ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-33572/18 от 30.11.2018 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                            Дело № А07-33572/2018

03 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.11.2018г.

Полный текст решения изготовлен 03.12.2018г.

         Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Решетникова С. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абдуллиной А.Ф., рассмотрев дело по заявлению.

Управления МВД России по г.Стерлитамаку (453107, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ООО «БАРБОСС» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3  ст. 14.17 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности №10/40065 от 27.11.2018г.;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Управление МВД России по г.Стерлитамаку в заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «БАРБОСС» к административной ответственности по ч.3 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 13.11.2018г. сторонам разъяснена возможность завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания (ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе и в случае их неявки в предварительное судебное заседание и отсутствии возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие.

Возражений относительно перехода к рассмотрению дела в судебном заседании от сторон не поступило.

При данных обстоятельствах суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании (ст.136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства, суд установил, что 13 января 2018 года в ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия «Алкоголь» сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД России по г.Стерлитамаку (далее Управление) осуществлен выезд с целью выявления незаконной реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ходе которого в помещении рестобара «БАРБОС» по адресу: <...> выявлен факт реализации водки «Зеленая марка», объемом 0,5 литра, без соответствующей лицензии.

По результатам проверки Управлением составлен протокол осмотра места происшествия от 13.01.2018г., фототаблица, протокол осмотра и передачи денежных средств для проведения ОРМ «проверочная закупка» от 13.01.2018г., протокол проверочной закупки от 13.01.2018г., акт о передаче вещественных доказательств от 16.01.2018г.

06 ноября 2018 года Управлением в отношении ООО «БАРБОСС» составлен протокол об административном правонарушении № 000145 по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.

На основании ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «БАРБОСС» к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее  Федеральный закон                     N 171-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.

В соответствии с п.2 ст.18 Федерального закона № 171-ФЗ  розничная продажа алкогольной продукции отнесена к видам деятельности, на осуществление которой выдается лицензия.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

В силу п.16 ст.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот – это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции должна осуществляться при наличии лицензии на данный вид деятельности.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

В силу п.14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в соответствии с положениями Закона оборот названной продукции включает в себя также и ее розничную продажу. В связи с этим при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

         Согласно ч.3 ст.14.17 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц – не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Как следует из материалов дела, 13.01.2018г. в ходе проведения оперативного мероприятия «проверочная закупка» был установлен факт реализации в помещении рестобара «БАРБОС» по адресу: <...> водки «Зеленая марка», объемом 0,5 литра, без соответствующей лицензии.

В силу п.1 ст.435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Согласно п.2 ст.494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм и материалов дела, можно сделать вывод, что доступ в рестобар для посетителей был открыт, алкогольная продукция была выставлена на витрину (л.д.16, 16 оборот), что по своей сути можно считать офертой о заключении договора купли-продажи. Факт реализации алкогольной продукции подтверждается ресторанным счетом №20 (л.д.13).

При этом на момент проверки – 13.01.2018г. у ООО «БАРБОСС» отсутствовала лицензия на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции.

Факт продажи алкогольной продукции без лицензии подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 13.01.2018г., фототаблицей, протоколом осмотра и передачи денежных средств для проведения ОРМ «проверочная закупка» от 13.01.2018г., протоколом проверочной закупки от 13.01.2018г., актом о передаче вещественных доказательств от 16.01.2018г., ресторанным счетом №20 протоколом об административном правонарушении №000145 от 06.11.2018г.

Поскольку ООО «БАРБОСС» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции и не имеет лицензии на данный вид деятельности, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, связанную с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, Общество должно было знать нормативные положения, регламентирующие порядок осуществления такой деятельности и соблюдать установленные им требования, а также предвидеть негативные последствия неисполнения этих требований. Обществом не были предприняты достаточные меры для предотвращения совершения правонарушения.

Доказательств, подтверждающих своевременное принятие Обществом необходимых мер по соблюдению требований Федерального закона № 171-ФЗ материалы дела не содержат.

Материалы дела также не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для Общества препятствиями.

С учетом изложенного, суд полагает подтвержденной вину ООО «БАРБОСС» в совершении вмененного ему нарушения (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Нарушений норм процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отказ в привлечении ООО «БАРБОСС» к административной ответственности, административным органом не допущено.

Статьей 29.12.1 КоАП РФ установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении.

Приведенная правовая норма неприменима к случаям устранения недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола.

Из материалов дела следует, что первоначально протокол об административном правонарушении в отношении ООО «БАРБОСС» был составлен 18.06.2018г.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.10.2018г. по делу А07-25062/2018 в удовлетворении заявления Управления МВД России по г.Стерлитамаку о привлечении ООО «БАРБОСС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано, поскольку ООО «БАРБОСС» не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

  Уведомлениями от 30.10.2018г. №10/36942 ООО «БАРБОСС» было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 06.11.2018г. в 11 час. 00 мин. в Отделении по исполнению административного законодательства Управления МВД России по городу Стерлитамака (л.д.89-94).

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО «БАРБОСС» при его надлежащем извещении.

На основании изложенного суд считает, что в действиях (бездействии) ООО «БАРБОСС» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает, исходя из следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10).

Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п.18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008г. № 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Поэтому данное административное правонарушение не является малозначительным.

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

В ходе рассмотрения дела по существу судом не установлено обстоятельств совершения правонарушения, которые свидетельствовали бы об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства совершения ООО «БАРБОСС» данного правонарушения, оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным,  суд не усматривает.

Иных оснований для освобождения ООО «БАРБОСС» от административной ответственности не установлено.

В соответствии с ч.1, 3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст.4.1 и 4.2 КоАП РФ, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая также конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд считает возможным назначить ООО «Барбосс» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 3 000 000 руб.

Алкогольная продукция, изъятая по протоколу осмотра места происшествия от 13.01.2018г. и акту о передаче вещественных доказательств от 16.01.2018г. (квитанция о приеме вещественных доказательств в камеру хранения №115 от 16.01.2018г.) изъята и уничтожена согласно решению Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.10.2018г. по делу                    №А07-25062/2018 в связи с чем конфискация не применяется.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления МВД России по г.Стерлитамаку (453107, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении ООО «БАРБОСС» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.

Привлечь ООО «БАРБОСС» (ИНН <***>, ОГРН <***>)  к административной ответственности предусмотренной ч.3 ст.14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде административного штрафа в размере 3000000 рублей.

  Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по реквизитам:

Банковские реквизиты для перечисления штрафа:

Р/С <***> Отделение НБ Республики Башкортостан г.Уфа

БИК 048073001

ИНН получателя: 268002812

КПП получателя: 026801001

Получатель: УФК по Республике Башкортостан (Управление МВД России  по г. Стерлитамаку)

Код: 18811690040046000140

ОКТМО 80745000001

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления его  в  полном  объеме) путем подачи жалобы через  Арбитражный  суд  Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.ru.

Судья                                                                 С.А. Решетников