ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-3727/08 от 05.05.2007 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

05 мая 2008 года Дело № А07-3727/2008-А-ААР

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2008г.

Решение изготовлено в полном объеме 05 мая 2007г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи А.Р.Аспанова, при ведении протокола судебного заседания судьей А.Р.Аспановым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Башкирская генерирующая компания»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) по Республике Башкортостан

об оспаривании постановления о назначении административного наказания по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 28.09.07 г.;

от ответчика – не явился, надлежаще извещен о месте и времени проведения судебного заседания;

присутствовала ФИО2 специалист ОАО «Башкирской генерирующей компании»

ОАО «Башкирская генерирующая компания» обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ об отмене постановления № 02-04-04 от 26.02.2008 года о назначении административного наказания по ст. 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика не явился. Ответчик требования заявителя не признает, по мотивам, изложенным в отзыве.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, в период с 11 февраля 2008 года по 15 февраля 2008 года проводилась плановая проверка Уфимской ТЭЦ-3 филиала «Башкирская генерирующая компания»» по вопросу соблюдения и исполнения требований водного законодательства. В ходе проверки выявлено, что в нарушение п.п. 11, 16 условий решения о предоставлении водного объекта в пользование № 10 от 09.10.07г., п. 8 лицензии на водопользование УФА 00614 БРЭВХ (за период 2005-2007г.г.), п. 6 ст. 56, п. 6 (1) ст. 60 Водного кодекса РФ от 03.06.06 г. № 74-ФЗ предприятие осуществляло сброс сточных вод в поверхностный водный объект р. Белая с нормативным качеством, превышающим утвержденные решением нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ:

- в 2007 году по 4 показателям. Превышения составили по хлоридам в 1,2 раза, по сульфатам в 2,6 раза, по нефтепродуктам в 1,46 раза, по меди в 6 раз.

- в 2006 году по 3 показателям Превышения составили по сульфатам в 2,59 раза, по нефтепродуктам в 1,5 раза, по меди в 4,8 раза.

По итогам проверки составлен акт проверки № 03-04-02 от 15.02.2008 г., вынесено постановление № 02-04-04 от 26.02.2008 года о назначении ООО «Башкирская генерирующая компания»административного наказания по ст. 7.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.

Заявитель не согласился с вынесенным постановлением и обжаловал его в арбитражный суд.

Арбитражный суд, проверив вынесенное постановление в порядке ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заявитель постановлением Росприроднадзора привлечён к административному наказа­нию по статье 7.6. КоАП РФ, согласно которой самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право поль­зования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

ООО «БГК» осуществляло водопользова­ние на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 10 от 09.10.07г., п. 8 лицензии на водопользование УФА 00614 БРЭВХ (за период 2005-2007г.г.). 2005-2007г.г.),

По ст. 35 Водного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от № 881 до на­стоящего момента не утверждены нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть), которые должны разработать Фе­деральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федераль­ной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на ос­новании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных ве­ществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответ­ствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Поэтому в своей деятельности Уфимская ТЭЦ-3 пользуется РД 153-34.0-02.405-99 «Методические указания по нормированию сбросов загрязняющих веществ со срочными водами тепловых электростанций», утверждённые РАО «ЕЭС России» от 13.09.1999 (срок действия 2000-2010) (далее - РД 153-34.0-02.405-99).

Согласно пп. 2.5 и 2.6 РД 153-34.0-02.405-99 нормативы ПДС используются (включая действующие и расположенные в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения) - для наложения штрафов и предъявления исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства. Нормы качества воды водных объектов (или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм) должны выдержи­ваться в пределах всего водного участка, начиная с контрольного створа, определяемого для рыбохозяйственных целей на водных объектах - не далее 500 м от места отведения сточных вод.

ООО «БГК» получило решение № 10 от 09.10.2007 о предоставлении водного объ­екта в пользование только 22.10.2007. Именно с этого момента установлена предельно до­пустимая концентрация вредных веществ (далее - ПДК) при сбросе сточных вод Уфимской ТЭЦ-3. Инспектором взяты анализы за весь год, а не за период действия решения (октябрь-декабрь 2007 года). По п. 2.7.6. РД 153-34.0-02.405-99 в случае периодического (разового) возрастания концентрации контролируемых примесей в фоне превышение ПДС, вызванное этим изменением фона, не является нарушением нормативов ПДС.

В оспариваемом постановлении Росприроднадзор сослался на нарушение заявителем п.6 ст. 56 и п. 6 (1) ст. 60 Водного кодекса РФ. По п. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточ­ных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и дру­гих опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимо­го воздействия на водные объекты. По п. 6 (1) статьи 60 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопусти­мости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормати­вов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. По статье 1 ВК РФ водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Сброс сточных вод Уфимской ТЭЦ-3 не является эксплуатацией водохозяйственной систе­мой, в понятии статьи 60 Водного кодекса РФ.

Пунктом 3.4. Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 09.10.2007 № 10 установлено, что качество воды в водном объекте в месте водопользования: индекс загрязнённости - 1,56 ед., класс качества воды III - «умеренно-загрязненная». Заявитель сбрасывал воду с индексом загрязненности - 1,05.

Согласно Постановлению о наложении наказания, ст.ст. 56, 60 ВК РФ и ст. 7.6. КоАП РФ по мнению ответчика заявитель нарушил право собственности владельца водоёма путём загрязнения воды в реке Белая, что является неверным. Заявитель сбрасывал воду более чис­тую, чем вода в самой реке Белая.

Более того, сброс сточных вод не превысил предельную концентрацию в самом водном объекте. В соответствии с подпунктом 1 статьи 8 Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных Приказом МПР РФ от 12.12.2007 № 328 нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатывают­ся в случае вида воздействия как привнос химических и взвешенных веществ. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соот­ветствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества самой окружающей среды. Поэтому нарушение по ст. 7.6. КоАП РФ ООО «БГК» вменено быть не может.

Ответчик не представил доказательства сброса сточных вод заявителем в реку Белая с превышением ПДК, т.к. не осуществил экспертизу сточных вод в месте сброса сточных гдд. Ответчик сделал вывод о загрязнении реки Белой по анализам воды в шламонакопителе Уфимской ТЭЦ-3.

Кроме того, по п. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых ра­диоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. По п. 6 (1) статьи 60 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитар­ной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допус­тимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих тре­бованиям технических регламентов.

Таким образом, арбитражный суд установил, что отсутствуют основания для привлечения ОАО «Башкирская генерирующая компания» к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования ОАО «Башкирская генерирующая компания» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) по Республике Башкортостан № 02-04-04 от 26.02.2008.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья А. Р. Аспанов