ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-25249/16 от 10.05.2017 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-25249/16

17 мая 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 10.05.2017 года

Полный текст решения изготовлен 17.05.2017 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Сафиуллиной Р. Н., при ведении протокола судебного  заседания    помощником судьи Султановой Л.М. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ФИО1 (450076,г. Уфа, ФИО2 д. 14)      

Общества с ограниченной ответственностью "Гадес" (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450076, <...>)     

к Управлению Федеральной антимонопольной службы РБ (ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202)

третьи лица: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, <...>);

ООО «СтроиТЭК» (450076, <...>);

ООО «ЭнергоСтройИнвест» (450095, <...>);

ФИО3 (450021, <...>)

о признании недействительными решения от 13.07.2016г. по делу №А-295/15-15 и предупреждения от 17.05.2016г. № 56/15.

при участии в судебном заседании:

от заявителей: 1. ФИО4 по доверенности от 28.10.2016г.,

2. ФИО4 по доверенности от 13.12.2016г.

от ответчика:  ФИО5 по доверенности №23 от 16.01.2017г.,

от Администрации ГО г.Уфа РБ до перерыва: ФИО6 по доверенности №01-05-2368/13 от 28.07.2016 года, ФИО7 удостоверение №44.

от ООО «СтроиТЭК»: ФИО8 по доверенности от 07.07.2016г.

иные третьи лица не явились, извещены надлежащим образом.

Судебное заседание открыто 28 апреля 2017 года,  затем в соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв в судебном заседании до 10 мая 2017 года, о чем сделано информационное сообщение на сайте Арбитражного суда.

10 мая 2017 года после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же лицом, с участием тех же представителей участвующих в деле лиц.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился ФИО1 с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  о признании недействительными решения от 13.07.2016г. по делу №А-295/15-15 и предупреждения от 17.05.2016г. № 56/15.

В производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан также находится дело № А07-26862/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гадес" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными предупреждения от 17.05.2016г. № 56/15 и решения от 13.07.2016г. по делу № А-295/15-15.

Определением суда от 18 января 2017 года  дела № А07-25249/2016 и №А07-26862/2016 объединены  для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу номера А07-25249/2016.

В судебном заседании представитель заявителей требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Представитель антимонопольного органа с требованиями заявителей не согласен, считает вынесенные решения и предупреждение законными и обоснованными.

Представители ООО «СтроиТЭК» и Администрации ГО г.Уфа РБ подержали позицию антимонопольного органа по изложенным в отзывах доводах.

Иные третьи лица своей позиции по делу каким-либо образом не выразили, отзывы на заявление не представили, представителей в судебные заседания не направили.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение на ограничивающие конкуренцию действия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация), выразившиеся в продлении сроков исполнения договора о развитии застроенной территории № 19-РТ от 31.08.2011 г., заключенного с ООО «СтроиТЭК», в нарушение действующего законодательства.

По  результатам рассмотрения обращения Приказом Управления от 10.12.2015     №773     возбуждено     дело     №А-295/15-15     в     отношении Администрации ГО г. Уфа РБ по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, УФАС по РБ Администрации выдано предупреждение № 56/15 (исх. № 9/5798 от 17.05.2016) о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем приведения в соответствие нормативно-правовой базы Администрации, регулирующей заключение, исполнение договоров о развитии застроенной территории, с действующим законодательством, в том числе гражданским и градостроительным.

29.06.2016 во исполнение выданного предупреждения в адрес Башкортостанского УФАС России Администрацией представлен разработанный типовой проект договора о развитии застроенной территории, разработанный в целях приведения в единообразие порядка заключения, исполнения договоров о развитии застроенной территории, содержащий пункт 4.4., согласно которому в случае нарушения сроков исполнения обязательств по настоящему договору, обусловленных действиями или бездействием Стороны 1, Сторона 2 имеет право требования изменения срока действия договора о развитии застроенной территории в судебном порядке.

Таким образом, признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании которых было возбуждено дело №А295/15-15 о нарушении антимонопольного законодательства, Администрацией устранены.

