ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-26839/15 от 31.03.2016 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07 - 39 / 5

07 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2016 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Крыловой И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовым В.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ПАО "БАШИНФОРМСВЯЗЬ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)              

к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ Г.Сибай (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании частично недействительным решения

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 02.12.2015г.

от ответчика – ФИО2 по доверенности № 1 от 11.01.2016г.

ПАО «БАШИНФОРМСВЯЗЬ» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Уфы РБ  о признании незаконным решения № № 002 867 15 РВ 0000841 от 18 августа 2015 года в части начислений в сумме 121871,90 рублей и 175336,59 рублей, соответствующих сумм пени и штрафов (с учетом уточнения от 21 марта 2016 года).

Таким образом, Заявителем оспаривается решение ответчика в полном объеме (иных доначислений не имеется).

Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал по мотивам, указанным в отзыве.

Судом установлено, что Ответчиком проведена выездная проверка Филиала Сибайский МУЭС ПАО «Башинформсвязь», по результатам которой составлен акт № 002867150000841 от 21 июля 2015 года и вынесено решение № 002 867 15 РВ 0000841 от 18 августа 2015 года.

Суд находит  заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

1.Страховые взносы по дополнительному тарифу в сумме 121871,90 руб. по дополнительному тарифу в соответствие с частью 2, частью 2.1 статьи 58.3. Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212- ФЗ, соответствующих сумм пени и штрафа.

По п. 1 ст. 7 Закона N 212 ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 01.01.2013 г. работодатели должны начислять страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда.

Для начисления взносов должны соблюдаться два условия:

- работник занят на видах работ, перечисленных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 г. - на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее - Федеральный закон N 400-ФЗ);

- условия труда на рабочем месте сотрудника признаны вредными, опасными или тяжелыми по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ).

При начислении страховых взносов по дополнительным тарифам объект обложения страховыми взносами определяется в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, а база как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в ст. 9 указанного закона.

Списки N 1 и N 2 утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки Управлением выявлены сотрудники, которые в спорный период были заняты на работах с вредными условиями труда, поименованных в подпункте 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.

Это обстоятельство обществом не оспаривается.

Вместе с тем плательщик полагает, что занятость на этих работах была незначительной.

Федеральным законом определены условия для назначения пенсий по старости работникам занятым на работах с тяжелыми условиями труда.

В подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).

В силу п. 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.

Учитывая, что занятость кабельщиков - спайщиков (список N 2) на вредных и опасных работах составляла значительно менее 80% от общего размера рабочего времени, проверенный период времени не подлежал включению в стаж, дающий право на получение пенсии на льготных условиях и основания для исчисления страховых взносов его работодателю по дополнительному тарифу отсутствовали.

Более того, в ходе судебного разбирательства Заявитель пояснил, что  перечень должностных обязанностей кабельщика – спайщика установлен должностной инструкцией, утвержденной Директором Стерлитамакского  МУЭС – Филиала Общества (далее – «Должностная инструкция», прилагается к заявлению).  Согласно главе 3 «Обязанности» должностной инструкции кабельщик – спайщик в процессе своей деятельности выполняет следующие трудовые функции:

1.Выполняет эксплуатационно-техническое обслуживание всех типов между­городних кабелей, кабелей ГТС емкостью от 100 до 300 пар и их оконечных устройств, кабелей В0ЛС, предусмотренные стандартами, техническими условиями, технологическим регламентом производства.

2.Следит за исправным состоянием линейного и станционного оборудования кабельных сооружений связи, средств измерения и принимает меры по устранению неисправностей, сообщает руководству.

3. Производит ре­гистрацию, необходимые расчеты и записи результатов в журналах по уста­новленной форме.

4.Своевременно и качественно проводит работы по устранению повреждений на соединительных и абонентских уплотненных и неуплотненных кабельных линиях емкостью от 100 до 300 пар, внутридомовых сетях.

5.Выполняет внеплановые согласования и надзор за производством работ сто­ронними организациями в охранной зоне линий связи по заданию руковод­ства.

6.Участвует в монтаже и демонтаже линейного и станционного оборудования кабельных сооружений связи.

7.Следит за чистотой рабочего места, сохранностью линейного и станционного оборудования кабельных сооружений связи, инструмента, средств индивиду­альной защиты.

