ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-24745/09 от 18.01.2010 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа Дело № А07-24745/2009

18 января 2010г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Искандарова У. С.

при ведении протокола судьей Искандаровым У.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»

к Башкортостанской таможне

о признании недействительным решения таможенного органа, оформленное письмом от 21.08.09г. № 01-14/12663 в части отказа в возврате таможенных сборов

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 02-034728 от 23.06.09 г.;

от таможенного органа: ФИО2 –должностное лицо правового отдела по дов. № 01-14/13865 от 15.09.09г.

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральной таможенной службе Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня о признании недействительным решения Башкортостанской таможни, оформленное письмом № 0114/12663 от 21.08.2009 года в части отказа в возврате таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций и обязании возвратить заявителю ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» излишне уплаченные таможенные сборы в размере 552 000 руб.

Таможенный орган с требованиями заявителя не согласен, в удовлетворении заявления просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в 2006г., 2007г. ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар, произведя его таможенное оформление в порядке периодического временного декларирования в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ. При подаче временных деклараций в количестве 8 штук Общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление ввезенного товара в сумме 652 000 руб. путем удержания таможней денежных средств из авансовых платежей Общества, что подтверждается: информацией, содержащейся в декларациях, а именно: ссылкой во временной таможенной декларации в графе В вид 10 на платежное поручение как доказательство оплаты сбора.

После ввоза заявленных на импорт товаров Общество в 2006г., 2007г. в соответствии с п. 2 ст. 138 ТК РФ подало полные таможенные декларации в количестве 8 штук, по которым таможня из авансовых платежей Общества удержала таможенные сборы в размере 652 000 руб., что подтверждается: информацией, содержащейся в декларациях, а именно: ссылкой в полной таможенной декларации в графе В вид 10 на платежное поручение как доказательство оплаты сбора, а также платежными поручениями, на обороте которых таможней подтверждается списание сумм таможенных сборов по таможенным декларациям, платежными поручениями.
  Посчитав, что у Общества отсутствует обязанность по уплате таможенных сборов по полным таможенным декларациям, руководствуясь ст. ст. 355, 357.8 ТК РФ Общество обратилось в таможенный орган, с заявлением о возврате денежных средств в размере 652 000 рублей.

Таможня письмом № 0114/12663 от 21.08.2009г. отказала Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, указав на отсутствие правовых оснований, а именно: сослалось на указания ФТС РФ (письмо №01-11/41807 от 08.10.08г.) - «....возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности», по ГТД №10401040/080806/0003606 истек срок подачи заявления на возврат излишне уплаченных таможенных платежей.

Общество считает вышеуказанное письмо таможенного органа незаконным в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в размере 552 000 руб.

Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 Таможенного кодекса Российской Федерации за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В соответствии со ст. 357.1, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7, п. 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Как указано в пункте 1 статьи 60 ТК РФ, таможенное оформление товаров начинается при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи Кодекса таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно ст. 130 ТК РФ предварительная таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

Таким образом, подача декларантом как предварительных, так и полных таможенных деклараций производится в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению ввоза одного и того же товара, поэтому подача таких деклараций не может рассматриваться как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование. При применении временного таможенного декларирования возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим. Следовательно, поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче предварительной декларации и при подаче полной декларации повторно взиматься не могут.

Указанную выше позицию поддержал Президиум ВАС РФ в своем Постановлении № 4574/08 от 08.07.2008г, указав следующее: «...уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной декларации».

При таких обстоятельствах суд признает недействительным оспариваемое решение таможенного органа и, руководствуясь п. 1 ст. 357.8, ст. 355 Кодекса, возлагает на него обязанность произвести возврат Обществу суммы таможенных сборов, удержанных за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций, в размере 552 000 руб., с учетом сроков исковой давности.

Ссылка представителей таможенного органа на п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" в обоснование довода о правомерности оспариваемого обществом решения является несостоятельной, поскольку положения данного пункта предусматривают лишь необходимость оплаты таможенного сбора в размере 500 руб. за таможенное оформление при подаче повторной таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима.

Подача же полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, так как она таковой не является.

Из вышеуказанного следует, что Общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товара при представлении предварительных таможенных деклараций и после прибытия товара Обществом поданы постоянные таможенные декларации на товар, и уплаченные таможенные сборы при предъявлении постоянных деклараций уплачены повторно, в связи с чем они являются излишне уплаченными, то есть подлежащими возврату.

С учётом изложенного, заявленные требования ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.37 п. 1 НК РФ, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в размере 14 020 рублей подлежит взысканию с таможенного органа в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» подлежат удовлетворению.

Признать недействительным решение Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Башкортостанской таможни, оформленное письмом № 0114/12663 от 21.08.2009 года в части отказа в возврате таможенных сборов за таможенное оформление полных таможенных деклараций в размере 552 000 руб.

Обязать Федеральную таможенную службу Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня возвратить ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» излишне уплаченные таможенные сборы в размере 552 000 рублей.

Взыскать с Федеральной таможенной службы Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня в пользу Открытого Акционерного Общества «Салаватнефтеоргсинтез» судебные расходы в размере 14 020 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья У.С.Искандаров