ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-3864/2014
15 сентября 2014
Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2014
Полный текст решения изготовлен 15.09.2014
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Абдуллиной Э.Р. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Миграновой Г.Р. , рассмотрев дело по иску
ООО "Рубин" ( ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ (ОГРН: <***>)
третье лицо:
Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
о признании отказа в государственной сделки по договору незаконным, обязании произвести государственную регистрацию сделки
при участии в судебном заседании:
От заявителя: ФИО1 дов. № б/н от 30.05.2014 г.
От заинтересованного лица: ФИО2, дов 213-19 от 24.02.2014, паспорт,
ФИО3 дов.№ 176 от 22.07.14, паспорт
ООО "Рубин" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБо признании отказа в государственной регистрации сделки по договору незаконным, обязании произвести государственную регистрацию сделки.
Представитель заявителя исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель заявителя требования поддерживает в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица требования не признает.
От третьего лица поступил отзыв, в котором третье лицо поддерживает позицию истца.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с договором аренды земельного участка №4742к от 25.07.2013, заявителю ООО "Рубин" был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:66:010110:11, площадью 17292 кв.м., расположенный по адресу <...> для использования в целях размещения объектов культурно- досуговой деятельности, сроком с 27.05.2013 по 27.05.2018.
Договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Башкортостан в установленном законом порядке 13.08.2013, о чем на договоре имеется отметка регистрирующего органа.
Дополнительным соглашением №1 20.11.2013, далее – дополнительное соглашение, стороны – участники договора аренды № 4742к от 25.07.2013 заключили дополнительное соглашение к договору аренды № №4742к от 25.07.2013, в котором изменили предмет договора, заменив земельный участок с кадастровым номером 02:66:010110:11 на 2 земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 02:66:010110:240, площадью 14472 кв.м., расположенный по адресу <...>; земельный участок с кадастровым номером 02:66:010110:239, площадью 2820 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г.Нефтекамск, в 200м. по направлению на запад от объекта по пр.Комсомольскому, д.25
Указанное дополнительное соглашение было представлено на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Республике Башкортостан, однако, уведомлением № 13/038 /2013-948 от 12.12.2013 государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды по делу правоустанавливающих документов 02:66:010110:11 приостановлено в связи с возникновением у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации, а именно в подлинности и достоверности указанных сведений в постановлении главы Администрации городского округа город Нефтекамск № 4346 от 15.11.2013, изменения №1 к договору аренды № 4742 от 25.07.2013.
Сообщением №13/038/2013-948 от 17.01.2014 регистрирующий орган отказал заявителю в государственной регистрации в связи с тем, что дополнительное соглашение составлено без учета ограничений, указанных в п. 2.2.2 договора №4742к от 25.07.2013, в связи с несоответствием дополнительного соглашения п.3 ст. 11.2, абз. 6 п.4 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 11, 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полагая данный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с данным заявлением
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Договор аренды земельного участка №4742к от 25.07.2013 содержит все существенные условия, по которым сторонами достигнуто соглашение, соответствует требованиям закона о форме и содержании, подписан сторонами, зарегистрирован в установленном законом порядке, никем не оспорен, не признан недействительным, оснований полагать о незаключенности либо ничтожности договора у суда не имеется.
Свидетельством о государственной регистрации подтверждается надлежащая регистрация договора аренды
Поскольку исследуемый договор №4742к от 25.07.2013 содержит все существенные условия договора, по которым сторонами достигнуто соглашение, соответствует требованиям закона о форме и содержании, подписан сторонами, оснований полагать о незаключенности либо ничтожности договора у суда не имеется.
Из постановления №1734 от 27.05.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:66:010110:11 предоставлен заявителю в аренду для размещения объектов культурно – досуговой деятельности.
Постановлением № 4346 от 15.11.2013 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:66:010110, образуемых путем разделения земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:11. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:ЗУ1, 14472 кв.м., расположенного по адресу <...>, определенное как «для размещения объектов культурно – досуговой деятельности» оставлено без изменений. Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:ЗУ2, площадью 2820 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Нефтекамск, в 200м. по направлению на запад от объекта по пр.Комсомольскому, д.25 изменено с «для размещения объектов культурно – досуговой деятельности» на «для проектирования и строительства административного здания».
Постановление № 4346 от 15.11.2013 никем не оспорено, не признано недействительным.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:11 от 28.05.2014 следует, что разрешенное использование земельного участка установлено: «для размещения объектов культурно – досуговой деятельности».
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:240 от 28.05.2014 следует, что разрешенное использование земельного участка установлено: «для размещения объектов культурно – досуговой деятельности».
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:239 от 20.11.2013 следует, что разрешенное использование земельного участка установлено: для проектирования и строительства административного здания».
Из представленных документов следует, что отдел по Краснокамскому району и городу Нефтекамск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан обращалось в Инспекцию государственного строительного надзора Республики Башкортостан по вопросу установления правомерности изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:239.
Из ответа № 02/07/0072 от 17.01.2014 Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан следует, что в полномочия последнего не входит контроль за соблюдением органами местного самоуправления земельного законодательства. Копия ответа направлена руководителю антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Из материалов дела так же следует, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу № А-31/15-14 Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан признана нарушившей часть 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:239.
В ходе судебного разбирательства судом изучены так же договор № 2981 от 19.03.2013, протокол №17 от 01.02.2013, письма Администрации №313-18-6328 от 13.12.2013, прокуратуры г.Нефтекамска от 12.12.2013, от 17.03.2013, технический паспорт здания и сооружения парка культуры и отдыха, материалы регистрационного дела 02:66:010110:11, справка по осмотру земельного участка от 04.09.2014.
