450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г.Уфа
02 февраля 2021 года Дело № А07-27687/2020
Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2021 года.
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Латыповым В.Р., рассмотрел дело по заявлению
Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (ИНН <***>, ОГРН <***>)
ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об аннулировании лицензии,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 14.01.2021 года №ГД 1/2021, диплом;
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 01.12.2020 года №1, диплом.
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна» об аннулировании лицензии № 02РПО0001595 от 12 июля 2017 года (номер бланка Б 539887), выданную обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах нахождения обособленных подразделений: розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (кафе) по адресу: 450038, <...> этаж; розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (кафе) по адресу: 450112, <...>, пом.44-46,46а, 1 этаж.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы заявления и просила аннулировать лицензию, выданную ООО «Фортуна» на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
В порядке ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым заменить Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (ИНН <***>, ОГРН <***>) на Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Выслушав представителей сторон, изучив представленные документы, суд установил следующее.
ООО «Фортуна» выдана лицензия 539670 регистрационный номер 02 РПА0005130 от 19 мая 2017 года на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах нахождения обособленных подразделений по адресам:
1. кафе, 450038, РБ, <...> этаж.
2. кафе, 450112, РБ, <...>, 46а, 1 этаж.
Срок действия указанной лицензии определен с 12 июля 2017 года по 11 июля 2021 года.
14 мая 2020 года в 14 час. 00 мин. в ходе осуществления систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ), при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, на основании приказа Госкомитета РБ по торговле от 12 мая 2020 года № 191 в кафе ООО «Фортуна», расположенном по адресу: 450112, РБ, <...>, 46а, 1 этаж, при визуальном осмотре объекта торговли установлено, что на витрине с ценниками для дальнейшей продажи населению в розничной продаже находилась алкогольная продукция в ассортименте (58 наименований водки, 82 наименования вина и винных напитков, 43 наименования коньяка).
Объект имеет одну входную группу. Над входной дверью имеется вывеска с надписью «Купец Продукты Азык-Тулек», слева от входной двери имеется вывеска с указанием наименования общества ООО «Фортуна» с режимом работы «24 часа», «кафе». При входе в объект установлены камеры хранения для посетителей, терминал для оплаты «Qiwi».
Помещение объекта торговли представляет собой 2 торговых зала с характерным для розничной продажи в магазинах оснащением оборудованием для выкладки, демонстрации товаров и складское помещение.
В первом торговом зале располагаются стеллажи, используемые в качестве витрин для выкладки ассортимента реализуемых продовольственных товаров, витрины с продуктами питания (хлебобулочные изделия, бакалея, конфеты, чипсы, сухари, соки, вода, бытовая химия и другое), холодильные витрины с реализуемыми колбасными, мясными изделиями, молочной продукцией, сырами, овощами, фруктами, рыбными продуктами, холодильные витрины с продуктами глубокой заморозки (пельмени, мясо, полуфабрикаты), холодильная витрина с мороженным, стеллаж с табачными изделиями, стеллаж с детскими игрушками, стеллаж с кормом для животных. В торговом объекте имеется одно рабочее место продавца-кассира, оснащенное контрольно-кассовой техникой.
Над входом во второй торговый зал имеется вывеска следующего содержания: «ООО Фортуна Кафе-кабачок режим работы круглосуточно вход через магазин Купец». Второй торговый зал имеет характерное для розничной продажи в магазинах оснащение оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, способы обслуживания и информирования потребителей о предлагаемых к продаже товаров, покупателям не предлагаются и не оказываются услуги по потреблению алкогольной продукции в месте осуществления деятельности. Во втором торговом зале расположены 3 холодильные витрины с пивом и пивными напитками, стеллажи с чипсами, орехами, сухариками, сладкой ватой, холодильный прилавок с колбасными изделиями с ценниками за килограмм продукции, куриные яйца в упаковке по 10 шт., холодильный прилавок с колбасными изделиями (сосиски, сардельки и пр.) с ценниками за килограмм продукции, готовой выпечкой-чебуреками, снеками и закусками к пиву, упакованными в заводскую упаковку, а также расфасованные в одноразовые контейнеры, стеллаж с пивом. Вдоль стены торгового зала установлен стеллаж с большим ассортиментом алкогольной продукции, с ценниками за целую единицу потребительской тары. В зале имеется один стол и один стул.
В каждом торговом зале отсутствуют характерные для предприятия общественного питания признаки: отсутствует зал для обслуживания посетителей, не осуществляется приготовление и подача блюд или полуфабрикатов высокой степени готовности, отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены для посетителей, санитарный узел расположен в первом торговом зале, где осуществляется продажа продукции посетителям, представляет из себя помещение, разделенное листом ЛДСП, не достигающим потолка, на две кабины, в каждой из которых, имеются по одной раковине и по одному унитазу. Проход во вторую кабину возможен только через первую. Отсутствует меню и прейскурант алкогольной продукции, все цены на алкогольную продукцию указаны за целую единицу потребительской тары, организация не подпадает ни под какой тип общественного питания, указанный в ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.».
В связи с выявленным правонарушением в отношении ООО «Фортуна» в присутствии лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (директор ООО «Фортуна») ФИО3, составлен протокол об административном правонарушении от 19 мая 2020 года № 366-Л-20.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года по делу № А07-13499/2020 ООО «Фортуна» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ. Указанное решение вступило в законную силу, сторонами не оспаривалось, незаконным не признано.
