ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-3709/2014
23 декабря 2015
Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2015
Полный текст решения изготовлен 23.12.2015
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Абдуллиной Э.Р. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Я.З. ,рассмотрев дело по заявлению
ООО "Урал-Контракт" (ОГРН <***>);
ООО "Гефест"( ОГРН <***>)
ИП ФИО1
ИП ФИО2 (ОГРНИП <***>)
ИП ФИО3 (ОГРНИП <***>)
Заинтересованные лица:
1.Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ( ОГРН <***>)
2.Администрация ГО г.Уфа Республики Башкортостан
3.Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан (в настоящее время - Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан)
Третье лицо:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан
о признании отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:010320:276 незаконным, обязании подготовить проект договора купли - продажи.
При участии в судебном заседании:
От заявителей: не явились, извещены в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
Заинтересованные лица:
От Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан : ФИО4, доверенность от 12.03.2015 г., удостоверение.
От Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан: ФИО5, доверенность от 27.08.2015 г., паспорт.
От Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан: ФИО5, доверенность от 29.07.2015 г., паспорт.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан - не явились, извещены в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
ООО "Урал-Контракт", ООО "Гефест", ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3 обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:010320:276 незаконным, обязании подготовить проект купли - продажи.
В ходе судебного разбирательства заявители неоднократно уточняли исковые требования, согласно последнего уточнения от 18.11.2014г., принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.3, л.д.93): заявители просят признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении в собственность земельного участка за плату 02:55:0103120:276, площадью 8538 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...> и обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:0103120:276 в собственность заявителей.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Администрация ГО г.Уфа Республики Башкортостан, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан (судом установлено и принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение наименования управления, в настоящее время - Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан.
В ходе судебного разбирательства УЗИО Администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан (с учетом переименования) Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан привлечены к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица, исключены из числа третьих лиц по делу.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2014 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А07-3712/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2014г. по делу № А07-3712/2014 заявление ООО "Уралстройпромкомплект-Н" удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2014г. решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2014 по делу № А07-3712/2014 отменено.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2015г. постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 по делу № А07-3712/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставлено без изменения, кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью «Уралстройпромкомплект-Н» – без удовлетворения.
Заявители в судебное заседание 16.12.2015., назначенное для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу с возможностью рассмотрения дела по существу, не явились, возражений, ходатайств, заявлений не поступало.
Представители заинтересованных лиц заявленные требования не признают.
Проверив материалы и обстоятельства дела, заслушав представителей заинтересованных лиц, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Урал-Контракт" является собственником нежилого помещения площадью 4390,6 кв.м.(помещения №№11,12,16-21,23-74,1-15,15а,16-38,38а,39-58) с кадастровым номером 02:55:010320:322. Указанное обстоятельство подтверждается разделительным балансом ООО "Новые Окна ХХ1 век"
ФИО1 является собственником помещения площадью 667,2 кв.м. (помещения №№1-10, 133-15) с кадастровым номером02:55:010320:323, указанное обстоятельство подтверждается договором купли – продажи б/н от 14.08.08, свидетельством о ГРП от 25.07.13.
Вышеперечисленные помещения расположены в здании с кадастровым номером 02:55:010320:314.
Общество с ограниченной ответственностью "Гефест" является собственником нежилого помещения (1-15) площадью 587,7 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010320:319, нежилого помещения площадью 10,2 кв.м. на основании решения №1 от 19.05.03, акта приема –передачи от 02.12.03, выписки из протокола№10 от 16.05.03.
ФИО2 и ФИО3 являются собственниками нежилого помещения площадью 518,3 кв.м. с кадастровым номером02:55:010320:320, что подтверждается договором купли – продажи б/н от 26.01.2004.
Вышеперечисленные помещения расположены в здании с кадастровым номером 02:55:010320:311.
Указанные помещения, здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010320:276.
ООО "Урал-Контракт", ООО "Гефест", ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3 обратились с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:010320:276.
Письмом №РЯ-12/20028 от 30.09.2013 МЗИО сослалось на необходимость подтверждения полномочий по распоряжению земельным участком.
Заявители исполнили требования, указанные в письме №РЯ-12/20028 от 30.09.2013, представили документы, подтверждающие полномочия.
29.11.2013 МЗИО РБ направлен проект приказа о предоставлении в собственность за плату земельного участка по ставке 100% от кадастровой стоимости.
27.12.2013 МЗИО РБ письмом №РЯ-14/26716 от 27.12.13 отказало в выкупе земельного участка в связи с тем, что земельные участки частично зарезервированы для муниципальных нужд.
Из представленных документов так же следует, что при подаче заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан, функциями по распоряжению спорным имуществом обладало Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. В процессе рассмотрения дела, с учетом Закона РБ №90-з от 29.04.2014 "О внесении изменений в Закон РБ "О регулировании земельных отношений в РБ", ст. 25.3 Земельного кодекса Российской Федерации, полномочия по распоряжению спорным имуществом перешли к Администрации городского округа город Уфа.
На основании изложенного, заявители обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом № 13493 от 24.06.2014 ответило отказом, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Указанное обстоятельство подтверждается письмом №7-9060/ПР от 04.09.2014, выпиской из правил землепользования, фрагментом плана из карты градостроительного зонирования, выкопировкой из приложения №1 к решению совета о резервировании земельных участков. Решением Совета городского округа города Уфа от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером 02:55:010320:276 частично зарезервирован с целью замещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Из представленных документов так же следует, что земельный участок 02:55:010320:276, в числе прочих (02:55:010320:277, 02:55:010320:275, 02:55:010320:274), образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:010320:16.
