450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-2804/21
27 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2021
Полный текст решения изготовлен 27.08.2021
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бахтияровой Х.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абдуллиной А.Ф., рассмотрев дело по заявлению
ФИО1 (452565, РБ, <...>)
к заместителю начальника отдела АТН Западно-Уральского МУГАДН
об оспаривании постановления серии БП №006105 от 18.01.2021,
при участии в судебном заседании:
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее-заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления заместителя начальника отдела АТН Западно-Уральского МУГАДН серии БП №006105 от 18.01.2021 (далее- управление, административный орган) о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заданием на осмотр транспортных средств в процессе эксплуатации № 76 от «26» сентября 2019г., на основании ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст.3.1 Федерального закона «Устав автомобильного и наземного электрического транспорта» №259-ФЗ от 8 ноября 2007г., подпункта «а» пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010г. №409 административным органом проведены рейдовые мероприятия.
По результатам осмотра составлен акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства №35 от 25.11.2020.
Управлением установлено, что 25.11.2020г. в ходе проводимых рейдовых мероприятий сотрудниками Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее – Управление), было установлено, что ИП ФИО1 осуществлялась межсубъектовая перевозка по автобусному маршруту: «г. Уфа – с.Большеустьикинское», на транспортном средстве (далее – ТС) Форд транзит гос.номер А787РО702.
13.01.2021 Управлением в отношении ИП ФИО1составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ.
18 января 2021 года Управлением вынесено постановление серии БП № 006105 о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что протокол в отношении предпринимателя не составлялся и ему не вручался. Заявитель также ссылается на малозначительность правонарушения.
Административный орган согласно предоставленному суду отзыву заявленные требования не признает, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, в том числе, на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия или бездействие, выразившиеся в непредставлении или несвоевременном представлении, а также предоставление в неполном объеме или в искаженном виде в уполномоченный орган сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании, независимо ни от ведомственной принадлежности, ни от возложенных на них задач и целей.
Информационная система, указанная в части 1 данной статьи, состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении, в том числе, перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ).
Частью 3 статьи 11 указанного Федерального закона автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной, в том числе, субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу части 5 статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки; пол; гражданство.
Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 11 Федерального закона N 16-ФЗ).
Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных утвержден Приказом Минтранса России от 19.07.2012 N 243 (далее - Порядок от 19.07.2012 N 243).
Согласно пункту 2 Порядка АЦБПДП входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), создаваемой во исполнение Федерального закона N 16-ФЗ. Информация, содержащаяся в АЦБПДП, является государственным информационным ресурсом. В целях принятия мер по обеспечению национального суверенитета над информационными потоками на транспорте и выполнения требований транспортной безопасности обеспечивается ведение соответствующих информационных банков (баз) данных, в том числе их первичное формирование, российскими юридическими лицами с размещением необходимого для их ведения оборудования на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 Порядка перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные, в том числе, при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов).
Пунктом 18 Порядка установлено, что информационное взаимодействие поставщиков информации и оператора ЕГИС ОТБ, а также оператора ЕГИС ОТБ и потребителей осуществляется на основании соглашений.
Из пункта 56 Порядка следует, что в состав основного блока данных CSV-файла входят следующие сведения: персональные данные о пассажире (персонале транспортного средства): фамилия - VARCHAR2 (40); имя - VARCHAR2 (30); отчество (или второе имя, если имеется) - VARCHAR2 (30); дата рождения - DATE; пол - VARCHAR2 (1); гражданство - VARCHAR2 (30); вид документа, удостоверяющего личность, - NUMBER(2); номер документа, удостоверяющего личность, - VARCHAR2 (20); пункт отправления - VARCHAR2 (20); пункт назначения - VARCHAR2 (20); вид маршрута следования (беспересадочный/транзитный) - NUMBER(l); дата поездки (дата и время отправления) - DATE, TIME; тип персональных данных (данные о пассажире или члене экипажа транспортного средства) - NUMBER(1); занимаемая должность (категория) (только для члена экипажа транспортного средства) - VARCHAR2 (20) (подпункт "а"); данные о регистрируемой операции: регистрируемая операция - NUMBER(2); перевозчик - NUMBER(5); субъект транспортной инфраструктуры (автовокзал) - NUMBER(5); номер рейса - VARCHAR2 (8); номер места - VARCHAR2 (4); дата и время кассовой операции - DATE, TIME; номер кассового терминала или фамилия кассира, продавшего билет, - VARCHAR2 (20); дата и время прибытия в пункт назначения (по расписанию) - DATE, TIME; государственный регистрационный знак транспортного средства (автобуса) - VARCHAR2 (12); марка транспортного средства (автобуса) - VARCHAR2 (12) (подпункт "б").
