ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-3487/12 от 14.05.2012 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Уфа

16 мая 2012 года Дело № А07-3487/2012

Полный текст решения изготовлен 16 мая 2012 года.

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2012 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакировой А.Т., рассмотрел дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ЛЗК Башлеспром» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: отдел государственного лесного контроля и надзора по Белорецкому лесничеству Министерства лесного хозяйства РБ (452880, <...> Октября, 35 А),

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 25.04.2012 года;

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности № 08/1847 от 02.04.2012 года;

от третьего лица: ФИО3, начальник отдела - государственный лесной инспектор, удостоверение №1635,

ООО «ЛЗК Башлеспром» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 20 февраля 2012 года № 31-12 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «ЛЗК Башлеспром» по ст.8.32 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, на то, что обществом не совершалось указанное административное правонарушение.

Представитель административного органа требования заявителя не признал, ссылаясь на то, что общество правомерно привлечено к административной ответственности.

Представитель третьего лица, поддержал доводы административного органа.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Белорецкой межрайонной прокуратурой 07 февраля 2012 года совместно с государственным лесным инспектором отдела Государственного лесного контроля и надзора по Белорецкому лесничеству проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в лесах в квартале 106 выделах № 7,9 Белорецкого участкового лесничества ГБУ «Белорецкое лесничество».

В ходе осмотра территории было установлено, что в лесосеке в квартале 106 №7,9 Белорецкого участкового лесничества ГБУ «Белорецкое лесничество» осуществлена сплошная рубка лесных насаждений, производится заготовка древесины бригадой из 4 человек, 2 трактора. Делянки полностью захламлены порубочными остатками, очистка делянок не производится. Древесину складируют на штабеля в сортиментах. Неликвидную часть древесины и вершинные части деревьев складируют на погрузочной площадке вплотную к стене леса. Делянка пройдена рубкой на 4 га. Порубочные остатки не очищаются, складируются на волока. Волока не утаптываются, к земле не прижаты плотно, по всей площадке разбросаны порубочные остатки. Волока расположены в непосредственной близости к стене хвойного леса. На волоках с порубочными остатками оставлены чурбаки диаметром более 40 см., и вершинные части деревьев.

По результатам проверки составлен протокол осмотра территории от 07 февраля 2012 года, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 февраля 2012 года.

Рассмотрев материалы административного дела, старший федеральный государственный лесной и пожарный инспектор РБ по Белорецкому лесничеству ФИО3 20 февраля 2012 года вынес постановление № 31-12 о привлечении ООО «Лесозаготовительная компания «Башлеспром» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Согласно с ч.ч.6, 7 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно п.3 ст.16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Несоблюдение указанных Правил образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ.

В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с пп.б), в) п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосек) на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 м, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

в) сжигание порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) производится одновременно с заготовкой древесины до начала пожароопасного сезона.

Таким образом, ООО «ЛЗК Башлепром», совершило виновное противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Довод общества о том, что очистка не произведена поскольку работы на делянке не закончены, судом не может быть принят, поскольку, в соответствии с п/п. «а» п.17 Правил говорится об осуществлении весенней доочистки в случае рубки в зимнее время, следовательно, в соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины независимо от времени периода времени, в любом случае следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, а в соответствии с п/п. «а» пункта 17 Правил осуществить в случае необходимости весеннюю доочистку.

В данном случае заявителем вообще не произведена очистка срубленной территории.

Довод заявителя о том, что фактически лесозаготовительные работы им не осуществлялись, судом не принимается, поскольку ООО «ЛЗК Башлеспром» является арендатором указанного лесного участка и оно является лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности.

Соответственно судом отклоняются доводы общества о том, что по договору подряда заготовку леса производило ООО «Эверест» и оно является лицом, ответственным за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах, поскольку участки лесного фонда были переданы в аренду обществу с целью заготовки древесины, то именно на обществе лежала обязанность соблюдать правила пожарной безопасности при проведении рубок леса.

Заключение договоров подряда не освобождает общество от этой обязанности, несмотря на включение в договоры условий об обязанностях подрядчиков выполнять требования законодательства о пожарной безопасности, требования лесного законодательства.

Кроме того, согласно п.2.5 указанного договора подряда Заказчик - ООО «ЛЗК Башлеспром» обязан контролировать соблюдение Подрядчиком «Правил заготовки древесины», утвержденных Приказом МПР РФ от 16.07.2007 N 184, технологической карты разработки лесосеки.

Из п. 2.3 договора подряда следует, что Заказчик обязан принимать выполненные работы по акту сдачи-приемки выполненных работ.

Более того, в соответствии с п.5.1.5 «Пожарная безопасность в лесах при проведении рубок лесных насаждений» проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины ООО «ЛЗК «Башлеспром» в ГУ «Белорецкое лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Ответственным за мероприятия по охране и защите лесов на арендованном лесном участке является арендатор ООО «ЛЗК «Башлеспром». В соответствии со ст.54 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, переданных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия (в том числе очистка лесов от захламленности) осуществляется арендаторами этих лесных участков на основании Проектов освоения лесов (раздел 5.2 проекта освоения лесов).

Доводы заявителя о неприменении административным органом Приказа Рослесхоза №337 от 01.08.2011 года (вступившего в силу 30.01.2012 года) отклоняются, поскольку общество подвергнуто административному наказанию за несоблюдение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом осмотра территории, фотографиями, справкой и иными материалами дела. Также обществом факт нахождения на месте рубки порубочных остатков не оспаривается.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом вина общества в данном случае выражается в том, что оно при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло выявить нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, предпринять своевременные меры по их устранению, но не сделало этого.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для общества препятствиями.

При привлечении общества к административной ответственности административным органом процессуальных нарушений не допущено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом и постановление принято в соответствии с компетенцией административного органа.

Вместе с тем, суд считает, что при определении меры административной ответственности административном органомне в полной мере учтены требования статей 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность указанные административным органом – продолжение противоправного поведения и повторное совершение однородного административного правонарушения материалами дела не подтверждены.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность суд считает совершение правонарушения впервые (отсутствие данных, свидетельствующих о привлечении общества к административной ответственности) и отсутствие каких-либо неблагоприятных последствий.

Санкция части 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение об его изменении.

Учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интереса, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда РФ № 11-П от 15.07.1999 года и № 14-П от 12.05.1998 года, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения, арбитражный суд считает возможным изменить обжалуемое постановление и подвергнуть ООО «ЛЗК Башлеспром» административному наказанию в виде штрафа по ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 30000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛЗК Башлеспром» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворитьчастично.

Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 20 февраля 2012 года № 31-12 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «ЛЗК Башлеспром» по ст.8.32 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения взыскания – признать незаконным и изменить.

Подвергнуть общество с ограниченной ответственностью «ЛЗК Башлеспром» (ИНН <***>, ОГРН <***>) по постановлению от 20 февраля 2012 года № 31-12 административному наказанию в виде штрафа по ст.8.32 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 30000 рублей.

В остальной части оставить постановление без изменений.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.

Судья Р.К.Кутлин