ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-25942/2015
14 октября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2016г.
Решение изготовлено в полном объеме 14 октября 2016г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе
судьи Сакаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Зайнетдиновым Р.Ф.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "СЕМЕНОВСКИЙ РУДНИК" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным предписание № 04-03/120/СА-1 от 11.09.2015г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, дов. 4/2016 от 12.01.2016г., паспорт
от ответчика: ФИО2, дов. № 1 от 11.01.2016г., удостоверение № 109.
ООО «Семеновский рудник» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать незаконным предписание за № 04-03/120/СА-1 выданное 11 сентября 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (РОСПРИРОДНАДЗОР) по устранению требований выявленного нарушения требования законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен.
Для подтверждения правовой позиции Заявителя, о том, что руда содержащая драгоценные металлы не может быть отнесена к пустой породе, т.е. к отходу ив целях наиболее полного и всестороннего рассмотрения данного дела заявитель заявил ходатайство о назначении экспертизы, которая может быть проведена силами химической лаборатории организации или предприятия, имеющей соответствующую аккредитацию в этой области для того чтобы установить или опровергнуть наличие драгоценных металлов находящихся в рудной массе на складе ООО «Семеновский рудник».
Ответчик с ходатайством о назначении экспертизы не согласен.
Суд на судебном заседании в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы отказал.
Как следует из материалов дела Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан согласно приказу от 03.08.2015г. №0919-П в период с 17.08.2015г. по 11.09.2015г. проводилась внеплановая документарная проверка ООО «Семеновский рудник» по выполнению предписания № 04-03/64/СА-З от 15.05.2015г. со сроком исполнения до 20.07.2015г., выданного на основании акта плановой выездной проверки от 15 мая 2015 г. №64 в отношении заявителя.
Согласно предписанию № 04-03/64/СА-З от 15.05.2015 г. ООО «Семеновский рудник» предписывалось рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отвальных хвостов (отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых), образующийся в процессе производственной деятельности, ООО «Семеновский рудник» за 2012-2014 года, I-II кварталы 2015 года.
Срок исполнения № 04-03/64/СА-3 от 15.05.2015 г. предусмотрен до 20.07.2015г.
Заявитель с данным предписанием не согласен, указывает следующее.
Общество не имеет объектов размещения отходов в виде отвальных хвостов, поскольку в соответствии с ГОСТ Р 52793-2007 «Металлы драгоценные. Термины и определения» после переработки обществом образуются отходы обогащения, содержащие драгоценный металл (отвальные) хвосты (в обогащении). Отвальные отходы обогащения, содержащие драгоценный металл минерального сырья, в котором содержание металла ниже, чем в исходном сырье – не являются отходами как каковыми и подлежат дальнейшей переработке.
Общество осуществляет переработку руд в целях извлечения золота. Отвальные хвосты состоят в основном из пустой породы, полезные компоненты содержатся в таком количестве или форме, что не могут быть извлечены в концентрат по принятой технологии. Содержание металлов в хвостах обогащенных руд составляет сотые доли процента.
Принятая технология в Обществе позволяет извлекать золото из руды в процессе продолжительной технологической переработки
Так в соответствии с разработанными ООО «Научно-исследовательским и проектным институтом «Технологии обогащения минерального сырья» (Институт «ТОМС») для общества проектными решениями по строительству обогатительной фабрики на месторождении «Восточно-Семеновское», для извлечения золота из руды предполагается проведение нескольких последовательных технологических процессов: «гравитация», «Флотация», «Цианирование». По представленному в проектном решении прогнозному расчету, выполненному на основании результатов НИР, усматривается, что при содержании в исходной руде 1,74 г/т (паспортное значение) извлечение золота в сплав Доре по схеме «гравитация-флотация-цианирование концентратов» составит 82 %. Содержание золота в хвостах при этом будет составлять 0,31 г/т. Предприятием также разработан рабочий проект разработки карьера, в котором также предусматривается поэтапная технология извлечения золота из руды.
