450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-37653/2019
30 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2021.
Полный текст решения изготовлен 30.04.2021.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Хабибуллиной Ю.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовым В.Ф., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***> от 27.12.2004 года; адрес (место нахождения) юридического лица: 450075, РБ, <...>);
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 33 по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450075, РБ, <...>),
Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан (ИНН <***>, КПП 025701001, ОГРН <***>, 452450, РБ, <...>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***> от 27.12.2004 года; адрес (место нахождения) юридического лица: 450078, РБ, <...>);
Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>; адрес (место нахождения) юридического лица: 450008, РБ, <...>);
1) Признать незаконными действия должностных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан по начислению и передаче в налоговый орган недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) за 2014 год в размере 33578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей;
2) Признать недействительным требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 19.06.2019 № 37313.
3) Признать недействительным требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.08.2019 № 114768.
4) Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан № 22132 от 19.11.2019 о взыскании страховых взносов в сумме 22201,76 рублей и пени по страховым взносам в сумме 6186,42 рублей.
5) Обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан и Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан устранить нарушения законных прав и интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем исключения из карточек расчетов с бюджетом индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) сведений о недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 33578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей на дату их передачи от органа по контролю за уплатой страховых взносов в налоговый орган.
6) Обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>) взысканные страховые взносы в размере 22201,76 рублей и пени по страховым взносам в сумме 6186,42 рублей (с учетом уточнения от 09.12.2020)
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан (далее – МР ИФНС России № 4 по РБ) о признании недействительным требования № 37313 межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 19.06.2019 года; об обязании межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан устранить нарушения законных прав и интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем исключения из КРСБ индивидуального предпринимателя ФИО1 сведений о недоимке в размере 33 578 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2019 года заявление Индивидуального предпринимателя ФИО1 принято, возбуждено производство по делу.
Этим же определением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан и Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 января 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ–УПФ РФ в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан.
Арбитражным судом Республики Башкортостан определением от 04.09.2020 года ГУ–УПФ РФ в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан исключено из состава третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Предпринимателем были представлены уточненные заявления в порядке ст. 49 АПК РФ. Согласно уточненному заявлению от 09.12.2020 предприниматель просит суд: признать незаконными действия должностных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан по начислению и передаче в налоговый орган недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) за 2014 год в размере 33578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей; признать недействительным требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 19.06.2019 № 37313; признать недействительным требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.08.2019 № 114768; признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан № 22132 от 19.11.2019 о взыскании страховых взносов в сумме 22201,76 рублей и пени по страховым взносам в сумме 6186,42 рублей; обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан и Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан устранить нарушения законных прав и интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем исключения из карточек расчетов с бюджетом индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) сведений о недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 33578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей на дату их передачи от органа по контролю за уплатой страховых взносов в налоговый орган; обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>) взысканные страховые взносы в размере 22201,76 рублей и пени по страховым взносам в сумме 6186,42 рублей.
Уточненное заявление судом рассмотрено, принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал с учетом уточненного заявления от 09.12.2020.
Представители налогового органа по требованиям возражают, по доводам, изложенным в отзывах, дополнениях к отзыву и поддержанными представителями в судебном заседании, в удовлетворении требований просит отказать.
Пенсионный фонд по требованиям возражает, по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП <***> от 28.06.2004, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан, в спорный период (2014г.) применял упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, патентную систему налогообложения (ПСН).
Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан с 30.04.2019 осуществляет функции по взысканию задолженности по налогам и иным обязательным платежам на территории Республики Башкортостан.
Как видно из материалов дела, в связи с наличием по сведениям налогового органа в отношении предпринимателя задолженности по состоянию на 19.06.2019 Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации выставила требование № 37313, согласно которому плательщику предложено в срок до 22.07.2019 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 22201,76 руб.
В качестве основания взыскания задолженности указано на невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством, иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации от 16.05.2019 № 002R04190001169. Одновременно отражено, что обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ, пени - ст. 75 НК РФ.
