ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-31298/2021 от 18.10.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-31298/2021

31.10.2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2022

Полный текст решения изготовлен 31.10.2022

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Миграновой Г.Р., при ведении протокола помощником судьи Сидоровой Э.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Информационные технологии» (ИНН: 0274914863, ОГРН: 1160280077748)

к Министерству финансов Республики Башкортостан (ИНН 027403308, ОГРН 1030203917622)

о признании недействительным представления от 30.09.2021 № 23-07-58, направленного контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Башкортостан государственному казенному учреждению Республики Башкортостан «Информационные технологии», как не соответствующее законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

При участии в судебном заседании: по протоколу

УСТАНОВИЛ:

16 июля 2021 года Министерством финансов Республики Башкортостан (далее – министерство, заинтересованное лицо) в отношении государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Информационные технологии» (далее – заявитель, учреждение) была проведена плановая выездная проверки за период с 01 января 2020 года по 16 июня 2021 года.

По результатам проверки вынесено представление от 30.09.2021 № 23-07-58.

Не согласившись с вынесенным предписанием,  заявитель обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Заинтересованное лицо возразило против доводов заявителя, обосновало свои возражения.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При проведении проверки Министерством выявлены следующие нарушения:

в нарушение части 1, части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе по электронным аукционам извещения №№ 0801200003920000011, 0801200003920000012, 0801200003921000005, 0801200003921000008. Объектом контроля неправомерно установлено максимальное значение цены контракта, поскольку Объекту контроля требуется поставка нового товара и известно количество оргтехники;

в нарушение части 1, части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе по электронному аукциону на монтаж структурированной кабельной системы (извещение № 0801200003920000010) Объектом контроля неправомерно установлено максимальное значение цены контракта, сумма цен единиц - 136 751,44 руб. не обоснована, поскольку цена за единицу работ по позициям 1.1, 1.16, 1.20, 1.28, 1.30, 1.32, 1.35, 1.37, 1.39, 1.41, 1.47, 1.49 технического задания, не установлена;

в нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4.1, 8.3 государственного контракта от 11 августа 2020 года № 0101500000320001089 Объектом контроля не направлено требование ООО «РНБ-Групп» об уплате пеней в размере 56 290 руб. 58 коп. за просрочку исполнения обязательств предусмотренных государственным контрактом

Представлением № 23-07-58 от 30.09.2021 года министерство потребовало

1.      По нарушению указанному в пункте 3 настоящего представления в срок до «31» октября 2021 года в соответствии с пунктом 8.3 государственного контракта от 11 августа 2020 года № 0101500000320001089 направить требование ООО «РНБ -Групп» об уплате штрафа  размере 69 083 руб. 88 коп. за просрочку исполнения обязательств предусмотренных государственным контрактом, в случае подтверждения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) наличия начисленной и неуплаченной суммы штрафа, списать сумму штрафа в порядке, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 года № 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом», в случае отсутствия подтверждения или неуплаты в добровольном порядке обратиться в суд, принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушения.

2.      Принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушений, указанных в пунктах 1, 2 настоящего представления.

3.      Разработать и утвердить план мероприятий по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-3 настоящего представления.

Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Министерство не позднее «5» ноября 2021 года.

Срок исполнения настоящего представления может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19-22 федерального стандарта №1095.

Невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1, ст.1; 2013, №31, ст. 4191; 2017, №24, ст. 3487).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Башкортостан от 13.03.2003 № 472-з «О республиканских органах исполнительной власти» для осуществления полномочий республиканских органов исполнительной власти по решению Главы Республики Башкортостан могут быть созданы территориальные органы, а по решению Правительства Республики Башкортостан - подведомственные организации республиканских органов исполнительной власти. Финансовое обеспечение деятельности территориальных органов, подведомственных организаций республиканских органов исполнительной власти осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах средств, выделенных на эти цели.

