ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-3851/2021 от 04.10.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                       Дело № А07-3851/2021

08 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2021 г. Полный текст решения изготовлен 08.10.2021 г.

Арбитражный  суд Республики Башкортостан в составе судьи Напольской Н.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ганиевой Р.Р., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Индивидуального предпринимателя Искендерова Вюсала Фаррух оглы (ИНН  165715107721, ОГРН   318028000077290)

к Администрации городского округа г. Нефтекамск РБ (ИНН 0264053189, ОГРН 1050203277662)

Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан

третье лицо: Управление Росреестра по Республике Башкортостан

о признании бездействия Администрации ГО г. Нефтекамск РБ по заключению договора купли-продажи о выкупе земельного участка в размере 50% от кадастровой стоимости площадью 3179 кв. м, расположенного по адресу: РБ, г. Нефтекамск, примерно в 40 метрах по направлению на северо-восток от объекта по ул. Парковая, д. 19 незаконным, об обязании заключить договор купли-продажи  земельного участка

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ялашев Д.И., доверенность 09.12.2019, оригинал диплома о высшем юридическом образовании, паспорт;

от иных лиц: не явились, извещены, подключение к онлайн – заседанию  не представляется возможным в связи с техническими неполадками

  27.11.2020 Индивидуальный предприниматель Искендеров Вюсал Фаррух оглы обратился в Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа г. Нефтекамск РБ о признании незаконным бездействия по заключению договора купли-продажи о выкупе земельного участка в размере 50% от кадастровой стоимости площадью 3179 кв. м расположенного по адресу: РБ, г. Нефтекамск, примерно в 40 метрах по направлению на северо-восток от объекта по ул. Парковая, д. 19 с кадастровым номером 02:66:010110:253; обязании заключить с Искендеровым Вюсалом Фаррух оглы договор купли-продажи земельного участка площадью 3179 кв. м, расположенного по адресу: РБ, г. Нефтекамск, примерно в 40 метрах по направлению на северо-восток от объекта по ул. Парковая, д. 19, с кадастровым номером 02:66:010110:253 в размере 50% от кадастровой стоимости, установленной решением Верховного суда Республики Башкортостан от 02 февраля 2017 года по делу № 3-75/2017.

Определением Нефтекамского городского суда РБ от 09.12.2020 заявление принято к производству суда.

Определением Нефтекамского городского суда РБ от 22.01.2021 гражданское дело передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Башкортостан, поступило в арбитражный суд 24.02.2021, определением от 02.03.2021 принято к производству.

Определением суда от 15.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

23.06.2021 от Администрации поступило ходатайство, согласно которому в соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.

В настоящее время принят Закон Республики Башкортостан от 02 ноября 2020 года № 319-з «О внесении изменений в ст. 101 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», согласно которому с 2021 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, передаются от органов местного самоуправления органам государственной власти Республики Башкортостан.

Согласно соглашению от 02.03.2021 «О передаче Администрацией городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан прав и обязанностей по договорам и соглашениям в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан передает, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принимает на себя права и обязанности, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании вышеизложенного Администрация просит приобщить к материалам дела соглашение от 02.03.2021.

Определением от 28.06.2021 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

В судебное заседание 28.06.2021 заявителем представлено ходатайство о вызове в качестве свидетеля Гурбанова С.Р. для подтверждения факта того, что заявитель приходил в администрацию с вопросом относительно заключения договора.

Суд, рассмотрев ходатайство, отказал в его удовлетворении, о чем 28.06.2021 оглашено протокольное определение.

24.08.2021 заявитель уточнил заявленные требования с учетом изменившегося субъектного состава спора, просит признать бездействие Администрации городского округа г. Нефтекамск по заключению договора купли-продажи о выкупе земельного участка в размере 50% от кадастровой стоимости площадью 3179 кв. м, расположенного по адресу: РБ, г. Нефтекамск, примерно в 40 метрах по направлению на северо-восток от объекта по ул. Парковая, д. 19, с кадастровым номером 02:66:010110:253 незаконным; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить с Искендеровым Вюсалом Фаррух оглы договор купли- продажи земельного участка площадью 3179 кв. м, расположенного по адресу: г. Нефтекамск, примерно в 40 метрах по направлению на северо-восток от объекта по ул. Парковая, д. 19, с кадастровым номером 02:66:010110:253, в размере 50% от кадастровой стоимости, установленной решением Верховного суда Республики Башкортостан от 02.02.2017 по делу № 3-75/2017 (т. 2, л. д. 75 - 76).