Получив требование от 19.06.2019 № 37313 предприниматель обратился с жалобой в УФНС России по РБ, указав, что обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исполнены в полном объеме, о чем свидетельствует справка № 218235 о состоянии расчетов, выданная налоговым органом по состоянию на 20.02.2019, с указанием переплаты в части оспариваемого вида платежа. В связи с чем предприниматель просил признать недействительным требование № 37313 от 19.06.2019, исключить из КРСБ ФИО1 сведения о задолженности перед бюджетом в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 22201,76 руб.
УФНС России по РБ на указанную жалобу направило предпринимателю ответ от 16.09.2019 № 17-18/18978, которым сообщило, что согласно сальдо расчетов, переданных Пенсионным Фондом Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2017 за ФИО1 числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 22201,76 руб. Указанное обстоятельство явилось для инспекции основанием направления предпринимателю требования от 19.06.2019 № 37313 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей). По доводу заявителя о том, что справка о состоянии расчетов от 20.02.2019 № 218235 свидетельствует об отсутствии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 22201,76 руб. налоговый орган отметил, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, справки о состоянии расчетов, акты сверки, составляемые налоговыми органами, в силу положений налогового законодательства не являются достаточным доказательством об отсутствии задолженности.
Заявлением вх. 19.08.2019 № 2059/05 предприниматель обратился в Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан, ГУ-УПФ РФ в Бирском районе и г. Бирск РБ о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 12143,57 руб. Согласно данному заявлению предпринимателем указано следующее: по УСН в 2016 году получен доход в размере 1415918 руб. и произведены расходы в размере 1214357 руб., т.е. доходы, уменьшенные на величину расходов, составили 201561 руб. Базовая доходность по патентной системе налогообложения за 2016г. составила 1683000 руб. Таким образом, общая сумма дохода в целях определения размера страховых взносов, подлежащих уплате как предпринимателем, не производящим выплаты в пользу физических лиц, составила 1884561 руб. (201561+1683000). Следовательно, сумма дохода, превышающего 300000 руб., составляет 1584561 руб., в связи с чем, страховые взносы в виде 1% (дополнительный платеж) составляют 15845,61 руб. Предприниматель указал, что уплатил дополнительный платеж за 2016 год в размере 27987 руб., излишне уплаченные страховые взносы составили 12143,57 руб.
В ответ на данное заявление ГУ-УПФ РФ в Бирском районе и г. Бирск РБ сообщило предпринимателю, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды переданы налоговым органам. Согласно представленных сведений с УФНС России по РБ от 24.04.2019 были созданы корректирующие РСВ-2 за период 2014-2016г.г. (1% с дохода более 300000 руб.). С учетом уплаченных страховых взносов задолженность по состоянию на 17.05.2019 составила 22201,76 руб. В рамках регулярного обмена начисление за 2014 год Отделением ПФР по РБ в УФНС России по РБ было откорректировано. Указано на то, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Впоследствии предпринимателем получено требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан № 114768 по состоянию на 26.08.2019, согласно которому плательщику предложено в срок до 26.09.2019 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 22201,76 руб., а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 6186,42 руб.
В качестве основания взыскания задолженности указано на невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством, иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации от 16.05.2019 № 002R04190001169. Одновременно отражено, что обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ, пени - ст. 75 НК РФ.
В связи с неисполнением предпринимателем требования от 26.08.2019 № 114768 в добровольном порядке Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан в соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ принято решение от 19.11.2019 № 22132 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), в банках, а также электронных денежных средств на сумму страховых взносов в размере 22201,76 руб., пени 6186,42 руб.
На основании инкассовых поручений от 19.11.2019 № 43601 взысканы страховые взносы на ОПС в размере 22201,76 руб., от 19.11.2019 № 43600 взысканы пени в размере 6186,42 руб.
Не согласившись с требованием от 26.08.2019 № 114768, решением от 19.11.2019 № 22132, предприниматель обратился с жалобами в УФНС России по РБ, на которые УФНС России по РБ направлен ответ от 20.01.2020 исх. № 17-18/01088.