8.Соблюдает правила техники безопасности, противопожарной безопасности, экологической безопасности и внутреннего трудового распорядка.

9.Соблюдает меры безопасности по гражданской обороне и чрезвычайным си­туациям на производстве, участвует в выполнении мероприятий по защите населения от ЧС в мирное и военное время.

10.Отвечает за качество выполняемой работы в пределах возложенных функций.

11.Принимает необходимые меры по обеспечению сохранности персональных данных работников.

Кроме этого, Заявитель указал, что в Руководстве по эксплуатации линейно-кабельных сооружений местных сетей связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации, утвержденном начальником Управления электросвязи Госкомсвязи России от 5 июня 1998 года  (далее – «Руководство по эксплуатации», прилагается к заявлению) содержится подробный перечень работ, выполняемых в ходе:

- текущего и планово-профилактического обслуживания линейно-кабельных сооружений;

- текущего, капитального и аварийно-восстановительного ремонта кабельных линий связи;

- обследования антенно-мачтовых сооружений;

- эксплуатационного - технического обслуживания оборудования волоконно-оптических линий передачи.

         Из положений Руководства следует, что в процессе выполнения работ по текущему, капитальному и аварийно-восстановительному ремонту кабельных линий связи осуществляется, в том числе, и восстановление целостности полиэтиленовых оболочек.

Технологическая операция по восстановлению целостности полиэтиленовой оболочки кабеля  приведена в пункте 11.14 Руководства по строительству линейных сооружений местных сетей связи, утвержденного Заместителем министра связи РФ 21 декабря 1995 года (прилагается к заявлению), согласно которому полиэтиленовые оболочки кабелей связи восстанавливаются с помощью полиэтиленовых муфт способом наплавления стабилизированной ленты.

         Таким образом, кабельщики-спайщики в Обществе заняты на работах по спайке кабелей с полиэтиленовыми оболочками только в процессе выполнения работ по текущему, капитальному и аварийно-восстановительному ремонту кабельных линий связи, в ходе которых, в том числе, осуществляется восстановление целостности полиэтиленовых оболочек.

Обратного Фондом в нарушение требований статьи 65 АПК Российской Федерации не доказано.

В обоснование количества фактически отработанных часов кабельщиками – спайщиками на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда проверяемый период, Общество ссылается документы первичного учета, представленные  в материалы дела. 

Довод Ответчика, что в ходе проверки были представлены иные табели рабочего времени судом не принимается, так как заявлений фальсификации доказательств в рамках данного дела Ответчиком не подавалось.

Суд считает время фактической занятости работников на вредных и опасных работах установленным согласно расчета общества. Обратного Фондом не доказано.

Довод Фонда о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии, подлежит отклонению как основанные на неправильном толковании вышеуказанных норм права, по смыслу которых увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсионное обеспечение.

На основании изложенные заявленные требования  в указанной части подлежат удовлетворению в части начисления взносов, а также соответствующих сумм пени и штрафа как производственных от доначислений платежей.

2.Страховые взносы в сумме 175 336, 59 руб. в нарушении части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 9  Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, соответствующие суммы пени и штрафа.    

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.

Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, а именно, суммы материальной помощи в виде ежемесячной компенсации по абонентской плате за квартирный телефон, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Текстами коллективных договоров в проверяемый период подтверждаются произведенные  Заявителем выплаты.

Таким образом, суммы материальной помощи в виде ежемесячной компенсации по абонентской плате за квартирный телефон не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 17744/12; Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2015 г. N 304-КГ15-3035)  

  На основании изложенные заявленные требования  в указанной части также подлежат удовлетворению в части начисления взносов, а также соответствующих сумм пени и штрафа как производственных от доначислений платежей.

         В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине, оплаченные заявителем при подаче заявления в суд, подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать  недействительным решение Государственного учреждения -  Управления Пенсионного Фонда  Российской Федерации в г.Сибай Республики Башкортостан от 18 августа 2015 года №00286715РВ0000841.

Взыскать с Государственного учреждения -  Управления Пенсионного Фонда  Российской Федерации в г.Сибай Республики Башкортостан в пользу ПАО "БАШИНФОРМСВЯЗЬ" судебные расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

  Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                   И.ФИО3