450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-31431/2021
03.08.2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2022
Полный текст решения изготовлен 03.08.2022
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Миграновой Г.Р., при ведении протокола помощником судьи Сидоровой Э.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества «Башкирская содовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительными пунктов 6, 9 Предписания Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2021г. №264, выданного в отношении Акционерного общества «Башкирская содовая компания»
о взыскании с Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования понесенные Акционерным обществом «Башкирская содовая компания» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
при участии в судебном заседании: по протоколу
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Южно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, Управление Росприроднадзора, заинтересованное лицо) на основании Решения исполняющего обязанности руководителя Южно- Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) ФИО1 от 19.07.2021г. № 779-Г1 в отношении Акционерного общества «Башкирская содовая компания» (далее - АО «БСК», Заявитель, Общество) в период 26.07.2021г. по 24.08.2021г. проведена плановая выездная проверка.
По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 24.08.2021г., выдано предписание № 264 от 24.08.2021г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - Предписание).
Пунктом 6 Предписания Управление обязало Общество в срок до 24.11.2021г. устранить нарушения ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), ст. 22 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», посредством постановки на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, а именно скважин №№ Н-1, Н-2, НБ-1, НБ-2, НБ-3, НБ-4, НП-1, I -1, АР-2, НБ-5, А-1, А-2, А-3, А-4. А-5, А-6, А-7, А-8, А-9, А-10 (лицензия УФА157023Г), Р-1 (УФА024973П).
Пунктом 9 Предписания Управление обязало Общество в срок до 24.11.2021г. устранить нарушения ст. 34, ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89- ФЗ), ч. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» посредством выведения из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов полигона захоронения промышленных отходов «Цветаевский», при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию по выведению из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов.
Полагая, что данные пункты предписания не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы, АО «БСК» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 6, 9 Предписания Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2021г. №264.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если данный ненормативный акт не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В силу ст.201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 ст.200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственно и через свои территориальные органы функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Согласно п.1 Положения об управлении, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 №493, управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные ее функции на территории Республики Башкортостан и Оренбургской области. В соответствии с п.4.1 Положения от 27.08.2019 №493, управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами. Таким образом, управление действовало в пределах предоставленных полномочий, проверяя требования в области обращения с отходами. Исходя из вышеизложенного, предмет плановой выездной проверки соответствовал полномочиям заинтересованного лица.
В силу пункта 5 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона №294-ФЗ предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
Как следует из материалов дела предписанием (пункт 6) Обществу вменено обеспечить постановку на учёт объектов негативного воздействия на окружающую среду, а именно, скважин №Н-1, №11-2, №НБ-1, №НБ-2, №НБ-3, №НБ-4, №НП-1, №Г-1, №АР-2, НБ-5, №А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-6, А-7, А-8, А-9, А-10 (лицензия УФА157023Г), Р-1 (УФЛ024973П).
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст. 1 Закона № 7-ФЗ иод объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC), понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Возможность постановки на государственный учет группы объектов в качестве единого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, определяется наличием физической, технологической связи у таких объектов или их единым назначением (эксплуатация таких объектов друг без друга существенно затруднена или невозможна).
Для отнесения совокупности объектов к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, необходимо наличие следующих обязательных признаков:
•объединение объектов единым назначением;
•неразрывная физическая или технологическая связь объектов;
•расположение объектов в пределах одного или нескольких земельных участков;
•наличие от конкретного объекта воздействия, последствия которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объект HBOC может включать несколько источников негативного воздействия и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.
Управление подтвердило данную позицию в письме от 31.05.2019г. № СР-04- 05-32/14600 «О необходимости прохождения государственной экологической экспертизы».
Под неразрывной технологической связью Управление понимает существенную затрудненность или невозможность функционирования предприятия без другого объекта.
Указанная технологическая связь объектов определяется следующим.