Управление ФНС России по РБ письмом от 20.01.2020 № 17-18/01088 пояснило, что из ОПФ РФ по РБ в Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан 24.05.2019 поступил документ от 16.05.2019 № 002R04190001169, согласно которому за предпринимателем за 2014г. числится задолженность по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 33578 руб., пени в размере 5441,62 руб. Поскольку указанная задолженность в добровольном порядке предпринимателем не погашена, Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан выставлено требование от 26.08.2019 № 114768 об уплате страховых взносов на ОПС в размере 22201,76 руб. (с учетом переплаты по состоянию на 01.01.2017 в размере 11376,24 руб.), пени по страховым взносам на ОПС в размере 6186,42 руб. В связи с неисполнением указанного требования, Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан, принято решение от 19.11.2019 № 22132 о взыскании страховых взносов на ОПС за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. УФНС России по РБ указало, что расчет страховых взносов за периоды, истекших до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР России. При поступлении задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 из органов ПФР России налоговые органы принимают меры взыскания. В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков по состоянию на 01.01.2017 налоговые органы вправе исправить некорретные данные о задолженности по страховым взносам в Карточках «Расчеты с бюджетом» только после поступления уточненных сведений из ПФР России. В случае несогласия с сальдо расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование до 01.01.2017, Управление ФНС России по РБ рекомендовало обратиться в Отделение Фонда пенсионного страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Посчитав действия ГУ-УПФ РФ в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан по начислению и передаче в налоговый орган недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 за 2014 год в размере 33578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей, требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 19.06.2019 № 37313, требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.08.2019 № 114768, решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан № 22132 от 19.11.2019 о взыскании страховых взносов в сумме 22201,76 рублей и пени по страховым взносам в сумме 6186,42 рублей, незаконными, нарушающими его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что территориальным органом ПФР пропущен срок для принудительного взыскания страховых взносов с ИП ФИО1 за 2014 год, передача налоговому органу полномочий по администрированию и как следствие применение мер взыскания соответствующих страховых взносов не влечет продления законодательно установленных сроков и не позволяет налоговому органу применять меры взыскания тех платежей, возможность взыскания которых осталась за пределами установленных сроков, в связи с чем является утраченной. Предприниматель указывает, что Пенсионным фондом и налоговым органом взыскана, по сути, безнадежная ко взысканию недоимка по страховым взносам за 2014г.
Пенсионный фонд указывает, что по плательщику ФИО1. (ИНН <***>) Управлением ФНС РФ по Республике Башкортостан были представлены сведения о доходах за 2014 год в сумме 771354 (УСН) + 112200 (ПСН)=883554 рубля. Территориальным органом ПФР к фиксированному платежу в размере 1 МРОТ сформированы обязательства по страховым взносам в размере = (883554-300000)х 1%=5835,54 рублей. В связи с представлением предпринимателем в августе 2019 года заявления на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды до 2017 года в сумме 12143,57 рублей, органами ПФР и ФНС проведены контрольные мероприятия, в ходе которых УФНС РФ по РБ уточнены сведения по доходам предпринимателя за 2014 год. Уточненные сведения представлены в Отделение ПФР в сумме 77135 (УСН)+3470000 (ПСН)=4241354 рубля. Сумма страховых взносов, исчисленная размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей, составила (4241354-300000)х1%=39413,54 рублей. Уточнение суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2014 год, составило 39413,54-5835,54=33578,00 рублей. В связи с чем Отделением ПФР в предусмотренном порядке вынесено решение о корректировке сумм страховых взносов, подлежащих уплате за 2014 год, и передано в УФНС России по Республике Башкортостан.