Согласно лабораторным анализам общества содержание золота в отвальных хвостах гравитационного обогащения за период 2012-2014 г. составляет в среднем около 1,7 % и далее, золото может быть извлечено в процессе дальнейшей технологической переработки. При этом в руде, подвергшейся дальнейшей переработке содержание золота составляет в среднем 1,4 г/т.
Таким образом, отвальные хвосты после переработки их обществом являются обогащенными и подлежат дальнейшей переработке.
Общество не имеет объектов размещения отходов. Обогащенные хвосты в объектах размещения отходов обществом не размещались.
Указывает, что при проведении проверки, исходя из акта проверки от 11.09.2015г. № 120-В факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления Управлением также не установлен, не указан как таковой объект размещения отходов.
Общество критически относится к результатам (протокол № 32 от 05.05.2015г.) биотестирования вещества, взятого для анализа с территории предприятия, которые используются Управлением в качестве доказательства наличия отхода 5 класса опасности.
Произведенные лабораторные исследования ЦЛАТИ не являются достоверными, так как в основу приняты непроверенные и недостоверные данные, не проведены дополнительные исследования объекта по составу в соответствии с установленными требованиями к данному объекту.
Нарушена методика по отбору проб для анализа, что само по себе влечет недействительность полученных результатов.
Согласно пункту 3 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001г. № 511 отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.
Согласно выше установленным критериям биотестирование не снимает необходимости использования расчетных методов анализа, поскольку воздействие физических, химических и других факторов при их комбинировании может ослабляться и усиливаться.
Для определения отхода как такового по составу не отобраны соответствующие пробы, для определения его компонентов и плотности для последующего его отнесения к соответствующему коду ФККО. Из чего следует что вещество (отвальные хвосты), отобранное для проведения анализа не определено в соответствии с существующей классификацией ФККО в качестве отхода. Таким образом, отвальные хвосты используемые обществом в неоднократном процессе технологического производства не являются и не определены Управлением как отход.
Поскольку обязанности по внесению платы за негативное воздействие у общества нет, предписание в части внесения платы за негативное воздействие также является незаконным.
Обжалуемым предписанием Обществу предписано самостоятельно произвести расчет платы за негативное воздействие, что также нарушает установленный действующим законодательством порядок учета, расчета и т.п. платы за негативное воздействие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. № 995 утвержден Порядок осуществления федеральными органами власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в из ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно данному порядку Управление является администратором доходов бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 2 т. 160.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 раздела V Приложения к Постановлению государственными органами (органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации» от 29 декабря 2007г. № 995, выступает лишь в качестве администратора доходов (платы за негативное воздействие на окружающую среду). Его деятельность связана с начислением, учетом и контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременность осуществления платежей в бюджет и штрафов по ним, взысканием задолженности по платежам в бюджет пеней и штрафов.
В свою очередь полномочия администратора доходов бюджета (в том числе администратора платы) раскрываются в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой администратор дохода бюджета осуществляет следующие полномочия: контроль за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.
Заявитель считает, что обязанность по доначислению платы за негативное воздействие лежит на соответствующем уполномоченном органе, а не на обществе.
Заявитель указывает что не имеет обязанности начислять и вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства – хвосты обогащенные и не имеет оснований для расчета платежей за размещение отходов, так как платежи рассчитывались и уплачивались в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осу-ществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако, из материалов дела, не следует, что Заявитель занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Для того чтобы разрешить данный спор правильно и всесторонне необходимо обратиться к специальным нормам Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). В силу статей 1, 2 Закона о недрах, участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме; права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В свою очередь определения отходов, продуктов обогащенных после первичной и даже вторичной обработки даны в ГОСТах.
Так, в соответствии с пунктом 12 ГОСТа Р 52793-2007 "Металлы драгоценные. Термины и определения", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 24.12.2007 N 388-ст содержащие драгоценный металл хвосты (в обогащении) являются продуктами обогащения, содержащие драгоценный металл минерального сырья, в котором содержание драгоценного металла ниже, чем в исходном сырье.
В Единых правилах безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 04.06.2003 N 47 указано, что хвосты - это отходы процесса обогащения, состоящие в основном из породообразующих минералов и содержащие незначительное количество полезных компонентов, доизвлечение которых в отдельных случаях целесообразно и технологически возможно.
