ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-25776/18 от 13.12.2018 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-25776/2018

19 декабря 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13.12.2018

Полный текст решения изготовлен 19.12.2018

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Архиереева Н.В., при ведении протокола секретарем Кутлучуриной Г.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «СТАНДАРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

и к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в аренду

при участии в судебном заседании:

от заявителя – руководитель ФИО1

от заинтересованного лица № 1 – ФИО2, доверенность от 01.11.2018

от заинтересованного лица № 2 – ФИО2, доверенность от 09.01.2018

ООО «СТАНДАРТ» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в аренду.

Представитель заинтересованных лиц пояснила, по какой причине не явилась на предыдущее судебное заседание и не выполнила определение суда.

Суд определил штраф не налагать.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснил свои доводы.

На вопросы суда представитель заявителя дал пояснения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

21.07.2014 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ заявителю выдан акт выбора земельного участка для строительства торгового центра с административными помещениями и автостоянкой по улице Жукова в Октябрьском районе городского округа города Уфа Республики Башкортостан, который в дальнейшем был утвержден постановлением главы Администрации ГО г. Уфы РБ № 624 от 27.02.2015, а также согласовано место размещения торгового центра с административными помещениями и автостоянкой на данном земельном участке.

На основании указанного постановления Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 02:55:020520:663, площадью 11673 кв.м.

26.02.2018 (исх.№ 28) ООО «СТАНДАРТ» обратилось в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:663 в аренду.

Письмом от 31.05.2018 № 7493, 8776 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителю, что подготовленный проект постановления отклонен от согласования правовым управлением АГО г.Уфа РБ в связи с истечением срока на подачу заявления.

Не согласившись с отказом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка, выраженный в письме № 7493,8776 от 31.05.2018, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять решение о предоставлении в аренду ООО «СТАНДАРТ» земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:663, сроком на три года для строительства торгового центра с административными помещениями и автостоянкой.

В отзыве Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан заявленные требования полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку на момент обращения заявителя 27.02.2018 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020520:663 на кадастровом учете не стоял, то есть сформирован не был. На кадастровый учет участок поставлен 05.03.2018. На момент постановки на учет предусмотренный законом 3-летний срок истек. Таким образом, отказ Управления является законным и обоснованным, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020520:663 не может быть предоставлен истцу без проведения торгов ввиду истечения срока.

От заявителя поступили пояснения, в обоснование требований указано, что 11.08.2014 ООО «СТАНДАРТ» обратилось в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:89, препятствующего освоению испрашиваемой ООО «СТАНДАРТ» территории. 28.11.2014 ООО «СТАНДАРТ» письмом № 10 обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой об утверждении акта выбора земельного участка № 44/с от 21.07.2014.

27.02.2015 постановлением № 624 утвержден акт выбора земельного участка.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.09.2015 № 709 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно положениям которого на испрашиваемом земельном участке стало невозможно строительство торгового центра торговой площадью более 5000 кв.м.

26.02.2016 ООО «СТАНДАРТ» обратилось в Комиссию по внесению изменений в правила землепользования и застройки ГО город Уфа РБ с просьбой о внесении изменений в Правила землепользования и застройки ГО город Уфа РБ в части изменения территориальной зоны КП-3 на зону ОД-3 без внесения изменений в проект планировки.

14.03.2016 ООО «СТАНДАРТ» письмом № 9 в адрес Комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки ГО город Уфа РБ выразило согласие на корректировку территориальных зон при подготовке внесения изменений в действующие Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ по земельному участку по ул. Маршала Жукова на пересечении с ул. Ватутина в кадастровом квартале 02:55:020520 с КП-3 на ОД-3.

22.03.2016 ООО «СТАНДАРТ» обратилось в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о снятии с кадастрового учета временного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:300 в связи его наложением на земельный участок, испрашиваемый по акту выбора и невозможностью провести межевание.

21.04.2016 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом № 9179 сообщило о принятом решении обратиться в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:300.