Налоговый орган указывает на то, что основанием для направления налогоплательщику требования об уплате страховых взносов от 19.06.2019 № 37313 послужил уточненный расчет Управления ПФ в Бирском районе и г. Бирска РБ от 16.05.2019 № 002R04190001169, который поступил через Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ОПФР по Республике Башкортостан) в Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан. В соответствии с указанным расчетом установлено неисполнение плательщиком обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплаты страховой пенсии за расчетный период истекший до 1 января 2017 года. Информация о расчетах плательщиков страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 принята Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан от ОПФР по Республике Башкортостан с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверена электронной подписью должностного лица ОПФР по Республике Башкортостан. При данных обстоятельствах Межрайонная ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан не вправе самостоятельно изменять сведения о задолженности, принятые от ОПФР по Республике Башкортостан по состоянию на 01.01.2017. Изменения в сведения о расчетах налоговыми органами вносятся только после представления уточненных сведений ОПФР по Республике Башкортостан. При передаче полномочий по администрированию страховых взносов органами Пенсионного фонда налоговым органам, согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ принятое сальдо по страховым взносам (далее - сальдо) посредством электронной выгрузки отражено в базе данных инспекции со сроком уплаты 01.01.2017. Полномочиями по корректировке переданного ОПФР по Республике Башкортостан сальдо налоговые органы не наделены. По электронной выгрузке из ОПФР по Республике Башкортостан от 24.05.2019, по КБК 18210202140060100160, проведена операция «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек со сроком уплаты 01.04.2015, «начислено пени» за 2014 год в сумме 5 441 рубль 62 копейки со сроком уплаты 01.01.2017. По уточненной электронной выгрузке из ОПФР по Республике Башкортостан от 19.06.2019, проведена операция сторно (ошибочная операция от 24.05.2019) «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек, со сроком уплаты 01.04.2015 и проведена операция «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек, со сроком уплаты 01.01.2017. По уточненной электронной выгрузке из ОПФР по Республике Башкортостан от 09.08.2019, проведена операция сторно (ошибочная операция от 19.06.2019) «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек, со сроком уплаты 01.01.2017 и проведена операция «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек, со сроком уплаты 01.01.2017. Учитывая, что сведения из ОПФР по Республике Башкортостан на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 (КБК 18210202140060100160) в Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан поступили с соблюдением требований законодательства, Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан в адрес плательщика направлено требование об уплате страховых взносов от 19.06.2019 № 37313 в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ. Инспекция указывает, что меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. 46,47 НК РФ, в связи с неисполнением требования от 19.06.2019 № 37313 к предпринимателю не применялись. Инспекцией ИП ФИО1 направлено письмо, о том, что требование об уплате страховых взносов от 19.06.2019 № 37313 не подлежит исполнению, таким образом данное требование не нарушает прав и законных интересов заявителя. В связи с предоставлением ОПФ РФ по РБ уточненной информации о задолженности по страховым взносам на ОПС за периоды до 01.01.2017, Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан внесены изменения в КРСБ, в связи с чем в адрес ИП ФИО1 Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан выставлено требование № 114768 от 26.08.2019. Основанием для начисления страховых взносов, указанных в требовании от 19.06.2019 № 37313 и от 26.08.2019 № 114768, явился один и тот же документ от 16.05.2019 № 002R04190001169, поступивший в Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан из ОПФ РФ по РБ, согласно которому за предпринимателем за 2014 год числится задолженность по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды, истекшие в размере 33578 руб. и пени в размере 5441,62 руб.
Относительно требования об исключении из КРСБ индивидуального предпринимателя ФИО1 сведений о недоимке в размере 33578 руб., налоговый орган возражает, указывает, что карточка расчетов с бюджетом - информационный ресурс, который ведут налоговые органы. Здесь отражается состояние расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, а также пеням и штрафам по ним. Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога, сбора, страховых взносов, установленного законодательством о налогах и сборах, страховых взносах. Налоговые органы вносят сведения в КРСБ на основании данных, полученных из ПФР.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 г. утратил силу.
С указанного времени порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 243-ФЗ) налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 250-ФЗ) установлено, что списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации в следующих случаях:
- по основаниям, возникшим до 01.01.2017 и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
- в случае утраты на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу закона № 250-ФЗ.
Таким образом, при наличии вышеуказанных случаев, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 250-ФЗ подлежит применению порядок, установленный Законом № 212-ФЗ и действия по списанию задолженности, которая по состоянию на 01.01.2017 является невозможной ко взысканию, должны осуществляться органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 436-ФЗ) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, согласно части 1 статьи 12 того же Закона – признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 302-ЭС19-10771, от 01.11.2019 № 302-ЭС19-10889).
