ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-36208/18 от 21.02.2019 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                               Дело № А07-36208/18

05 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.02.2019г.

Полный текст решения изготовлен 05.03.2019г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Решетникова С. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Латыповой Е.Ф., рассмотрев дело по иску

Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан (ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147)

к ООО «Красный ключ" (ИНН 0239003882, ОГРН 1020200881744)

третье лицо индивидуальный предприниматель Демидов Д.А.

о взыскании задолженности по экологическому сбору в сумме 191 815,60 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Габдрашитов Р.И. по доверенности №5 от 09.01.2019г., от ответчика: Назарова Е.В. по доверенности №29 от 09.01.2019г.,

УСТАНОВИЛ:

         В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан (далее Управление) с заявлением о взыскании с  Общества с ограниченной ответственностью «Красный ключ» (далее Общество) задолженности по экологическому сбору в сумме 191 815,60 руб.

Как следует из материалов дела, Управлением в ходе контроля за выполнением нормативов утилизации отходов и проверки достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от используемых товаров (далее отчет), в соответствии с п.13 постановления Правительства РФ от 08.12.2015г. №1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» в адрес ответчика было направлено письмо от 22.12.2017г. о необходимости представления документов, подтверждающих утилизацию отходов в количестве 49900 кг, указанных по позиции «Бутылки, бутыли, флаконы и аналогичные изделий из пластмасс код ОКПД 22.22.14.000».

В связи с тем, что Обществом ответ на письмо Управления, а также каких-либо документов не представило, Управление пришло к выводу о необходимости уплаты экологического сбора в размере 202 797,91 руб., исходя из количества отходов от использования товаров, в том числе, упаковки, по позиции «бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделий из пластмасс код ОКПД 22.22.14.000» - 52 757 кг.

В связи с тем, что Обществом экологический сбор в сумме 10 982,31 руб. оплачен, Управлением в адрес Общества направлено требование об уплате задолженности по экологическому сбору в сумме 191 815,60 руб.

В связи с тем, что Обществом в добровольном порядке задолженность не оплачена, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «Красный ключ» задолженности по уплате экологического сбора в сумме 191 815,60 руб.

Ответчик согласно предоставленному отзыву просит в удовлетворении заявленных Управлением требований отказать, поскольку при сдаче Отчета об утилизации за 2016 год к указанному отчету были приложены все  подтверждающие утилизацию документы.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующих оснований.

         Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон №89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

         В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

         Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п.2 ст.19 Федерального закона №89-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 24.2 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Согласно пункту 3 названной статьи производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

На основании пункта 7 рассматриваемой статьи производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Федерального закона №89-ФЗ.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (п.4 ст.24.2 Федерального закона №89-ФЗ).

Пунктами 1, 2 статьи 24.5 Федерального закона №89-ФЗ определено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Федерального закона №89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N1073 утверждены Правила взимания экологического сбора (далее  Правила).

Согласно пункту 3 названных Правил, взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Уплата экологического сбора осуществляется плательщиком путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе (пункт 4 Правил).

         В соответствии с пунктом 10 Правил в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 «О порядке взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в котором осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы:

а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Из материалов дела следует, что Общество 28.03.2017г. сдало «отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2016 год».

Пунктом 14 Правил установлено, что проверка правильности исчисления суммы экологического сбора осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 3 месяцев со дня представления документов, указанных в пункте 10 Правил.

В силу пункта 15 Правил территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверяют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты экологического сбора, а также обоснованность его исчисления на основании представленных плательщиком информации, полученной в установленном порядке при декларировании плательщиками количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров (в том числе упаковки таких товаров), и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Управлением в адрес Общества было направлено письмо об устранении замечаний по Отчету (№04-01/124 от 02.06.2017г.).

04 июля 2017 года Обществом в адрес Управления направлен исправленный Отчет, а также документы, подтверждающие утилизацию отходов: договор №01/01/2016 от 01.01.2016г. на утилизацию отходов, заключенный с индивидуальным предпринимателем Демидовым Д.А., Акт утилизации отходов от 31.03.2016г., Акт утилизации отходов от 10.06.2016г., Акт утилизации отходов от 31.03.2016г., Акт утилизации отходов от 30.12.2016г.

Согласно актам утилизации отходов Общество передало в 2016 году на утилизацию 49 900,00  кг отходов полиэтиленовой тары (код отхода по ФККО 3 34 110 04 51 5, группа товаров изделия пластмассовые).

Управлением в адрес предпринимателя Демидова Д.А. был направлен запрос от 09.11.2017г. №04-04/146 о подтверждении оказания услуг по утилизации отходов ООО «Красный Ключ», а также о сообщении примененного метода утилизации отходов ООО «Красный Ключ» и предоставлении копии документа на положительное заключение государственной экологической экспертизы на технологию утилизации данных отходов.

В связи с непредставлением предпринимателем Демидовым Д.А. ответа на запрос от 09.11.2017г. №04-04/146, Управление пришло к выводу о не подтверждении факта утилизации отходов. В связи с чем, в адрес Общества направлено письмо от 29.12.2017г. №04-01/340 о необходимости представления достоверных документов, подтверждающих факт оказания услуг по утилизации отходов.

На основании пункта 25 Правил в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.

20.02.2018г. Управлением в адрес Общества направлено требование №04-01/42 об уплате задолженности по экологическому сбору в размере 191 815,60 руб.

Вместе с тем, Обществом отчет об утилизации отходов за 2016 год сдан в Управление 28.03.2017г., 04.07.2017г. в адрес Управление направлен уточненный Отчет. Отчет был представлен своевременно с приложением документов, подтверждающих утилизацию отходов; экологический сбор также уплачен своевременно. Доказательств иного не представлено, то обстоятельство что по запросу Управления в адрес предпринимателя Демидова Д.А. не получен ответ не является основанием для непринятия представленного Обществом отчета с приложенными к нему документами подтверждающими факт утилизации отходов.

Направление Управлением в адрес Общества требования о предоставлении документов в декабре 2017 года, то есть по истечение пяти месяцев с момента предоставления Обществом скорректированного Отчета,  противоречит требованиям  постановления Правительства РФ от 08.12.2015г. №1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров».

В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле,  должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается  в обоснование своих требований и возражений.

Заявителем в нарушение требований ст.65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих правомерность доначисления экологического сбора в сумме 191 815,60 руб., а также опровергающих доводы ответчика о сдаче отходов на утилизацию предпринимателю Демидову Д.А.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении требований  Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан (ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147) отказать.

  Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru

Судья                                                                 С.А. Решетников