Уточнение судом принято в  порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

25.08.2021 от Администрации ГО г. Нефтекамск РБ поступило заявление о пропуске истцом срока на обжалование бездействия, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит применить последствия пропуска срока и отказать в удовлетворении заявленных требований (т. 2, л. д. 71).

Определением от 25.08.2021 Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Нефтекамску исключен из состава третьих лиц в связи с прекращением деятельности в форме реорганизации в виде присоединения к Министерству земельных и  имущественных отношений Республики Башкортстан (т. 2, л. д. 77 - 85, 86 - 90). В этом же судебном заседании 25.08.2021 представитель заявителя пояснил, что рассрочку для приобретения земельного участка не просит, расчет заявитель готов произвести единовременно. 

На заявление Администрации о пропуске срока на обжалование бездействия, заявителем поданы следующие письменные пояснения.

05.12.2017 заявитель обратился в Администрацию городского округа г. Нефтекамск с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:253 в размере 50% от кадастровой стоимости, то есть стоимости, установленной Кадастровой палатой по Республике Башкортостан 22.11.2017 во исполнение решения Верховного суда Республики Башкортостан от 02.02.2017 № 3-75/2017 по земельному участку с кадастровым номером 02:66:010110:253.

В последующем заявитель неоднократно обращался в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Нефтекамску, где интересовался, когда будет готов договор купли-продажи земельного участка, на что представитель КУС по г. Нефтекамску отвечал, что заявление находится работе. Каких-либо письменный документов заявитель не получал.

В последующем от знакомых заявитель узнал, что можно приобрести данный земельный участок в рассрочку сроком на 3 года с первоначальным взносом не менее 30% стоимости земельного участка по договору (п. 5 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года № 629 «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках»).

Поскольку каких-либо извещений в письменном, либо устном виде о том, что Администрация городского округа города Нефтекамск готова продать земельный участок и что подготовлен договор-купли продажи земельного участка, не поступило, ИП Искендеров В.Ф. в дополнение к заявлению от 05.12.2017 о выкупе земельного участка 20.06.2018 подал заявление с просьбой предоставить рассрочку на 2 года с ежемесячными платежами по оплате вышеуказанного земельного участка с первоначальным взносом в размере 30% от выкупной стоимости, что подтверждается входящим штампом Администрации городского округа город Нефтекамск.

После этого заявитель вновь неоднократно обращался в КУС по г. Нефтекамск, чтобы узнать результат рассмотрения заявлений, на что представитель КУС по г. Нефтекамску отвечал, что заявления находятся на рассмотрении.

В конце сентября в средствах массовой информации, а затем и на сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в разделе «Новости», обнаружена публикация от 12.09.2020, в которой говорилось о том, что подготовлен законопроект о распоряжении неразграниченными землями Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Далее на сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в разделе «Новости» заявителем установлено, что 30.10.2020 Госсобранием-Курултая Республики Башкортостан принят закон «О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», который перераспределил полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления в части предоставления земель, государственная собственность на которые не разграничена.

17.11.2020 заявитель совместно с Адаевым Анаром Агабала оглы явился в КУС по г. Нефтекамску, где на вопрос о том, когда будет принято решение по заявлениям о выкупе земельного участка, представитель КУС по г. Нефтекамску пояснил, что по заявлениям от 05.12.2017 и 20.06.2018 земельный участок в собственность передан быть не может, поскольку полномочия по распоряжению земельными участками передаются в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Как утверждает заявитель, именно в ходе данного разговора, то есть с 17.11.2020 ему стало известно о нарушении своих прав, в связи с чем срок на подачу заявления о признании бездействия считает не пропущенным и о его восстановлении не ходатайствует. 

Представитель заявителя подал ходатайство о допросе в качестве свидетеля Адаева Анара Агабала оглы.

Судом ходатайство удовлетворено, в судебном заседании 08.09.2021 Адаев А.А. (гражданин Республики Азербайджан) был допрошен в качестве свидетеля, при этом сам свидетель пояснил, что русским языком владеет, услуги переводчика ему не требуются, уголовно-правовые последствия свидетелю разъяснены, о чем отобрана расписка.

