ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-26819/18 от 19.02.2019 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-26819/2018

26 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2019 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Зиганшиной Ю. С. , при ведении протокола помощником судьи Исламовым В.Ф., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Финансового управляющего имуществом ФИО1 ФИО2

к Министерству Внутренних Дел по Республике Башкортостан (ИНН 0275006462, ОГРН 1020202771357)

о признании действий по отказу в снятии с регистрационного учета транспортных средств - автомобиль ИЖ 2715, 1992, ГРЗ-Ч2098БА, двигатель/кузов - 670130/7056298 и прицеп ОДА 39370, 1993, ГРЗ-43970А, шасси-2922288, в связи с утилизацией, незаконными

при участии:

от заявителя: ФИО2, паспорт

от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности  от 28.12.18

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился Финансовый управляющий имуществом ФИО1 ФИО2 с заявлением к Министерству Внутренних Дел по Республике Башкортостан  о признании действий по отказу в снятии с регистрационного учета транспортных средств - автомобиль ИЖ 2715, 1992, ГРЗ-Ч2098БА, двигатель/кузов - 670130/7056298 и прицеп ОДА 39370, 1993, ГРЗ-43970А, шасси-2922288, в связи с утилизацией, незаконными. 

Заявитель в судебном заседании поддержал требования.

Ответчик требования не признал по мотивам, указанным в отзыве.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2016  в отношении ФИО1 введена процедура реализации имущества гражданина, утвержден финансовый управляющий ФИО2

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21 июня 2017 срок реализации имущества гражданина ФИО1 продлен, назначено судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего.

Согласно учетным данным базы ФИСМ ГИБДД, ФИО1 является собственником автотранспортных средств ИЖ2715 1992 г.в., государственный номер Ч2098БА, ОДА 39370, 1993г.в., государственный номер 43970А.

По результатам инвентаризации имущества должника финансовый управляющий установил, что вышеперечисленные транспортные средства, документы на них и государственные номерные знаки утрачены ФИО1

Финансовый управляющий обратился в Управление ГИБДД МВД по РБ с заявлением о прекращении регистрации автотранспортных средств ИЖ2715 1992 г. в., государственный номер Ч2098БА; ОДА 39370, 1993г.в., государственный номер 43970А в связи с их утилизацией.

Письмом №185202225052 от 24.04.2018 Управление ГИБДД МВД по РБ разъяснило, что согласно действующему законодательству, заявление о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и необходимый перечень документов, может быть подан заявителем (законным представителем) только лично в любом регистрационном подразделении ГИБДД. Заполнение заявления возможно собственноручно, либо сформировано в электронной форме с помощью Единого портала государственных услуг. Заявление принимается должностным лицом в течение времени, установленного графиком приема граждан в регистрационном подразделении.

Направление заявлений для предоставления государственных услуг посредством почтовой связи не предусмотрено Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 7 августа 2013 г. № 605.

Не согласившись с указанными действиями, финансовый управляющий имуществом гражданина ФИО1 ФИО2 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

То есть дело может быть рассмотрено арбитражным судом с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, только в том случае, когда это предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или федеральным законом.

Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к специальной подведомственности арбитражных судов относятся дела по спорам, указанным в статье 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (корпоративные споры). При этом в части 2 названной статьи предусмотрено, что указанные в части 1 дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

В статье 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (далее - корпоративные споры), в том числе споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, за исключением споров, вытекающих из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов.

Из анализа указанных норм следует, что арбитражному суду не подведомственны дела, связанные с обжалованием физическим лицом ненормативного акта по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из смысла норм процессуального законодательства, с учетом разъяснений высших судебных инстанций следует, что гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве стороны, исключительно в случаях, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено федеральным законом (например, статьями 33 и 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку финансовый управляющий ФИО2 действует от гражданина ФИО1, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отнесения данного спора к компетенции арбитражного суда.

Вместе с тем в рассматриваемом случае имеют место быть следующие обстоятельства.

