ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-3011/15 от 13.05.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                            Дело № А07 - 1 / 5

25  июня   2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2015

Полный текст решения изготовлен 25.06.2015

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С. Л.,

 при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой А.А., рассмотрел      в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "М.видео Менеджмент" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 105066,<...>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450054,<...>)

о признании   недействительным предписание №09-21-004 от 19 января 2015 года

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1. доверенность №121 от 02.02.2015, предъявлен паспорт, ФИО2, доверенность №125 от 02.02.2015, предъявлен паспорт.

от Управления:  ФИО3, доверенность от 14.01.2015, ФИО4, доверенность от 12.01.2015.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан  обратилось Общество с ограниченной ответственностью "М. видео Менеджмент" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан о признании    недействительным предписания №09-21-004 от 19 января 2015 года.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан по заявленным требованиям возражает, по доводам, изложенным в отзыве  и  в  ходе  судебного  заседания.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные  документы, суд установил:

На основании обращения потребителя М. (вх.№ 09/7046 от 09.12.2014) заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее  по тексту – Управление)     принято   распоряжение № 6602 от 17.12.2014    о проведении в срок с 19.12.2014    по 23.01.2015    внеплановой выездной проверки в отношении ООО "М. видео Менеджмент" (105066, <...>; магазин «М.Видео», расположенный по адресу: 450006, <...>),  с целью обеспечения защиты прав потребителей.

Пунктом   9   указанного   распоряжения     предписано  в     процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: визуальное обследование реализуемой в местах продажи    бытовой техники с целью установления наличия в доступном для обозрения месте информации   для потребителей; рассмотрение, анализ документов и информации, представленной потребителям;   установление причинно-следственной связи выявленных нарушений обязательных требований.

По  итогам  проведения     внеплановой  выездной   проверки     в отношении ООО "М. видео Менеджмент"   Управлением        составлен       Акт   проверки    № 000004 от 19 января 2015 года,    в  котором  указано  следующее  :  «… 24 декабря 2014 года в 14 часов 15 минут в магазине  "М.видео" общества с ограниченной ответственностью   "М.видео Менеджмент", расположенного по адресу: 450006, <...> (Советский район), при непосредственном обнаружении правонарушений установлены нарушения п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации  от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», и п. 22 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года…   Согласно документу, приложенному к обращению потребителем   М. (вх. № 09/7046-14 от 09.12.2014), а именно кассовому чеку от 23 ноября 2014 г. № 2143, потребитель М. приобрел, в том числе телевизор фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT стоимостью 50556 руб. и услугу «Сертификат Быстросервис 2 года» стоимостью 4434 руб., всего на сумму 54990 руб. Согласно протоколу осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24 декабря 2014 г. установлено, что стоимость телевизора фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT на ценнике указана 54 990 руб. Таким образом, юридическим лицом изначально в стоимость товара, а именно телевизора фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT включена стоимость услуги «Сертификат Быстросервис 2 года» которая составляет 4434 руб. и о которой потребитель М. узнал только после оформления сделки купли-продажи, путем ознакомления с кассовым чеком».

Административный орган пришел к выводу о том, что потребителю М. навязана услуга по приобретению «Сертификат Быстросервис 2 года» при продаже телевизора, в нарушение п. 3 ст. 16 Закона о Защите прав потребителей и п. 22 Правил продажи.

Кроме  того  в  Акте  проверки  указано  ,  что «… юридическим  лицом    реализуются    услуги  «Сертификат Быстросервис»  на  сроки  2  года  , 3  года  и  5  лет  ,  при  анализе  буклетов    которых    установлено  ,  что   услуга    действует    со  дня  продажи  товара  ,  в  то  время  как    изготовитель    установил  гарантийный  срок  также   со  дня  продажи.  … Следовательно  ,  потребитель  , приобретая    сертификат  ,  оплатил  услугу  «Сертификат Быстросервис»   в  течении  первого  года   ,  безвозмездное    обслуживание  которого  ,  гарантировано  изготовителем  ….   тем самым  ООО "М.видео Менеджмент" необоснованно взимались денежные средства,   за  услугу     «Сертификат Быстросервис»  с  даты  продажи  ,  а  не   со  следующего  дня    истечения  гарантийного  срока    установленного  изготовителем…».

