АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-35331/2018
07 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2019 года
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2019 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Зиганшиной Ю. С. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовым В.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «БРЮТ Н» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: ФИО1
о признании незаконным решение № 16/5 от 30.08.2018 г.
при участии:
от заявителя: ФИО2, представитель, доверенность от 17.01.2019, паспорт;
от ответчика: ФИО3, представитель, доверенность от 04.10.2018, паспорт;
от третьего лица: ФИО4, представитель, доверенность от 26.08.2014, паспорт.
ООО «БРЮТ Н» (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (далее – Администрация, заинтересованное лицо), при участии в деле ФИО1 в качестве третьего лица, о признании незаконным Постановления № 16/5 от 30.08.2018.
Заявлением от 16 мая 2019 года ООО «БРЮТ Н» уточнило требования и просит суд:
1. Признать незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №16/5 от 30.08.2018 о согласовании перепланировки (реконструкции), переустройства помещения внешнего оформления фасада и устройства входных групп;
2. Признать незаконным Распоряжение Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа № 104-р от 12.02.2019 «Об утверждении акта приемочной комиссии о вводе нежилых помещений подвала и 1-го этажа 2-х этажного нежилого здания, расположенных по адресу: <...>, подвал, литер А1 (пом. 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18), 1 этаж, литер А (пом. 1, 2„ 3, 4, 5, 6,7), литер А3 (пом. 8,9) в эксплуатацию после завершения работ по перепланировке (реконструкции), переустройству, внешнему оформлению фасада и устройству входных групп».
Ответчик третье лицо возражают.
В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
По смыслу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2004 N 2353/04 по делу N А60-14530/03-С4), а основание иска - это фактические обстоятельства, из которых вытекают и на которых основываются требования истца, при этом под основанием иска понимаются юридические факты, с которыми, в силу норм материального права, связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5150/12 по делу N А10-4975/2010).
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику, а изменение основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Одновременное изменение предмета и основания иска Арбитражный процессуальный кодекса Российской Федерации не допускает.
Руководствуясь вышеназванными нормами права и соответствующими разъяснениями, проанализировав текст первоначального и уточненного заявлений кредитора, сверив предмет и основание изложенных в них требований, судом отказано в принятии уточнения заявленных требований в части признания незаконным Распоряжения Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа № 104-р от 12.02.2019 «Об утверждении акта приемочной комиссии о вводе нежилых помещений подвала и 1-го этажа 2-х этажного нежилого здания, расположенных по адресу: <...>, подвал, литер А1 (пом. 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18), 1 этаж, литер А (пом. 1, 2„ 3, 4, 5, 6,7), литер А3 (пом. 8,9) в эксплуатацию после завершения работ по перепланировке (реконструкции), переустройству, внешнему оформлению фасада и устройству входных групп».
Уточнение в части признания незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №16/5 от 30.08.2018 о согласовании перепланировки (реконструкции), переустройства помещения внешнего оформления фасада и устройства входных групп идентичен первоначальному заявлению в суд.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Третье лицо поддержало позицию Администрации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, судом установлено, что ООО «Брют Н» (ИНН <***>) является собственником нежилого помещения, находящегося по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, Уфимское шоссе, д. 27 (двадцать семь), площадью 268,9 кв.м., расположенном на 2- этаже, (помещения на поэтажном плане 1-18, кадастровый номер 02:401:31876:0000:538), что подтверждается выпиской из ЕГРП.
ФИО1 обратился в Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением (вх. №01-01-18571 от 01.08.2018) о намерении провести в помещении по адресу: <...>, подвал (литер А1, пом.1-18), 1-этаж (Литер А, пом.1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 14, 15), принадлежащих ему на праве собственности.
Решением №16/5 от 30.08.2018 Межведомственная комиссия по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан дало согласие на перепланировки (реконструкции), переустройства помещения внешнего оформления фасада и устройства входных групп, в соответствии с представленным проектом перепланировки подвального помещения первого этажа двухэтажного нежилого строения, расположенного по адресу: <...> Литер А/А1 , проектом внешнего оформления фасада, входных групп и благоустройства прилегающей территории помещения, расположенного по адресу: <...>, техническим заключением, per №б/н, выполненным ООО «Лидер».
ООО «БРЮТ Н», не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Согласование перепланировки (переустройства) помещения, оформления фасада и обустройство входной группы производится в соответствии с Положением о порядке согласования перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений, перевода их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 40/8 от 25.08.2011 г. (далее - Положение).
В соответствии п.4.1 Положения заявитель, желающий провести перепланировку (переустройство), капитальный ремонт и реконструкцию жилых (нежилых) помещений, включая устройство входной группы, подает в орган местного самоуправления заявление установленного Правительством Российской Федерации образца (приложение N 4 к настоящему Положению).
В заявлении указываются реквизиты заявителя, юридический и (или) фактический адрес, контактные телефоны. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием даты приемки.
К заявлению прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на перепланируемое (переустраиваемое) и реконструируемое, жилое (нежилое) помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
2) подготовленный и оформленный в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения, проект (эскиз) перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилого (нежилого) помещения;
3) технический паспорт жилого (нежилого) помещения;
4) при перепланировке (переустройстве), капитальном ремонте и реконструкции жилого помещения: согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель перепланируемого и реконструируемого, переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма);
5) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилого (нежилого) помещения, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Жилищным кодексом Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с переустройством и перепланировкой жилых (глава 4).