Согласно лицензии на пользование недрами УФА157023Г от 25.03.2014г. АО «БСК» осуществляет сброс сточных вод (дистиллерная жидкость) на объекте Кама-2, который включает в себя следующие скважины: две нагнетательные - № Н-1 и № II-2, четыре глубокие наблюдательные - № НБ-1, № НБ-2, № НБ-3 и № НБ-4 и наблюдательную НБ-5, пьезометрическую - № НГ1-1; гидрогеологическую № Г-1, артезианские скважины № АР-1, № АР-2 и 10 неглубоких скважин № А-1 - № А-10.
Объект «Кама-2» АО «БСК» расположен на расстоянии 42 км юго-западнее г. Стсрлитамак. С основной площадкой (производство «Сода») связан магистральным трубопроводом, по которому перекачивается дистиллерная жидкость из отсеков шламонакопитель «Белое море» в подземные горизонты. Участок «Кама-2» функционирует только как составная часть производства «Сода», самостоятельно хозяйственная деятельность на объекте не осуществляется. В связи с чем объект поставлен на учет как объект HBOC в составе производства «Сода» (1 категории опасности, код 80-0102-000138-П). Схема перекачки описана технологическим регламентом цеха №67 (КПДЖ) производства «Сода» АО «БСК».
Осветленные и карбонизированные в цехе карбонизации и перекачки дистиллерной жидкости промстоки из отсека площадью 31 га, расположенного в районе накопителя «Белое море», но трубопроводам подаются на прием центробежных насосов насосной станции №2, посредством которых закачиваются в рабочий горизонт через нагнетательные скважины № Н-1 и № Н-2 (раздел 4.3. Технологического регламента ТР22-2017), т.е. нагнетательные скважины № Н-1, № Н-2 технологически связаны с производственной площадкой «Сода» посредством трубопроводов и являются неотъемлемой частью ведения технологического процесса.
Процесс подземного захоронения промстоков производится под постоянным контролем посредством наблюдательных скважин: пьезометрическая скважина № НП-1, наблюдательные скважины НБ-1, НБ-2, НБ-3, НБ-4, НБ-5, гидрогеологическая Г-1, и наблюдательные за А-1 - А-10 - обьекты, которые входят в состав объекта «Кама-2» и являются неотьемлемой частью ведения технологического процесса и их эксплуатация друг без друга существенно затруднена или невозможна.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № AOXGNG7W от 23.12.2016 г. объекту Производство «Сода» присвоена I категория НBOC с кодом: 80- 0102-000138-П.
Исходя из изложенного, наблюдательные скважины входят в состав объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, необходимость постановки наблюдательных скважин на государственный учет в качестве самостоятельных объектов отсутствует.
Таким образом, требования ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ Обществом соблюдены.
Из материалов дела следует, что основанием для выдачи управлением предписания от 24.08.2021 №264 (пункта 9) послужило нарушение обществом положений ст.34, части 1 ст.39 Закона об охране окружающей среды, ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), ч.7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе), выразившееся в выведении из эксплуатации и рекультивации полигона в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию по выведению из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов.
Согласно ч. 1 ст.34 Закона об охране окружающей среды (в редакции, действующей в период проверки) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч.1 ст.39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно абз.2 ч.2 ст. 11 Закона об отходах (в редакции, действующей в период проверки) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесены, в том числе, проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления.
Согласно п. 14.4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) под сносом объекта капитального строительства понимается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
В соответствии с п. 12.1 «СП 127.13330.2017. Свод правил. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. СНиП 2.01.28-85», утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.11.2017 № 1533/пр (далее - СниП 2.01.28-85) после окончания срока эксплуатации полигона должна быть проведена его ликвидация. Ликвидация предусматривает демонтаж зданий, оборудования и рекультивацию земельного участка.
Вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством и законодательством в области обращения с отходами и представляет собой комплекс мероприятий, включая проведение рекультивационных и иных восстановительных работ в соответствии с законодательством, по окончательному прекращению эксплуатации таких объектов, направленных на исключение их дальнейшего использования для размещения отходов и обеспечивающих предотвращение негативного воздействия таких объектов на окружающую среду (Письмо Минприроды России от 29.07.2015 № 12-47/17563 «Об изменении требований ГЭЭ объектов размещения отходов»).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает проведение рекультивации земельного участка, использованного под размещение отходов, только после прекращения эксплуатации объекта размещения отходов, сноса (демонтажа) имеющихся на объекте зданий и сооружений.
