динамические нагрузки на Объект и на окружающую его застройку (п. 2.5).

Довод Управления по государственной охране культурного наследия Республики Башкортостан, что оспариваемые приказы являются нормативным правовыми актами и дело об их оспаривании не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, отклоняются по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» нормативный правовой акт Республики Башкортостан - это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под нормами права (правовыми нормами) в настоящем Законе понимаются официально установленные органами государственной власти Республики Башкортостан общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу положений абз. 2 п. 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Форма, порядок принятия, содержание и правовые последствия оспариваемых приказов от 6 февраля 2004 года № 14а, от 07 апреля 2017 года № 20, от 14 сентября 2017 года № 106 позволяют сделать вывод о том, что они в части включения спорного объекта в перечень объектов культурного наследия, утверждения границ и режима использования территории правовых норм (правил поведения) не содержат, обязательными для неопределенного круга лиц не являются, не рассчитаны на неоднократное применение и не направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, а являются актами применения к объектам недвижимости. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами, а являются распорядительными актами, закрепляющим конкретное действие (волеизъявление) о постановке ограниченного перечня объектов на государственную охрану.

При таких обстоятельствах заявление об оспаривании данных приказов рассматривается по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отношении доводов о пропуске заявителем срока для обжалования указанных приказов суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из представленной в материалы дела переписки между Верховным Судом Республики Башкортостан и Министерством культуры Республики Башкортостан, а также Управлением по государственной охране культурного наследия Республики Башкортостан осведомленность заявителя о приказе от 6 февраля 2004 года № 14а не усматривается, в переписке приказ не упоминается, в Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года № 7/4, сведений о данном приказе не содержится, доказательств официального опубликования приказа в материалы дела не представлено. Доказательств направления уполномоченным органом копии оспариваемого приказа Верховному Суду Республики Башкортостан не представлено.

С учетом изложенного суд признает, что срок обжалования приказа от 6 февраля 2004 года № 14а заявителем не пропущен.

С 2014 года Верховный Суд Республики Башкортостан, будучи заказчиком, осуществляет на указанном земельном участке строительные работы.

При этом, исходя из представленной заявителем переписки с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ее структурными подразделениями, Верховный Суд Республики Башкортостан был осведомлен о том, что находящийся в пределах границ предоставленного земельного участка объект недвижимого имущества (под адресным номером д. 8 на ул. Карла Маркса), который представлял собой остатки разрушенного здания, подлежал сносу на основании постановлений главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 3404 от 27 сентября 2004 года и № 6002 от 22 декабря 2015 года.

В конце 2017 года генеральный подрядчик строительных работ, завершая возведение основной конструкции здания Верховного Суда Республики Башкортостан, выявил необходимость сноса жилого дома № 8 по ул. Карла Маркса в г. Уфе, в связи с чем Верховный Суд Республики Башкортостан обратился в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с просьбой принять меры, направленные на исполнение пунктов 4.5 постановлений главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 3404 от 27 сентября 2004 года и № 6002 от 22 декабря 2015 года о сносе разрушенного объекта недвижимого имущества.

Получив данное обращение, орган местного самоуправления сообщил, что до проведения работ по сносу строения, необходимо осуществление мероприятий по расселению граждан, зарегистрированных в вышеуказанном жилом доме, и являющихся собственниками помещений в нем.

Данный ответ главы администрации от 18 декабря 2017 года (№ 01-02-33926/13) поступил заявителю 25 декабря 2017 года.

Затем в целях реализации предписаний пунктов 4.5 постановлений главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № 3404 от 27 сентября 2004 года и № 6002 от 22 декабря 2015 года орган местного самоуправления начал осуществление мероприятий, предшествующих сносу спорного здания, а именно обратился в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с иском о прекращении права собственности лиц, сведения о которых зарегистрированы в ЕГРН. Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 марта 2018 года (№ 2-1706/2018) исковые требования Администрации удовлетворены в полном объеме.

Поскольку Верховный Суд Республики Башкортостан не является собственником спорного здания, то было направлено обращение в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с целью принятия ею мер по сносу разрушенного здания и исключению из приказа Управления по государственной охране культурного наследия Республики Башкортостан от 7 апреля 2017 года № 20 сведений об объекте, находящегося по адресу: <...>.

Согласно ответу Администрации от 25 мая 2018 года № 15085 на данное обращение, поступившему в Верховный Суд Республики Башкортостан 4 июня 2018 года, орган местного самоуправления отказался инициировать от своего имени вопрос об исключении из оспариваемого перечня сведений о здании № 8 по ул. Карла Маркса в г. Уфе.