Управлением      на основании акта    проверки № 000004 от 19.01.2015 года,   руководствуясь ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, вынесено   предписание № 09-21-004     от   19 января 2015 года, в соответствии с которым ООО "М.видео Менеджмент"   в срок до 30.04.2015    предписано прекратить нарушения     требований п. 7 ст. 5, п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 22 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года, в связи с чем юридическому лицу было необходимо:

1.Прекратить реализацию дополнительной услуги «Сертификат Быстросервис» при продаже технически сложных товаров бытового назначения без согласия покупателя.

2.Исключить из стоимости товара, указанного на ценнике, стоимость услуг «Сертификат Быстросервис».

3.Привести в соответствие с требованием п. 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей сроки действия услуги «Сертификат Быстросервис».

4.Осуществлять контроль за соблюдением норм действующего законодательства».

Полагая, что   оспариваемое    предписание № 09-21-004 от 19.01.2015 года является незаконным, нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные доказательства, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности,  заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и  иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии с требованиями частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон № 2300-1), настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг),    устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (  далее  по  тексту  - Положение) , согласно пункту 1 которого  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)     является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность    по  надзору  и  контролю     за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями  (пункт 5.1.2 Положения)    .

В соответствии с п.п. 4 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.

Указанное  право  корреспондирует      праву  ,  закрепленному    в  п. 68     Административного регламента     исполнения Федеральной службой  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров    (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 № 764.

Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан наделено полномочиями на вынесение оспариваемого предписания.

Судом установлено, что акт проверки № 000004 от 19 января 2015 год и предписание № 09-21-004 от 19 января 2015 года были направлены административным органом в адрес ООО «М.видео Менеджмент»  и получены заявителем. Данный факт не оспаривается  представителем    ООО «М.видео Менеджмент».

Выдача предписания обусловлена нарушением Обществом п. 7 ст. 5, п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 22 Правил продажи отдельных товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55.

Пунктом  1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии  с п.1  ст. 421   Гражданского Кодекса Российской   Федерации      граждане и юридические лица свободны в заключении договора.     Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

При этом   пунктом  2    указанной  статьи  предусмотрено    , что  стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Согласно статье 10 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Согласно п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

вид услуги (работы); цена услуги (работы);

точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

даты приема и исполнения заказа;

гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

подпись  Исполнителя  , а также подпись Потребителя.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Как  следует  из  материалов  дела  ,   договор      по  дополнительной  услуге    программы  Быстросервис   ,   включает  в  себя     буклет    условий   программы  ,  сертификат   ,  отрывной   талон     с  подписью    Покупателя    о  получении  сертификата   и  ознакомлении  с  условиями  Программы ,   кассовый чек, в котором указана цена программы в зависимости от срока ее действия и стоимости товара, а также содержится отметка об оплате товара. Данный чек вместе с сертификатом ПДО составляет единую форму договора возмездного оказания услуг.

При этом, на бланке сертификата  имеется прямая ссылка на кассовый чек: "Пожалуйста, сохраняйте сертификат, гарантийный талон и кассовый чек в течение срока действия данных документов. При обслуживании предъявляйте их".

Кроме того, цена сертификата строго определена ценой приобретенного товара, не зависит от каких-либо иных факторов и отражена в сертификате.

Таким образом, и форма договора и условия его заключения полностью соответствуют требованиям законодательства.   Кроме того, согласно пункту 1 статьи 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Именно на условиях присоединения к предложенному договору Общество заключает с покупателями договоры возмездного оказания услуг, предоставляя потребителям номерные бланки Сертификатов  Быстросервис.

В  нарушении  требований    п. п. 40, 44   Административного  регламента     Управлением  в  акте  проверки   № 000004  от  19.01.2015    не   приведено     фактов  нарушения  требований    законодательства по    реализации  дополнительной  услуги   «Сертификат  Быстросервис»      без  согласия   покупателя,  в  связи  с чем  требование   Управления  по  пункту 1.   оспариваемого    Предписания    является  необоснованным   и  не  соответствующим  материалам  проверки  ,  соответственно,   подлежит  признанию  недействительным.

В  оспариваемом   Предписании  в  п. 2  указано    требование  об  исключении    из  стоимости    товара  ,  указанного   на ценнике ,   стоимость  услуг «Сертификат Быстросервис».