Факт выведения Обществом полигона для размещения ртутьсодержащих отходов (далее - РСО. отходы) из эксплуатации обоснован Управлением отсутствием отходов на момент осмотра полигона.
Протоколом от 04.08.2021г. № 03/779-П/АВ-5 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (далее - протокол осмотра) установлено, что в настоящее время РСО на полигоне не размещаются, а передаются на утилизацию специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию. Хлорорганические отходы размещены в 7 подземных железобетонных резервуарах объемом 5000 м3 каждый и одном объемом 2000 м3. Произведена герметичная изоляция. Ранее захоронение РСО осуществлялось в двух железобетонных траншеях-секционниках по 28 сто-кубовых секций в каждом. Траншея-секционник по мере заполнения секций закрывалась железобетонными плитами. На момент проверки отходы в траншеях отсутствовали, у секций вскрыты и удалены глиняные замки. Отходы вывезены организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Между тем, спорный полигон является действующим объектом размещения отходов.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 № 592 (ред. от 30.08.2021) полигон зарегистрирован в Государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) за № 02-00051-Х-00592-250914 и предназначен для хранения следующих видов отходов: ионообменная смола, отработанная при очистке сточных вод производства хлора и каустика ртутным методом (код ФККО 3 12 152 73 20 1), отходы термической регенерации ртути из ртутьсодержащих отходов производства хлора и каустика ртутным методом (код ФККО 3 12 152 91 20 1), уголь активированный, загрязненный ртутью при очистке сточных вод производства хлора и каустика ртутным методом (код ФККО 3 12 152 72 20 1), смесь осадков механической и физико-химической очистки сточных вод производства хлора и каустика ртутным методом (код ФККО 3 12 152 71 39 1).
Полигон расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:19:000000:5, площадью 351 747 кв.м., категория: земли промышленности, адрес: Республика Башкортостан, Гафурийский район, муниципальное образование Буруновский сельский совет, южнее деревни Базиково, переданном Обществу в аренду на основании договора аренды земельного участка № 227/03 от 20.12.2003г. Срок аренды земельного участка - с 20.11.2003г. по 20.11.2052г.
Решения о прекращении деятельности, консервации, реконструкции, сносе, ликвидации полигона Обществом не принимались.
На полигоне имеются предназначенные для хранения РСО объекты капитального строительства - железобетонные траншеи и резервуары, находящиеся на балансе АО «БСК», что подтверждается бухгалтерской справкой.
Вскрытие секций железобетонных траншей полигона обусловлено извлечением хранимых отходов для последующей передачи на утилизацию специализированной организации на основании договора № 31/20.22 от 07.12.2017г. на оказание услуг по утилизации отходов, содержащих ртуть, заключенного между Обществом и АО НПП «Кубаньцветмет».
Кроме того, в семи подземных железобетонных резервуарах полигона Общество хранит вторичное хлорорганическое сырье, используемое в целях получения абгазной соляной кислоты в рамках собственного производства АО «БСК». Размещение указанного сырья на территории полигона Управлением в протоколе осмотра не отрицается.
Таким образом, полигон Обществом эксплуатируется, освобождение от отходов железобетонных траншей на полигоне не свидетельствует о прекращении деятельности полигона. Фактическое отсутствие отходов на полигоне на момент осмотра не исключает возможность их последующего размещения, поскольку РСО постоянно образуются в процессе хозяйственной деятельности Общества.
Кроме того, решением Управления от 25.12.2019г. № 016-Н для Общества утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия с 25.12.2019г. по 28.12.2022г. (Документ № 029-19 (П) от 25.12.2019г.), где в качестве эксплуатируемого объекта размещения отходов указан спорный полигон.
В частности, Приложением № 1 к Документу № 029-19 (П) от 25.12.2019г. установлены лимиты на размещение РСО на полигоне «Цветаевский».