Таким образом, в настоящее время на уровне федерального законодательства в настоящее время порядок перепланировки нежилых помещений не урегулирован.
При этом, в соответствии с п. 3.7.6 «Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утв. Госстроем России, вопросы переоборудования и перепланировки квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п.п. 3.7.9, 3.7.10 МДК 2-04.2004, переоборудование и перепланировка квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах допускаются после получения разрешения органов местного самоуправления на основании проектов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления. Проекты на переоборудование и перепланировку квартир и нежилых помещений различных форм собственности должны разрабатываться и согласовываться с соблюдением норм ГК РФ, СНиПов и других действующих нормативных и правовых актов.
Помещения в задании по адресу: <...>: подвал (литер А1, пом. 1-18), 1 этаж (лит А, пом. 1,2,3,6,7,8,10,14,15) принадлежат на праве собственности ФИО1, что подтверждается записью регистрации № 02-01/01-14/2003-318 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 марта 2003 г. (номера помещений на поэтажном плане первого этажа 1,2,3,6,7.8,10.14.15 и подвала с 1 по 18 указаны в свидетельстве о государственной регистрации права).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
ФИО1, являясь собственником помещений площадью 496,1 кв.м, по ул. Уфимское шоссе, д. 27, номера на поэтажном плане: 1 эт.пом. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 14, 15, подв.пом. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, обратился 01.08.2018г. в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о рассмотрении на заседании Межведомственной комиссии проектной документации на внешнее оформление фасада и входных групп. К заявлению приложил следующие документы:
- проект перепланировки подвального помещения первого этажа двухэтажного нежилого строения, расположенного по адресу: <...>, литер А/А1 (проектная документация и рабочие чертежи 2017.01-035), выполненное ООО «Лидер» в 2017 году;
- проект внешнего оформления фасада, входных групп и благоустройства прилегающей территории помещения, расположенного по адресу: <...> (рабочие чертежи: архитектурные решения 2017.01-035-АР), выполненное ООО «Лидер» в 2017 году;
- техническое заключение на тему: оценка технического состояния здания, расположенного по адресу: <...>;
- экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» от 22.08.2018г.;
- согласования с городскими и надзорными службами города;
- договор авторского надзора от 14.05.2018 года № 2018/05/08;
- технический паспорт на нежилые помещения подвала и 1-го этажа 2-х этажного нежилого здания по состоянию на 24.07.2008 года;
- технический паспорт на нежилые помещения подвала и 1-го этажа 2-х этажного нежилого здания по состоянию на 10.04.2018 года.
В силу п.5.1 Положения о порядке согласования перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений, перевода их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 40/8 от 25.08.2011 г., отказ в согласовании перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилого (нежилого) помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных пунктом 4.1 настоящего Положения документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции помещения требованиям законодательства и настоящего Положения.
Оспариваемое решение Межведомственной комиссии от 30.08.2018 г. № 16/5 было вынесено в отношении нежилых помещений, собственником которых является, согласно выписке из ЕГРП от 07.08.2018г. №02/101/006/2018-9892 ФИО1
В качестве основания для признания недействительным решения от 30.08.2018 г. № 16/5 ООО «Брют-Н» указывает, что поскольку помещения первого этажа №№6,7,8,14,15 являются общим имуществом здания, ФИО1 при обращении с заявлением необходимо было получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако, п.4.1 Положения о порядке согласования перепланировки (переустройства), капитального ремонта и реконструкции жилых (нежилых) помещений, перевода их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 40/8 от 25.08.2011 г. содержит исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению. Согласия всех собственников помещений в данном перечне не значится.
Собственником помещений в Администрацию был представлен надлежащий пакет документов, предусмотренный п.4.1 Положения, в т.ч. соответствующий всем требованиям проект перепланировки. Кроме того, перепланировка, внешнее оформление фасада и устройство входных групп согласовано со всеми надзорными службами г. Уфы.
Предусмотренных п.5.1 Положения оснований для отказа в согласовании перепланировки у Администрации не имелось.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 24.04.2015 года было установлено право ограниченного пользования (сервитут) помещениями №№6, 14, 15 с оплатой для беспрепятственного прохода и доступа неопределенного круга лиц в нежилые помещения, расположенные на втором этаже здания по ул. Уфимское шоссе, д. 27 сроком на 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 274 ГК РФ, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно выписке из ЕГРП от 07.08.2018г. №02/101/006/2018-9892, сведений об ограничении права ФИО1 сервитутом не имеется.
Иных доказательств ограничения прав ФИО1 на принадлежащие ему на праве собственности помещения, расположенные в здании по ул. Уфимское шоссе, д. 27 не имеется.
Учитывая изложенное суд не находит оснований для признания недействительным решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 16/5 от 30.08.2018 г.
На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату Истцу на основании статьи 104 АПК Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных ООО «БРЮТ Н» требований отказать.
Возвратить ООО «БРЮТ Н» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению №102 от 16.11.2018г. государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Ю.С. Зиганшина