ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-3778/10 от 04.05.2010 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа Дело № А07-3778/2010

07 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 мая 2010 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Крыловой И.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Крыловой И.Н.
 рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Газпром трансгаз Уфа»

к Межрайонной ИФНС России № 36 по Республике Башкортостан

об обязании возвратить сумму излишне взысканного штрафа в размере 209023,40 руб., выплатить проценты в размере 65541,96 руб..

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 03.12.2009г.; ФИО2, представитель, доверенность от 18.01.2010г.

от ответчика – ФИО3, представитель, доверенность от 10.02.2010г.

ООО «Газпром трансгаз Уфа» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной Инспекция ФНС Российской Федерации №36 по Республике Башкортостан об обязании возвратить сумму излишне взысканного штрафа в размере 209023,40 руб., выплатить проценты в размере 65541,96 руб. (с учетом уточнения заявленных требований от 04 мая 2010 года).

Ответчик представил отзыв, в котором заявленные требования не признал.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд установил, Межрайонной ИФНС по КН №2 проведена выездная налоговая проверка ООО «Баштрансгаз» по соблюдению налогового законодательства за период 2004-2005 годы.

По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 30.03.2007 года №039/53-14 о привлечении ООО «Баштрансгаз» (с 24.01.2008 года переименовано в ООО «Газпром трансгаз Уфа» согласно устава, решения участника, представленным в материалы дела) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислены регулярные платежи за пользование недрами в сумме 1045117,00 руб. и налоговые санкции в виде штрафа в размере 209023,40 руб.

На основании данного решения налогоплательщику направлено требование № 9а по состоянию на 28.04.2007 года об уплате доначисленной суммы штрафа.

Межрайонной инспекцией ФНС №36 по Республике Башкортостан в лицевом счете Общества произведено начисление указанной суммы штрафа, что подтверждается выпиской операций по расчету с бюджетом с 01.01.2005 года по 22.09.2009 года.

Письмом от 07.05.2007 года № 08/2779 Заявитель обратился к Ответчику о проведении зачета суммы штрафа из имеющейся переплаты по регулярным платежам.

Налоговым органом произведен зачет суммы штрафа в размере 209023,40 рублей, что подтверждается извещением от 10.05.2007 года №8066 о принятом налоговым органом решении о зачете №11073 от 10.05.2007 года.

Заявитель, не согласившись с вынесенным решением инспекции, обжаловал его в арбитражный суд, в том числе о признании недействительным решения налогового органа в части начисления регулярных платежей за пользование недрами в сумме 1045117 рублей и налоговых санкций в виде штрафа в размере 209023,40 рублей.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 ноября 2007 года по делу №А40-32368/07-76-142 Заявителю в указанной части отказано в удовлетворении требований. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2008 года и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2008 года решение оставлено без изменения.

Постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.02.2009 года №11295/08 судебные акты в указанной части отменены, решение инспекции от 30.03.2007 года №039/53-14 признано недействительным в части доначисления регулярных платежей за пользование недрами, соответствующих пеней и штрафа. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

В силу изложенного Заявитель полагает, у него возникло право на возврат излишне взысканного штрафа в сумме 209023,40 рублей с начислением процентов.

Факт переплаты по штрафу в размере 209023,40 рублей подтверждается актом сверки расчетов №3821 за период с 01.01.2009 года по 31.10.2009 года. Обратного налоговым органом в силу статьи 65 АПК РФ не доказано.

10 ноября 2009 года Заявитель обратился к ответчику с письмом №08/5960 о возврате излишне взысканного штрафа в сумме 209023,40 рублей.

В ответ на данное обращение налоговый орган вынес решение от 08.12.2009 года №2413 об отказе в осуществлении возврата переплаты по штрафу со ссылкой на пропуск трехлетнего срока.

При этом, Ответчиком не учтено следующее.

Согласно ст. 21, 79 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных налогов и пеней.

Налоговые органы в силу подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение.

На основании ст. 69, 70, 101 Кодекса и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.12.2005 года №503-О разъяснил, что если зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно п. 4 ст. 69 Кодекса указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела взыскание в форме зачета осуществлено налоговым органом на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и выставленного в соответствии с ним требования.

Поскольку осуществление зачета при установленных обстоятельствах является принудительным взысканием спорной суммы, порядок ее возврата регулируется статьей 79 Кодекса.

В соответствии с положениями ст. 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. При этом проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 года №503-О указано, что федеральный законодатель, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе, злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 5 ст. 79 Кодекса, предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

Судом установлено, что решение инспекции, согласно которому налогоплательщику доначислена спорная сумма штрафа признано недействительным вступившим в законную силу судебным актом; факт излишнего взыскания спорной суммы документально подтвержден.

Согласно двустороннему акту совместной сверки расчетов № 3821 за период с 01.01.2009 года по 31.10.2009 года (на момент обращения Заявителя с письмом о возврате) у Заявителя имеется переплата по штрафу в сумме 209023,40 рублей. Обратного налоговым органом в силу статьи 65 АПК РФ не доказано.

Расчет суммы процентов (том№1 лист дела №79), представленный налогоплательщиком, проверен судом. Расчет составлен арифметически верно, в соответствии с требованиями законодательства. Размер заявленных процентов инспекцией не оспаривается.

Довод налогового органа о пропуске трехлетнего срока судом отклоняется по следующим основаниям. Исковое заявление о возврате суммы излишне взысканного штрафа, уплате процентов может быть подано в суд в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Заявитель узнал об излишнем взыскании штрафа 10 февраля 2009 года (с момента принятия Постановления Высшим Арбитражным Судом РФ о признании решения инспекции недействительным). Таким образом, трехлетний срок Заявителем не пропущен.

На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на Ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования ООО «Газпром трансгаз Уфа» удовлетворить.

Обязать Межрайонную ИФНС России №36 по Республике Башкортостан возвратить ООО «Газпром трансгаз Уфа» сумму штрафа в размере 209023 рубля 40 копеек.

Обязать Межрайонную ИФНС России №36 по Республике Башкортостан выплатить ООО «Газпром трансгаз Уфа» сумму процентов в размере 65541 рубль 96 копеек.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №36 по Республике Башкортостан в пользу ООО «Газпром трансгаз Уфа» судебные расходы по государственной пошлине в размере 10491 рубль 31 копейка.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья И.Н.Крылова