ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-26056/21 от 10.11.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-26056/21

17 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 10.11.2021

Полный текст решения изготовлен 17.11.2021

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи      Бахтияровой Х.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной А.Ф., рассмотрев дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Туймазытехуглерод» (ИНН <***>, ОГРН  <***>)

к Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  Западно-Уральское управление (450064. <...>)

об оспаривании постановления № 27-78-рш/01ЮЛ от 12.08.2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 09.11.2021, диплом

от ответчика – ФИО2, доверенность № 142 от 17.12.2020, диплом

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Туймазытехуглерод» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.08.2021 № 27-78-рш/01ЮЛ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 22.09.2021 сторонам разъяснена возможность завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания (ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе и в случае их неявки в предварительное судебное заседание и отсутствии возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие.

Возражений относительно перехода к рассмотрению дела в судебном заседании от сторон не поступило.

При данных обстоятельствах суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании (ст.136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

         Как следует из материалов дела, Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление) установлено, что ОАО «Туймазытехуглерод» осуществляет деятельность   на основании лицензии №ВХ-41801469 на осуществлении эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, IIIклассов опасности от 24.06.2016.

ОАО «Туймазытехуглерод» эксплуатирует опасный производственный объект: Склад сырьевой, рег.№ А41-01-085-0010, III класс опасности, 452757, Республика Башкортостан, <...>.

В отношении ОАО «Туймазытехуглерод», на основании распоряжения Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.08.2021 № 284-78-рш «О проведении плановой выездной проверки Открытого акционерного общества «Туймазытехуглерод» в период с 28.07.2021 по 10.08.2021 была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.

По результатам проверки составлен Акт от 10.08.2021 № 27-78-рш/А, выдано Предписание от 10.08.2021 № 27-78-рш/П.

В отношении ОАО «Туймазытехуглерод» было возбуждено дело об административном правонарушении, путем составления протокола об административном правонарушении от 11.08.2021 № 27-78-рш/01ЮЛ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление о назначении административного наказания № 27-78-рш/01ЮЛ от 12.08.2021, в соответствии с которым ОАО «Туймазытехуглерод» было признано виновным в нарушении требований промышленной безопасности, и привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Общество с вынесенным постановлением не согласилось в части размера  наложения административного штрафа и обжаловало его в судебном порядке. Заявитель, не оспаривая факта правонарушения, просит суд изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизить размер назначенного административного штрафа до 100 000 руб.

Управление, согласно представленному отзыву, просит в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, поскольку факт правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Оценив представленные документы  и доводы сторон,  суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ составляет нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральныйзакон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно­правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

ОАО «Туймазытехуглерод» осуществляет деятельность   на основании лицензии №ВХ-41801469 на осуществлении эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности от 24.06.2016.

ОАО «Туймазытехуглерод» эксплуатирует опасный производственный объект: Склад сырьевой, рег.№ А41-01-085-0010, III класс опасности, 452757, Республика Башкортостан, <...>.

В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности, допущенные                                          ОАО «Туймазытехуглерод», а именно:

1. Договор от 08.06.2021 серия № RGОХ12132574654000 обязательного страхования гражданской  ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном  производственном  объекте ОАО Туймазытехуглерод»  («Склад сырьевой», рег. № А41-01085-0010, III класс опасности), не представлен в течение пяти дней  в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности, что является нарушением положений статьи 9, статьи  15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта 3 пункта 2  статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

2. Не проведена аттестация работников ОАО «Туймазытехуглерод» в области промышленной безопасности   в объеме требований промышленной безопасности, необходимые для исполнения   трудовых обязанностей, а именно: начальник цеха производства технического углерода ФИО3 (Б10.1), что является нарушением статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365;

3. Идентификация опасного производственного объекта (далее - ОПО) ОАО «Туймазытехуглерод»: Склад сырьевой,  рег. № А41-01085-0010, III класс опасности проведена не в полном объеме, а именно:

в сведениях, характеризующих ОПО представленных для внесения   в государственном реестре опасных производственных объектов в Западно - Уральское управление Ростехнадзора, отсутствует информация:

- о зданиях,  о сооружениях (железнодорожный путь, здание сливной насосной), входящих в состав опасного производственного объекта;

- технических устройств (насосы № 1, 2, 3, 4, теплообменники № 4, № 5, сливные устройства УСН);

- о проектных (эксплуатационных) характеристиках технических устройств (объем, температура, давление в Мпа), включая технологические трубопроводы, насосного оборудования, сливные устройства,  теплообменное оборудование (указаны не в полном объеме)  и т.д.;

- о наименовании и виде опасных веществ, количестве находящиеся в технологическом оборудовании, включая технологические трубопроводы;

- о типе, марке, модели технических устройств заводской номер, инвентарный номер (позиции согласно технологической схеме), что является нарушением положений части 5 статьи 2, статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 23, приложения № 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.04.2019 № 140 (далее – Регламент), пунктов 6, 7, раздела 2 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471.