Правительством Республики Башкортостан во исполнение Указа Главы Республики Башкортостан от 16.11.2015 № УГ-298 и «О некоторых вопросах совершенствования деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан» распоряжением от 02.03.2016 № 178-р создано Учреждение, основной целью деятельности которого является осуществление функций по обслуживанию информационных систем и информационно- телекоммуникационных сетей республиканских органов исполнительной власти, отдельных государственных казенных учреждений Республики Башкортостан, созданию, внедрению и развитию информационных технологий в сфере государственного управления, по обеспечению технической и криптографической защиты информации в республиканских органах исполнительной власти, отдельных государственных казенных учреждениях Республики Башкортостан, а также проведению организационных мероприятий по обеспечению физической защиты информации республиканских органов исполнительной власти, отдельных государственных казенных учреждений Республики Башкортостан в отношении объектов защиты информации, находящихся вне зоны ответственности республиканских органов исполнительной власти и отдельных государственных казенных учреждений Республики Башкортостан. Учреждение может осуществлять функции заказчика по оснащению республиканских органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, отдельных государственных казенных учреждений Республики Башкортостан средствами защиты информации, вычислительной техники, расходными материалами и программным обеспечением в целях выполнения государственных программ в сфере информационно-коммуникационных технологий, связи, развития информационного общества, формирования электронного правительства, телекоммуникационных сетей, функционирования системы «Открытая Республика», а также в целях исполнения полномочий Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан и отдельных решений Правительства Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем Учреждения является Республика Башкортостан.

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан, функции и полномочия собственника осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (пункт 3 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 02.03.2016 № 178-р).

По смыслу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 02.03.2016 № 178-р и Уставом Учреждение осуществляет функции по обслуживанию информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей республиканских органов исполнительной власти, отдельных государственных казенных учреждений Республики Башкортостан, созданию, внедрению и развитию информационных технологий в сфере государственного управления, по обеспечению технической и криптографической защиты информации в республиканских органах исполнительной власти, отдельных государственных казенных учреждениях Республики Башкортостан, а также проведению организационных мероприятий по обеспечению физической защиты информации республиканских органов исполнительной власти, отдельных государственных казенных учреждений Республики Башкортостан в отношении объектов защиты информации, находящихся вне зоны ответственности республиканских органов исполнительной власти и отдельных государственных казенных учреждений Республики Башкортостан (далее - ИТ-функции). Учреждение может осуществлять функции заказчика по оснащению республиканских органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, отдельных государственных казенных учреждений Республики Башкортостан средствами защиты информации, вычислительной техники, расходными материалами и программным обеспечением в целях выполнения государственных программ в сфере информационно-коммуникационных технологий, связи, развития информационного общества, формирования электронного правительства, телекоммуникационных сетей, функционирования системы «Открытая Республика», а также в целях исполнения полномочий Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан и отдельных решений Правительства Республики Башкортостан.

Согласно пункту 1 раздела выявленных нарушений представления в нарушение части 1, части 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) по электронным аукционам извещения №№ 0801200003920000011, 0801200003920000012, 0801200003921000005, 0801200003921000008. Учреждением неправильно установлено максимальное значение цены контракта, поскольку Учреждению требуется поставка нового товара и известно количество оргтехники. В соответствии с пунктами 2 и 3 требования представления КРУ Минфина РБ требует принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушению, указанному в пункте 1 раздела выявленных нарушений представления, разработать и утвердить план мероприятий по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 1 раздела выявленных нарушений представления.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

Согласно части 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом № 44-ФЗ не установлено иное.

В целях обеспечения бесперебойного функционирования оргтехники в республиканских органах исполнительной власти и отдельных государственных казенных учреждениях Республики Башкортостан (далее - РОИВ, отдельные ГКУ, Пользователи соответственно) Учреждением проводятся закупки комплектующих для многофункциональных устройств (далее - МФУ) и принтеров - тонер- картриджи, барабан-картриджи, принт-картриджи, драм-картриджи, блоки проявки, бункеры и т.д.

