ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-25668/20 от 15.07.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-25668/2020

23 июля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 15.07.2021

Полный текст решения изготовлен 23.07.2021

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Г.А. Давлеткуловой при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафаровой И.Д. рассмотрел дело по заявлению

Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>); начальнику отдела градостроительного контроля ФИО1

третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан; Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительный комплекс № 6"

о признании предписания незаконным

при участии в судебном заседании:

согласно протоколу.

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, начальнику Отдела градостроительного контроля ФИО1 о признании предписания № ОГК-20-362-4 от 16.07.2020г., вынесенного на основании акта проверки № 4-2020 от 16.07.2020г. незаконным.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан требования были уточнены в части исключения из числа ответчиков начальника Отдела градостроительного контроля ФИО1

Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме.

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан  поддержал позицию Администрации городского округа город Уфа РБ, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, позицию в письменном виде не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительный комплекс № 6" поддержал позицию Администрации городского округа город Уфа РБ, пояснил, что в настоящее время имеются вступившие в законную силу решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы о признании законным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно –пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, расположенный на территории, ограниченной улицами Российской, ФИО2, проспектом Октября и внутриквартальным проездом в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа РБ и постановления Администрации городского округа город Уфа РБ № 1581 от 10.10.2019г. об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Российской, ФИО2, проспектом Октября и внутриквартальным проездом в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа РБ.

Рассмотрев представленные документы, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Руководителем Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору было принято распоряжение № 1639 от 29.06.2020г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Администрации городского округа город Уфа РБ по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности.

В адрес Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было направлено соответствующее уведомление № 8 от 29.06.2020 о проведении указанной проверки.

По результатам проверки составлен Акт проверки № 4-2020 от 16.07.2020 года, в котором указаны следующие выводы:

проект планировки территории на территорию квартала, где размещается Объект (многоквартирный жилой дом со встроенно –пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, расположенный на территории, ограниченной улицами Российской, ФИО2, проспектом Октября и внутриквартальным проездом в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа РБ) разработан в соответствии с требованиями, установленными Генеральным планом, Правилами застройки и с соблюдением процедур проведения общественных обсуждений в соответствии с Положением об организации и проведении общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа РБ от 27.06.2018г. № 28/5;

место размещения Объекта по Проекту (шифр 357/18/816/1/2019) соответствует месту, предусмотренному  Проектом планировки территории;

м соответствии с Генеральным планом Объект размещается в зоне многоэтажной застройки 6 и более этажей, Правилами застройки территории для размещения Объекта относится к территориальной зоне Ж-3 – для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами высотой 9 и выше этажей, включая подземные, что соответствует  разрешенному использованию;

Госкомитетом при анализе исходно-разрешительной документации по размещению Объекта нарушения в части планирования территории, градостроительного зонирования и соблюдения процедур проведения общественных обсуждений не выявлены;

согласно заключения экспертизы Проект разработан в соответствии с Нормативами градостроительного проектирования г. Уфы. Информация по пояснениям (обоснованиям), представленным ООО «Георекон» по вопросам о несоответствии требованиям Нормативов градостроительного проектирования г. Уфы будет направлена в СРО-П-Б-0070 некоммерческое партнерство «Башкирское общество архитекторов и проектировщиков», членом которого является ООО «Георекон» для рассмотрения на совете партнерства, также данная информация бедет представлена в негосударственную экспертизу ООО «Строительный центр», кем выдано положительное заключение по Проектной документации.

На основании указанного Акта Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору выдано предписание от 16.07.2020 года № ОГК-20-362-4 в котором предписано:

1) привести чертеж градостроительного плана земельного участка в соответствии требованиям утвержденной приказом Минстроя РФ формы ГПЗУ и параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки в части установления места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Предписание, как следует из содержания поданного в суд заявления, направлено в адрес Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, посчитав указанное предписание, направленное в ее адрес, незаконным и нарушающим права и законные интересы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан ссылается на следующее:

Госкомитетом нарушена процедура и основания вынесения предписания.

В распоряжении Госкомитета № 1639 от 29.06.2020г., являющемся приложением к уведомлению № 8 от 29.06.2020г. о проведении внеплановой выездной проверки, в п. 7 указан как основание для осуществления государственного контроля Административный регламент исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности», утвержденного приказом Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 25.05.2015 N 393.

