ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-3707/09 от 18.05.2009 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

25 мая 2009г. Дело № А07- 3707 / 2009

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2009 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2009 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Давлеткуловой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Давлеткуловой Г.А. ,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»

К Федеральной таможенной службе Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня

О признании недействительным решения

с участием в заседании:

представителя заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 02-01/292985 от 16.12.08 г.;

представителя ответчика: ФИО2 –должностное лицо правового отдела по дов. № 01-14/12539 от 02.10.08 г.

ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральной таможенной службе Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня о признании недействительным решения Башкортостанской таможни , оформленное письмом № 01-14/1641 от 09.02.09 года об отказе в возврате таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций и обязании возвратить заявителю ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» излишне уплаченные таможенные сборы в размере 11 292 000 рублей.

Налоговый орган с требованиями заявителя не согласен, в удовлетворении заявления просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (далее Общество) в 2005г., 2006г. вывезло с таможенной территории РФ товар, произведя его таможенное оформление в порядке периодического временного декларирования в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ. При подаче временных деклараций в количестве 128 штук (приложение № 1) Общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление вывезенного товара в сумме 11 292 000 руб. путем удержания таможней денежных средств из авансовых платежей Общества, что подтверждается: информацией, содержащейся в декларациях, а именно: ссылкой во временной таможенной декларации в графе В (подробности подсчета) вид 10 на платежное поручение как доказательство оплаты сбора; актами сверок взаимозачетов ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» с Салаватским таможенным постом Башкортостанской таможни: № 22 за октябрь 2005г., № 23 за ноябрь 2005г., № 24 за декабрь 2005г., № 25 за январь 2006г., № 26 за февраль 2006г., № 27 за март 2006г., № 28 за апрель 2006г., № 29 за май 2006г., № 30 за июнь 2006г., № 31 за июль 2006г., № 32 за август 2006г., № 33 за сентябрь 2006г.

После вывоза заявленных на экспорт товаров Общество в 2006г. в соответствии с п. 2 ст. 138 ТК РФ подало полные периодические таможенные декларации в количестве 128 штук (приложение № 1), по которым таможня из авансовых платежей Общества удержала таможенные сборы в размере 11 292 000 руб., что подтверждается: информацией, содержащейся в декларациях, а именно: ссылкой в полной таможенной декларации в графе В (подробности подсчета) вид 10 на платежное поручение как доказательство оплаты сбора, а также платежными поручениями (приложение №1), на обороте которых таможней подтверждается списание сумм таможенных сборов по таможенным декларациям; актами сверок взаимозачетов ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» с Салаватским таможенным постом Башкортостанской таможни: № 26 за февраль 2006г., № 27 за март 2006г., № 28 за апрель 2006г., № 29 за май 2006г., № 30
 за июнь 2006г., № 31 за июль 2006г., № 32 за август 2006г., № 33 за сентябрь 2006г., № 34 за октябрь 2006г., № 35 за ноябрь 2006г., № 36 за декабрь 2006г.
  Посчитав, что у Общества отсутствует обязанность по уплате таможенных сборов по полным таможенным декларациям, Общество письмом №022-3164 от 04.02.09г. обратилось в таможенный орган, руководствуясь ст.355, ст. 357.8 ТК РФ, с заявлением о возврате денежных средств № 022-3104 от 04.02.2009г. в размере 11 292 000 рублей.

Таможня письмом № 01-14/1641 от 09.02.09г. отказала Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, указав на отсутствие правовых оснований, а именно: сослалось на указания ФТС РФ (письмо №01-11/41807 от 08.10.08г.) - «....возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности».

Суд считает вышеуказанное письмо таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов незаконным по следующим основаниям.

Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 Таможенного кодекса Российской Федерации за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В соответствии со ст. 357.1, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7, п. 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Как указано в пункте 1 статьи 60 ТК РФ, таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи Кодекса таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Таким образом, подача декларантом как временных, так и полных таможенных деклараций производится в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению вывоза одного и того же товара, поэтому подача таких деклараций не может рассматриваться как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование. При применении временного таможенного декларирования возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта). Следовательно, поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации и при подаче полной декларации повторно взиматься не могут.

Указанную выше позицию поддержал Президиум ВАС РФ в своем Постановлении № 4574/08 от 08.07.2008г, указав следующее: «...уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках нериодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной декларации».

Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

В соответствии со ст. 357.1, п. 1 ст. 357.6, подп. 1 п. 1 ст. 357.7, п. 1 ст. 357.10 Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

В силу п. 1 ст. 60 Кодекса таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (п. 2 ст. 60 Кодекса).

Согласно ст. 138 Кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Применив названные нормы права в их системном толковании и во взаимосвязи, суд считает, что подача декларантом как временных, так и полных таможенных деклараций производится в рамках единого комплекса отношений по таможенному оформлению вывоза одного и того же товара, поэтому подача таких деклараций не может рассматриваться как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование. При применении временного таможенного декларирования возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта). Следовательно, поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации и при подаче постоянной декларации повторно взиматься не могут.

Суд считает необходимым также отметить, что по смыслу п. 1 ст. 137 Кодекса применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.

В ходе разрешения спора по настоящему делу судом установлено, материалами дела подтверждается и таможенным органом не оспаривается, что при временном декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере.

При таких обстоятельствах суд признает недействительным оспариваемое решение таможенного органа и, руководствуясь п. 1 ст. 357.8, ст. 355 Кодекса, возлогает на него обязанность произвести возврат обществу суммы таможенных сборов, удержанных за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций, в размере 11292 руб.

Ссылка представителей таможенного органа на п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" в обоснование довода о правомерности оспариваемого обществом решения является несостоятельной, поскольку положения данного пункта предусматривают лишь необходимость оплаты таможенного сбора в размере 500 руб. за таможенное оформление при подаче повторной таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима.

Подача же полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, так как она таковой не является.

Из вышеуказанного следует, что Общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товара при представлении временных таможенных деклараций и после убытия товара Обществом поданы постоянные таможенные декларации на товар, выпущенный по временным декларациям, и уплаченные таможенные сборы при предъявлении постоянных деклараций уплачены повторно, в связи с чем они являются излишне уплаченными, то есть подлежащими возврату.

С учётом изложенного, заявленные требования ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.37 п. 1 НК РФ, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 67960 рублей подлежит взысканию со стороны в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» подлежат удовлетворению.

Признать недействительным решение Башкортостанской таможни , оформленное письмом № 01-14/1641 от 09.02.09 года об отказе в возврате таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических таможенных деклараций.

Обязать возвратить заявителю ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» излишне уплаченные таможенные сборы в размере 11 292 000 рублей.

Взыскать с Федеральной таможенной службы Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня в пользу Открытого Акционерного Общества «Салаватнефтеоргсинтез» государственную пошлину в размере 67960 рублей.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Г.А. Давлеткулова