Настоящее заявление подано в Арбитражный суд Республики Башкортостан 20 августа 2018 года.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2013 года № 1908-О по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении. Вводя такой порядок исчисления срока для обращения в суд, законодатель учитывал, что относящиеся к сфере правоприменительной деятельности решения и действия органов публичной власти и их должностных лиц оказывают не всегда непосредственное - в том числе во временном проявлении - влияние на интересы субъектов, статус которых они затрагивают. Иными словами, они могут проявлять свое регулятивно-правовое воздействие на заинтересованных лиц (независимо от их статусной принадлежности к частноправовой или публично-правовой сфере) и становиться известными не сразу, а спустя определенное, порой весьма продолжительное время после их принятия (совершения). Соответственно, исчисление в данном случае сроков для обращения в суд возможно с учетом особенностей этих отношений и имея в виду, в конечном счете, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 46, части 1 и 2).

При таких обстоятельствах суд отклоняет доводы заинтересованного лица о пропуске заявителем срока обжалования приказов от 7 апреля 2017 года № 20 и от 14 сентября 2017 года № 106.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ («Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц»), суд отмечает, что для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного решения действующему законодательству и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана памятников истории и культуры. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

Федеральным законом № 73-ФЗ, земельным, градостроительным законодательством Российской Федерации установлены специальные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особый режим использования земельного участка, в границах которых располагается объект культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия.

Запрещаются строительство объектов капитального строительства, увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ.

Верховному Суду Республики Башкортостан земельный участок, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования для проектирования и строительства административного здания.

Заявитель с соблюдением требований действующего градостроительного, земельного законодательства оформил разрешительную и проектную документацию, заключил государственный контракт на выполнение строительных работ.

Согласно проектной документации на месте спорного объекта (представляющего собой остатки разрушенного здания) запланировано обустройство входной группы возводимого Верховным Судом Республики Башкортостан объекта капитального строительства, а также осуществление благоустройства прилегающей к возводимому объекту территории.

При таких обстоятельствах оспариваемые приказы затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку наличие на принадлежащей Верховному Суду Республики Башкортостан территории объекта, обладающего особым статусом государственной охраны, препятствует осуществлению запланированных строительных мероприятий, обеспечению безопасности эксплуатации возводимого здания и его транспортной доступности.

В связи с чем судом отклоняются доводы Управления о том, что оспариваемые приказы не затрагивают права и интересы Верховного Суда Республики Башкортостан.

Довод заинтересованного лица, что включение спорного объекта в проект «Реестра недвижимого культурного наследия народов Республики Башкортостан» осуществлено в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, с соблюдением процедуры включения объекта в соответствующие реестры, перечни выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от № 73-ФЗ в редакции от 27 февраля 2003 года, действовавшей на момент издания приказа № 14а от 6 февраля 2004 года, объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 17 Федерального закона № 73-ФЗ  в редакции от 27 февраля 2003 года, такими документами являлись:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в

реестр;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате

основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;

6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;

7) сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для

включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);

9) описание границ территории объекта;

10) фотографическое изображение объекта;

11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе

объектом культурного наследия;

12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона № 73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено данным Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 (далее – Положение № 865 (СП СССР, 1982, № 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 13 Положения № 865 государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Согласно пункту 18 Положения № 865 вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Разделом II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 № 203 (далее – Инструкция № 203), предусмотрен порядок государственного учета памятников истории и культуры.

Согласно пунктам 9, 10 Инструкции № 203 государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению в соответствующих центрах научной документации государственных органов охраны памятников.

Пунктом 12 Инструкции № 203 установлено, что при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. «Список вновь выявленных объектов» содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Вышеуказанной Инструкцией № 203 была также предусмотрена единая форма учета вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (Приложение № 2 к Инструкции № 203). Одной из граф таблицы в Приложении № 2 являлась графа «Заключение экспертизы».

Таким образом, законодательством, действующим на момент издания обжалуемого приказа от 6 февраля 2004 года № 14а, было предусмотрено обязательное проведение экспертизы, подтверждающей историческую, научную, художественную или иную культурную ценность объекта культурного наследия (памятника истории и культуры).

Приложением № 2 к Инструкции № 203 утверждена форма списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (по видам) содержащая следующие графы: наименование объекта, датировка, автор, местонахождение объекта, пользователь или собственник, техническое состояние, заключение экспертизы. Таким образом, список вновь выявленных объектов должен содержать краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.

Среди представленных в материалы дела документов, экспертизы, подтверждающей историческую, научную, художественную или иную культурную ценность объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), проведенной на момент вынесения приказа от 6 февраля 2004 года № 14а, не содержится.

Из объяснений представителя Управления  следует, что таких документов в Управлении не имеется.

Кроме того, в отношении спорного объекта не  представлено и заключение экспертной комиссии по выявлению недвижимых объектов культурного наследия народов Республики Башкортостан при Министерстве культуры Республики Башкортостан, утвержденной на основании приказа Министерства культуры Республики Башкортостан от 25 февраля 1994 года № 86, на которую ссылалось Управление как на документ, заменяющий собой необходимую экспертизу.