Согласно  статье  10    Закона  о  защите  прав  потребителей   Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В  соответствии   с  п. 19  Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации   ,  утвержденных    Постановлением   Правительства РФ от 19.01.1998 N 55    продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Заявителем  представлен  оформленный  ценник  на  товар  телевизор фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT  (  т.1  л.д. 73)  ,  копия   данного  ценника  была  предоставлена  в  ходе  проведения    внеплановой  проверки    лицам  ,  проводившим  проверку  ,  что  подтверждается    протоколом   от 24.12.2014   (  т. 2 л.д. 27)  ,  и не  оспаривается   представителями  Управления  в  судебном  заседании.

Из  анализа  содержания  ценника    усматривается    цена  товара  до  акции   64990 руб ,  цена  товара  по  акции  54990  руб ,  а  также  следующая  информация   « …не  забудьте  купить  : 3D очки  , 3D плеер ,  кабель  подвес,  сертификат  Быстросервис  2 года  по цене  7 390, подключение ТВ  2 390 руб …»  

Ценник  соответствует   предъявляемым  требованиям  к  его  оформлению.

Судом  предложено  представителям    Управления    обосновать    требование  по  п. 2   Предписания .  В  пояснениях  представитель    Управления  указал   ,  что    цена  на  телевизор  фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT   54990  руб  ,  включает   и  стоимость   сертификата  БС 2  года  ,  поскольку   в    кассовом  чеке  ,  представленном  при  обращении   с  жалобой   покупателя М.  ,      стоимость телевизора (указанная в кассовом чеке)    по  прайс  листу   64 990  руб   скидка    по акции  14 434  руб  ,  стоимость  телевизора    50 556 руб.  ,  сертификата Быстросервис на 2 года с учетом скидки – 4 434 руб. ,  общая  скидка  по  акции   7 390  руб.

Указанный  довод  судом  отклоняется  ,  исходя  из  следующего :      как следует из материалов  дела, Обществом в целях привлечения покупателей и стимулирования объема продаж 10.11.2014 принят приказ № 01-272/562 о проведении в период с 18.11.2014 по 08.12.2014 во всех обособленных подразделениях  (магазинах) акцию «При покупке телевизора сертификат Быстросервис на 2 года  в подарок». Также данным приказом утверждены правила акции (Приложение № 1) и перечень комплектов товаров, участвующих в акции (Приложение № 2).

Согласно Приложению № 1 «Правила акции «При покупке телевизора сертификат Быстросервис на 2 года в подарок» акция заключается в том, что при реализации комплектом основного товара и дополнительного товара в одном чеке, устанавливается цены на товар в соответствии с утвержденными комплектами. При этом, при оформлении продажи в чеке предоставляется скидка в размере полной стоимости сертификата Быстросервис на 2 года путем частичной разбивки общей суммы скидки на основной и на дополнительный товар, так чтобы суммарная скидка равнялась розничной цене сертификата Быстросервис на 2 года. Пунктом 6 данных Правил оговорено, что телевизоры, участвующие в данной акции можно приобрести как в комплекте с «Подарком» так и без,  при этом  цена   остается  фиксированной   как  она  указана  в  рекламном   предложении.

Согласно    условиям  проведения     акции    телевизор   фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT   стоимость  которого   по прайс-листу – 64 990 руб.,   в  период    акции    предлагается  к  продаже       по  цене   54990  руб   ,  в подарок   предлагается    сертификат   Быстросервис на 2 года цена     которого   по прайс-листу – 7 390 руб.

Согласно    условиям     проведения  акции   (    приложение  № 2  к  приказу)      телевизор фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT с учетом скидки    указан  стоимостью  54990  руб   (  основной  товар)   и  дополнительный    товар     в  подарок   - «Сертификат  Быстросервис»  –   7 390  руб ;   , скидка по акции   составляет  7 390  руб  ,   при  этом    при  заключении  договора  и  выдаче  чека       стоимость телевизора (указанная в кассовом чеке) 50 556 руб.  ,  сертификата Быстросервис на 2 года с учетом скидки – 4 434 руб. ,  общая  скидка  по  акции   7 390  руб .  

При  этом  как  следует  из  пояснений  представителей  Общества  ,  Потребитель  вправе  отказаться  от   приобретения    подарка -  сертификата Быстросервис  на 2 года  , -  но  цена  на  телевизор  указанной  марки  останется  без  изменения  54 990  руб.