Пользователями, сопровождаемых Учреждением, в непрерывном режиме эксплуатируется более 2500 единиц оргтехники (МФУ и принтеры). Объем печати на данной оргтехнике заведомо не определен и зависит от текущих задач Пользователей. Потребность в комплектующих для МФУ и принтеров напрямую зависит от объемов печати на данной оргтехнике. В связи с этим у Учреждения отсутствует возможность определения конкретной потребности Пользователей в поставке комплектующих для печатающих устройств.

В определении плановой потребности в данных позициях Учреждение руководствуется следующим. Закупка комплектующих с определенным объемом, но в меньшем количестве, чем будущая фактически возникшая потребность Пользователей в предстоящем периоде обслуживания, приводит к нарушению бесперебойного функционирования оргтехники Пользователей и, соответственно, к простою и сбоям в работе отдельных подразделений Пользователей. Закупка комплектующих с определенным объемом, но в большем количестве, чем будущая фактически возникшая потребность Пользователей, приводит к излишним запасам комплектующих и требует наличия дополнительных складских помещений.

Возможность проведения закупок комплектующих для МФУ и принтеров в количестве поставляемых товаров, которые невозможно определить (неопределенный объем), позволяет Учреждению оперативно обеспечивать фактическую потребность Пользователей в бесперебойном функционировании оргтехники РОИВ и отдельных ГКУ, отсутствию простоев в работе Пользователей, эффективному расходованию бюджетных средств и отсутствию потребности в дополнительных складских помещениях.

В соответствии с условиями государственных контрактов на поставку комплектующих по извещениям №№ 0801200003920000011, 0801200003920000012, 0801200003921000005, 0801200003921000008 (пункт 1.2 государственного контракта) поставка товара осуществляется отдельными партиями, по заявке Заказчика, в порядке, определенном в Разделе 4 государственного контракта «Сроки, порядок определения количества товара, место и условия поставки товара».

Согласно пунктам раздела 4 государственных контрактов предусматривалось:

4.2.1. Заявка создается Заказчиком в автоматизированной системе учета заявок и инцидентов Заказчика (далее - Заявка, АИС «Учет заявок и инцидентов» соответственно), а также Заявка одновременно дублируется на выделенный Поставщиком адрес электронной почты.

Поставщик обеспечивает вариант синхронизации своей системы приема заявок с АИС «Учет заявок и инцидентов».

4.2.2. При отсутствии у Поставщика системы подачи заявок и (или) возможности ее синхронизации с АИС «Учет заявок и инцидентов», Заявка направляется на выделенный Поставщиком адрес электронной почты.

Поставщик обеспечивает круглосуточный прием заявок по электронной почте. Заказчик вправе продублировать заявку и получить информацию о ходе выполнения заявки по выделенному контактному номеру телефона Поставщика в рабочие дни с 9-00 ч. по 18-00 ч. без перерыва на обед.

4.2.3. В Заявке Заказчик указывает наименование, ассортимент Товара в соответствии с техническим заданием (Приложение к настоящему Контракту) и количество требуемого к поставке Товара.

4.2.4. Заявка считается согласованной Поставщиком, если в течении 2 (двух) рабочих дней, с момента ее поступления, от Поставщика не поступило возражений на адрес электронной почты Заказчика, указанный в пункте 12.1 настоящего Контракта, в отношении ассортимента и количества Товара, требуемого к поставке.

4.2.5. Поставка Товара осуществляется в следующие сроки:

-        поставка партии Товара в количестве от 1 до 30 штук осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента согласования Заявки, определенным в соответствии с п. 4.2.4 настоящего Контракта. Последняя Заявка на поставку партии Товара в указанном количестве должна быть направлена Поставщику не позднее 02.12.2020;

-        поставка партии Товара в количестве от 31 до 60 штук в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента согласования Заявки, определенным в соответствии с п. 4.2.4 настоящего Контракта. Последняя Заявка на поставку партии Товара в указанном количестве должна быть направлена Поставщику не позднее 25.11.2020;

-        поставка Товара в количестве от 61 до 100 штук в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента согласования Заявки Поставщиком, определенного в соответствии с п. 4.2.4 настоящего Контракта. Последняя Заявка на поставку партии Товара в указанном количестве должна быть направлена Поставщику не позднее 18.11.2020.