Определением Ленинского районного суда г.Уфы от 24.08.2018 в принятии заявления Финансового управляющего имуществом гражданина ФИО1 ФИО2 отказано в связи с неподведомственностью.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно указывал на недопустимость ситуации, при которой лицо не может реализовать предусмотренное законодательством право на судебную защиту.

Таким образом, прекращение производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду его неподведомственности арбитражному суду в рассматриваемом случае невозможно, поскольку в данном случае из-за отказа в рассмотрении дела как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом Заявитель окажется лишенной права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2013г. № 4044/08.

Государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной (пункт 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 г. № 14-П).

В результате присоединения к юрисдикции Европейского Суда по правам человека российские механизмы судебного контроля за соблюдением имущественных прав участников экономического оборота в Российской Федерации получили поддержку в виде международного судебного контроля.

Это означает, что компетенция арбитражных судов по рассмотрению имущественных споров и компетенция Европейского Суда по правам человека по рассмотрению жалоб на нарушение имущественных прав взаимосвязаны (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999г. № С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие»).

В соответствии с принципом, сформулированным Европейским Судом по правам человека, если в государстве существуют две судебные системы и одна из них отказалась рассматривать спор из-за отсутствия компетенции, вторая судебная система обязана принять дело к своему производству без исследования вопроса о компетенции (постановления от 24 марта 2005 года по делу «Бабурин (Baburin) против Российской Федерации» (жалоба № 55520/00), от 22 июня 2006 года по делу «Авакова (Avakova) против Российской Федерации» (жалоба № 30395/04), от 22 декабря 2009 года по делу «Безымянная (Bezymyannaya) против Российской Федерации» (жалоба № 21851/03)).

Указанное соответствует разъяснениям Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в определении № 301-КГ15-20284 от 09.06.2016г., а также Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016г.

С учетом изложенных обстоятельств, суд рассматривает настоящее дело по существу.

Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

           В силу ч.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, следует, что ненормативные правовые акты государственных органов, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными при одновременном наличии следующих условий. Несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение) Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Согласно пункту 1 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.06.2018 N 399, регистрация транспортного средства осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, за физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющим транспортным средством на праве собственности, а также за лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся транспортным средством от имени собственника на законных основаниях, в случаях, установленных настоящими Правилами.

Основания и порядок прекращения регистрации транспортного средства регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом Приказ МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее - Регламент), Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденного приказом МВД России от 26.06.2018 № 399 (далее - Правила).

Прекращение регистрации транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции осуществляется по заявлению владельца транспортного средства либо по инициативе регистрационного подразделения Г осавтоинспекции (п.7 Правил).

Регистрация транспортного средства прекращается по следующим основаниям:

-        заявление о прекращении регистрации в связи с утратой транспортного средства (п. 8.1 Правил, пп. 60.1 п. 60 Регламента);

-        заявление о прекращении регистрации в связи с хищением транспортного средства (п. 8.1 Правил, пп. 60.2 п. 60 Регламента);

-        окончание срока регистрации транспортного средства на ограниченный срок (пп. 60.3 п. 60 Регламента);

-        заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок об отчуждении транспортного средства после истечения 10 суток со дня заключения сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем (п. 8.2 Правил, пп. 60.4 п. 60 Регламента);

-        заявление лизингодателя в случае расторжения договора лизинга в отношении транспортных средств, зарегистрированных за лизингополучателем на срок действия договора лизинга (п. 8.3 Правил, пп. 60.5 п. 60 Регламента);

-        заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией (п.8.4 Правил, пп. 60.6 п. 60 Регламента);

-        заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с вывозом за пределы РФ (п. 8.5 Правил, пп. 60.7 п. 60 Регламента);

-        установление оснований для прекращения (аннулирования) регистрации, указанных в п. 3 Правил, за исключением случаев наложения запретов и ограничений на совершение регистрационных действий (пп. 60.8 п. 60 Регламента);

-        наличие сведений о смерти физического лица, сведений о прекращении деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) собственников транспортных средств (пп. 60.9 п. 60 Регламента);

- заявление о прекращении регистрации в связи с отказом из-за повреждения, гибели застрахованного имущества от прав на него в целях получения страховой выплаты или в случае замены товара ненадлежащего качества (пп. 60.10 п. 60 Регламента).