Как следует из представленных в материалы дела документов,   информация    для  потребителей   в  связи    с проводимой заявителем рекламной акцией, информация о проводимой рекламной акции    была  размещена       в рекламной продукции на стендах магазинов «М.Видео», газете «М.Видео», в которых  говорилось о том, что в ходе проведения акции М.Видео    дарит Сертификат Быстросервис с определенными видами товаров.      По  условиям  акции    разъяснено  с  в  примечании    «**  подарок  предоставляется  за  счет  скидки    на телевизор  и  сертификат  БС на 2  года , суммарная  скидка   равна  стоимости   Сертификата БС  2 года .  Условия  программы  «Быстросервис»  , ее  стоимость   и перечень  товаров , участвующих  в программе , уточняйте  у  Продавца».

Согласно представленной в материалы дела газеты «М.Видео» с 18 ноября по 08 декабря стоимость приобретенного потребителем товара - телевизора фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT составляла 54 990 руб.

Таким образом, стоимость телевизора фирмы «Samsung» модели UE55H7000AT   54 990   руб. обусловлена действующей рекламной акцией и обусловлена акционной скидкой на цену Сертификата Быстросервис на 2 года.

Судом  в  ходе  рассмотрения  дела    на  основании     исследования  и  оценки  представленных  материалов  проверки     установлено,  что     в  ходе  проведения  проверки  были  допущены  нарушения    требований    п.  40   Административного  регламента    ,  регулирующих  порядок     рассмотрения документов лиц, подлежащих проверке;     обследования   используемых лицами, подлежащими проверке,  помещений  и       реализуемых им товаров, результатов выполняемых ими работ, оказываемых услуг ,  поскольку  материалы  проверки  не  содержат       документов    в  отношении  проводимой  Обществом  акции  .

    В  связи  с чем  требование   Управления  по  пункту 2.   оспариваемого    Предписания    является  недоказанным    ,   необоснованным   и  не  соответствующим   имеющимся  документам    проверяемого  лица ,  соответственно,   указанный  пункт  Предписания  подлежит  признанию  недействительным.

Пунктом  3    оспариваемого  Предписания    Обществу  вменяется  привести   в  соответствие  с   п. 7 ст.5 Закона  о защите  прав  потребителей    сроки  действия  услуги  сертификат  Быстросервис.

Как  пояснил  представитель   Управления   и  о б  этом  указано  в акте  проверки   административный орган пришел к выводу о том, что продаваемые Обществом сертификаты Быстросервис на 2 года вводят потребителей в заблуждение относительно информации о гарантийном сроке товара, гарантийных обязательствах изготовителя и продавца товара, а также содержат условия, ущемляющие установленные законом права потребителей. Предложенные в соответствии с сертификатами услуги возмездного сервисного обслуживания подменяют собой бесплатные гарантийные обязательства изготовителя, поскольку распространяются на недостатки товара, обнаруженные в течение гарантийного срока, а продавец в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о защите прав потребителей вправе принять обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного изготовителем гарантийного срока.

В предписании указано на нарушение пунктов Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года №55, а также права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающих возможность их правильного выбора.

Из содержания сертификатов Быстросервис на 2 года, реализуемых ООО «М.видео Менеджмент» покупателям,  следует, что их продажа связана с приобретением покупателями в магазинах Общества бытовой техники, вследствие их приобретения у Общества возникает обязанность консультирования покупателей по вопросам эксплуатации товара по телефону горячей линии Программы,   исправление поломки в течение 72-х часов, обмен товара в течение срока действия сертификата, если техника не отремонтирована в установленный срок, ремонт в случае мелких механических дефектов, влияющих на работоспособность товара, обмен в случае невозможности ремонта; ремонт товара в случае его  неправильной установки или неправильного использования товара; ремонт неисправностей, возникших в результате скачка напряжения; демонтаж бракованного товара  и монтаж нового товара при наличии исправных коммуникаций, готовых к подключение (кроме автомобильных магнитол, автомобильных колонок, автомобильных усилителей).

Данный сертификат по своей правовой природе является подтверждением заключения покупателем и продавцом возмездной сделки по оказанию в будущем в счет уплаченной за сертификат денежной суммы послепродажных сервисных услуг, в том числе связанных с устранением дефектов проданного товара (бытовой техники), выявленных после продажи техники как в течении гарантийного срока на товар, так и по истечении гарантийного срока. В данном случае договор оказания услуг сервисного обслуживания проданной бытовой техники заключен путем присоединения.