Данный Административный регламент утратил силу на основании Приказа Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 16.03.2020 N 434 "О признании утратившим силу Приказа Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 25 мая 2015 года N 393 "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности".

Также, в указанное распоряжение дополнительно введены пункты 7 и 8, которые не предусмотрены приказом Госкомитета от 08.04.2020г. № 635 по утверждению типовых форм документов.

Уведомление № 8 от 29.06.2020г.  и акт проверки № 4-2020 от 16.07.2020г. о проведении проверки также не соответствует утвержденной типовой форме в соответствии с приказом № 635 от 08.04.2020г.

В соответствии с 3.1. Порядка осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности градостроительный контроль осуществляется должностными лицами Госкомитета путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе по вопросам:

соответствия муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

соблюдения установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации;

соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

Проверка по разрешению на строительство объекта в полномочия Госкомитета не входит.

В предписании № ОГК-20-362-4 от 16.07.2020г. указан другой номер акта проверки, послуживший основанием для вынесения предписания - № 4, в то время как номер акта проверки, направленный в адрес Администрации городского округа город Уфа РБ, имеет номер 4-2020.

В разделе «Содержание пунктов предписания» не указаны ни номер, ни дата градостроительного плана земельного участка, в который требуется привести чертеж в соответствие.

Согласно выводам, изложенным в акте проверки № 4-2020 от 16.07.2020г. каких-либо выводов по градостроительному плану земельного участка не имеется.

Такой предмет проверки как соответствие соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения градостроительных планов земельных участков, в указанных материалах проверки  Госкомитетом не указывался.

Предполагая, что предписание касается градостроительного плана земельного участка № RU03308000-20-3 от 17.01.2020г., представителем Администрации городского округа город Уфа РБ указывается, что на чертеже данного градостроительного плана земельного участка указаны границы как минимальных отступов от границ земельного участка, так и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, которая не признана незаконной.

Государственным комитетом по жилищному и строительному надзору РБ был представлен отзыв на данное заявление, согласно которому акт проверки № 4-2020 от 16.07.2020г. не является правовым актом, который является основанием для возникновения у Администрацией городского округа город Уфа РБ каких-либо обязанностей по исполнению каких-либо действий, следовательно, неверная ссылка на номер акта в предписании не может свидетельствовать о незаконности предписания, также как и несоблюдение форм распоряжения, уведомления о проведении проверки и ссылки на нормативный акт, утративший силу.

Также Государственным комитетом по жилищному и строительному надзору РБ были даны пояснения о несогласии с выводом Администрации городского округа город Уфа РБ об отсутствии полномочий по проверке законности выдачи разрешения на строительство со ссылкой на ст. 8.1. Градостроительного кодекса РФ.

Исследовав и оценив доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, суд находит доводы заявителя обоснованными, исходя из следующего.

Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 АПК РФ, предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов, несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с положениями статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее в настоящей статье - органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности), в том числе контроль за:

1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса;

3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

В силу статьи 6.1.  Градостроительного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Деятельность Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору регулируется Градостроительным кодексом РФ, Постановление Правительства РБ от 24.12.2014 N 616 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору", постановлением Правительства РБ от 26.02.2020 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности", приказом Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 08.04.2020 N 635 "Об утверждении типовых форм документов по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности на территории Республики Башкортостан".

Указанным Порядком, а также статьей 8.1. Градостроительного кодекса РФ конкретно определены основы правового механизма контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, которые определяют, в том числе, три сферы такого контроля, а именно за:

1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса;

3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 24.12.2014 N 616 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору" Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору осуществляет региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 4.17.), выдает предписания о прекращении нарушений обязательных требований законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в установленном законодательством порядке (п. 4.24.).

Согласно Порядку осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РБ от 26.02.2020 N 110, градостроительный контроль осуществляется должностными лицами Госкомитета путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе по вопросам:

соответствия муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

соблюдения установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации;

соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

Проверки проводятся на основании распоряжения Госкомитета.

Распоряжение Госкомитета о проведении проверки соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности содержит: цели, предмет проверки, срок, правовые основания ее проведения, даты начала и окончания проверки, фамилии, имена, отчества и должности уполномоченных на проведение проверки должностных лиц Госкомитета, наименование подконтрольных органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан.