Для подтверждения своей правовой позиции либо ее опровержения по вопросу определения руды, которая согласно принятой на предприятии технологии прошла первичную переработку - «гравитация» на предмет отнесения к «отходам от производственной деятельности», Заявитель обратился с письмом за исх. № 97 от 30 июня 2016 года в Уральскую государственную инспекцию пробирного надзора (УГИПН) Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации». В ответе за исх. № 30-15-1.1-28/573 от 06.07.2016г. Уральская государственная инспекция пробирного надзора (УГИПН) указывает, что «Согласно позиции 9 ГОСТ Р 52793-2007 «Металлы драгоценные. Термины и определения», содержащий драгоценный металл промежуточный продукт - это продукт, полученный на одной из стадий металлургического производства и/или рафинирования цветных металлов, содержащий драгоценные металлы, и предназначенный для дальнейшей переработки.
Согласно тому же ГОСТ Р 52793-2007 (позиция 12),содержащие драгоценный металл отвальные хвосты - это отвальные отходы обогащения, содержащего драгоценный металл минерального сырья, в котором содержание драгоценного металла ниже, чем в исходном сырье.
Согласно примечанию 1 к позиции 38 ГОСТ Р 52793-2007, отход драгоценного металла, образующийся в процессе его производства, является минеральным сырьем данного металла.
По позиции 41 ГОСТ Р 52793-2007, отвальный отход драгоценного металла, содержащий такое количество драгоценного металла, извлечение которого при современном уровне технологии нерентабельно, и отправляемый в отвал. Драгоценные металлы, содержащаяся в отвальных отходах, является учитываемыми потерями.
Согласно пункту А8 ГОСТ 52793-2007,продукт обогащения - продукт первичной переработки рудного и вторичного сырья с целью повышения концентрации цветных металлов, включая драгоценные, путем удаления пустой породы или компонентов, не содержащих цветные и драгоценные металлы. Отнесение продукта к промежуточному или отвальному определяется наличием в нем драгоценных металлов, извлечение которых технологически возможно и экономически целесообразно, а также тем учитываются содержащиеся в этом продукте драгоценные металлы в потерях или промежуточных продуктах производства».
Из изложенного следует, что необходимо отличать обогащенный продукт, который образуется при переработке полезных ископаемых и содержит полезные компоненты хоть и в незначительном количестве, что допускает возможность их дальнейшей переработки в целях извлечения полезных свойств, от иных отходов - пустых пород, попутно добываемых вместе с полезными ископаемыми, но практически не содержащими полезных компонентов.
Указывает, что принятая технология на предприятии позволяет извлекать золото из руды в процессе продолжительной технологической переработки.
Предприятием также разработан рабочий проект разработки карьера, в котором также предусматривается поэтапная технология извлечения золота из руды.
Таким образом, руда, прошедшая все стадии технологической обработки, предусмотренной в проектных решениях можно отнести к пустой породе - отходам.
Согласно лабораторным анализам Общества содержание золота в продукте гравитационного обогащения (которые по мнению Управления и суда являются отходами) за период 2012-2014г. составляет в среднем около 1,7 %, и далее, золото может быть извлечено в процессе дальнейшей технологической переработки (флотация, цианирование) предусмотренные вышеназванным проектом. При этом в руде, подвергшейся дальнейшей переработке содержание золота составляет в среднем 1,4 г/т. Как таковой отход (пустая порода) образовывается после прохождения исходного сырья через весь предусмотренный проектом технологический производственный цикл, но никак не в середине данного процесса, тогда когда сырье имеет содержание золота, хотя и не значительное.
Указывает, что Обществом соблюдаются нормативные значения ГОСТА в производстве. Рудная порода, находящаяся на предприятии прошла только первичную гравитационную обработку, содержит золото около 1,4 г/т, и не может быть отнесена к пустой породе, т.е. к отходам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о недрах, недра предоставляются для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним производств.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований (статья 11 Закона о недрах).
Пунктами 6.3, 6.7 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии. Переработка отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может осуществляться по самостоятельной лицензии.