28.06.2016 ООО «СТАНДАРТ» обратилось в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением № 15 о снятии с кадастрового учета временного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:301 в связи его наложением на земельный участок, испрашиваемый по акту выбора и невозможностью провести межевание.

08.07.2016 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом № 21290 сообщило о принятом решении рассмотреть заявление о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:301 на заседании Рабочей группы по вопросам снятия с кадастрового учета земельных участков.

В ходе проведения межевых работ было установлено, что в отношении земельных участков, из которых образован испрашиваемый земельный участок, приняты обеспечительные меры в виде запрета любых действий, влекущих изменение параметров земельного участка.

08.09.2017 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом № 28149 сообщило о направлении заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ. Рассмотрение данного заявления было приостановлено в связи с наличием иных обеспечительных мер, принятых Арбитражным судом РБ.

После отмены обеспечительных мер судом Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилось в Управление Росреестра по РБ с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:89 с кадастрового учета. Однако рассмотрение заявления было приостановлено в связи с наличием определения о принятии обеспечительных мер от 14.04.2015.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.02.2018 обеспечительные меры в виде запрета на регистрационные действия в отношении объектов недвижимого имущества сняты.

Таким образом, заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 26.02.2018 после снятия обеспечительных мер в отношении земельных участков, из которых образован испрашиваемый.

В обоснование доводов, заявитель также пояснил, что ООО «СТАНДАРТ» не было правомочно вносить изменения в кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:663 с изменением территориального зонирования и с изменением вида разрешенного использования.

По вопросу пресекательности трехлетнего срока действия акта выбора земельного участка заявитель пояснил, что нормами земельного законодательства последствия истечения срока действия акта выбора земельного участка не предусмотрены. Истечение этого срока само по себе не лишает заявителя права (при наличии к тому оснований) требовать у уполномоченного органа совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка. Начало течения трехлетнего срока, установленного п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации  связано с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Основными критериями отнесения споров к отношениям, урегулированным этой главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются публичность правоотношений и административно-властный характер одной из сторон таких правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта, действия ли бездействия органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания ненормативного акта органа государственной власти, органа местного самоуправления недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону и нарушение этим актом прав и свобод заявителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В подп.11 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему участком. Заинтересованное лицо обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.03.2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст.ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта для проектирования и строительства торгово-офисного комплекса с автостоянкой от 27.02.2015) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

В ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 27.02.2015) установлен закрытый перечень оснований, при которых заявителю может быть отказано в предоставлении земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10, 11 Кодекса. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 11 Кодекса).

В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 27.02.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п. 3 ст. 30 Кодекса).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса (п. 5 ст. 30 Кодекса).

В п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 Кодекса).

Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 27.02.2015) орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Материалами дел подтверждается и сторонами не оспаривается, что Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ заявителю выдан акт выбора земельного участка для строительства торгового центра с административными помещениями и автостоянкой по улице Жукова в Октябрьском районе городского округа города Уфа Республики Башкортостан, который в дальнейшем был утвержден постановлением главы Администрации ГО г. Уфы РБ № 624 от 27.02.2015, а также согласовано место размещения торгового центра с административными помещениями и автостоянкой на данном земельном участке.

В ходе проведения межевых работ было установлено, что в отношении земельных участков, из которых образован испрашиваемый земельный участок, приняты обеспечительные меры в виде запрета любых действий, влекущих изменение параметров земельного участка.

08.09.2017 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом № 28149 сообщило о направлении заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РБ. Рассмотрение данного заявления было приостановлено в связи с наличием иных обеспечительных мер, принятых Арбитражным судом РБ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.02.2018 обеспечительные меры в виде запрета на регистрационные действия в отношении объектов недвижимого имущества сняты.

Таким образом, заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 26.02.2018 после снятия обеспечительных мер в отношении земельных участков, из которых образован испрашиваемый.