В своем решении Арбитражный суд Республики Башкортостан указал, что кафе ООО «Фортуна», расположенное по адресу: <...>, 46а, 1 этаж не соответствует требованиям, установленным для предприятия общественного питания по типу кафе, фактически не оказывает услуги общественного питания, реализует свою продукцию как торговый объект (магазин), что является нарушением лицензионных требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В силу пунктов 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Пунктами 4, 10 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
Общие требования, в том числе минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания, и классификация предприятий (объектов) общественного питания различных типов определены государственным стандартом «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (далее – ГОСТ 30389-2013), распространяющим свое действие на предприятия (объекты) общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 3.3 ГОСТ 30389-2013 определено: кафе - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
Пунктом 5.14 ГОСТ 30389-2013 предусмотрено, что предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия.
Предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную карты), по оформлению соответствующие специализации. Меню оформляется типографским или компьютерным способом. Допускается использование альтернативных форматов меню (грифельных досок, стендов, световых табло, сенсорных мониторов и дисплеев и др.).
В зависимости от типа объекта общественного питания предприятия должны иметь ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров для включения в меню, прейскуранты, карты. Ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков и сопутствующих товаров для кафе предусматривает: блюда, десерты и напитки собственного производства, в том числе фирменные, национальные, из полуфабрикатов промышленного изготовления, с учетом специализации предприятия. Неширокий выбор алкогольных и безалкогольных напитков. Сопутствующие товары: табачные изделия, фирменные сувениры, печатная продукция (пункт 5.15 ГОСТ 30389-2013).
Таким образом, оказание услуг общественного питания через кафе подразумевает приготовление блюд, что требует обязательного наличия специально оборудованного помещения - кухни, что обусловлено повышенными санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания населения с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей. При этом приготовление блюд из полуфабрикатов (для употребления в пищу требуется доготовка) не отменяет необходимость оборудования подобного помещения.
Кроме того, в соответствии с указанным ГОСТ кафе оказывает услуги с полным обслуживанием официантами (Полное обслуживание официантами осуществляют по карте меню со свободным выбором блюд, по сокращенному меню со свободным выбором блюд или по комплексному (фиксированному) меню, при проведении банкета (приема) за столом, банкета-чая); с частичным обслуживанием официантами (Частичное обслуживание официантами осуществляют при проведении банкета за столом, банкет-фуршета; банкет-коктейля. Частичное обслуживание официантами осуществляют при организации экспресс-обслуживания в период проведения массовых мероприятий (съездов, конференций, симпозиумов). Частичное обслуживание официантами осуществляют при организации обслуживания по типу "шведский стол (буфет)", включая "Бранч (Brunch)", "Линнер (Linner)" в ресторанах и кафе); с частичным самообслуживанием; с полным самообслуживанием.
Кроме того, обязательным требованием к помещениям кафе является наличие зала обслуживания, туалетных комнат, оборудованных туалетными кабинами, умывальниками с зеркалом, электророзетками, туалетной бумагой, мылом или диспенсером с жидким мылом, бумажными полотенцами или электрополотенцами, крючками для одежды, корзиной для мусора.
Организации, получившие лицензии, обязаны обеспечить соблюдение требований статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в случае осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, а также на розничную продажу алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что в лицензии ООО «Фортуна» в качестве места осуществления деятельности указан тип объекта общественного питания – «кафе», фактически же в помещении по адресу: 450112, РБ, <...>, 46а, 1 этаж расположен магазин с круглосуточным режимом работы.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
Факты несоответствия ООО «Фортуна» лицензионным требованиям, а также розничной продажи обществом алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности подтверждены вступившим в законную силу судебным актом, которые в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь.
Осуществление розничной продажи алкогольной продукции на основании лицензии, выданной на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания невозможно.
Так как осуществление розничной продажи алкогольной продукции под видом оказания услуг общественного питания нарушает лицензионные требования, осуществление двух видов деятельности параллельно невозможно ввиду предъявления к каждому виду деятельности самостоятельных и взаимоисключающих требований, то аннулирование лицензии является единственно возможной мерой.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П, от 23.05.2013 N 11-П и от 30.03.2016 N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий, в связи с чем, нарушение правил оборота алкогольной продукции безусловно является основанием для аннулирования лицензии в установленных законом случаях.
Таким образом, требования Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан в части аннулирования лицензии в месте нахождения обособленного подразделения: розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (кафе) по адресу: 450112, <...>, пом.44-46,46а, 1 этаж, подлежат удовлетворению.
В части аннулирования лицензии в месте нахождения обособленного подразделения: розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (кафе) по адресу: 450038, <...> этаж, заявление удовлетворению не подлежит, поскольку по указанному адресу какая-либо проверка не проводилась и каких-либо нарушений не выявлялось.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить частично.
Аннулировать лицензию № 02РПО0001595 от 12 июля 2017 года (номер бланка Б 539887), выданную обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в месте нахождения обособленного подразделения: розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (кафе) по адресу: 450112, <...>, пом.44-46,46а, 1 этаж.
В удовлетворении остальной части заявления – отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.
Судья Р.К.Кутлин