На основании изложенного, в силу лицензии за № 00265 УФА и приложенного к нему лицензионного соглашения от 17.04.2006г. Заявитель является законным недропользователем и в составе деятельности по разведке и разработке золоторудного месторождения обладает правомочиями на использование отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств.
При этом использование таких отходов (хвостов) в рассматриваемом случае также подпадает под данное законом определение пользования недрами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22, пункта 3 статьи 23.3 Закона о недрах, согласно которым пользователь недр имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии; обязан обеспечить наиболее полное использование продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других), складирование, учет и сохранение временно неиспользуемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Между тем, в приведенных нормах Закона о недрах говорится о праве недропользователя использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (как формы недропользования), а также об особенностях использования продуктов и отходов переработки (шламов, пылей, сточных вод и других), но не о передаче в его собственность таких отходов (хвостов).
При существующем нормативно-правовом регулировании в сфере недропользования (Конституция Российской Федерации, Закон о недрах, Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях, Положение о лицензировании) отношения пользования недрами складываются не между равноправными субъектами гражданского оборота, а между компетентными органами государственной власти и пользователями недр, с соблюдением административного порядка.
Право на разработку месторождений, добычу полезных ископаемых и на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств может быть реализовано только при наличии лицензии и в период ее действия.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, также в собственности у недропользователя, если это оговорено в лицензии (пункт 1.4 Лицензионного соглашения 17.04.2006г. к лицензии Заявителя «добытые из недр полезные ископаемые являются собственностью недропользователя»).
Изложенное согласуется с пунктом 4 статьи 2 Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях, согласно которому добытые из недр драгоценные металлы, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов, по общему правилу являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов.
Исходя из изложенного Заявитель является собственником извлеченного из добытой руды драгоценного металла - золота, а не золотосодержащих пород горной массы, в том числе отходов (хвостов), образовавшихся в результате переработки полезных ископаемых.
Из имеющихся в материалах дела доказательств также не усматривается, что Заявителю переданы либо могут быть переданы в собственность отходы горнодобывающего и перерабатывающих производств.
В рамках осуществляемой лицензируемой деятельности по использованию недр Заявитель имеет право перерабатывать отходы своего производства (хвосты) с целью доизвлечения полезных компонентов при использовании соответствующих технологических средств.
Так называемая золотосодержащая руда является собственностью государства.
Распорядителем недр является Федеральное агентство по недропользованию, ими же осуществляется учет золотосодержащей руды, данные о добыче и переработке которой вносится в базу данных Федерального агентства по недропользованию.
В этом смысле также сочетаются положения пункта 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления, предусматривающие, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу вышесказанного отвальные хвосты в виде золотосодержащей руды не могут быть собственностью Заявителя, учитываются распорядителем недр, уполномоченным государством учреждением, и не могут являться отходом в смысле статьи 1, п.1 ст. 4 ФЗ РФ от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Проверив обоснованность доводов заявителя, ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат исходя из следующих оснований.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта государственного органа недействительным необходимо одновременное наличие двух составляющих: 1)издание государственным органом противоправного ненормативного акта; 2)нарушение прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно п. 2 ст. 16 вышеуказанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч.1 ст.23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов другие вредные воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632.
Согласно предписанию № 04-03/120/СА-1 от 11.09.2015г. ООО «Семеновский рудник» предписано, рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отвальных хвостов (отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых), образующийся в процессе производственной деятельности ООО «Семеновский рудник» за 2012-2014 года, I-II кварталы 2015 года, основание для выдачи предписания послужили следующие обстоятельства, установленные в ходе проверки.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан согласно приказу от 03.08.2015г. №0919-П в период с 17.08.2015г. по 11.09.2015г. проводилась внеплановая документарная проверка ООО «Семеновский рудник» по выполнению предписания № 04-03/64/СА-3 от 15.05.2015г. со сроком исполнения до 20.07.2015г., выданного на основании акта плановой выездной проверки от 15 мая 2015 г. №64 в отношении заявителя.
Согласно предписанию № 04-03/64/СА-3 от 15.05.2015 г. ООО «Семеновский рудник» предписывалось рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отвальных хвостов (отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых), образующийся в процессе производственной деятельности, ООО «Семеновский рудник» за 2012-2014 года, 1-11 кварталы 2015 года.
