ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-35368/18 от 12.02.2019 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть в порядке упрощенного производства

г. Уфа                                                                          Дело № А07-35368/2018

12 февраля 2019 года

    Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «СКС Ломбард» (ИНН 0273086494, КПП 027601001, ОГРН 11202850016120, 450071, РБ, г. Уфа, ул. Менделеева, 229/1)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (426009, г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24)

об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

ООО «СКС Ломбард» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ЕС04-04/2018-46 АР от 08.11.2018 года, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

В порядке статьи 229 АПК РФ 30.01.2019 года вынесена (подписана) резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Требования ООО «СКС Ломбард» удовлетворены частично. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ЕС04-04/2018-46 АР от 08.11.2018 года изменено, административная санкция по постановлению назначена в виде предупреждения.

В связи с поступлением 06.02.2019 года от Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике заявления о составлении мотивированного решения изготовлено мотивированное решение.

         В обоснование свой позиции заявитель ссылается на то, что в действиях ООО «СКС Ломбард» отсутствуют нарушения действующего законодательства, регулирующие рекламную деятельность. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространённой практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Также, ООО «СКС Ломбард» считает правонарушение может быть квалифицировано в качестве малозначительного. Вывод административного органа о повторности совершенного правонарушения не обоснован. Также, избранная мера ответственности за указанное правонарушение не соответствует тяжести и обстоятельствам нарушения, в связи с чем, ООО «СКС Ломбард» просит заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, поскольку общество относится к категории средних предприятий.

Ответчик заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве, считает оспоренное постановление законным и обоснованным.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил, что в г. Ижевске, пр. Квартальный, д. 86 распространялась следующая информация:

- на фасаде здания посредством горизонтального светового табло в виде бегущей строки распространяется информация следующего содержания: «СКС ЛОМБАРД Деньги под залог ЗОЛОТА ТЕХНИКИ и МЕХА Электроинструментов Игровых приставок Экшен-Камер Тел: 8-909-060-65-68 СКС ЛОМБАРД Деньги под залог АВТО и ПТС Тел: 8-909-060-65-68»;

- на фасаде здания посредством рекламной конструкции распространяется информация следующего содержания: «СКС ГРУППА КОМПАНИЙ ЛОМБАРД ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЬ Деньги под залог: золота техники меха электроинструмента игровых приставок ЭКШН-КАМЕР автомобиля ПТС и + 7(909) 060-65-68»;

на ограждении у входной группы посредством рекламной конструкции в виде растяжек, распространяется информация следующего содержания:

- «СКС ГРУППА КОМПАНИЙ ЛОМБАРД ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ меха золота техники электроинструмента игровых приставок ЭКШН-КАМЕР 10 % СКИДКА ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ www.sks-lombard.ru +7(909)060-65-68»;

- на ограждении у входной группы посредством рекламной конструкции в виде растяжек, распространяется информация следующего содержания:

- «СКС ГРУППА КОМПАНИЙ ЛОМБАРД ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ меха золота техники электроинструмента игровых приставок ЭКШН-КАМЕР 5 % скидка в комиссионном магазине www.sks-lombard.ru+ 7(909)060-65-68».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая нормы гражданского законодательства Российской Федерации (статья 455 Гражданского кодекса Российской Федерации) объектом рекламирования может выступать товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Рассматриваемая информация адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. Объектом рекламирования являются услуги по предоставлению денежных средств под залог. Данные услуги можно индивидуализировать (выделить среди подобных услуг) оказываются определенным лицом - ломбардом «СКС Ломбард».

Таким образом, рассматриваемая информация направлена на формирование и поддержание интереса к финансовым услугам - займам под залог, оказываемым ООО «СКС Ломбард», следовательно, является рекламой данных услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 года «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с «бегущей строкой» или подсветкой.

Вместе с тем, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как конструкции, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям могу быть отнесены стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона). Данная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № Ф08-3927/2016, № 304-АД16-10641, Ф09-8770/10-С1, Ф09-8680/10-С1, Ф07-08153/2017, № А56-46690/2010).

Так, рассматриваемая рекламная информация: «СКС ГРУППА КОМПАНИЙ ЛОМБАРД ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ меха золота техники электроинструмента игровых приставок ЭКШН-КАМЕР 10 % СКИДКА ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ 7(909)060-65-68» и «СКС ГРУППА КОМПАНИЙ ЛОМБАРД ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ меха золота техники электроинструмента игровых приставок ЭКШН-КАМЕР 10 % СКИДКА ПРИ ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ www.sks-lombard.ru +7(909)060-65-68» размещается по адресу: г. Ижевск, пр. Квартальный, у дома № 86, посредством отдельно-стоящих рекламных конструкций, на ограждениях у входной группы в торговый объект ООО «СКС Ломбард» и не относятся к размещенным в месте нахождения организации и не может быть признана вывеской.