Оценив представленные в материалы дела доказательства относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе Правила землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Нефтекамск от 25.07.2013г. № 3-15/06, суд считает заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно п.1 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее «Правила») п.1.3.16 устанавливает «Собственники, землепользователи, владельцы, арендаторы объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и менять вид или виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон при условии соблюдения требований технических регламентов (вплоть до вступления в установленном порядке в силу нормативных технических документов в части не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу РФ).
Пунктом 3.1.4. Раздела 3.1. Главы 3 Правил установлено, что в случаях, если физические и юридические лица хотят выбрать вид использования из числа условно разрешенных настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны, необходимо получение разрешения, предоставляемого главой Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан в порядке, установленном настощями Правилами, в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 4.5. Главы 4 Раздела 3 Правил в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом.
В соответствии с Правилами указанный земельный участок относится к зоне «Р-1» - зона зеленых насаждений общего пользования объектов активного отдыха (парки, скверы). Одним из основных разрешенных видов использования данной территориальной зоны является: административные здания (п. 14.2. таблицы «Кодовое обозначение территориальной зоны»).
Согласно пункту 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 11.4-11.7 названного Кодекса.
В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования мим (пункт 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, изменение вида разрешенного использования вновь образуемых земельных участков не означает предоставления земельного участка для строительства.
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6-9 статьи 1, части 1,3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса РФ). Изменение разрешенного использования изменяет права на использование земельного участка, но не является действием по предоставлению земельного участка.
Судом также учтено, что администрацией г.Нефтекамск согласовано внесение изменений в договор № 4742к от 25.07.2013г. в пределах своей компетенции, на основании действующего постановления № 4346 от 15.11.2013.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой органа местного самоуправления.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 названного закона установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу абзацев 3, 4 пункта 1 статьи 13 указанного Закона, в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав.
В рассматриваемой ситуации основанием для проведения регистрационных действий послужило оформление дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка №4742к от 25.07.2013. Оформление дополнительного соглашения к договору произведено на основании постановления № 4346 от 15.11.2013 Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
Доказательств нарушения органом местного самоуправления порядка предоставления земельного участка ответчику в материалы дела не представлено.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по делу № А-31/15-14 свидетельствует о нарушении Администрацией городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выдаче предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, передаче материалов дела в Башкортостанский УФАС России для принятия мер административного реагирования.
Постановление № 4346 от 15.11.2013 Администрации городского округа город Нефтекамск "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:66:010110 и внесением изменений в договор аренды с ООО «Рубин» № 4742к», не отменено и не признано недействительным в установленном законом порядке, является действующим правовым актом.
Доказательств обратному сторонами в материалы дела не представлено.
Частью 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации регламентировано, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом. По результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственный регистратор должен установить, что форма, содержание и результат сделки являются законными (или незаконными). В этом заключается проверка сделки на предмет ее соответствия действующему законодательству.
Поскольку таких оснований Управлением Росреестра не выявлено, указывая заявителю на недопустимость оформления дополнительного соглашения к договору аренды Управление Росреестра фактически вышло за рамки установленной статьями 9, 13, 17 Закона о государственной регистрации правовой экспертизы документов (проверки законности сделки и юридической силы правоустанавливающих документов).
Оспоренный в настоящем деле отказ регистратора основан на абзаца четыре пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, согласно которым в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Установление несоответствия представленных на регистрацию документов положениям п. 3 ст. 11.2, абз.6 п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч 11, 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации не относятся ни к форме, ни к содержанию спорного дополнительного соглашения, представленного в управление в качестве основания для регистрации, поэтому регистратор не вправе был подвергать проверке наличие или отсутствие этих условий. Статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельства, указанные в п.3ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены к компетенции исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, установленных законодательством.
Обстоятельства по данному делу под такие случаи не подпадают.
Аналогичным образом, установление несоответствия представленных на регистрацию документов положениям ч. 11, 12 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации не относятся ни к форме, ни к содержанию спорного дополнительного соглашения, представленного в управление в качестве основания для регистрации, поэтому регистратор не вправе был подвергать проверке наличие или отсутствие этих условий
Таким образом, у регистратора не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору.
В соответствии с правовой позицией относительно компетенции органа осуществляющего государственную регистрацию, выраженной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.07.2011 N 1018/11, Управление Росреестра не имеет правовых оснований самостоятельно делать вывод о том, что постановление № 4346 от 15.11.2013, на основании которого заключено спорное дополнительное соглашение, издано с нарушением действующего законодательства.
Принимая во внимание, что договор аренды земельного участка №4742к от 25.07.2013 подлежал государственной регистрации и был в установленном порядке зарегистрирован, в силу требований статьей 131, 433, 452, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации суд полагает, что дополнительное соглашение, как неотъемлемая часть договора, подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Рубин" (ОГРН: <***>) удовлетворить.
Признать сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан № 13/038/203-948 от 17.01.2014г. об отказе в государственной регистрации сделки по делу правоустанавливающих документов № 02:66:010110:11 – незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения № 1 от 20.11.2013г. к договору аренды земельного участка № №4742к от 25.07.2013г. по делу правоустанавливающих документов № 02:66:010110:11 в десяти дневный срок со дня вступления решения в законную силу..
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ (ОГРН <***>) в пользу ООО "Рубин" ( ОГРН: <***>) судебные расходы по госпошлине в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья Э.Р.Абдуллина