ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-26143/14 от 10.04.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07 - 43 / 4

17 апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2015г.

Полный текст решения изготовлен 17.04.2015г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Решетникова С. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абдуллиной А.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)               

к Управлению Федеральной антимонопольной службы РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: 1) ТСЖ «Парковый» (450083, <...>),

2) ООО «Районная среда взаимодействия» (107045, <...> (п.3),

3) ООО «Сервисный Центр «Респект» (450071, <...> лет СССР, 48/1),

4) Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ (450059, <...>).

о признании недействительными решения № А-54/15-14 и предписания №197-А-54/15-14 от 23.09.2014г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 01-05-2573/13 от 15.08.2013г., ФИО2 – представитель по доверенности № 01-05-00024/13 от 14.01.2015г.

от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности № 7 от 12.01.2015г.

от третьих лиц: (Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ) ФИО4 – представитель по доверенности № 09-10/4246 от 08.10.2014г.

(ООО «Сервисный Центр «Респект»): ФИО5 – представитель по доверенности № 1 от 09.01.2014г., ФИО6 – представитель по доверенности № 3 от 03.03.2015г.

от ТСЖ «Парковый» - ФИО7, доверенность.

от ООО «Районная среда взаимодействия» - не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

         В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы РБ № А-54/15-14 и предписания №197-А-54/15-14 от 23.09.2014г.

         Заявитель требования поддержала.

         Ответчик с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыв.

         Выслушав представителей заявителя, ответчика, третьих лиц и исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее по тесту Управление) поступило обращение ТСЖ «Парковый» на ограничивающие конкуренцию действия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тесту - Администрация) выразившиеся в предоставлении преимуществ ООО «Районная среда взаимодействия» перед иными хозяйствующими субъектами оказывающими услуги по сбору информации от управляющих организаций.

По результатам рассмотрения обращения Приказом Управления от 11.04.2014         №125 возбуждено дело №А-54/15-14 в отношении Администрации по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения обращения Управлением вынесено решение от 23.09.2014г., которым Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее Администрация) признана нарушившей части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела в отношении Администрации, ООО «Сервисный центр «Респект» и ООО «Районная среда взаимодействия»  по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Администрации также выдано предписание № 197-А-54/15-14 от 23.09.2014г. об устранении  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции.

Администрация с вынесенными решением и предписанием Управления не согласилась и обжаловала их в судебном порядке. В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что антимонопольным органом не представлено доказательств каких-либо ограничений конкуренции, поскольку данные услуги предоставлялись на безвозмездной основе. Законодательством не предусмотрено проведение  каких-либо конкурсных процедур по выбору организаций, предоставляющих право использования интернет ресурса. При рассмотрении материалов  в антимонопольным органом Администрация была лишена возможности на представление доказательств и пояснений.

Ответчик  считает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными по доводам, изложенным в отзыве.

Оценив представленные документы и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 Федеральный закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

Согласно ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ конкуренция –  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)

Согласно ч. 4, ч. 5 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Правила предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №1468 (далее также Постановление 1468).

Данные Правила определяют порядок, сроки и периодичность предоставления ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, ТСЖ (далее также поставщики информации) органам местного самоуправления информации в соответствии со стандартами раскрытия информации указанными организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 (далее - информация).

Согласно пункту 4 Правил, вышеуказанная информация предоставляется в форме электронного документа, подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронного паспорта многоквартирного дома или электронного паспорта жилого дома, формы которых устанавливаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Данная информация должна обновляться ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству от 08.04.2013 № 113/ГС . утверждены формы электронного паспорта многоквартирного дома, формы электронного паспорта жилого дома, формы электронного документа о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры и порядка заполнения указанных документов.

Постановлением Администрации №1064 от 24.03.2014 утвержден Регламент информационного взаимодействия лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающих коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах, либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Регламент).

Согласно пункту 1.4 Регламента уполномоченным органом (организацией), осуществляющим сбор, обработку информации от лиц, осуществляющих поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и (или) оказывающих коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в  многоквартирных домах в интересах уполномоченного органа, является  организация, определяемая в установленном законом порядке уполномоченным органом (далее – оператор информационной платформы).

Пунктами 5.1, 5.6, 6.2  Регламента  предусмотрен, что доступ пользователей поставщиков информации к функциональным возможностям программного обеспечения организован через сайт оператора информационной платформы.  В случае использования иного программного обеспечения для формирования электронного отчета поставщиком информации, поставщик информации формирует электронный документ и направляет его на официальный сайт оператора информационной системы. Сбор информации, сформированной поставщиком информации, осуществляется в электронном виде посредством официального сайта оператора информационной системы.