Управление   посчитало, что предложенные в соответствии с сертификатами услуги возмездного сервисного обслуживания подменяют собой бесплатные гарантийные обязательства изготовителя, поскольку распространяются на недостатки товара, обнаруженные в течение гарантийного срока, что продаваемые обществом сертификаты дополнительного обслуживания вводят потребителей в заблуждение относительно информации о гарантийном сроке товара, гарантийных обязательствах изготовителя и продавца товара, а также содержат условия, ущемляющие установленные законом права потребителей.

Однако из программы дополнительного обслуживания следует, что продавец прямо указывает на преимущества, получаемые покупателями товара и сертификата, по сравнению с правами покупателя, возникающими из обязательств продавца, связанными с обнаружением недостатков товара в пределах гарантийного срока.

Закон о защите прав потребителей, обязывая изготовителя обеспечить возможность использования товара не только в течение гарантийного срока, но и в течение срока службы товара (статья 6 Закона о защите прав потребителя), не запрещает и продавцу на основании соглашения с покупателем принять на себя обязательства по обеспечению возможности использования товара в течение согласованного с покупателем срока. Возможность заключения продавцом с покупателем соглашения, предусматривающего обязательства продавца в отношении недостатков товара, возникших по истечении гарантийного срока, предусмотрена пунктом 7 статьи 5 Закона о защите прав потребителей.

Закон о защите прав потребителей, равно как и статьи 475-477 Гражданского кодекса Российской Федерации вменяют продавцу обязанность бесплатного устранения недостатков товара, выявленных в течение гарантийного срока, устанавливая также правила проведения гарантийного ремонта, замены неисправного товара.

Административный орган неверно толкует действующее законодательство в части сопоставления возмездных услуг из сертификата Быстросервис на 2 года и норм закона, учитывая, что торгующая организация отвечает не за любые недостатки товара, а лишь за несогласованные с потребителем (п. 1 статьи 18 Закона), либо за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей), либо за недостатки товара на который установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6, ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Торгующая организация отвечает за недостатки товара также в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах срока действия сертификата (двух лет), если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).

Порядок применения названных норм уточняется Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дела по защите прав потребителей». В частности, пункт 28 этого Постановления указывает на то, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).

Бремя доказывания наличия в товаре недостатка включает в себя проведение диагностики, либо экспертизы товара. И как видно из приведенных норм Закона и указанного Постановления, бремя доказывания, а, следовательно, и проведение диагностики товара, либо экспертизы распределено между торгующей организацией и потребителем в зависимости от предусмотренных в Законе факторов.

Ремонт товара, безвозмездное предоставление необходимых запасных частей для ремонта могут вообще не осуществляться, поскольку, например, в результате диагностики будет выявлен недостаток, за который торгующая организация не отвечает.

Пунктом 5 статьи 19 Закона о защите прав потребителей, в отношении технически сложных товаров, срок годности на которые установлен производителем менее 2 лет, установлена прямая обязанность потребителя, а не торгующей организации - доказывать (путем проведения за свой счет экспертизы или проверки качества) наличие в товаре недостатка при предъявлении претензий торгующей организации.

То есть, само по себе заключение договора возмездного оказания услуг, в том числе, связанных с устранением дефектов проданного товара, выявленных после продажи техники как в течение гарантийного срока на товар, так и по истечении гарантийного срока нарушением требований законодательства не является.

В обоснование правомерности своих действий и отличия возмездных услуг, реализуемых заявителем в рамках сертификата Быстросервис на 2 года от института гарантии, заявителем приведены следующие четыре  критерия отличий:

- сокращенные   по   сравнению   с   Законом   сроки   удовлетворения   требований потребителя (Сертификатом Быстросервис Заявитель гарантирует ремонт (за исключением мелких внешних дефектов/царапин)    или безвозмездное устранение недостатка в течение 72 часов, в соответствие со ст. 20 Закона предельный срок устранения недостатка установлен в 45 суток, замены товара, ст. 21 Закона - 20 дней);

- ремонт недостатков товара, возникших в связи с неверной эксплуатацией, вызванных скачком электрического напряжения включен    в    программу Быстросервис,    но    исключен    из    бесплатного    гарантийного    обслуживания подавляющим большинством производителей   и не является обязательным с точки зрения Закона (Согласно ст.  18 Закона потребитель вправе предъявить требования,   указанные   в   п.   1   данной   статьи   при   обнаружении   в   товаре недостатков, не согласованных с ним, п. 6 ст. 18: «В отношении товара, на который      установлен      гарантийный      срок,      продавец (изготовитель), уполномоченная организация или      уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они   возникли   после   передачи   товара   потребителю   вследствие   нарушения потребителем  правил использования,  хранения  или  транспортировки товара, действий   третьих   лиц или непреодолимой силы», то есть в Законе говорится о производственных недостатках;