При этом материалами дела подтверждается, что после опубликования в официальном средстве массовой информации информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду на три года для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на спорном земельном участке заявлений и предложений от каких-либо заинтересованных лиц не поступило.

Заявление, поданное ООО «СТАНДАРТ», соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оценив все представленные доказательства согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о соблюдении ООО «СТАНДАРТ» требований ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта от 27.02.2015)

В силу положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Заинтересованными лицами в нарушение ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, подтверждающие, что постановление № 624 от 27.02.2015 принято с нарушением норм действующего законодательства.

Согласно п. 2 ст. 3.3 вышеуказанного Закона, введенному в действие с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных Правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В соответствии с положениями п.п. 4, 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления и в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Из материалов дела следует, что ООО «СТАНДАРТ» обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка 26.02.2018, т. е. в пределах срока, установленного постановлением Администрации ГО г. Уфа от 27.02.2015 № 624 (п. 4 - срок действия 3 года, т. 1, л.д. 9) и в пределах 30-дневного срока для окончательного ответа, установленного п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Между тем, согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 02:55:020520:663 поставлен на кадастровый учет только 05.03.2018.

Заинтересованными лицами не приведено каких-либо объективных причин, препятствующих своевременному принятию одного из предусмотренных решений в 30-дневный срок, установленный п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из содержания ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов должен одновременно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что действия заинтересованного лица не соответствуют действующему законодательству, целям и задачам предоставления земельного участка в льготном порядке, а названный ненормативный правовой акт не соответствует ст.ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ), п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Иной подход не соответствует критерию добросовестности и свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заинтересованных лиц, которые не предпринимали должных мер по постановке спорного земельного участка не кадастровый учет, преодолению препятствий правового характера.

Кроме того, суд учитывает, что нормативный срок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка составляет 2 недели, земельный участок был поставлен на учет до истечения указанного нормативного срока. При этом само заявление от 26.02.2018 заявителя было рассмотрено лишь 31.05.2018, что само по себе нарушает права и законные интересы ООО «СТАНДАРТ».

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. При этом применяемые судом меры должны отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного оспариваемыми действиями (актами, решениями), и быть обусловленными существом спора.

Согласно 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, который вступил в действие с 01.03.2015 и действовал на момент обращения заявителя), предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2015 № 44/14 утверждено Положение об управлении земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно которому Управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.2). Основными задачами Управления являются, в том числе, осуществление прав администрации по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, представление интересов администрации в правоотношениях, возникающих при управлении и распоряжении указанными земельными участками, а также защита имущественных прав и законных интересов администрации в судах по вопросам, входящим в компетенцию Управления (п. 2.2 Положения).

Как следует из п. 3.3 Положения, Управление обеспечивает от имени администрации защиту имущественных прав и интересов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, представляет интересы администрации во всех судах при рассмотрении споров, возникающих из отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет взыскание задолженности по договорам аренды земельных участков.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан является органом, имеющим полномочия на распоряжение спорным земельным участком, в том числе путем принятия решения о его предоставлении в собственность заявителя, при этом данное решение может быть принято и Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан как функциональным органом, уполномоченным на осуществление деятельности администрации. Подготовка проектов договоров также относится к компетенции Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Суд полагает в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения принять решение о предоставлении ООО «СТАНДАРТ» указанного земельного участка в аренду.

На основании вышеизложенного, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом вопрос о сроке действия договора судом не рассматривается, поскольку данное положение касается условий договора и подлежит рассмотрению в порядке искового производства, в то время как в рамках настоящего дела спор рассмотрен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования ООО «СТАНДАРТ» удовлетворить.

Признать незаконным, ввиду несоответствия п. 1 ст. 34Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в аренду ООО «СТАНДАРТ» земельного участка с кадастровым номером 02:55:020520:663, выраженный в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. № 7493, 8776 от 31.05.2018.

Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения принять решение о предоставлении ООО «СТАНДАРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) указанного земельного участка в аренду.

Взыскать с Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ООО «СТАНДАРТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                       Н.В. Архиереев