В рассматриваемых рекламных конструкциях содержится информация: «СКС ЛОМБАРД           Деньги под залог ЗОЛОТА ТЕХНИКИ и МЕХА Электроинструментов Игровых приставок Экшен-Камер автомобиля ПТС», а также сведения о предоставлении скидок в комиссионном магазине и при предъявлении пенсионного удостоверения.

Перечисление вещей, которые могут быть заложены при выдаче займа, а также информация о предоставлении скидок преследует цель раскрытия более подробной информации о предоставлении финансовой услуги, что является характеристикой оказываемой услуги, но не указанием на профиль деятельности ломбарда. Кроме того, указанная информация не является обязательной для доведения в силу закона, а направлена на повышение интереса, привлечение внимания именно к финансовым услугам оказываемых непосредственно ООО «СКС Ломбард».

Таким образом, данная информация направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования (займу), а так же к условиям предоставления услуги в том числе к скидкам, на продвижение данной услуги, оказываемой именно ООО «СКС Ломбард» на соответствующем рынке среди иных организаций, предоставляющих аналогичные услуги, следовательно, распространяемая информация преследует рекламные цели и не может быть признана вывеской либо обычаем делового оборота.

Кроме того, в месте нахождения организации ООО «СКС Ломбард» по адресу: г. Ижевск, пр. Квартальный, д. 86, помимо рассматриваемых рекламных конструкций, над входной группой в ломбард, размещалось еще шесть горизонтальных конструкций красного цвета с информацией «Ломбард», которые Удмуртским УФ АС России были признаны вывесками.

На основании изложенного, суд считает состав вменного обществу правонарушения установленным и доказанным.

Довод общества о малозначительности рассматриваемого административного правонарушения судом отклоняется.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Федеральный закон от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» особо регламентирует распространение рекламы финансовых услуг.

В части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

При этом следует учитывать, что установленные законом требования к распространению рекламы финансовых услуг, прежде всего, направлены на защиту населения, с учетом значительного воздействия рекламы на желания, потребности и поведение людей.

ООО «СКС Ломбард» нарушило требования, установленные частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», тем самым создало существенную угрозу общественным отношениям, охраняющим право граждан на получение надлежащей рекламы в целом и рекламы финансовых услуг в частности.

Таким образом, основания для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ООО «СКС Ломбард» от административной ответственности не установлены.

Вместе с тем, суд считает, что оспоренное постановление подлежит изменению в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 данной статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Возражая на доводы общества в этой части ответчик указывает на то, что при назначении наказания должностным лицом Удмуртского УФАС России, рассматривающим дело № ЕС04-04/2018-46АР, учитывался факт привлечения ООО «СКС Ломбард» к административной ответственности за аналогичное правонарушение: постановлением от 30.05.2017 года № ЕС04-04/2017-7АР, а также постановлением от 30.05.2017 года № ЕС04-04/2017-11АР, ООО «СКС Ломбард» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде предупреждений.

Вместе с тем, Удмуртским УФАС России не учитывается следующее.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление поделу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из материалов дела, копии постановлений № ЕС04-04/2017-7АР, № ЕС04-04/2017-11АР были получены 09.06.2017 года. В судебном порядке данные постановления обжалованы не были и вступили в законную силу 20.06.2017 года.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Таким образом, на день вынесения оспоренного постановления 08.11.2018 года ООО «СКС Ломбард» считается не подвергнутым ранее административному наказанию.

Из материалов дела не следует фактов причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не следует наличие имущественного ущерба.

Критерии отнесения предприятий к категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Заявителем представлены доказательства того, что общество соответствует критериям отнесения к субъектам среднего предпринимательства, а именно представлена выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно торой такие сведения внесены в Реестр 01.08.2016 года (л.д. 46).

Согласно ч. 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение об его изменении.

На основании вышеизложенного учитывая отсутствие данных о фактах привлечения ООО «СКС Ломбард» ранее к административной ответственности, суд полагает возможным применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ в отношении субъекта среднего предпринимательства ООО «СКС Ломбард» и заменить примененное к нему наказание на предупреждение.

При изложенных обстоятельствах постановление административного органа подлежит изменению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «СКС Ломбард» (ИНН 0273086494, КПП 027601001, ОГРН 11202850016120, 450071, РБ, г. Уфа, ул. Менделеева, 229/1) требования удовлетворить частично.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (426009, г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ЕС04-04/2018-46 АР от 08.11.2018 года изменить, административную санкцию по постановлению назначить в виде предупреждения.

Решение подлежит немедленному исполнению.

По заявлению лица, участвующего в деле, может быть составлено мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение 15 дней со дня принятия решения через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          К.В. Валеев