- демонтаж поврежденного товара и монтаж нового при наличие готовых к подключению коммуникаций по сертификату Быстросервис на 2 года осуществляются безвозмездно, Закон не предполагает такого рода гарантийной услуги для потребителей вообще (Ст. 18 Закона предусмотрена безвозмездная доставка товара весом более 5 кг, но не указано, что продавец обязан товар при этом готовить к транспортировке, более   того,   по  тексту  данной   статьи   продавец   обязан   «принять  товар  у потребителя»,   т.е.   по   смыслу   на   потребителе   лежит   корреспондирующая обязанность - «товар передать»).

- по сертификату Быстросервис на 2 года потребители имеют право получать постоянные, консультации в отношении правил эксплуатации и использования принадлежащего им товара, настройки оборудования, подключения и т.д., по Закону согласно ч. 1 ст. 1 0 Закона «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора», а в пост продажном периоде на продавце обязанности по предоставлению информации какой-либо покупателю - нет.

При этом, ни один из указанных доводов не получил аргументированного опровержения со стороны административного органа.

Суд считает, что оказываемые услуги по сертификату Быстросервис на 2 года шире по объему, нежели предусмотренные аналогичные обязательства, исполняемые торгующей организацией в рамках института гарантии, выполняются в более длительном промежутке времени, в отношении любых товаров, как содержащих недостатки, так и не содержащих, вне зависимости от причины возникновения недостатка.

Ссылки административного органа в обоснование своего довода на нормы п. 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей данные в отзыве, указывают на то, что административный орган неверно трактует нормы действующего законодательства, учитывая, что ни одна из норм, на которые ссылается заинтересованное лицо, не содержит прямого запрета для торгующей организации на заключение договора возмездного оказания услуг, в том числе связанных с устранением дефектов проданного товара, выявленных после продажи техники как в течение гарантийного срока на товар, так и по истечении гарантийного срока.

Из материалов дела и пояснений представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, данных в судебном заседании, следует, что Обществу вменяется в вину нарушение абзаца 2 данного пункта, а именно, то обстоятельство, что срок действия Сертификата установлен Обществом не с момента окончания гарантийного срока, установленного изготовителем, а с даты продажи товара.

Между тем, Управлением не учтено следующее. Принятие дополнительного обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем, о котором идет речь в абз. 2 п. 7 ст. 5 Закона, является не обязанностью, а правом продавца.

Сертификат по своей правовой природе является не дополнительным обязательством продавца в отношении недостатков товара (п. 7 ст. 5 Закона) а услугой, предлагаемой Обществом, право воспользоваться которой, либо отказаться от ее приобретения, принадлежит потребителю. Приобретая Сертификат, потребитель заключает с Обществом договор возмездного оказания услуг (Глава 39 ГК РФ). Момент начала действия договора (дата приобретения Сертификата) известен потребителю.

Таким образом, нарушение п. 7 ст. 5 Закона Обществом не допущено,  в  связи  с чем  в  указанной  части  требования  заявителя  также  подлежат  удовлетворению.

В  пункте  4  оспариваемого  Предписания    Обществу  указано   на  осуществление  контроля    за  соблюдением  норм  действующего законодательства.

В  указанной  части  представитель  Управления  требования  заявителя  признал  ,  указав  ,  что  действительно  в  нарушение  требований  действующего  законодательства     не  конкретизированы   нормы  ,  относимые   к  предмету  ведения  и  контроля  со  стороны    Управления  в  пределах   полномочий  на  проведение  проверки.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и  нарушает права заявителя в области предпринимательской деятельности, поскольку невыполнение в установленный срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет административную ответственность в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ), что приведет к необоснованному уменьшению имущественной сферы Общества.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным

Понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в размере 3 000 рублей подлежат взысканию с Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на основании ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования   Общества с ограниченной ответственностью "М.видео Менеджмент" -   удовлетворить.

Признать     недействительным     предписание     Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан    № 09-21-004  от 19 января 2015 года.

Взыскать  с   Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан    в  пользу   Общества с ограниченной ответственностью "М.видео Менеджмент"  судебные  расходы   по  уплате  государственной  пошлины  в  размере   3000  рублей .  

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан,  а  также    решение  может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                 С.Л.Чернышова