Срок исполнения № 04-03/64/СА-3 от 15.05.2015 г. предусмотрен до 20.07.2015г.
Согласно представленным данным, ООО «Семеновский рудник» добыто в 2012 году 70,3 тыс. тонн золотосодержащей руды (в т. ч. переработано 18,4 тыс. тонн, получено концентрата 30,9 тонн), в 2013 году руда не добывалась (однако переработано ранее добытой руды 7,9 тыс. тонн руды, получено концентрата 11,5 тонн), всего за 2012-2013 года было произведено 1,43 кг золота и 2,59 кг серебра.
В 2014 году ООО «Семеновский рудник» добыто 62 тыс. тонн золотосодержащей руды (в т, ч. переработало 8 тыс. тонн), в 2015 году (за январь-апрель включительно) добыто 27,3 тонны руды (в т. ч. переработано 3,1 тыс. тонн руды).
В соответствии с технологическим процессом переработки (обогащения) золотосодержащей руды, от общего количества перерабатываемой руды образуется 99,1% - отвальные хвосты (отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых) и 0,99% - золотосодержащий концентрат (продукция).
Таким образом, в 2012 г. образовалось и размещено 18369,1 тонн отвальных хвостов, в 2013 г. - 7828,9 тонн, в 2014 г. - 7928 тонн, а в январе-апреле 2015 г. - 3072,1 тонн. Всего 37198,1 тонна.
Данный отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых (отвальные хвосты) размещается в хвостохранилище.
В соответствии с протоколом результатов биотестирования отхода производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых №32 от 05.05.2015 г., отобранная проба отхода - является отходом 5 класса опасности для окружающей среды.
Вместе с тем, согласно представленным расчетам и платежным поручениям, плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отвальных хвостов (отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых), образующийся в процессе своей производственной деятельности, в 2012-2015 годах ООО «Семеновский рудник» не вносилась.
ООО «Семеновский рудник» не представило в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внесло плату за размещение отвальных хвостов (отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых), образующийся в процессе производственной деятельности ООО «Семеновский рудник» за 2012-2014 года, 1-П кварталы 2015 года, что явилось основанием для выдачи повторного предписания № 04-03/120/СА-1 от 11.09.2015 г.
Заявителем нарушены требования ч.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.23 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».
Таким образом, ООО «Семеновский рудник», образуя и размещая отходы производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых (отвальные хвосты), образующиеся в результате своей производственной деятельности, в 2012-2015 годах плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отвальных хвостов не вносил.
Довод заявителя о том, что у ООО «Семеновский рудник» отсутствуют обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за отход в связи с отсутствием у него объекта размещение отхода отклоняется на основании следующего.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие «размещение отходов» - это хранение и захоронение отходов.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом, (статья 210 Гражданского кодекса РФ). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Сведений о том, что ООО «Семеновский рудник» предавал кому либо в собственность образовавшиеся у него отходы производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых (отвальные хвосты) Управление не представлялось в ходе проведенных плановой и внеплановой проверки.
Федеральным классификационным каталогом, утвержденным Приказом Минприроды от 18 июля 2014 г. N 445, выделена группа отходов «Отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) 22241000000». На основании лабораторного исследования Управлением Росприроднадзора установлен 5 класс опасности.
ООО «Семеновский рудник» обжаловало ранее выданное предписание №04-03/64/СА-3 в Арбитражный суд РБ.
Решением АС РБ от 23.12.2015г. по делу № А07-16257/2015 в удовлетворении требований ООО "Семеновский рудник" о признании незаконным предписания № 04-03/64/СА-3 от 15.05.2015. отказано.
Постановлением Восемнадцатого Апелляционного Арбитражного суда от 14 марта 2016г. № 18АП-1620/2016 и Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07 июля 2016г. № Ф09-5163/2016г. по данному делу решение Арбитражного суда РБ оставлено без изменения.