4.3. Общее количество Товара, поставленного по настоящему Контракту, определяется по факту окончательной выборки на общую сумму, не превышающую цену Контракта, определенную в п.2.1 настоящего Контракта.

В соответствии с пунктом 2.4 государственных контрактов оплата по контракту осуществляется по цене единицы товара исходя из количества фактически поставленного товара в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем цены контракта, определенной в пункте 2.1 контракта.

Таким образом, учитывая особенности деятельности Учреждения по обеспечению бесперебойного функционирования оргтехники РОИВ и отдельных ГКУ, невозможностью заранее предвидеть объем печати Пользователями и, следовательно, расход комплектующих, Заказчиком правомерно проводятся закупки комплектующих для МФУ и принтеров РОИВ, отдельных ГКУ с неопределенным объемом, а выводы сделанные КРУ Минфина РБ в пункте 1 раздела выявленных нарушений представления не соответствуют законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно возлагают на Учреждение обязанности, указанные в пунктах 1 и 2 требования представления.

2.      Согласно пункту 2 раздела выявленных нарушений представления в нарушение части 1, части 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ по электронному аукциону на монтаж структурированной кабельной системы (извещение № 0801200003920000010) Учреждением неправомерно установлено максимальное значение цены контракта, сумма цен единиц - 136 751,44 руб. не обоснована, поскольку цена за единицу работ по позициям 1.1, 1.16, 1.20, 1.28. 1.30. 1.32, 1.35, 1.37, 1.39, 1.41, 1.47, 1.49 технического задания, не установлена. В соответствии с пунктами 2 и 3 требования представления КРУ Минфина РБ требует принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению нарушению, указанному в пункте 2 раздела выявленных нарушений представления, разработать и утвердить план мероприятий по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 2 раздела выявленных нарушений представления.

ИТ-функции, возложенные на Учреждение, включают функции по обслуживанию информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, структурированных кабельных сетей (далее - СКС) Пользователей.

Задачей Учреждения является оказание непрерывного ИТ-сервиса, с целью обеспечения бесперебойного функционирования Пользователей.

Пользователи направляют в Учреждение заявки на монтаж и (или) модернизацию СКС, непосредственно в момент возникновения у них обозначенной потребности. Например, при изменении штатной численности РОИВ, отдельных ГКУ, требующей оперативной организации дополнительных автоматизированных рабочих мест по действующему адресу Пользователей, при изменении местонахождения Пользователей, в том числе, переезде отдельных сотрудников Пользователей по новому адресу, при реорганизации Пользователей, а также при образовании новых РОИВ, отдельных ГКУ, местонахождение которых на момент заключения государственного контракта неизвестно.

В связи с этим заведомо определить перечень объектов, на которых будут проводиться работы, а также конкретный объем работ по организации СКС (количество рабочих мест, размер СКС, особенности помещений, в которых строится СКС и т.д.) не представляется возможным.

Объект, на котором будут выполняться работы по монтажу СКС, а также их объем определяется заявкой Заказчика, исходя из индивидуального запроса Пользователя на выполнение работ.

Закупка по извещению № 0801200003920000010 на выполнение работ по монтажу структурированной кабельной системы является закупкой с объемом подлежащих выполнению работ, который невозможно определить заранее (неопределенный объем), максимальным значением цены контракта и ценами единиц работы, определяемых по итогам электронного аукциона.

