450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-32155/18
16 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 12.04.2019 года
Полный текст решения изготовлен 16.04.2019 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Сафиуллиной Р. Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бикаевой Л.Х., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>; 453130, <...>; 453116, <...>, <...>)
к Госкомитету РБ по торговле и защите прав потребителей (ИНН <***>, ОГРН <***>; 450008, <...>)
об оспаривании постановления №210-298-К-18 от 02.10.2018 года
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: ФИО2, доверенность №ГД 12/2019 от 19.02.2019, ФИО3, доверенность №ГД 9/2019 от 24.01.2019.
Судебное заседание открыто 09.04.2019 года, затем в соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв в судебном заседании до 12.04.2019 года, о чем сделано информационное сообщение на сайте Арбитражного суда.
12.04.2019 года после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же лицом.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) с заявлением об оспаривании постановления Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей (далее – Госкомитет, административный орган) №210-298-К-18 от 02.10.2018 года о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании с участием заявителя, последний требования по изложенным в заявлении доводам поддержал.
Представители административного органа заявленные требования не признают по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В адрес Госкомитета РБ по торговле поступило обращение гражданина, содержащее информацию о розничной продаже пива «Золотая кружка», объемом 0,45л., по цене 35 руб., в кол.2 ед., в магазине ИП ФИО1 «Главпивмаг» по ул. Мира, д.56а и по ул. Имая Насыри, д.1 в г. Стерлитамак РБ, в день проведения общеобразовательными организациями мероприятия «Последний звонок» 24.05.2018г.
Изложенные в жалобе обстоятельства послужили основанием для квалификации действий ИП ФИО1 по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
17.09.2018 должностным лицом Госкомитета в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении №298-К-18 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
02.10.2018 года Госкомитетом вынесено постановление №210-298-К-18 о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.4 и 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных (кроме указанных в частях 1, 2 статьи 14.16 КоАП РФ) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, образует нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением тех правил, ответственность за нарушение которых не предусмотрена частями 1 - 2.1 данной статьи.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела, предпринимателю вменяется нарушение пункта 1 статьи 6.2 Закона Республики Башкортостан 01.03.2018 N 414-з "О регулировании деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Республике Башкортостан" (далее - Закон N 414-з), а также норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 этого же Закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 08 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем вторым статьи 6.2 Закона N 414-з на территории Республики Башкортостан запрещается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в день (дни) проведения общеобразовательными организациями мероприятия "Последний звонок", рекомендованный (рекомендованные) уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим управление в сфере образования, ежегодно до 1 мая.
Согласно приказу Министерства образования Республики Башкортостан от 19.04.2017 N 561 "Об организованном окончании 2017-2018 учебного года в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан" приказано рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям государственных общеобразовательных организаций обеспечить завершение 2017 - 2018 учебного года в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы общеобразовательной организаций:
в I классах - не позднее 25 мая 2018 года;
во II - VIII, X классах - не позднее 31 мая 2018 года;
в IX, XI классах - не позднее 25 мая 2018 года.
При этом из разъяснений Министерства образования Республики Башкортостан по вопросу организованного окончания 2017-2018 учебного года, опубликованному на официальном сайте министерства, следует, что единый день торжественного вручения аттестатов (9 класс) каждый муниципалитет определяет самостоятельно с учетом проведения резервных дней государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Следовательно, с учетом вышеназванных норм, окончательную дату проведения мероприятия "Последний звонок" с учетом рекомендации Министерства образования Республики Башкортостан надлежало определять органу местного самоуправления.
Согласно приказу муниципального казенного учреждения «Отдел образования» Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 27.04.2018 N 550, в общеобразовательных организациях городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан датой проведения "Последнего звонка" определено 25.05.2018 (л.д.92).
Из письма Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан №5523 от 21.1.12018 года следует, что торжественные мероприятия в общеобразовательных организациях городского округа 24.05.2018 года не проводились (л.д.91).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что 24.05.2018 на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан не был определен датой проведения "Последнего звонка", в связи с чем, в действиях предпринимателя при осуществлении розничной торговли в указанную дату отсутствует событие административного правонарушения.
Фактов продажи предпринимателем алкогольной продукции 25.05.2018 в протоколе об административном правонарушении не зафиксировано, материалы дела не содержат. Государственным комитетом такие доказательства также не представлены.
Довод административного органа о том, что согласно письму Министерства образования Республики Башкортостан от 19.03.2018 N 04-05/483 рекомендованы дни проведения мероприятия "Последний звонок" на территории Республики Башкортостан - 24.05.2018 и 25.05.2018 подлежит отклонению, поскольку указанное Письмо рекомендует органам местного самоуправления и руководителям государственных общеобразовательных организаций даты проведения мероприятия "Последний звонок", но не определяет конкретную дату его проведения.
Поскольку указанное письмо имело рекомендательный характер, из предложенных дат (24.05.2018 и 25.05.2018) органом местного самоуправления выбрана одна (25.05.2018), которая и была определена для проведения мероприятия «Последний звонок» на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Доводы Государственного комитета о том, что закон привязывает установленный запрет на реализацию алкогольной продукции не к фактическому проведению мероприятия "Последний звонок", а к дням, рекомендуемым уполномоченным органом, суд считает несостоятельным и противоречащим смыслу введенного Законом N 414-з запрета, направленного на защиту здоровья несовершеннолетних именно в день проведения "Последнего звонка".
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
С учетом приведенных обстоятельств, требования индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>; 453130, <...>; 453116, <...>, <...>) – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей №210-298-К-18 от 02.10.2018 года о назначении ФИО1 административного наказания по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Р.Н. Сафиуллина