На основании пункта 57 Порядка передача персональных данных пассажиров осуществляется в соответствии с требованиями пункта 30 Порядка, но не позднее времени отправления транспортного средства.
Перевозчик (субъект транспортной инфраструктуры) должен обеспечивать передачу данных о пассажирах в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное (пункт 30 Порядка).
В соответствии с пунктом 58 Порядка передача сведений о государственном регистрационном знаке и марке транспортного средства (автобуса) является обязательной только при передаче персональных данных персонала (экипажа) транспортного средства. Технологии передачи сведений о пассажирских перевозках железнодорожным транспортом.
ИП ФИО1 являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязан обеспечить выполнение требований законодательства о транспортной безопасности.
Как следует из материалов дела, 14.12.2020 в соответствии с регламентом информационного взаимодействия ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» с Федеральной службой по надзору в сфере был направлен запрос № 15-3516 от 14.11.2020 в ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта РФ (далее – ФГУП «ЗИТ») в интересах проверки соблюдения порядка передачи сведений о персонале транспортного средства в автоматизированные централизованные базы данных о пассажирах и персонале транспортных средств в отношении перевозчика пассажиров - ИП ФИО1
Согласно письму от 17.12.2020 № ЗИТ-4008 ФГУП «ЗИТ»: ИП ФИО1 ИНН <***>, ОГРНИП <***> не представил информацию о перевезенных пассажирах и о персонале ТС в АЦБПДП, осуществляя перевозку пассажиров 25.11.2020г. по маршруту «г. Уфа – с.Большеустьикинское».
Учитывая данное обстоятельство, ФИО1, как субъект транспортной инфраструктуры, имел возможность по соблюдению обязанности по передаче данных о всех пассажирах, персонале транспортного средства, однако заявитель данной возможностью не воспользовался и не предпринял всех зависящих от него меры по соблюдению требований Федерального закона N 16-ФЗ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае материалами дела подтверждается, что нарушение допущено по вине предпринимателя, который обязан соблюдать действующие нормы законодательства. Доказательств принятия исчерпывающих и заботливых мер к соблюдению действующего законодательства не представлено.
Ввиду подтверждения материалами дела об административном правнонарушении факта нарушения заявителем требований законодательства, ответственность за несоблюдение которых установлена частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ, и при отсутствии доказательств осуществления заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения таких требований закона, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вмененного ему правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности, нарушений срока давности привлечения к ответственности и порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Административный орган направило в адрес заявителя извещение №9/38 о составлении протокола об административном правонарушении от 23.12.2020. Извещение
Определение направлено заявителю 24.12.2020 заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 45004754012268). Почтовое отправление прибыло к месту вручения 26.12.2020 и после неудачной попытки вручения 29.12.2020 (согласно отчету об отслеживании почтового отправления на сайте Почты России органом почтовой связи возвращено отправителю из-за отказа адресата), поступило в Управление 11.01.2021). Нарушений Правил N 234, которые могли бы повлечь признание извещения ненадлежащим, не установлено.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Таким образом, в силу абзаца 3 пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" заявитель считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того, как следует из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении имеется объяснение ИП ФИО1 «о том, что работа ведется в процессе оформления личного кабинета, в ближайшее время должна была закончится», имеется его подпись.
Кроме того, 18.01.2021 в административный орган поступило ходатайствозаявителя , из текста которого следует, что заявителю известно о том, что в производстве административного органа находится дело об административном правонарушении, при назначении наказания просит применить часть.1 ст.4.1.1 и заменить административный штраф на предупреждение.
Обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности (включая малозначительность правонарушения) не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ у суда в рассматриваемом случае не имеется в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Малозначительность является оценочной категорией, которая определяется судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях заявителя малозначительности.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Размер примененного административным органом административного наказания (административный штраф в размере 30 000 рублей) соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ.
Довод заявителя о наличии оснований для снижения размера административного штрафа или для его замены на предупреждение подлежит отклонению.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Доказательств наличия в рассматриваемой ситуации указанных в этой норме исключительных обстоятельств заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем оснований для назначения наказания в размере менее минимального размера санкции части 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ не имеется.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
Статьей 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
В настоящем случае возможность замены административного штрафа на предупреждение исключена ввиду возникновения в результате допущенного нарушения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, оспоренное постановление является законным и обоснованным, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований об его отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 (<***>) - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Х.Р. Бахтиярова