Судом и представителем истца заданы вопросы свидетелю, свидетель дал пояснения об обстоятельствах посещения здания Комитета совместно с заявителем (был вместе с заявителем, вместе зашли в здание Комитета, в коридоре встретили девушку с документами, к которой заявитель обратился с вопросом о готовности документов на земельный участок, на что ему был дан ответ, что полномочия передаются и договор подготовлен быть не может), фамилию, должность указанного лица назвать затруднился, как выглядит данное лицо, также не помнит.

27.09.2021 от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, с требованиями не согласны по ранее представленным доводам.

27.09.2021 от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан  поступило ходатайство об участии в судебном заседании–онлайн. Ходатайство одобрено, но подключение к онлайн – заседанию  не представилось возможным в связи с техническими неполадками.

Заявитель в дальнейшем уточнил заявленные требования, пояснил, что

Представитель заявителя представил  запрашиваемые выписки на объекты, пояснил, что не заявляет о восстановлении пропущенного срока на обжалование, считает, что срок на обжалование следует исчислять с 17.11.2020, т.е. он не пропущен, поскольку заявление было направлено в районный суд уже 27.11.2020.  

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия заинтересованных лиц, третьего лица.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителя заявителя, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, № 6134к от 02.10.2017 ИП Искендеров В.Ф. является арендатором земельного участка, расположенного в городе Нефтекамск Республики Башкортостан, примерно в 40 метрах по направлению на северо-восток от объекта по ул. Парковая, д. 19, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 3179 кв. м с кадастровым номером 02:66:010110:253, предоставленный в целях использования общественного питания и развлечения (для проектирования и строительства детского кафе( (т. 1, л. д. 16 - 19).

Согласно п. 3.1 срок договора установлен с 02.06.2017 по 02.06.2066.

02.02.2017 Верховным судом Республики Башкортостан в рамках дела  № 3-75/2017 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:253 площадью 3179 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования и строительства детского кафе, равная рыночной стоимости в размере 3 823 000 рублей по состоянию на 01.06.2014 года.

16.11.2017 заявитель обратился в филиал Кадастровой палаты по РБ о внесении изменений по учету кадастровой стоимости земельного участка, на что пришел ответ от 24.11.2017 №10570 о том, что 22.11.2017 во исполнение решения Верховного суда Республики Башкортостан от 02.02.2017 по делу № 3-75/2017 внесены соответствующие изменения.

Кроме того, на основании договора купли-продажи от 20.10.2016 заявитель является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 02:66:010110:291, назначение: здание (нежилое здание), 3-х этажный (в том числе подземная 1), общая площадь 2098 кв. м., адрес Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Парковая, д. 12, запись регистрации 02-04Л11 3-04/313/003/2016-9068/2 от 07.11.2016, которое расположено на вышеуказанном участке с кадастровым номером 02:66:010110:253 площадью 3179 кв. м (т. 1, л. д. 15).

05.12.2017 на основании ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предприниматель обратился в Администрацию городского округа г. Нефтекамск с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка (т. 1, л. д. 14).

В дополнение к заявлению от 05.12.2017 о выкупе земельного участка 20.06.2018 заявитель просил предоставить рассрочку на 2 года с ежемесячными платежами по оплате вышеуказанного земельного участка с первоначальным взносом в размере 30% от выкупной стоимости (т. 1, л. д. 131).

Ссылаясь на то, что ответ на указанное обращение не получен, заявитель в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании бездействия заинтересованных лиц незаконным.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в  их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что  основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Предметом спора в настоящем деле является в том числе бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непредоставлении ответа на обращения заявителя о предоставлении земельного участка в собственность.

Согласно абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Таким образом, бездействие имеет место, когда соответствующим органом или должностным лицом в установленный срок не исполнены возложенные на них законом или иным нормативным правовым актом обязанности.

Указанное постановление Пленума ВС РФ утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36, однако суд считает возможным применить к рассматриваемому спору вышеуказанное разъяснение понятия «бездействие», которое существовало и продолжает существовать.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Положения части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации связывают начало течения трехмесячного срока на обжалование ненормативного правового акта с одним единственным моментом - днем, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.12.2017 на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ предприниматель обратился в Администрацию городского округа г. Нефтекамск с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:253 (т. 1, л. д. 14).