 4. В эксплуатирующей  организации ОАО «Туймазытехуглерод»    разработаны документы,   имеющие  ссылки на отмененные, утратившие силу нормативно-технические документы, а именно:

- Положение об организации и осуществления производственного контроля соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО «Туймазытехуглерод», утвержденное 20.05.2016 имеется ссылка на утратившее силу (отменённое) Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263;

- Положение о порядке проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах ОАО «Туймазытехуглерод», утвержденное 15.05.2016 имеется ссылка на отмененный документ РД-03-28-2008, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 29 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 08.12.2020 № 503, пункт 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168;

5. Нарушены требования промышленной безопасности эксплуатации насосного оборудования, а именно: отсутствует  паспорт организации-изготовителя на насосный агрегат П-75,  позиции № 3, с записями  сведений по ремонту и по замене комплектующих частей и указанием  срока службы оборудования, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 160, 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 533, пункта 171 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;

6. Молниеотводы, установленные в районе резервуара, не имеют предупредительных надписей, запрещающие приближаться к ним во время грозы на расстояние менее 4 метров,  что является нарушением  статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 207 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;

 7. На железнодорожном  пути  (сливная эстакада) применяются  тормозные башмаки, изготовленные из материала, дающего искрение, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;

8. Для предупреждения возможности накопления зарядов статического электричества и возникновения опасных разрядов при выполнении технологических сливных операций с нефтепродуктами  на железнодорожной сливной эстакаде отсутствует заземление  цистерн, трубопроводов, что является нарушением части  1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,  пункта 33  Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;

9. Откидные мостики в местах соприкосновения с металлической поверхностью цистерны не имеют прокладки из не искрящего материала,  чем что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;

10. Не обеспечена герметичность технологической системы, а именно: на арматуре,  установленной на штуцерах теплообменника № 4,  рег. № 58514 (вход и выход продукта), отсутствуют устройства, обеспечивающие герметичность системы,  что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 533;

11. Отсутствуют схемы включения сосудов (теплообменников),  работающих под давлением, а именно:  № 1, рег. № 57439, № 2,   рег. № 57915, № 3, рег. № 58911, № 4, рег. № 58514,  № 5,  что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 335 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12. 2020 № 536;

12. В помещение сливной  насосной отсутствуют грузоподъемные устройства для ремонта технологического оборудования, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 170 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;

13. Не проведена экспертиза промышленной безопасности здания сливной насосной, опасного производственного объекта (Склад сырьевой) предназначенного для осуществления технологических процессов, данные о сроке безопасной эксплуатации здания, отсутствуют в паспорте, а также здание  имеет трещины и выкашивание кирпичной кладки, что является нраушением  статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420;

14. Не обеспечено удобство и безопасность обслуживания осмотра, ремонта арматура, обвязки  теплообменников позиции №1 (рег. № 57439),  № 2 (рег. № 57915) а именно -  отсутствует  площадки обслуживания арматуры,что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»;

15. Не обеспечивается безопасная эксплуатация технологического оборудования, трубопроводной арматуры,  принятие оперативных мер по предотвращению аварийных ситуаций или локализации аварий на открытой площадке в районе теплообменников позиции №1 (рег. № 57439),  № 2 (рег. № 57915) и при выходе из здания насосной (районе теплообменников),   а именно: повсеместно разбито бетонное покрытие или отсутствует,что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 1,2  статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»;

16. Не регламентирован порядок выполнения технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ, по заполнению и опорожнению  стационарных резервуаров, выбор параметров процесса, определяющих взрывобезопасность этих операций (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни, способы снятия вакуума), осуществляющийся с учетом физико-химических свойств горючих веществ,что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 119 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 15.12.2020      № 5334;

17. Не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств отработавших установленный срок службы (20 лет): насосный агрегат П-75 № 3, эксплуатируется с 1970года, что является нарушением   части 2 статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 15.12.2020 № 533;

18. Нарушены требования промышленной безопасности эксплуатации насосного оборудования, а именно:

 - отсутствуют  паспорт организации-изготовителя на насосный агрегат П-75, позиции № 3, с записями  сведений по ремонту и по замене комплектующих частей и указанием  срока службы оборудования, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 160, 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 533,  пункта 171 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;

19. В нарушение требований промышленной безопасности отсутствуют  датчики контроля загазованности в здании сливной насосной, промаркированные  с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, величины уставок защиты и регламентированные значения контролируемых параметров,что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 224 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 15.12.2020 № 533.

Данные факты свидетельствую о нарушении Обществом требований Федерального закона № 116-ФЗ и образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Вина ОАО «Туймазытехуглерод» заключается в том, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства в области промышленной безопасности.

У Общества имелась реальная возможность для соблюдения вышеназванных требований законодательства, однако им не было предпринято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.

Материалы дела не содержат данных о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.

Административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений не допущено.

Учитывая изложенное, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд считает, что при определении меры административной ответственности Управлением не в полной мере учтены требования статей 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от двухсот до трехсот тысяч рублей.

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 200 000 рублей.

В обжалуемом постановлении также указано, что обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

В данном случае, назначение административного наказания в виде  взыскания штрафа в размере 200 000 руб. произведено административным органом без учета смягчающих обстоятельств – совершение правонарушения впервые, устранение выявленного нарушения, а также отсутствия отягчающих обстоятельств.

Наличие обстоятельств, отягчающих ответственность заявителя, Управлением не доказано (ст.210 АПК РФ).

В соответствии с п.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение об его изменении.        

Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании ч.2 ст.4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Судом установлено, что правонарушение совершено Обществом впервые, проводятся мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Суд считает возможным изменить размер наказания в виде административного штрафа и снизить его до 100 000 рублей на основании следующего.

Согласно ч.1 и ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное наказание, с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Санкция ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

В рассматриваемом случае, рассмотрев доводы заявителя о снижении размера назначенного административного штрафа, суд пришел к выводу, что наложение на Общество административного штрафа в размере 200 000 руб. не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав Общества.

Исходя из Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов и конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, с учетом обстоятельств дела, суд считает возможным изменить обжалуемое постановление в части размера наказания и назначить заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования ОАО «Туймазытехуглерод» (ИНН <***>) удовлетворить.

Постановление Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 12.08.2021  № 27-78-рш/01ЮЛ о привлечении ОАО «Туймазытехуглерод» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, признать незаконным в части наложения административного штрафа в размере 200000 рублей, применив административный штраф в размере 100000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                              Х.Р. Бахтиярова