В приложении № 1 к техническому заданию (приложение к государственному контракту № 0801200003920000010) Заказчиком указаны исчерпывающие перечни выполняемых работ по монтажу СКС с техническими характеристиками материалов, применяемых при выполнении работ и выполняемых работ по монтажу СКС без применения материалов с указанием цены за каждую единицу работы.

Оплата выполнения работы осуществлялась по цене единицы работы, указанной в приложении № 1 к техническому заданию (приложение к государственному контракту № 0801200003920000010) исходя из объема фактически выполненной работы, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.

Заказчиком в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки установлена информация о месте выполнения работ, а именно в извещении № 0801200003920000010 указано: объекты республиканских органов исполнительной власти и отдельных государственных     казенных учреждений Республики Башкортостан, расположенных в Республике Башкортостан, г. Уфа, указанные в Заявке.

В техническом задании (приложение к государственному контракту № 0801200003920000010) отсутствуют упоминаемые КРУ Минфина РБ в представлении позиции 1.1, 1.16, 1.20, 1.28, 1.30, 1.32, 1.35, 1.37, 1.39, 1.41, 1.47, 1.49.

На основании изложенного считаем, что Заявителем в закупке по извещению № 0801200003920000010 правомерно, в соответствии с требованиями статьи 22 Закона № 44-ФЗ установлены начальные цены единиц работ, начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта, а выводы сделанные КРУ Минфина РБ в пункте 2 раздела выявленных нарушений представления не соответствуют законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно возлагают на Учреждение обязанности, указанные в пунктах 1 и 2 требования представления.

3.      Согласно пункту 3 раздела выявленных нарушений представления в нарушение части 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, пунктов 4.1, 8.3 государственного контракта от 11.08.2020 № 0101500000320001089 Учреждением не направлено требование ООО «РНБ-Групп» об уплате пеней в размере 56 290 руб. 58 коп. за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом.

В соответствии с пунктом 1 требования представления КРУ Минфина РБ требует:

«1. По нарушению, указанному в пункте 3 представления, в срок до «31» октября 2021 года в соответствии с пунктом 8.3 государственного контракта от 11 августа 2020 года № 0101500000320001089 направить требование ООО «РНБ-Групп» об уплате штрафа в размере 69 083 руб. 88 коп. за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в случае подтверждения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) наличия начисленной и неуплаченной суммы штрафа, списать сумму штрафа в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 года № 783 «Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом», в случае отсутствия подтверждения или неуплаты в добровольном порядке обратиться в суд, принять меры про устранению причин и условий, способствующих совершению нарушения.».

В соответствии с пунктом 3 требования представления КРУ Минфина РБ требует разработать и утвердить план мероприятий по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 3 раздела выявленных нарушений представления.

Согласно пункту 1.1 государственного контракта от 11.08.2020 № 0101500000320001089 поставщик (общество с ограниченной ответственностью «РНБ-Групп») обязуется произвести поставку с монтажом контроллеров и дисковой полки, поставку дисков формата SSD для системы хранения данных Aquarius Unity 450F в целях повышения производительности оборудования до Aquarius Unity 5 5OF (далее - Товар, Работы), согласно условиям контракта и прилагаемому техническому заданию (Приложение № 1 к контракту), являющемуся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик принять Товар, Работы и обеспечить их оплату на условиях, предусмотренных контрактом.

В соответствии с пунктом 4.1 государственного контракта от 11.08.2020 № 0101500000320001089 срок поставки Товара, выполнения Работ - в течении 60 (шестидесяти) календарных дней с момента заключения контракта. Контракт заключен 11.08.2020.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).

Учитывая условия государственного контракта от 11.08.2020 №0101500000320001089 и положения ГК РФ поставщик должен был поставить Товар и выполнить Работы в период с 12.08.2020 по 10.10.2020 включительно.