В связи с выполнением предупреждения дело № 295/15-15 о нарушении антимонопольного законодательства было прекращено в   соответствии   с   частью   7   статьи   39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», о чем антимонопольным органом вынесено решение от 13.07.2016 года (с учетом определений об исправлении опечатки от 15.07.2016, от 10.05.2017 года).

Решением Коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы от 17.10.2016г. жалобы ФИО1 и ООО «Гадес» на решение по делу №А-295/15-15 от 13.07.2016г. оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с выданным предупреждением и вынесенным решением антимонопольного органа от 13.07.2016 года  ФИО1 и Общество с ограниченной ответственностью "Гадес" обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 05.07.2007г. № 258 утверждена муниципальная адресная программа «Развитие застроенных территорий городского округа г. Уфа РБ на 2007 -2015 годы».

Муниципальной адресной программой «Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007 - 2015 годы» (далее по тексту -Программа) разработаны Мероприятия по реконструкции застроенных территорий в целях их развития, переселению граждан из жилищного фонда, не пригодного для проживания, в соответствии с Программой реализуются в течение 2007 -2015 годов поэтапно.

Во исполнение указанной муниципальной Адресной программы 29.01.2011г. (10.00 ч.) были проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории квартала № 413, ограниченного улицами Чернышевского, Гафури, Коммунистической и Султанова в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее квартал № 413, далее также территория).

25.02.2011г. Постановлением № 1064 был утвержден проект планировки и проект межевания территории квартала № 413

Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ 01.07.2011г. № 3637 было принято решение осуществить развитие застроенной территории, ограниченной улицами Чернышевского, Гафури, Коммунистической и Султанова в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочной площадью 9 га (далее также территория), предусматривающее строительство многоэтажных жилых домов и объектов обслуживания населения.

На   основании   постановления  Администрации  ГО  г.  Уфа  РБ  от 15.07.2011 г. № 3637 принято решение провести аукцион по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Султанова, ул. Чернышевского, ул. Гафури, ул. ФИО9 в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Постановлением главы Администрации городского округа г.Уфа РБ 15.07.2011г. № 3888. В Приложении № 1 указанного Постановления перечислены существенные условия договора о развитии застроенной территории).

Торги по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Султанова, ул. Чернышевского, ул. Гафури, ул. ФИО9 в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан признаны несостоявшимися в связи с поступлением единственной заявки ООО «СтроиТЭК».

Согласно выписке из протокола № 2 от 23.08.2011г. ООО «СтроиТЭК» приобрел право заключить договор о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Султанова, Чернышевского, Гафури, ФИО9 в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

31.08.2011г. между Администрацией городского округа г. Уфа РБ и ООО «СтроиТЭК» заключен Договор №  19-РТ о развитии застроенной территории,  ограниченной улицами Султанова, Чернышевского, Гафури, ФИО9 в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционных определениях по делу №А33-11294/2013, по делу №а33-449/2014 от 16.01.2014 года, по делу №А33-14445/2014 от 06.11.2014 года по жалобам на решения судов первой инстанции о признании недействительным постановления №3865 от 03.09.2012 года, вынесенного во исполнение Муниципальной адресной программы "Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007 - 2015 годы" и Договора № 19-РТ о развитии застроенной территории, ограниненной улицами Султанова, Чернышевского, Гафури, ФИО9 в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, пришел к выводу, что указанная Муниципальная адресная программа соответствует действующему законодательству, Договор № 19-РТ заключен с соблюдением норм действующего законодательства.

Частью 3 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены существенные условия договора о развитии застроенной территории, в том числе:

1) сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;

6) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, в том числе в соответствии с этапами строительства, а также с графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки;

10) срок договора.

При этом в соответствии с ч. 26 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ договор заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона. При заключении договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Согласно извещению о проведении аукциона, опубликованному в газете «Вечерняя Уфа» 22 июля 2011 г., существенными условиями договора о развитии застроенной территории являются:

11. Обязательства победителя:

11.1. Разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ проект планировки  и  проект межевания застроенной территории  в течение  12 месяцев с момента заключения договора о развитии застроенной территории (соответствует п. 3.1.2. договора № 19-РТ от 31.08.2011г.).