Если транспортное средство вывозят из РФ для постоянного использования, регистрация прекращается на основании договора купли-продажи, дарения или иного предусмотренного законодательством РФ документа, который удостоверяет право собственности не зарегистрированного в РФ иностранного лица (пп. 8.5 Правил, п. 65 Регламента). Договор предоставляется в Госавтоинспекцию вместе с заявлением о прекращении регистрации.

Прекращение регистрации транспортного средства в связи с его утилизацией осуществляется на основании свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, которое подается в Госавтоинспекцию вместе с заявлением владельца (пп. 8.4 Правил, и. 66 Регламента).

Заявление о прекращении регистрации составляется в той же форме, что и о регистрации.

При прекращении регистрации транспортного средства регистрационные документы и регистрационные знаки сдаются в подразделение Госавтоинспекции, прекратившее регистрацию, и утилизируются в установленном законодательством РФ порядке, а при их отсутствии выставляются в розыск (п. 61 Регламента).

Согласно п. 61 Регламента при прекращении регистрации по основаниям, предусмотренным пп. 60.1 - 60.3, 60.5, 60.9 п. 60 Регламента, в паспортах транспортных средств (при их наличии) производится запись о прекращении учета (снятии с учета). По желанию владельца взамен утраченного или непригодного для использования паспорта выдается дубликат.

При прекращении регистрации транспортных средств по основаниям, предусмотренным пп. 60.6 - 60.8 п. 60 Регламента, паспорта транспортных средств (кроме случаев признания их недействительными) подлежат утилизации в подразделениях Госавтоинспекции в установленном порядке, а при их отсутствии - выставлению в розыск.

По инициативе регистрационного подразделения Госавтоинспекции регистрация транспортного средства прекращается в случае:

наличия сведений о смерти физического лица либо сведений о прекращении деятельности юридического лица или физического лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, за которым зарегистрировано транспортное средство;

окончания срока регистрации транспортного средства, зарегистрированного на ограниченный срок;

поступления сведений из Федерального агентства по управлению государственным имуществом об обращении транспортного средства в доход государства.

Регистрация транспортного средства, зарегистрированного на ограниченный срок, прекращается автоматически на следующий день после даты окончания этого срока.

Прекращение регистрации транспортных средств по основанию, предусмотренному пп. 60.9 п. 60 Регламента, осуществляется не ранее 10 дней с даты смерти собственника.

Регистрация прекращается автоматически в подразделении Госавтоинспекции, выдавшем регистрационные документы, по окончании срока действия оснований для регистрации транспортного средства, зарегистрированного на ограниченный срок, и отсутствии сведений о продлении срока регистрации. Регистрационные документы и знаки признаются недействительными и выставляются в розыск (п. 62 Регламента).

В отношении транспортных средств, на которые судом, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были наложены запреты или ограничения на совершение регистрационных действий, регистрационные действия производятся после снятия указанных запретов или ограничений.

Требование настоящего пункта не распространяется на прекращение регистрации транспортного средства в случае его хищения, а также при аннулировании регистрационных действий (п. 46 Правил).

Согласно данных федеральной информационной системы ГИБДД отказа в предоставлении государственной услуги ФИО2 регистрационными подразделениями ГИБДД МВД по РБ не давалось.

Поскольку сведений о предоставлении необходимых документов ФИО2 в УГИБДД МВД по РБ с целью прекращения регистрации транспортного средства в связи с утилизацией, а именно заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией, свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства предоставлено не было, заявленные требования о признании действий по отказу в снятии с регистрационного учета транспортных средств - автомобиль ИЖ 2715, 1992, ГРЗ-Ч2098БА, двигатель/кузов - 670130/7056298 и прицеп ОДА 39370, 1993, ГРЗ-43970А, шасси-2922288 удовлетворению не подлежат.

В  соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с финансового управляющего имуществом ФИО1 ФИО2 в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Ю.С. Зиганшина