Проект Реестра недвижимого культурного наследия народов Республики Башкортостан города Уфы, утвержденный обжалуемым приказом, не соответствует форме списка, утвержденной Инструкцией № 203.

Государственные органы охраны памятников организовывали обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов (п. 14 Инструкции № 203).

Ранее составленные в соответствии с законодательством РСФСР списки вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, применяются и в настоящее время в соответствии с п. 4 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно пункту 15 инструкции № 203 на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал.

Учетная карточка на объект по адресу: <...>, не представлена суду.

Иных документов, обосновывающих возражение заинтересованного лица относительно законности оспариваемого приказа, в суд Управлением по государственной охране культурного наследия Республики Башкортостан также не представлено.

Из положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В отношении требований заявителя о признании недействительным Приказа № 20 от 7 апреля 2017 года «Об утверждении Перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан» в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан объекта «Полежаевский пансион» суд также приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Так, приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 7 апреля 2017 года № 20 утвержден Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан.

Под номером 328 в разделе 47 «Городской округ город Уфа» Перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, значится: Полежаевский пансион; местонахождение выявленного объекта культурного наследия (адрес объекта/описание местонахождения) – <...>; сведения об историко-культурной ценности объекта – памятник истории и п/архит.; иные сведения и документы об объекте – датировка – 1830-е годы.

Согласно статье 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ (введена в действие с 22.01.2015) работы по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона организуют региональные и муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.

Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия (пункт 3 статьи 16.1).

Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 16.1).

По истечении срока, установленного пунктом 3 статьи 16.1, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункт 4 статьи 16.1).

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр (пункт 5 статьи 16.1).

Заявитель вправе обжаловать в судебном порядке отказ регионального органа охраны объектов культурного наследия во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо бездействие указанного органа охраны объектов культурного наследия, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения в отношении указанного объекта (пункт 6 статьи 16.1).

Орган кадастрового учета по межведомственному запросу регионального органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7 статьи 16.1).

Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа кадастрового учета уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (пункт 8 статьи 16.1).

Порядок формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состав сведений, включаемых в указанный перечень, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 13 статьи 16.1).

Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия (пункт 14 статьи 16.1).

Формирование и ведение Перечня в момент издания Приказа от 07.04.2017 № 20 осуществлялось в соответствии с Порядком проведения работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, утвержденному приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 (далее – Порядок проведения работы по выявлению объектов).

Согласно пункту 2 Порядка проведения работы по выявлению объектов, работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляются самостоятельно физическими и юридическими лицами в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика и представляет собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:

- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта;

- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;

- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр), рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему порядку (пункт 3 Порядка проведения работы по выявлению объектов).

К заявлению о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр прикладываются:

- сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);

- сведения об историко-культурной ценности объекта;

- иные сведения об объекте (при наличии) (пункт 5 Порядка проведения работы по выявлению объектов).

Постановлением Правительства РБ от 16.08.2016 № 330 утвержден Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (далее – Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта).

Согласно пункту 3 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, работа по установлению историко-культурной ценности объекта осуществляется при поступлении в Уполномоченный орган заявлений, предусмотренных пунктом 2 статьи 16.1, пунктом 4 статьи 36 или подпунктом 2 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно пункту 6 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта работа по установлению историко-культурной ценности объекта организуется уполномоченным органом в срок не более 90 рабочих дней со дня регистрации заявления.

После регистрации заявления уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней подготавливает решение о включении объекта в Список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее – Список).

Решение уполномоченного органа о включении объекта в Список подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта).

После включения объекта в Список в течение 30 рабочих дней уполномоченным органом созывается комиссия по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (далее - комиссия) (пункт 8 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта).

Согласно пункту 9 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта комиссия и ее состав утверждаются решением Уполномоченного органа.

Согласно пункту 10 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, уполномоченный орган предварительно не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения заседания комиссии направляет ее членам представленное заявление, а также документы и материалы по соответствующему объекту.

Согласно пункту 11 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, на рассмотрение комиссии выносятся представленные в уполномоченный орган заявление, документы и материалы по объекту. По итогам рассмотрения заявления, документов и материалов комиссия принимает решение с предложением уполномоченному органу о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в данный перечень.

Решение комиссии должно обоснованно отражать сведения о наличии или об отсутствии историко-культурной ценности объекта, руководствуясь при этом положениями статей 3 и 18 Федерального закона, в частности, должно содержать указание на наличие или отсутствие признаков, определяющих, что объект обладает историко-архитектурной, художественной, научной или мемориальной ценностью, имеет особое значение для истории или культуры, а также должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо отказа во включении объекта в данный перечень.