При подготовке к проведению плановой проверки должностное лицо Госкомитета, уполномоченное на проведение проверки:

1) не позднее чем за 20 рабочих дней до начала проведения проверки готовит проект распоряжения Госкомитета о проведении проверки по форме, утверждаемой приказом Госкомитета;

2) осуществляет изучение материалов, документов, направленных ранее органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан в Госкомитет в соответствии с требованиями законодательства, а также размещенных на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

3) готовит и направляет не позднее 10 рабочих дней до начала проведения проверки уведомление за подписью председателя Госкомитета о проведении проверки в адрес должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан по форме, утвержденной приказом Госкомитета;

4) с уведомлением о проведении плановой проверки готовит и направляет перечень вопросов по деятельности органа местного самоуправления в области градостроительства по форме, утвержденной приказом Госкомитета;

5) вносит сведения о предстоящей проверке в журнал учета актов проверок, предписаний и извещений об устранении нарушений градостроительного законодательства (далее - журнал учета);

6) в течение 5 рабочих дней после подписания распоряжения Госкомитета о проведении проверки формирует дело по контролю.

При подготовке к проведению внеплановой проверки должностное лицо Госкомитета, уполномоченное на проведение проверки:

1) в течение 5 рабочих дней со дня получения поручения готовит проект распоряжения Госкомитета о проведении внеплановой проверки и (при необходимости) заявление в прокуратуру Республики Башкортостан о согласовании проведения внеплановой проверки органа местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан по формам, утверждаемым приказом Госкомитета;

2) в течение 5 рабочих дней после подписания распоряжения Госкомитета о проведении проверки формирует дело по контролю, куда подшивает полученные и созданные документы и материалы, готовит и направляет не позднее 2 рабочих дней до начала проведения проверки копию распоряжения о проведении проверки, уведомление за подписью председателя Госкомитета о проведении проверки в адрес должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан по форме, утверждаемой приказом Госкомитета, с перечнем документов и материалов, необходимых для проведения проверки, и с указанием сроков их представления, запрашивает информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

3) осуществляет изучение материалов, документов, направленных ранее органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан в Госкомитет в соответствии с требованиями законодательства, а также размещенных в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования.

Перед началом проверки должностное лицо Госкомитета уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан о проведении проверки.

Уведомление о проведении плановой проверки направляется в орган местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или посредством единой автоматизированной системы электронного документооборота органов исполнительной власти Республики Башкортостан, или иным доступным способом, позволяющим подтвердить получение органом местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан такого уведомления.

В соответствии с п.п.  3.15., 3.16. Порядка по результатам проведенной проверки должностным лицом Госкомитета, проводившим проверку, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки составляется в 2 экземплярах акт по форме, утвержденной приказом Госкомитета.

В случае выявления нарушений законодательства о градостроительной деятельности указанным должностным лицом Госкомитета составляется предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Госкомитета.

К акту прилагаются копии документов, объяснения должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на которых возлагается ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, а также иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В соответствии с п. 3.25. Порядка действия (бездействие) должностных лиц Госкомитета, осуществляющих контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации в административном и (или) судебном порядке.

Как следует из представленных документов, в распоряжении Госкомитета № 1639 от 29.06.2020г., являющемся приложением к уведомлению № 8 от 29.06.2020г. о проведении внеплановой выездной проверки, в п. 7 указан как основание для осуществления государственного контроля Административный регламент исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности», утвержденного приказом Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 25.05.2015 N 393.

Данный Административный регламент утратил силу на основании Приказа Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 16.03.2020 N 434 "О признании утратившим силу Приказа Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 25 мая 2015 года N 393 "Об утверждении Административного регламента исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности".

В указанное распоряжение дополнительно введены пункты 7 и 8 , которые не предусмотрены Приказом от 08.04.2020г. № 635 Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 08.04.2020 N 635 "Об утверждении типовых форм документов по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности на территории Республики Башкортостан".

Уведомление № 8 от 29.06.2020г. о проведении проверки также не соответствует утвержденной типовой форме в соответствии с приказом № 635 от 08.04.2020г. в части  отсутствия пунктов «Для   проведения   мероприятий   по   контролю   прошу   Вас   выделить уполномоченного  представителя,  наделенного  правом  подписи документов, а также   специалистов  в  области  архитектуры,  земельных  и  имущественных отношений и юриста органа местного самоуправления», а также пункта по определению предмета проверки.