Последний день исполнения поставщиком обязательства выпал на субботу (10.10.2020) - выходной (нерабочий) день. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 № ВС-10/21 «О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан» 11 октября - День Республики - День принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики, который совпал с выходным днем - воскресеньем. Выходной день - 11.10.2020 в Республике Башкортостан в соответствии с частью 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации был перенесен на понедельник - 12.10.2020. Таким образом, с учетом положений статьи 193 ГК РФ последним днем исполнения обязательств поставщиком по государственному  контракту от 11.08.2020 № 0101500000320001089 являлась среда - 13.10.2020.

В соответствии с пунктом 5.1 государственного контракта от 11.08.2020 №0101500000320001089 приемка поставленного Товара, выполненных Работ по контракту на соответствие их требованиям, установленным в контракте, осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены разделом 2 контракта и оформляется товарной накладной и актом приема-передачи выполненных работ, по форме, согласно приложению № 2 к контракту, которые подписываются Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписываются всеми членами приемочной комиссии и утверждаются Заказчиком).

Согласно пункту 5.11 государственного контракта от 11.08.2020 № 0101500000320001089 Заказчик в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения товарной накладной, акта приема-передачи выполненных Работ по форме, согласно приложению № 2 к контракту, подписывает их либо дает поставщику мотивированный отказ в письменной форме с приложением акта, фиксирующего несоответствие Товара, недостатки выполненных Работ условиям контракта.

Поставка котроллеров Aquarius Unity 5 5OF в количестве 2 штук, дисковой полки Aquarius Unity в количестве 1 штуки, накопителей данных Aquarius Unity в количестве 40 штук была завершена поставщиком 09.10.2020, что подтверждается товарной накладной № 15 от 09.10.2020. Работы по монтажу контроллеров и дисковой полки для системы хранения данных Aquarius Unity 450F в целях повышения производительности оборудования до Aquarius Unity 550F были завершены поставщиком 09.10.2020, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ по государственному контракту №0101500000320001089 от 11.08.2020, подписанным и представленным поставщиком 09.10.2020.

Проверка соответствия поставленного Товара и выполненных Работ требованиям, установленным государственным контрактом от 11.08.2020 №0101500000320001089, проводилась Заказчиком в период с 13.10.2020 по 15.10.2020 включительно и представленные товарная накладная № 15 от 09.10.2020 и акт приема-передачи выполненных работ по государственному контракту № 0101500000320001089 от 11.08.2020 были подписаны Заказчиком 15.10.2020.

Разделом 4 договора от 11.08.2020 №0101500000320001089 установле 60 - дневный срок поставки товара с момента заключения договора, то есть до 11.10.2020 включительно; место поставки – РЦОД г. Уфа, ул. Шафиева, 56.

Согласно транспортной накладной поставка товар доставлен 29.09.2020, транспортная накладная подписана заказчиком 29.09.2020.

Товарная накладная составлена 09.10.2020, подписана заказчиком 15.10.2020.

Учитывая дату фактической поставки товара (29.09.2020), дату оформления товарной накладной (09.10.2020), положения п. 5.11 договора, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для начисления просрочки и выставления претензии в адрес поставщика.

Срок поставки Товара и выполнения Работ автоматически не уменьшается на срок, установленный в пункте 5.11 государственного контракта от 11.08.2020 №0101500000320001089 для приемки этих Товара и Работ. Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду (пункт 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).

Государственный контракт от 11.08.2020 № 0101500000320001089 не содержит условий, определяющих дату исполнения обязательств поставщиком как дату подписания Заказчиком товарной накладной и акта приема-передачи выполненных работ, а если бы такое условие и содержалось, то оно не должно  ставить в зависимость от усмотрения Заказчика период ответственности поставщика за нарушение сроков поставки Товара и выполнения Работ.

При расчете пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, в период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, потребовавшиеся Заказчику для приемки Товара и выполненных Работ, и оформления итогов такой приемки (подписания со стороны Заказчика товарной накладной и акта приема- передачи выполненных работ).

Учитывая изложенное выводы, сделанные КРУ Минфина РБ в пункте 3 раздела выявленных нарушений представления не соответствуют законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере экономической деятельности, незаконно возлагают на Учреждение обязанности, указанные в пунктах 1 и 3 требования представления.