Указанные документы также свидетельствует об эксплуатации полигона и признания его действующим со стороны Управления.
Действия Общества но вскрытию траншей для изъятия и вывоза отходов на утилизацию расценено Управлением как деятельность но выводу из эксплуатации и рекультивации объекта в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Управление указывает, что вскрытие секций железобетонных траншей и выемка отходов для последующей передачи на утилизацию специализированной организации является началом мероприятий по выведению из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов, требующей разработки проектной документации и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Между тем, указанный вывод не соответствует действующему законодательству.
Но смыслу п. 14.4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 12.1 СНиП 2.01.28- 85 деятельность Общества по вскрытию секций железобетонных траншей для изъятия отходов не является строительством, реконструкцией или сносом объекта капитального строительства и, следовательно, не требует разработки проектной документации.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона № 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия но рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» нарушенными признаются земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Пункт 6 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (утв. Приказом Росстата от 29.12.2012г. № 676), содержит перечень нарушенных земель, спавших таковыми после ликвидации предприятий или их отдельных объектов.
Из приведенных норм законодательства в области рекультивации нарушенных земель следует, что нарушенными являются земельные участки в случае вывода из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, когда жизненный цикл зданий и сооружений завершен, когда объекты прекращают существование как объекты гражданских прав.
Кроме того, законодательство не содержит понятие рекультивации объекта размещения отходов. Рекультивация осуществляется исключительно в отношении земельного участка, нарушенного вследствие вывода из эксплуатации объекта капитального строительства (железобетонных траншей).
Таким образом, к рекультивации расположенного под полигоном земельного участка можно приступить только после его освобождения от железобетонных траншей, что делать Обществом не планируется.
Поскольку действия Общества по вскрытию траншей и извлечению отходов не доказывают выведение полигона из эксплуатации и начало рекультивации земельного участка, возложение на Общество обязанности но разработке проектной документации и получению положительного заключения государственной экологической экспертизы противоречит нормам нрава.
Требования, предусмотренные пунктом 9 Предписания, предъявляются Управлением повторно и были признаны судом незаконными.
Требование Управления произвести выведение из эксплуатации и рекультивацию полигона «Цветаевский» при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию по выведению из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов предъявлялось Обществу ранее в Предписании № 350 от 19.11.2019г. (пункт 3), выданном в рамках плановой выездной проверки, проведенной Управлением в период с 23.09.2019г. по 19.11.2019г. на основании приказов исполняющего обязанности руководителя Управления от 17.09.2019г. № 711 -П, от 21.10.2019г. № 003-П «О продлении срока проведения проверки».
Вопрос признания недействительным пункта 3 указанного Предписания являлся предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-3621/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2021г. по делу № А07-3621/2020, оставленным без изменения Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021г. № 18АП-8498/2021, требование Управления по выводу из эксплуатации и рекультивации полигона при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы признано недействительным.
Таким образом, в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ фактические обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу № А07-3621/2020, имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Исследовав материалы дела, суд на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина, связанная с обращением в арбитражный суд с исковым заявлением, подлежит уплате в размерах, определенных статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. ст. 333.18, 333.22, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
При заявленной сумме иска государственная пошлина, исчисленная по правилам ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 3000 руб. При подаче искового заявления истец платежным поручением №25696 от 12.11.2021 оплатил государственную пошлину в размере 6000 руб.
Согласно положениями ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из положений ст. 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе, в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Данный судебный акт в силу пункта 3 статьи 333.40 НК РФ является правовым основанием для возврата государственной пошлины.
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на стороны в пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований размере, установленном ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Акционерного общества «Башкирская содовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными пунктов 6, 9 Предписания Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2021г. №264, выданного в отношении Акционерного общества «Башкирская содовая компания» удовлетворить.
Признать пункты 6, 9 Предписания Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2021г. №264 недействительными.
Взыскать с Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Акционерного общества «Башкирская содовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Акционерному обществу «Башкирская содовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3000 руб., уплаченных платёжным поручением №25696 от 12.11.2021
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Г.Р. Мигранова