Администрацией и ООО «Районная среда взаимодействия» 27.01.2014года заключен лицензионный договор в целях выполнения  в муниципальном образовании требований  Постановления 1468 общество передает администрации право использования интернет сайта, размещенного по адресу http://1468. рф

Таким образом сбор информации от поставщиков информации в интересах Администрации на информационном портале 1468.РФ на основании лицензионного договора, и  Регламента осуществляет ООО «Районная среда взаимодействия» (далее - ООО «РСВ» оператор информационной платформы), которая, согласно пояснениям Администрации, выбрано в качестве оператора информационной платформы путем анализа коммерческих предложений организаций, оказывающих услуги по сбору информации от поставщиков информации.

Как следует из представленных материалов дела в том числе и  информации, полученной с официального сайта в сети Интернет 1468.рф, ООО «РСВ»   данный вид услуги предлагает бесплатно для муниципальных образований, для управляющих и ресурсоснабжающих организаций установлены доступные тарифы  «Стандарт», «Безлимит-М». «Безлимит-Р». Отправка данной информации возможна так же и через партнеров  оператора информационной платформы в г. Уфе.  Таким партнером является ООО Сервисный Центр"Респект", которое помимо сбора информации, сформированной поставщиком информации, предоставляет также платные услуги поставщикам информации, в том числе при использовании ими сервиса автоматической отправки всех паспортов за указанный период в случае покупки у ООО Сервисный Центр "Респект" лицензии на право использования программы для ЭВМ «1468рф».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с ч.4 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, обязаны предоставлять информацию органам местного самоуправления.

Таким образом, сбор информации с предприятий и организаций, располагающих информационными базами данных, относящихся к жилищно-коммунальной сфере относится к вопросам местного значения, решение которых находится в компетенции Администрации.

Согласно пояснениям Администрации, заключение лицензионного договора с ООО «РСВ» от 21.01.2014года обусловлено исполнением задач, возложенных на Администрацию, с целью правильного, полного исполнения обязанности по сбору информации с предприятий и организаций, располагающих информационными базами данных, относящихся к жилищно-коммунальной сфере.

Как указано в ч. 2 ст. 18 Закона № 131-ФЗ  финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Частью 1 ст. 54 Закона N 131-ФЗ  установлено, что  Закупки товаров,работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее  Закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В случае невозможности организовать прием и обработку информации  собственными силами, орган местного самоуправления должен разместить муниципальный заказ в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

Вместе с тем, Администрацией без проведения конкурсных процедур,  выбрано ООО «РСВ» в качестве оператора информационной платформы на территории ГО г. Уфа  при наличии иных  предложений от организаций - разработчиков аналогичных программных продуктов.

Соответственно такой вид хозяйственной деятельности является конкурентным, предполагает ее осуществление путем получения муниципального контракта через проведение торгов.

Такие действия создали на товарном рынке информационных услуг, связанных со сбором и передачей информации в соответствии с постановлением 1468, дискриминационные условия деятельности участников рынка, при этом поставив ООО «РСВ» (его партнера) в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на таком рынке, что может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции на данном рынке, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Довод Администрации о том, что ее действия квалифицированы по ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ без указания конкретного пункта судом отклонен, поскольку диспозиция данной статьи не содержит исчерпывающего перечня нарушений

Довод Администрации о том,  что в ее действиях нет нарушения законодательства о защите конкуренции, поскольку Участники информационного взаимодействия имели возможность передачи информации непосредственно оператору информационной системы  безвозмездно судом отклоняется поскольку  ни Закон о конкуренции,  ни Закон N 131-ФЗ не предусматривают права органа местного самоуправления на передачу хозяйственному обществу,  права на осуществление работ, являющихся муниципальными нуждами, без проведения торгов на право получения такого муниципального контракта.

Довод заявителя о том, что Администрация была лишена возможности на представление доказательств и пояснений, приведение своих доводов по всем возникающим в ходе рассмотрения вопросам также безоснователен.

Согласно материалам дела Управлением  предлагалось лицам участвующим в деле представить любую информацию, касающуюся рассматриваемого дела. Все документы и сведения, представляемые лицами, в том числе Администрацией, были приобщены к материалам дела и изучены комиссией. Вынесению решения предшествовало несколько заседаний комиссии, В судебное заседание Администрацией не представлено доказательств свидетельствующих о необоснованном отказе управления в принятии от Администрации каких-либо документов и пояснений в обоснование совей позиции.

         С учетом изложенного, антимонопольный орган правомерно признал Администрацию нарушившей требования ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» и выдал соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений.

         Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

         Учитывая изложенное, требования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru

Судья                                              С.А.Решетников