11.2. В течение 36 месяцев с момента заключения договора о развитии застроенной территории  создать либо приобрести,  а также передать  в муниципальную  собственность  благоустроенные  жилые  помещения  для предоставления      гражданам,     выселяемым     из     жилых     помещений, предоставленных   по   договорам   социального   найма,   договорам   найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории,    в    отношении    которой    принято    решение    о    развитии (соответствует п.3.1.3. договора №19-РТ от 31.08.2011 г.).

11.3. Оплатить в течение 36 месяцев с момента заключения договора о развитии   застроенной   территории   выкупную   цену   за   изымаемые   на основании решения Администрации ГО г. Уфа РБ, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с предыдущим пунктом настоящего постановления (соответствует п.1.3.4 договора №19-РТ от 31.08.2011 г.).

11.4. Осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории в течение 5 (пяти) лет с момента заключения договора о развитии, застроенной территории (соответствует п.3.1.5 Договора №19-РТ от 31.08.2011 г.).

Однако дополнительным соглашением № 1 от 05.09.2013г. к договору №19-РТ от 31.08.2011г. о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Султанова, Чернышевского, Гафури, ФИО9 в Ленинском районе ГО г.Уфа РБ внесены следующие изменения в существенные условия договора:

- п. 3.1.2. договора изложен в следующей редакции: «Разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ проект планировки и проект межевания застроенной территории срок до 30.04.2014г.»;

- п. 3.1.3. договора изложен в следующей редакции: «До 30.04.2016г., создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в1 отношении которой принято решение о развитии»;

- п. 3.1.4. договора изложен в следующей редакции: «Оплатить до 30.04.2016г. выкупную цену за изымаемые на основании решения Администрации ГО г. Уфа РБ5 принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в.. отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в обшей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с предыдущим пунктом настоящего соглашения»;

- п. 3.1.5. договора изложен в следующей редакции: «Осуществит строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории до 30.04.2018г.».

Далее дополнительным соглашением № 2 от 05.08.2015г. к договору №19-РТ от 31.08.2011г. о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Султанова, Чернышевского, Гафури, ФИО9 в Ленинском районе ГО г.Уфа РБ внесены следующие изменения в существенные условия договора:

- п. 3.1.2. договора изложен в следующей редакции: «Разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфаг РБ проект планировки и проект межевания застроенной территории срок до 01.03.2016г.»;

- п. 3.1.3. договора изложен в следующей редакции: «Создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в срок до 31.12.2018 г.»;

- п. 3.1.4. договора изложен в следующей редакции: «Оплатить до выкупную цену за изымаемые на основании решения Администрации ГО г. Уфа РБ, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в обшей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с предыдущим пунктом настоящего соглашения, в срок до 31.12.2018г.»;

- п. 3.1.5. договора изложен в следующей редакции: «Осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории в срок до 31.03.2021 г.».

Таким образом, согласно условиям аукциона, победитель аукциона обязан был осуществить строительство на застроенной территории, в отношении шторой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории в течение 5 лет с момента заключения договора о развитии застроенной территории, т.е. до 31.08.2016 г.

Однако, в нарушение с ч. 26 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ, указанный срок был продлен Администрацией ГО г. Уфа РБ, путем заключения дополнительных соглашений к договору до 31.03.2021 г., что в свою очередь приводит к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые, в соответствии с Градостроительным законодательством и с соблюдением конкурсных процедур, могли бы быть определены в качестве лица, осуществляющего развитие застроенной территории   и   исполнить   условия   договора   о   развитии   застроенной территории,        

В соответствии с частью 7 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории (далее — Договор) в соответствии со статьей 46.2 указанного кодекса.

Частью 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса определено, что тю Договору одна сторона обязуется в установленный Договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других ^ли^^азщ других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунотаШй р-р^ 3 указанной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств, в соответствии с пунктами 7-9 части 3 указанной статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 указанной статьи.

Согласно части 2 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Договор заключается органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 17.2, 17.3, 25 и 28 статьи 46.3 указанного кодекса.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 10 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса установлено, что существенным условием Договора является, в том числе его срок.   