По плательщику ИП ФИО1 первоначально Управлением ФНС по РБ письмом от 15.06.2015 сведения о доходах за 2014 год были представлены в Пенсионный фонд в сумме 771354 (УСН) + 112200 (ПСН) =883554 руб. Управлением ПФР в Бирском районе и г. Бирск РБ к фиксированному платежу в размере 1 МРОТ сформированы обязательства по страховым взносам в размере 5835,54 руб.=(883554-300000)х1%. Данные обязательства предпринимателем исполнены, сторонами не оспаривается.
В ходе проведения контрольных мероприятий, 24.04.2019 УФНС России по РБ представлены в Пенсионный фонд сведения о доходах предпринимателя за 2014-2016г.г., в т.ч. за 2014 год в сумме 771354 (УСН) + 3470000 (ПСН) =4241354 руб. Сумма страховых взносов, исчисленная размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей, составила (4241354-300000)х1%=39413,54 рублей. Уточнение суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2014 год, составило 39413,54-5835,54=33578,00 рублей. На указанную недоимку начислены пени в размере 5541,62 руб. Согласно представленных сведений с УФНС России по РБ от 24.04.2019 были созданы корректирующие РСВ-2 за период 2014-2016г.г. (1% с дохода более 300000 руб.) С учетом уплаченных страховых взносов задолженность по состоянию на 17.05.2019 составила 22201,76 руб. Начисление за 2014г. Пенсионным Фондом в УФНС России по РБ откорректировано и передано в УФНС России по Республике Башкортостан. По электронной выгрузке из ОПФР по Республике Башкортостан от 24.05.2019, по КБК 18210202140060100160, налоговым органом проведена операция «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек со сроком уплаты 01.04.2015, «начислено пени» за 2014 год в сумме 5 441 рубль 62 копейки со сроком уплаты 01.01.2017. По уточненной электронной выгрузке из ОПФР по Республике Башкортостан от 19.06.2019, проведена операция сторно (ошибочная операция от 24.05.2019) «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек, со сроком уплаты 01.04.2015 и проведена операция «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек, со сроком уплаты 01.01.2017. По уточненной электронной выгрузке из ОПФР по Республике Башкортостан от 09.08.2019, проведена операция сторно (ошибочная операция от 19.06.2019) «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек, со сроком уплаты 01.01.2017 и проведена операция «начислено по расчету» за 2014 год в сумме 33 578 рублей 00 копеек, со сроком уплаты 01.01.2017.
При таких обстоятельствах, указанная недоимка по страховым взносам в размере 33578 руб. и пени в размере 5441,62 руб. должны быть признаны Пенсионным фондом безнадежными ко взысканию и списаны до передачи в налоговый орган, а, следовательно, действия Пенсионного фонда по передаче указанных сумм недоимки и пени в налоговый орган противоречат действующему законодательству.
Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан выставила предпринимателю требование № 37313 на 19.06.2019, согласно которому плательщику предложено в срок до 22.07.2019 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 22201,76 руб. (с учетом имеющейся переплаты по состоянию на 01.01.2017 в размере 11376,24 руб.).
В дальнейшем, Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан было выставлено налогоплательщику требование № 114768 от 26.08.2019, в связи с неисполнением которого вынесено решение № 22132 от 19.11.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), в банках, а также электронных денежных средств на сумму страховых взносов в размере 22201,76 руб., пени 6186,42 руб.
На основании инкассовых поручений от 19.11.2019 № 43601 взысканы страховые взносы на ОПС в размере 22 201,76 руб., от 19.11.2019 № 43600 взысканы пени в размере 6 186,42 руб.
Как установлено судом выше, недоимка по страховым взносам в сумме 33578 руб. и пени в сумме 5441,62 руб. не должны были передаваться Пенсионным фондом в налоговую инспекцию, так как должны быть признаны безнадежными ко взысканию и списаны. Налоговый орган, в свою очередь, не принял мер по списанию указанных сумм, а продолжил взыскание, в нарушение положений законодательства, дополнительно исчислив пени в сумме 6186,42 руб. за период с 02.01.2017 по 25.08.2019, выставив требование № 114768 от 26.08.2019 и приняв решение № 22132 от 19.11.2019. Таким образом, требование № 114768 от 26.08.2019 и решение № 22132 от 19.11.2019, являются незаконными.