Минфин РБ в дополнении к отзыву ссылается на то, что Учреждением в 2019 году было проведено 8 закупок комплектующих для печатных машин с определенным объемом поставляемого товара и с установлением начальной (максимальной) цены контракта. Извещения №0801200003919000010 от 10.06.2019, № 0801200003919000011 от 10.06.2019, №0801200003919000007 от 11.03.2019, № 0101200009519000429 от 11.03.2019, №0801200003919000003 от 25.02.2019, №0801200003919000002 от 25.02.2019, № 0801200003919000005 от 25.02.2019, № 0801200003919000004 от 25.02.2019.

Ссылка административного органа на указанные закупки несостоятельна, так как извещения по данным закупкам были размещены до 01.07.2019.

С 01.07.2019 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"», который дополнил статью 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), в том числе частью 24 следующего содержания:

«В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.».

Таким образом, с 01.07.2019 положения Закона № 44-ФЗ позволяют проводить закупки товаров, работ, услуг с неопределенным объемом с учетом нормирования в сфере закупок (статья 19 Закона № 44-ФЗ). Как было указано выше, закупка расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники в Республике Башкортостан не нормируется, что в том числе подтвердил административный орган.

Само по себе нормирование в сфере закупок регулирует максимально возможные цены и максимально возможный объем закупки товаров, работ, услуг, но не регулирует объем по фактической потребности.

Например, если нормированием предусматривалось бы приобретение не больше одного картриджа (одно цвета) на одно устройство, и если руководствоваться логикой административного органа, то по государственному контракту № 0801200003921000008 от 18.06.2021, если бы он был с определенным объемом, осталось бы не востребовано до настоящего времени 39 позиций из технического задания, так как фактически были использованы только 9.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

В соответствии со статьями 69 и 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 БК РФ должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Учитывая в совокупности положения БК РФ и Закона № 44-ФЗ, если количество поставляемых товаров невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 (нормирование в сфере закупок) Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару (в том числе предельной цены товара) определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ цену единицы товара, что и будет соответствовать принципу эффективности использования бюджетных средств.

Из содержания частей 1 и 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ каких-либо ограничений к тем или иным закупкам в части закупки товаров, работ или услуг, объем которых определить невозможно, не установлено.

Довод административного органа о том, что объем все-таки можно определить, несет достаточно субъективный предположительный характер, при этом не подкреплен какими-либо доказательствами.

Позиция Минфина РБ о том, что поставляемый в рамках контрактов товар являлся новым (то есть товаром, который не был в употреблении, не прошедшем ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) и поэтому нельзя проводить закупку комплектующих (картриджей) с неопределенным объемом не понятна Заявителю, так как Закон № 44-ФЗ или иной нормативный правовой акт таких положений не содержит. Напротив, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных указанным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Согласно положениям части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, возлагается на административный орган.

Учитывая, что материалы проверки не содержат доказательств, свидетельствующих о законности выводов, сделанных Минфином РБ в представлении от 30.09.2021 № 23-07-58, а также то, что административным органом не представлено соответствующих доказательств в судебном разбирательстве, просим суд признать недействительным представление от 30.09.2021         №      23-07-58, направленное контрольно-ревизионным управлением Минфина РБ Учреждению, как не соответствующее законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы ответчика судом рассмотрены, признаны судом несостоятельными по основаниям, изложенным выше, достаточных и допустимых доказательств, ответчиком в обоснование своих доводов не представлено, материалы дела не содержат.

Исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В  соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований  размере, установленном ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку обе стороны от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания государственной пошлины в федеральный бюджет нет.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Информационные технологии»  об оспаривании представления от 30.09.2021 №23-07-58 удовлетворить.

Признать представление от 30.09.2021 №23-07-58 недействительным.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aas.arbitr.ruили Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья                                                                 Г.Р. Мигранова