Порядок организации и проведения аукциона на право заключит Договор осуществляется в соответствии со статьей 46.3 Градостроительного кодекса. Так, согласно пункту 8 части 8 статьи 46.3 Градостроительного кодекса в извещении о проведении аукциона должны быть указаны существенные условия Договора, установленные в соответствии с частью 3,4 статьи 46.2 Градостроительного кодекса.

В соответствии с частью 26 статьи 46.3 Градостроительного ^кодекса Договор заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона. При заключении Договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Согласно   пункту   14   Лота  №   3   информационного   сообщения  о проведении аукциона, опубликованного в газете «Вечерняя Уфа» от 22 июля 2011   года (далее —  Информационное  сообщение)  договор  о развитии застроенной территории заключается сроком на 5 лет. Соответствующий Договор от 31 августа 2011 года № 19-РТ заключен между Администрацией городского    округа    города   Уфа   Республики    Башкортостан    и    000 «СтроиТЭК».

В соответствии с пунктом 1.1 Раздела 1 Договора от 31 августа 2011 года № 19-РТ ООО «СтроиТЭК» принимает на себя обязательства, установленные разделом 3 указанного договора сроки, своими силами и за свой счет (или с привлечением сил и средств третьих лиц) выполнить указанные в разделе 3.1 вышеуказанного договора обязательства по развитию соответствующей территории. Соответствующие сроки установлены в пунктах 3.1.2, 3.1.3 3.1.4 и 3.1.5 Раздела 3 Договора от 31-августа 2011 года № 19-РТ.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий.

Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Дело №А-295/15-15 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан № 773 от 10.12.2015 г.

Изучив представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Администрации выдано предупреждение №56/15 от 17.05.2016 о необходимости прекращения действий, нарушающих конкуренцию путем приведения в соответствие нормативно-правовой базы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, регулирующей заключение, исполнение договоров о развитии застроенной территории, с действующим законодательством, в том числе Гражданским и Градостроительным, срок исполнения предупреждения был установлен 30 дней со дня получения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N 135-ФЗ) данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.

Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 135-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения (статья 22 Федерального закона N 135-ФЗ).

В силу части 1 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ) предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона.

Приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 утвержден Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также форма такого предупреждения (далее - Порядок N 57/16).

Согласно указанным нормам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает предупреждение органу государственной власти, в действиях (бездействии) и (или) актах которого выявлены указанные признаки.

Пунктом 1.3. Порядка предусмотрено, что основанием для выдачи предупреждения является установление антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Регламент).

Согласно пункту 3.40. названного Регламента в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения

Пунктом 41 Регламента предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в пункте 3.40 настоящего Регламента, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с вступлением в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 275-ФЗ), составляющего «четвертый антимонопольный пакет», необходимо учитывать, что принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с методическими рекомендациями и разъяснениями ФАС России от 24.12.2015 исх. № ЦА/74666/15 о применении «четвертого антимонопольного пакета» в целях единообразного применения территориальными органами ФАС России положений Закона № 275-ФЗ, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным до вступления в силу Закона № 275-ФЗ по признакам нарушений, предусматривающих с 05.01.2016 года обязательность выдачи предупреждения, и не оконченным до вступления в силу указанных изменений, антимонопольный орган после вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 391 Закона о защите конкуренции, принимает решение о необходимости отложения рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдаче предупреждения. В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 391 Закона о защите конкуренции.

Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России на запрос Башкортостанского УФАС от 11.04.2016 № 9/4187 о том, что при заключении Администрацией с ООО «СтроиТЭК» Дополнительных соглашений к Договору от 31 августа 2011 года № 19-РТ, не соблюдены требования Гражданского кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации в части продления сроков исполнения указанного договора, что может свидетельствовать о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Администрации может быть выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, антимонопольным органом соблюден законодательно установленный порядок выдачи предупреждения.

В силу правовой позиции, изложенной в пункте 3 "Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 (далее - Обзор ВС РФ), судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.

Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ и Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий (постановление Президиума ВАС РФ от 15.04.2014 N 18403/13 по делу N А43-26473/2012).