В отношении заявленного предпринимателем требования об оспаривании выставленного Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 19.06.2019 № 37313 суд приходит к следующему.
Основанием для начисления страховых взносов, указанных в требовании от 19.06.2019 № 37313 и от 26.08.2019 № 114768, явился один и тот же документ от 16.05.2019 № 002R04190001169, поступивший в Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан из ОПФ РФ по РБ, согласно которому за предпринимателем за 2014 год числится задолженность по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды, истекшие в размере 33578 руб. и пени в размере 5441,62 руб.
Инспекцией ИП ФИО1 направлено письмо от 08.12.2019 № 07-18/07114 о том, в связи с предоставлением ПФ РФ 09.08.2019 уточненной информации о задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2017, Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан внесены изменения в карточки "Расчетов с бюджетом" и требование от 19.06.2019 № 37313 не подлежит исполнению.
При этом меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. 46,47 НК РФ, в связи с неисполнением требования от 19.06.2019 № 37313 к заявителю не применялись. Обратного материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, оспариваемое требование от 19.06.2019 № 37313 не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения требований предпринимателя в указанной части отсутствуют.
Довод налогового органа о прекращении производства по делу в части оспаривания предпринимателем требования от 19.06.2019 № 37313 подлежит отклонению, поскольку предприниматель не отказался от заявленных требований в указанной части, оснований для прекращения производства по делу части оспаривания требования от 19.06.2019 № 37313, в порядке, установленном статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Довод налогового органа об оставлении заявления в части оспаривания решения № 22132 от 19.11.2019 и требования о возврате взысканных страховых взносов в размере 22201,76 руб. и пени в сумме 6186,42 руб. без рассмотрения в связи с несоблюдением предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора судом отклоняется, поскольку не обоснован, опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Предприниматель обращался с жалобами на требование № 114768 от 26.08.2019 и решение № 22132 от 19.11.2019, на которые поступил ответ УФНС России по РБ, изложенный в письме от 20.01.2020 № 17-18/01088.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При удовлетворении требований заявителя способ восстановления нарушенного права определяется судом.
Поскольку налоговым органом спорные денежные суммы - страховые взносы в размере 22 201 рубль 76 копеек и пени по страховым взносам в сумме 6 186 рублей 42 копейки, были взысканы с предпринимателя, в качестве способа восстановления нарушенного права арбитражный суд считает необходимым возложить на налоговый орган обязанность возвратить ИП ФИО1 взысканные страховые взносы в сумме 22 201 рубль 76 копеек, пени в сумме 6 186 рублей 42 копейки.
Заявитель также просит обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан и Межрайонную ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан устранить нарушения законных прав и интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем исключения из карточек расчетов с бюджетом индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) сведений о недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 33578 рублей и пени в размере 5441,62 рублей на дату их передачи от органа по контролю за уплатой страховых взносов в налоговый орган.
Полномочия по ведению КРСБ, в том числе функции по зачету и возврату излишне взысканных сумм осуществляется инспекцией по месту учета налогоплательщика – в данном случае Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан.
Карточка расчета с бюджетом ведется налоговым органом самостоятельно, не порождает для налогоплательщика негативных последствий.
Карточка расчетов с бюджетом отражает состояние расчетов с бюджетом налогоплательщика, недоимка сторнируется, по решению суда, в случае признания задолженности безнадежной ко взысканию; в случае вступления в силу соответствующего Закона; в случае ликвидации организации.
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части, в соответствии с положениями ч. 8 ст. 201 АПК РФ, указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для указания в резолютивной части решения на обязанность налогового органа вносить изменения в карточку "Расчетов с бюджетом".
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия должностных лиц Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан по начислению и передаче в налоговый орган недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) за 2014 год в размере 33 578 рублей и пени в размере 5 441 рубль 62 копейки.
Признать недействительными требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.08.2019 № 114768, решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан № 22132 от 19.11.2019.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>) взысканные страховые взносы в размере 22 201 рубль 76 копеек и пени по страховым взносам в сумме 6 186 рублей 42 копейки.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бирском районе и городе Бирск Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) судебные расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) судебные расходы по государственной пошлине в размере 600 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Ю. Р. Хабибуллина