20.06.2018 заявитель в дополнение к заявлению от 05.12.2017 просил предоставить рассрочку на 2 года с ежемесячными платежами по оплате вышеуказанного земельного участка с первоначальным взносом в размере 30% от выкупной стоимости (т. 1, л. д. 131).

Статьей 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 названного Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.                       

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.   

Пунктом 5 названной вышеназванной статьи Земельного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли - продажи (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.

Таким образом, то или иное действие должно было быть совершено уполномоченным органом в течение 30 дней с даты соответствующего обращения заявителя.

ИП Искендеров В.Ф., действуя с должной степенью осмотрительности, являясь лицом, заинтересованным в заключении договора купли-продажи конкретного земельного участка, должен был осознавать факт бездействия уполномоченного органа, которым в данном случае являлась Администрация, с момента, когда истек установленный законом срок на получение ответов на обращения от 05.12.2017, 20/21.06.2018.

Доводы заявителя о неоднократном обращении в администрацию в пределах установленного срока 3-месячного срока на обжалование заявителем документально не подтверждены. Представитель также не привел разумного обоснования, по каким причинам заявитель после истечения предусмотренного законом 30-дневного срока на ответ предпочел те или иные устные обращения, а не обращение в течение 3 месяцев в суд с соответствующим заявлением.

Свидетель Адаев Анар Агабала оглы в судебном заседании пояснил, что в октябре 2020 года находился вместе с заявителем, вместе они зашли в здание Комитета, в коридоре встретили девушку с документами, к которой заявитель обратился с вопросом о готовности документов на земельный участок, на что ему был дан ответ, что полномочия передаются и договор подготовлен быть не может, фамилию, должность указанного лица назвать затруднился, как выглядит данное лицо, также не помнит.

К данным показаниям свидетеля суд относится критически и не усматривает оснований для исчисления срока на обжалование бездействия именно с этого момента (октябрь - ноябрь 2020 года), поскольку, как указывалось выше, бездействие наступило по истечении 30 дней с момента истечения срока рассмотрения заявления (в данном случае  с 21 июля 2018 года). Кроме того, из показаний свидетеля усматривается расхождение в датах обращения (заявитель указывал, что обратился в Комитет 17.11.2020, свидетель указал, что данный факт был в октябре 2020 года).

Более того, из показаний свидетеля следует, что общение заявителя и неизвестной девушки с документами было в коридоре, должностное положение указанного лица не устанавливалось.  При таких обстоятельствах у суда отсутствует возможность сделать однозначный вывод о том, что заявитель в здании Комитета обращался именно к уполномоченному лицу органа местного самоуправления.

Иной подход, а именно исчисление срока на обжалование бездействия с момента, когда заявитель получил ответ от неустановленного лица в коридоре органа местного самоуправления в октябре – ноябре 2020 года, при том, что повторное заявление было подано в июне 2018 года, приведет к произвольному определению и необоснованному продлению такого срока, которые будут зависеть исключительно от субъективных действий самого заявителя.

Принимая во внимание даты обращения заявителя с заявлением о выкупе, которые имели место в 2017 и 2018 году, дату обращения с иском в суд общей юрисдикции (согласно почтовому штампу на конверте 27.11.2020),  суд приходит к выводу о пропуске заявителем 3-месячного срока на обжалование бездействия, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу частей 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О указано, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Из изложенного следует, что суд в судебном заседании обязан проверить соблюдение заявителем трехмесячного срока для подачи заявления в арбитражный суд. В случае, если будет установлено, что заявитель пропустил срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уважительные причины для восстановления указанного срока не указаны, суд вправе отказать в удовлетворении заявления по этим мотивам.

Из материалов дела следует, что сам заявитель считал срок не пропущенным и ходатайство о восстановлении срока на обжалование бездействия заявителем/его представителем не заявлялось.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2006 № 16228/05 пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

При этом суд  отмечает, что заявитель не лишен возможности повторного обращения в уполномоченный орган   с соответствующим заявлением о выкупе земельного участка.

Расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Индивидуального предпринимателя Искендерова Вюсала Фаррух оглы (ИНН  165715107721, ОГРН   318028000077290) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                    Н.Е. Напольская