ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-2601/13 от 19.05.2014 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

E-mail: a07.info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                             Дело № А07-2601/2013

11 июня 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 11.06.2014 г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Файрузовой Р. М. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тимербаевой Д.Р., рассмотрев дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «Башпродукт» (ИНН 0273085814, ОГРН 1120280006098)

к 1) Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

2) Управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

3) Муниципальному бюджетному учреждению "Служба речных переправ" городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – 1) Закрытое акционерное общество «Капитал-Лизинг»,

2) Открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

3) Общество с ограниченной ответственностью Строительное предприятие "Инициатива" Открытого акционерного общества "Крупнопанельное домостроение",

4) Индивидуальный предприниматель ФИО1,

5) Уфимский городской филиал Государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан

6) Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан

7) МБУ «Служба спасения 112»

-об обязании МБУ "Управление гражданской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан" демонтировать самовольно установленную перегородку между 4-м и 5-м этажами здания по адресу: <...> и турникета на втором этаже;

-о запрещении МБУ "Управление гражданской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан" чинить препятствия в проходе к помещениям (в соответствии с уточнениями от 25.02.2014г. – том 5 л.д.97);

при участии в судебном заседании:

от истцов – ФИО2 по доверенности от 25.02.14 г.

от ответчика № 1  - ФИО3, по доверенности № 1/285-13 от 06.02.2012 г., № 2  - ФИО3, по доверенности № 6д от 22.03.2013 г., №3 ФИО4 по доверенности от 17.03.2014

от третьих лиц – № 1-Шамсутдинов А.М. по доверенности от 25.06.2013, №7 ФИО4 по доверенности от 17.03.2014  

третьи лица  2-6 – не явились,   извещены надлежащим образом.

Индивидуальный предприниматель ФИО5 обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан,  Муниципальному бюджетному учреждению "Управление городской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан",  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании права долевой собственности на коридоры первого этажа, а также на лестницу и лестничные клетки с 1-го по 5-й этаж здания по адресу: <...>;

о прекращении права муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на коридоры первого этажа, а также на лестницу и лестничные клетки с 1-го по 5-й этаж здания по адресу: <...>;

об истребовании коридоров первого этажа, а также лестниц и лестничных клеток с 1-го по 5-й этаж здания по адресу: <...> из незаконного владения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

об обязании Муниципального бюджетного учреждения "Управление гражданской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан" демонтировать самовольно установленную перегородку между 4-м и 5-м этажами здания по адресу: <...> и турникета на втором этаже;

о запрещении Муниципальному бюджетному учреждению "Управление гражданской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан" чинить препятствия в проходе к помещениям;

о признании недействительным контракта № 640-ОУ от 20.07.2011 г., заключенного между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Муниципальным бюджетным учреждением "Управление гражданской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части передачи в аренду помещений общего пользования.

В качестве третьих лиц привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и ликвидаций последствий стихийного бедствия по Республике Башкортостан,   Закрытое акционерное общество «Капитал-Лизинг»,  Открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан,  Общество с ограниченной ответственностью Строительное предприятие "Инициатива" Открытого акционерного общества "Крупнопанельное домостроение",  Индивидуальный предприниматель ФИО1,  Уфимский городской филиал Государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан.

Определением от 16.09.2013 г. судом произведена замена стороны истца ИП ФИО5 на правопреемника общество с ограниченной ответственностью «Башпродукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Постановлением Администрации ГО г. Уфа №6200 от 09.12.2013 г. МБУ «Управление гражданской защиты городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» переименовано в МБУ «Служба речных переправ городского округа г. Уфа РБ».

Истец неоднократно уточнял исковые требования, согласно последним уточнениям просит:

обязать МБУ "Служба речных переправ городского округа город Уфа Республики Башкортостан" демонтировать перегородку между 4 и 5 этажом здания и турникет на 2 этаже;

запретить МБУ "Служба речных переправ городского округа город Уфа Республики Башкортостан" чинить препятствия в проходе к помещениям истца. От остальных исковых требований отказался. Отказ от иска судом принят, о чем вынесен отдельный судебный акт.

От представителя истца поступили возражения по правилам ст. 41 АПК РФ.

От третьего лица МБУ «Служба спасения 112» г. Уфы поступил отзыв.

Ответчик 1 представил акт от 16.05.2014 г.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал с учетом последних уточнений, привел доводы, изложенные в заявлениях.

Ответчики 1, 2 исковые требования не признают, просят в удовлетворении иска отказать, по доводам, изложенным в отзыве (т.2 л.д.100).

Ответчик 3 исковые требования не признает, представил отзыв (т.3 л.д.1-4, т.4 л.д.38-39).

От третьего лица 7 поступил отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать (т.5 л.д.98-103).

Представитель третьего лица 1 исковые требования общества поддержал полностью.

Третьи лица 2 - 6 явку своих представителей в суд не обеспечил, уведомлены надлежащим образом.

Дело рассматривается по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, ИП ФИО6  являлся собственником помещений 5 этажа – комнат 1, 2, 3, 4, 34, 35, 36, 37, площадью 76,3 кв.м., расположенных в 7 этажном здании по адресу: <...>.  Здание состоит из двух изолированных частей с двумя подъездами.