В данном уведомлении были запрошены материалы по выдаче разрешения на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения  и подземной автостоянкой, расположенный на территории, ограниченной  улицами Российской, ФИО2, проспектом Октября и внутриквартальным проездом в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа РБ, литер 1», требуемых в соответствии с ч. 7 ст. 51 градостроительного кодекса РФ.

Материалы, запрошенные для проведения проверки, не соответствуют предмету возможной проверки, так как надзор за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство не  относится к перечню полномочий Госкомитета, указанных в ст. 8.1. Градостроительного кодекса РФ и в постановлении Правительства РБ от 26.02.2020 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности".

Такой предмет проверки как соответствие соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения градостроительных планов земельных участков, в указанных материалах проверки не указан.

Акт проверки № 4-2020 от 16.07.2020г. также не соответствует утвержденной форме:

1) отсутствует предмет проверки;

2) не заполнена информация о присутствующих при проведении мероприятиях лицах;

3) отсутствует анализ  причин  возникновения  выявленных нарушений и предложения по их устранению;

         4) в разделе «приложение», предусматривающие наличие сведений о прилагаемых к акту документах и материалах, перечень материалов не указан, вместо этого указано «в электронном виде»;

5) дополнен разделами, не утвержденными в форме:

         - «Информация», включающая в себя цель проверки, правовые основания, предмет.

В данном не предусмотренном формой разделе правовые основания проведения проверки указаны в виде  ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, регулирующей вопросы выдачи разрешения на строительство, а в качестве предмета указана проверка соблюдения процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для выдачи разрешения на строительство.

         - пунктами 1, 1.1., содержащими описание материалов и выводы.

         В содержании предписания № ОГК-20-362-4 от 16.07.2020г. выявлены следующие нарушения:

- указан другой номер акта проверки, послуживший основанием для вынесения предписания - № 4, в то время как номер акта проверки, направленный в адрес Администрации городского округа город Уфа РБ, имеет номер 4-2020;

         - в разделе «Содержание пунктов предписания» не указаны ни номер, ни дата градостроительного плана земельного участка, в который требуется привести чертеж в соответствие.

Исходя из вышеизложенного, суд установил наличие грубых нарушений при проведении процедуры проверки.

Предписание выдается органу местного самоуправления по результатам проведенной плановой (внеплановой) проверки, результаты которой отражаются в акте проверки в соответствии с п. 3.1.15 Порядка осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан законодательства о градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РБ от 26.02.2020 N 110.

Таким образом, перечень действий, указанных в предписании, прямо следует из выводов о наличии выявленных нарушений, указанных в акте проверки, следовательно, нарушения при проведении проверки, результаты которой оформляются актом, влияют на законность вынесения предписания по устранению данных нарушений.

Из пояснений представителя Госкомитета, предписание касается градостроительного плана земельного участка № RU03308000-20-3 от 17.01.2020г.

Как указывает Администрация городского округа город Уфа РБ, указанный градостроительный план земельного участка подготовлен и выдан в соответствии с документацией по планировке территории - проектом планировки территории, ограниченной улицами Российской, ФИО2, проспектом Октября и внутриквартальным проездом, утвержденным постановлением Администрации № 1581 от 10.10.2019г.

В соответствии со ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Документация по планировке территории, утвержденная постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ № 1581 от 10.10.2019г., по выводам, указанным в акте проверки Госкомитета, а также по решению Орджоникидзевского районного суда г. Уфы по делу № 2а-2169/2020, является законной, соответственно, подготовленный и выданный в соответствии с ней градостроительный план земельного участка также является законным.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является одним из необходимых документов при рассмотрении вопроса по выдаче разрешения на строительство.

Разрешение на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения  и подземной автостоянкой, расположенный на территории, ограниченной  улицами Российской, ФИО2, проспектом Октября и внутриквартальным проездом в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа РБ, литер 1», материалы по выдаче которого Госкомитет исследовал в процессе проверки, признано соответствующим закону в рамках рассмотрения дела в Орджоникидзевском районном суде г. Уфы № 2а-2389/2020, что также свидетельствует о законности указанного градостроительного плана земельного участка.

Исходя из вышеизложенного, по существу содержания, изложенного в оспариваемом Предписании, суд считает, что предписание не соответствует требованиям законодательства, требования оспариваемого предписания не определены к конкретному документу, что не отвечает критерию исполнимости, что также является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору № ОГК-20-362-4 от 16.07.2020 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности незаконным.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Г.А. Давлеткулова