Оспоренное в настоящем деле Предупреждение УФАС содержит: признаки, указывающие на нарушения Администрацией  требований статьи 15 Закона N 135-ФЗ; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение №56/15 от 17.05.2016 выдавалось на основании изучения материалов дела, представленных документов с учетом того, что изменения существенных условий договора о развитии застроенной территории № 19-РТ 31.08.2011г., выразившихся в продлении сроков договора, путем заключения дополнительных соглашений к договору было вынужденной мерой, в связи с судебными процессами, связанными с освоением земельного участка, расселением и сносом домовладений в рамках договора 19-РТ.

Из пояснений антимонопольного органа следует, что при формулировке в предупреждении перечня действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольным органом учитывалось, что на момент рассмотрения дела №А-295/15-15 о нарушении антимонопольного законодательства, на территории, предоставленной ООО «СтроиТЭК», имелся разработанный и утвержденный проект планировки и проект межевания территории квартала №413 (постановление Администрации ГО г. Уфа РБ №374 от 22.03.2016г.); произведены инженерные геологические, геодезические и экологические изыскания территории; заключен Генеральный контракт № 20158/1 от 21.11.2013 г. между ООО «СтроиТЭК» и ООО «Гражданстройпроект» на проектирование жилого комплекса. Получены все технические условия, заключены договоры с тепло, энергоснабжающими организациями, водоканалом, получены ГПЗУ; заключены договора с гражданами об участии в долевом строительстве многоквартирных домов; произведены неотделимые улучшения на земельном участке, представлены акты выполненных работ, сметы и справки о стоимости выполненных работ и затрат.

Кроме того, согласно части 1 ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в обеспечение исполнения обязательств застройщика (залогодателя) по договору с момента государственной регистрации договора у участников долевого строительства (залогодержателей) считаются находящимися в залоге предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, или право аренды на указанный земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости.

Из вышеуказанного следует, что у всех дольщиков, чьи договоры прошли государственную регистрацию, в залоге находится право аренды или право собственности на земельный участок, а также объект незавершенного строительства.

На основании изложенного, Комиссия Башкортостанского УФАС России не имела правовых оснований вынести предупреждение в отношении Администрации ГО г. Уфа РБ об изменении условий заключенного договора № 19-РТ или о его расторжении, в рамках полномочий, установленных ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение о выдаче предупреждения в отношении Администрации ГО г. Уфа РБ о приведении типовых договоров о развитии застроенной территории, в соответствии с действующим законодательством, с учетом исключения пунктов проекта договора о возможном пересмотре и увеличении сроков исполнения договоров о развитии застроенной территории, с учетом сложившейся судебной практики, когда приведение в первоначальное состояние невозможно, так как на земельном участке произведены неотделимые улучшения, и изъятие земельного участка затрагивает интересы третьих лиц, суды не поддерживают позицию антимонопольного органа, а встают на сторону граждан заключивших договора об участии в долевом строительстве и хозяйствующих субъектов занятых освоением земельного участка.

Доводы заявителей о том, что Комиссия Башкортостанского УФАС России должна была на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции вынести предписание об изменении условий заключенного договора от 31 августа 2011 года № 19-РТ или о его расторжении, судом отклоняются на основании следующего.

П. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции указывает на право антимонопольного органа выдать предписание хозяйствующим субъектам в действиях (бездействиях) которых установлено нарушение антимонопольного законодательства.

Ответчик по делу - Администрация ГО г. Уфа РБ не является хозяйствующим субъектом в понятии, установленном п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции, а является органом местного самоуправления.

К органу местного самоуправления п. 2 ч. 1 ст.23 Закона о защите конкуренции не применяется, в таком случае применим п. 3 ч. 1 ст.23 Закона о защите конкуренции, только если принято решение о нарушении антимонопольного законодательства.

Но согласно п. 3 ч. 1 ст.23 Закона о защите конкуренции, в перечне возможных действий не установлено нормы об изменении условий договора или о расторжении договора.

Возможность изменения или расторжения договора предусмотрена п. 6 ч. 1 ст.23 Закона о защите конкуренции, в случаях нарушения антимонопольного законодательства путем обращения в арбитражный суд с иском в установленном порядке, только после принятия решения о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В рассматриваемом случае Комиссия Башкортостанского УФАС России не принимала решения о нарушении антимонопольного законодательства по делу №А-295/15-15 в отношении Администрации ГО г. Уфа РБ, в связи с чем у Комиссии отсутствовали правовые основания для вынесения предписания об изменении условий заключенного договора да № 19-РТ или о его расторжении.