Ссылаясь на наличие предусмотренного статьей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка в собственность и нарушение такого права принятием решений об отказе в предоставлении земельного участка, выраженных письмами МЗИО от 27.12.2013 и Администрации от 24.06.2014, заявители обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями, согласно уточнений.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных названным кодексом.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредставления доказательств.
В ходе судебного разбирательства судом изучены кадастровый паспорт земельного участка, план земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права 04АД 664627, 04АД 664628, 02АА190080, 04АД 566788, 04 АД566270, 04АД 675428,04 АД 675429, 04АД 664628, 04АД566788, 04АД566270, письмо №6 от 28.08.13, ответ №РЯ-26716 от 27.12.13, заявления от 22.12.11, письмо №ИА-52/167 от 12.01.12, письмо №12/1 от 11.12.13, ответ №РЯ-14/24259 от 29.11.13 с расчетом цены выкупа земельного участка, соглашение о распределении долей, решение №199 от 14.11.1990, постановление №831 от 13.07.1995, №43 от 14.01.1997, решение №286р от 04.11.1997, протокол учредительного собрания от 04.11.1997, справка, выписка из протокола №10 от 16.05.003, акт приема – передачи от 02.12.13, письмо №7.9511/ПР от 04.10.13, письма №ИА52/168 от 22.12.11, ИШ-14/9508 от 27.06.14, б/н от 05.02.12, ИА-52/167 от 22.12.11, б/н от 22.12.11, распечатка публичной кадастровой карты, решение №32/15 от 23.12.2010, №13493 от 24.06.14, выдержка из приказа №175 от 13.09.2011, 7-9060/ПР от 04.09.14, выписка правил землепользования, фрагмент плана из карты градостроительного зонирования, выкопировка из приложения №1 к решению Совета о резервировании земельных участков, выписка из ЕГРП №01/017/2014-16984 от 11.09.2014, справочная информация по объектам недвижимости, кадастровые паспорта, кадастровые дела.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, (действовавшего в период возникновения спорных отношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В постановлении от 20.07.2004 N 3934/04 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при анализе положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации разъяснил, что если земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением. В случае, если один из собственников помещений в здании обращается с заявлением об оформлении прав на земельный участок единолично, оснований для удовлетворения такого требования не имеется.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволяет сделать вывод о принадлежности каждому из заявителей лишь части нежилых помещений в зданиях, что прямо следует из описания объектов в свидетельствах о государственной регистрации права собственности. Аналогичным образом указанные обстоятельства подтверждаются кадастровыми паспортами помещений и зданий.
Следует отметить, что материалы дела не содержат доказательств, позволяющих установить отсутствие в пределах спорного земельного участка иных объектов недвижимого имущества, собственником которых заявители не являются.
В соответствии с правовым подходом, сформулированном в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, если все собственники расположенных на одном земельном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении неделимого или не разделенного ими земельного участка в собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду, что следует из положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о необходимости обращения в уполномоченный на распоряжение землей орган публичной власти с совместным заявлением.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, (действовавшего в период возникновения спорных отношений), устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Положения ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации в новой редакции устанавливают, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. В числе прочего, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
Аналогичные положения о том, что отчуждению не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов допускается на срок до двадцати лет.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" на срок до 01 января 2015 года были зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложению N 2.
Впоследствии, Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 18.12.2013 N 26/10 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (вместе со "Схемой размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", "Перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель") в решение от 23 декабря 2010 года N 32/15 были внесены изменения и утвержден новый перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Согласно приложению N 2 к названному решению, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010320:16 вошел в состав резервируемых земельных участков в связи с разработкой проекта планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Сведения о частичном резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010320:276 с целью размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, с приложением выкопировки из приложения N 1 к вышеназванному решению приведены в сообщении Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа от 04.09.2014.
Суд так же пришел к выводу, что ссылка МЗИО в письме N РЯ-14/26716 от 27.12.2013 на наличие поступивших в декабре 2011 года обращений не конкретизирована указанием на наличие обращение заявителей по данному делу и кадастровый номер испрашиваемого земельного участка. Указание заявителей в числе лиц, которым адресовано названное письмо, не может свидетельствовать о наличии обращения названного общества с заявлением в 2011 году, поскольку письмо N РЯ-14/26716 от 27.12.2013 представляло собой ответ на обращение (в том числе заявителей) о разъяснении цены выкупа земельных участков N 12/1 от 11.12.2013.
Следует учесть, что обращение заявителей о приобретении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010320:276 в 2011 году исключается постановкой указанного земельного участка на кадастровый учет 11.09.2012.
Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина, связанная с обращением в арбитражный суд с исковым заявлением, подлежит уплате в размерах, определенных статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. ст. 333.18, 333.22, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявителями по данному делу являются 2 юридических лица, 3 гражданина (физических лица). Оплата государственной пошлины произведена заявителями в равных долях, при этом, исходя из положений ст. 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации, с учетом даты обращения в суд, государственная пошлина составила 2000 руб. При подаче заявления заявители оплатили государственную пошлину в общем размере 4000 руб., ООО "Урал-Контракт", в том числе за ООО «Гефест»– 1600 руб., и ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3 – по 800 руб. каждый.
Согласно положениями ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из положений ст. 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе, в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителей в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "Урал-Контракт" (ОГРН <***>), ООО "Гефест"( ОГРН <***>), ИП ФИО1, ИП ФИО2 (ОГРНИП <***>), ИП ФИО3 (ОГРНИП <***>)о признании отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:010320:276 незаконным, обязании подготовить проект договора купли - продажи.
Заявителям выдать справку на возврат госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Э.Р.Абдуллина