Собственниками и пользователями помещений в данном здании являются: ЗАО «Капитал-Лизинг», ОАО «УЖКХ Октябрьского района г. Уфы», ООО СП «Инициатива ОАО КПД» ФИО1

В момент приобретения помещений ИП ФИО5 осуществлял проход в свои помещения через центральный вход по проходному коридору 1 этажа, занимаемого ОАО «УЖКХ Октябрьского района г. Уфы».

Согласно техническому паспорту, составленному на 21.10.2009 г.,  доступ к указанному нежилому помещению осуществляется  через лестницу между первым и пятым этажом. Данная лестница предназначена для обслуживания более одного помещения.

20.07.2009 г. между Комитетом по управлению муниципальной собственности Администрации ГО г. Уфа и МБУ «Управление гражданской защиты ГО г. Уфа» был заключен контракт №640-ОУ «О передаче объектов муниципального имущества в оперативное управление». По условиям контракта МУ УГЗ ГО г. Уфа передавались помещения по адресу: <...> общей площадью 951,5 кв.м. (площадь 827,4 кв.м. и 124,1 кв.м. места общего пользования).

В течение 2010 г.  МУ УГЗ ГО г. Уфа произвело перепланировку помещений первого этажа здания, заложив проход через коридор 1 этажа ОАО «УЖКХ Октябрьского района г. Уфы», пристроив лестницу со двора здания на второй этаж, установив турникет на втором этаже и перекрыв доступ с четвертого на пятый этаж путем установления металлической двери.

01.09.2010 г. ИП ФИО5 было направлено обращение в адрес МУ УГЗ ГО г. Уфа по обеспечению доступа в принадлежащие ему помещения. Ответчик письмом №18/894 от 03.09.2010 г. ответил отказом, ссылаясь на режимность объекта.

Ссылаясь на ст. ст. 289, 290, 301, 304, 309, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации истец обратился в суд с иском об устранении препятствий в пользовании нежилыми помещениями.

В соответствии с положениями ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу жилого здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в постановлении Пленума № 64 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ.

Согласно приведенным нормам, собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона, вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу названного положения, в предмет доказывания входит вопрос о том, являются ли помещения, в отношении которых истцом заявлены требования помещениями, предназначенными для обслуживания более одного помещения в здании, и тем самым относятся ли они к общему имуществу здания.

Лестница и лестничные площадки  с  первого по четвертый  этаж имеют статус общего имущества собственников здания. Следовательно, наличие турникета на лестничном проходе второго этажа, и входная дверь на лестничном проходе  между четвертым и пятым этажами создают препятствия со стороны МБУ "Служба речных переправ городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в пользовании нежилыми помещениями, принадлежащими истцу.

Ссылка ответчика МБУ "Служба речных переправ городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на режимность объекта, в соответствии с законом РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1, где хранятся сведения, составляющие государственную тайну, в связи с которым допуск иных лиц на режимный объект не возможен, не состоятельна по следующим основаниям.

Для получения обращения со сведениями, составляющими государственную тайну необходима аттестация объектов информатизации по требованиям безопасности информации,  в порядке «Положения по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации». Примечание указанного положения определяет объект информатизации, аттестуемый по требованиям безопасности информатизации, как автоматизированные системы различного уровня и назначения, системы связи, отображения и размножения вместе с помещениями, в которых они установлены, предназначенные для обработки и передачи информации, подлежащей защите, а также сами помещения, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров.

Спорные лестничные клетки под указанное определение не подпадают, поскольку не имеют отношения к объектам информатизации, являющимися носителями государственной тайны.

Целевое назначение и технические характеристики спорных нежилых помещений (лестница лестничная площадка) свидетельствуют об относимости данных помещений к местам общего пользования и необходимости их эксплуатации не только истцом и собственникам иных помещений в здании, но и неопределенным кругом лиц.

Кроме того суд учитывает, что спорные лестничные клетки являются путями эвакуации при возникновении аварийных ситуаций, что исключает их принадлежность на каком-либо вещном праве, отличном от права общей долевой собственности собственников помещений здания №157/1.

Таким образом, установленный ответчиком турникет и дверь на лестничном проходе  между четвертым и пятым этажами препятствует свободному доступу в помещения истца, и организованный пропускной режим служит препятствием для свободного входа и выхода посетителей, поскольку  установлены с нарушением норм действующего законодательства без учета положений статей 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наличие лифта и  аварийного выхода не является основанием для ограничения доступа в помещения истца по лестнице.

Таким образом, требования истца в части обязания ответчика демонтировать турникет и перегородку между четвертым и пятым этажами подлежат удовлетворению.

Поскольку требования истца в части демонтажа турникета и перегородки судом удовлетворены, материально-правовые притязания отсутствуют, его права и законные интересы защищены, оснований для удовлетворения требований в части запрета ответчику не чинить препятствия в проходе к помещениям истца  не имеются. Доказательств тому, что ответчик чинит истцу иные препятствия, кроме размещения турникета и перегородки, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Служба речных переправ» городского округа г. Уфа в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав истца – общества с ограниченной ответственностью «Башпродукт» путем демонтажа турникета на втором этаже, перегородки между 4 и 5 этажом здания, расположенного по адресу: <...>.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его  в  полном  объеме)  через  Арбитражный  суд  Республики Башкортостан.                                  

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                 Р.М.Файрузова