Доводы заявителей о том, что Комиссией Башкортостанского УФАС России выявлены признаки нарушения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации свидетельствующие о нарушении антимонопольного законодательства, но данным фактам не дана оценка, а именно: Администрацией ГО г.Уфа РБ выданы ООО «СтроиТЭК» разрешения на строительство от 18.04.2014г. на постройку пристроенного трехэтажного административного здания с подземной автостоянкой и от 30.09.2015г. на постройку 14-ти этажного дома (литера №7) до изготовления и утверждения проекта планировки и проекта межевания застроенной территории, в нарушение Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации.

Вместе с тем доказательств того, что указанные действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, УФАС не представлено, наличие определенного товарного рынка и наличие отношений конкуренции на нем между определенными хозяйствующими субъектами, основы конкурентной борьбы между которыми подорваны действиями (бездействием) органа местного самоуправления, не установлено.

В каждом конкретном случае для квалификации нарушения антимонопольного законодательства применительно к ст. 15 Закона о защите конкуренции обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.

Статья 15 Закона о защите конкуренции не презюмирует, что любое нарушение закона со стороны органа власти является ограничением конкуренции.

Оценивая действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе рассматривать дела и принимать решения о нарушении органом власти Градостроительного и Земельного или какого-либо иного законодательства, если это не связано с законодательством о защите конкуренции.

Само по себе возможное нарушение органом местного самоуправления требований каких-либо законов, нормативных правовых актов не свидетельствует о том, что автоматически нарушается законодательство о защите конкуренции.

Комиссией Башкортостанского УФАС России также правомерно отмечено, что сам по себе факт выдачи ООО «СтроиТЭК» разрешения на строительство с возможными имеющимися признаками нарушения Градостроительного и Земельного кодексов РФ не свидетельствует о нарушениях антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

29.06.2016 в адрес Башкортостанского УФАС России во исполнение выданного предупреждения представлены сведения об исполнении.

При таких обстоятельствах, Комиссия Башкортостанского УФАС России правомерно в соответствии Законом о защите конкуренции прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства№А-295/15-15 в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в связи с исполнением предупреждения №56/1 5 от 11.05.2016г.

Остальные доводы заявителя судом отклоняются как несостоятельные и основанные на неверном толковании  норм права.

Принимая во внимание, что вынесение оспоренного предупреждения и решения произведено УФАС по РБ в пределах предоставленной этому органу компетенции, выводы, содержащиеся в оспоренном по настоящему делу решении антимонопольного органа законны, предупреждение отвечает требованиям, предъявляемым к ненормативным правовым актам такого рода, оснований для признания их несоответствующим закону не имеется, что исключает возможность признания такого решения и предупреждения недействительными.

С учетом изложенного, решение УФАС по РБ от 13.07.2016г. по делу №А-295/15-15, а также выданное предупреждение от 17.05.2016г. № 56/15, являются обоснованными и правомерными.

К тому же, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, требование Заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Заявителя принятым решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен, в силу статьи 65 АПК РФ, доказать заявитель.

В данном случае заявителями не были приведены достаточные и обоснованные доказательства незаконности принятых Управлением ненормативных правовых актов, а также нарушения данными актами прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. ООО «Гадес» могло изначально участвовать в аукционе, доказательств обратного заявителями в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.

В связи с изложенным, совокупности условий для признания решения антимонопольного органа от 13.07.2016г. по делу №А-295/15-15 и предупреждения от 17.05.2016г. № 56/15 недействительными (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителей в экономической деятельности) не имеется.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, требования ФИО1 и Общества с ограниченной ответственностью "Гадес" удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований   ФИО1 (450076,г. Уфа, ФИО2 д. 14), Общества с ограниченной ответственностью "Гадес" (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450076, <...>)  к Управлению Федеральной антимонопольной службы РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными решения от 13.07.2016г. по делу №А-295/15-15 и предупреждения от 17.05.2016г. № 56/15. – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                              Р.Н.Сафиуллина