Суды пришли к выводу, что данный отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых (отвальные хвосты) размещается в хвостохранилище (пункт 2.4.1 Акта от 15.05.2015). Доказательств переработки заявителем использованной руды в соответствии с проектными решениями, разработанными ООО Научно- исследовательским и проектным институтом «Технологии обогащения минерального сырья» в материалы дела не представлено. В соответствии с протоколом результатов биотестирования отхода производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых №32 от 05.05.2015, отобранная проба отхода - является отходом 5 класса опасности для окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отвальных хвостов (отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых), образующийся в процессе своей производственной деятельности, в 2012-2015 годах ООО «Семеновский рудник» не вносилась. В удовлетворении требований ООО «Семеновский рудник» отказано.
На основании ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Заявителем не представлены доказательства, что на момент вынесения предписания, оспариваемого в рамках настоящего дела, имело место изменение обстоятельств в части хранения или использования спорных отходов.
Доводы заявителя о том, что он не является собственником отходов (хвостов), образовавшихся в результате переработки полезных ископаемых является государство, о допущенных нарушениях при проверке и отборе проб были предметом рассмотрения судебных инстанций по делу № А07-16257/2015 и им дана соответствующая правовая оценка.
Из судебных актов по делу № А07-16257/2015 следует, что при рассмотрении законности Предписания № 04-03/64/СА-3 от 15.05.2015 судами учтена длительность хранения спорных отходов в хвостохранилище (с 2012г.) и отсутствие доказательств, подтверждающих фактическое осуществление заявителем дальнейшей переработки этих отходов в целях извлечения драгоценных металлов в соответствии с существующими технологическими решениями.
Заявителем в рамках настоящего дела также не представлены какие-либо доказательства осуществления дальнейшей переработки этих отходов.
Представленное заявителем письмо № 30-15-1.1-28/573 от 06.07.2016г. Уральской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» не может быть расценено судом как надлежащее доказательство того, что спорные отвальные хвосты не являются отходами.
В ответе Уральской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» от 06.07.2016г. №30-15-1.1-28/573 цитируются положения ГОСТа 52793-2007 и делается вывод, что отнесение продукта к промежуточному или отвальному определяется наличием в нем драгоценных металлов, извлечение которых технологически возможно и экономически целесообразно, а также тем, учитываются содержащиеся в этом продукте драгоценные металлы в потерях или в промежуточных продуктах производства.
Таким образом, самим ГОСТом 52793-2007 определено, что отвальные хвосты, содержащие драгоценный металл минерального сырья, в котором содержание драгоценного металла ниже чем в исходном сырья являются отвальными отходами (пункты 12 и 41 ГОСТа).
Более того, отходы добычи руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом Минприроды от 18.07.2014г. № 445, по коду 2 22 410 00 00
Оспариваемое предписание № 04-03/120/СА-1 от 11.09.2015г было выдано Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан по результатам проверки исполнения предписания № 04-03/64/СА-З от 15.05.2015г. и в связи с его неисполнением.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения и оценки в рамках дела № А07-16257/2015 по оспариванию ранее выданного предписания, судебные акты по которому в соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Предписание № 04-03/64/СА-З от 15.05.2015г. не были исполнено заявителем ни на момент проверки его исполнения, ни по настоящее время.
Ссылки заявителя на истечение срока исполнения предписания № 04-03/64/СА-З от 15.05.2015г. являются необоснованными, поскольку само по себе истечение сроков исполнения указанных в предписании не влечет его недействительность и необязательность исполнения.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.12.2015г. были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания за № 04-03/120/СА-1, выданного 11 сентября 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (РОСПРИРОДНАДЗОР) отменить после вступления в законную силу настоящего решения.
На основании ч. 5 ст. 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В связи с изложенным, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.12.2015 по делу № А07-25942/2015, подлежат отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на Заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "СЕМЕНОВСКИЙ РУДНИК" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным предписания № 04-03/120/СА-1 от 11.09.2015г отказать.
Обеспечительные меры, наложенные определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.12.2015г. в виде приостановления действия предписания за № 04-03/120/СА-1, выданного 11 сентября 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (РОСПРИРОДНАДЗОР) отменить после вступления в законную силу настоящего решения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Также решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Судья Л.А. Сакаева