При определении историко-культурной ценности объекта устанавливаются следующие обстоятельства:

- соответствие объекта признакам, определенным статьей 3 Федерального закона;

- соответствие объекта требованиям, предусмотренным пунктом 12 статьи 18 Федерального закона;

- наличие у объекта историко-архитектурной ценности (стилевая выразительность, индивидуальность, персонификация авторства, использование при проектировании и строительстве тех или иных передовых приемов, методов и материалов), градостроительной ценности (влияние объекта на окружающее пространство, его организующая и доминирующая роль либо ансамблевый характер застройки территории);

- подлинность объекта (степень его сохранности в историческом виде).

Согласно пункту 12 Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, на основании решения комиссии уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня оформления соответствующего протокола заседания комиссии, но в пределах срока, установленного пунктом 6 настоящего Порядка, принимает решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в данный перечень. К решению уполномоченного органа о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в данный перечень прилагается акт уполномоченного органа, в котором указывается обоснование целесообразности включения данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в данный перечень, а также сведения о наличии либо об отсутствии историко-культурной ценности объекта. Решение уполномоченного органа о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в данный перечень подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в сроки, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта.

Согласно пунктам 1, 9.3, 9.4 Положения об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 16 января 2017 года № 4, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан является исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия) на территории Республики Башкортостан. Управление осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

Организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом.

Таким образом, проведение работы по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, относится к компетенции Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.

На момент издания Приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 7 апреля 2017 года № 20 действовал приказ Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан от 06.02.2004 № 14а, которым был утвержден проект «Реестра недвижимого культурного наследия народов Республики Башкортостан», в котором значился «Полежаевский пансион».

Между тем, повторное выявление объектов культурного наследия действующим законодательством не предусмотрено.

В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих соблюдение порядка выявления объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, предусмотренного нормами действующего законодательства в отношении спорного объекта при принятии оспариваемого приказа № 20 от 7 апреля 2017 года.

Так, отсутствуют сведения и документы, подтверждающие поступление заявления в региональный орган охраны объектов культурного наследия о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр, решение о включении объекта в Список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, решение комиссии по определению историко-культурной ценности объекта, акт Уполномоченного органа, содержащий обоснование целесообразности включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что данный оспариваемый акт принят с нарушением предусмотренной законом процедуры его принятия, и в связи с тем, что им также нарушаются права заявителя в предпринимательской деятельности, он подлежит признанию недействительным.

Согласно статье 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (пункт 1).

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (пункт 2).

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр направляют указанные документы, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации прав.

Графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, режим использования земель в границах защитных зон объектов культурного наследия утверждаются правовым актом регионального органа охраны объектов культурного наследия (абзац седьмой пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона № 73-ФЗ).

Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан № 106 от 14 сентября 2017 года утверждены границы и режим использования территории выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион».

Поскольку суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о признании недействительным Приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 7 апреля 2017 года № 20 в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», и принимая во внимание вышеизложенные нормы закона о том, что границы и режим использования устанавливаются региональным органом на выявленный объект культурного наследия, суд также находит подлежащими удовлетворению требования о признании приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан № 106 от 14 сентября 2017 года недействительным.

Заявитель в качестве способа восстановления нарушенного права просит снять специальный режим владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия со спорного объекта недвижимости и находящегося под ним земельного участка, расположенных по адресу: <...>.

Заявителю принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в границах которого расположен спорный объект.

Федеральным законом № 73-ФЗ, земельным, градостроительным законодательством Российской Федерации установлены специальные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особый режим использования земельного участка, в границах которых располагается объект культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия. Запрещаются строительство объектов капитального строительства, увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ.

Заявленные требования направлены на устранение необоснованных ограничений использования земельного участка.

С учетом признания вышеназванных приказов недействительными, требования заявителя о снятии специального режима владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия со спорного объекта недвижимости и находящегося под ним земельного участка, подлежат удовлетворению.

Верховный Суд Республики Башкортостан при подаче настоящего заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Верховного Суда Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать приказ Главного Управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия №14а от 6 февраля 2004 года в части включения в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», расположенного по адресу: <...>, недействительным.

Признать п. 328 раздела 47 части 1 приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан №20 от 7 апреля 2017 года, в части включения в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», расположенного по адресу: <...>, недействительным.

Признать недействительным приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан №106 от 14 сентября 2017 года, в части утверждения границ и режима использования территории выявленного объекта культурного наследия «Полежаевский пансион», расположенного по адресу: <...>.

Снять специальный режим владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия с объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>.

Снять с земельного участка с кадастровым номером 02:55:010152:370, расположенного по адресу: <...>, ограничения, связанные с нахождением на земельном участке объекта культурного наследия.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Г.А. Давлеткулова