АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-387/08-А-РМФ
16 апреля 2008г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Раянова М.Ф.
при ведении протокола судебного заседания судьей Раяновым М.Ф.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
МРИ ФНС РФ №11 по РБ (заявитель)
К ФГОУ «Белебеевский техникум механизации и электрофикации сельского хозяйства» (техникум, ответчик), Федеральному агентству по образованию (субсидиарный ответчик),
о взыскании 5 471 979 руб. 95 коп.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 28.03.2008г., ФИО2,
от ответчика (техникум): ФИО3, директор, ФИО4, представитель по доверенности.
От субсидиарного ответчика: не явились.
МРИ ФНС РФ №11 по РБ обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании 5 471 979, 95 руб. задолженности по налогам и пени с ФГОУ «Белебеевский техникум механизации и электрофикации сельского хозяйства» и Федерального агентства по образованию, как учредителя налогоплательщика.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнял требования и с учетом уточнений просит взыскать 3 796 214, 51 руб. задолженности, в том числе:
- земельный налог по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 ст.394 НК РФ, в сумме 127 284 руб., пени 18 637, 56 руб.;
- пени по земельному налогу по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 ст.394 НК РФ, в сумме 21 291, 67 руб.;
- единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС в сумме 25 715 руб., пени 5 601, 04 руб.;
- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 46 585, 49 руб.;
- водный налог в сумме 8 966 руб., пени 2 751, 10 руб.;
- налог на имущество организаций, не входящих в ЕСГ (ОКАТО 80209828000) в сумме 478 823 руб., пени 72 059, 50 руб.;
- налог на имущество организаций, не входящих в ЕСГ (ОКАТО 80405000000) в сумме 470 981, 23 руб., пени 194 203, 27 руб.;
- пени по НДС в размере 8 564, 51 руб.;
- НДС в сумме 1 097 249 руб., пени 255 183, 24 руб.;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 7 079 руб., пени 2 654, 95 руб.;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ в сумме 23 654 руб., пени 8 898, 63 руб.;
- единый социальный налог, зачисляемый в ФСС в сумме 69 393 руб., пени 17 109, 21 руб.;
- единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС в сумме 55 861руб., пени 17 481, 58 руб.;
- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 586 121 руб., пени в сумме 174 066, 53 руб.
ФГОУ «Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» согласен с суммой иска в размере 145 010 руб., в остальной части иска просит отказать.
ФГОУ «Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» представил встречное исковое заявление о взыскании с МРИ ФНС РФ №11 по РБ 129 189, 47 руб. уплаченных налогов и пени.
В ходе судебного разбирательства техникум отказался от встречных требований, просит производство по делу в данной части прекратить.
Отказ от встречного иска не противоречит закону, принят судом, в данной части производство по делу подлежит прекращению.
В части требований инспекции в отношении техникума иск подлежит удовлетворению частично, в отношении субсидиарного ответчика заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п.3 ст. 46 НК РФ заявление налогового органа о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявитель не представил каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд, в ходе судебного заседания пояснил, что таковых не имеется.
В силу данных обстоятельств заявленные требования могут быть удовлетворены лишь в части сумм, по которым не истек шестимесячный срок для обращения в суд.
Норма статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, то есть право начисления пеней связано с неуплатой или неполной уплатой налога.
На основании пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Следовательно, пеня является дополнительным платежом по отношению к суммам налога, подлежащего уплате в бюджет, и возможность взыскания пеней зависит от возможности принудительного взыскания основной суммы задолженности по налогам и сборам. При утрате возможности принудительного взыскания задолженности по налогам утрачивается возможность взыскания и производных от сумм недоимок дополнительных платежей в виде пеней.
Основанием для формирования сумм определяющих цену иска служат таблицы расчетов пени, которые самостоятельным основанием для взыскания сумм пени быть не могут. В силу п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с п.1,2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
«Как определено п.19 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса», в тех случаях, когда в состав исковых требований налогового органа включено требование о взыскании пеней и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка не погашена налогоплательщиком, истец в праве увеличить размер исковых требований в части взыскания пеней.
В данном случае досудебный порядок урегулирования спора по этому вопросу состоит в направлении налоговым органом требования об уплате пеней.
В требовании об уплате пеней, направленном налогоплательщику, налоговый орган обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату, с которой они начисляются, ставку пеней, т.е. сведения, позволяющие налогоплательщику убедится в обоснованности их начисления» (постановление Президиума ВАС РФ №6618/06 от 17.10.2006г.)
Расчет суммы пени не в требовании – дополнительное доказательство обоснованности сумм указанных в требовании. Налоговым органом суммы пени определяются в таблицах расчета и не соответствуют, направленным налогоплательщику требованиям. Практически все искомые суммы пени больше, чем определенные требованиями. Это указывает на нарушение закона (ст. 45,69 НК РФ) - попытку принудительного взыскания без направления требований, что не соответствует закону.
Приложенные к иску требования, направлявшиеся налогоплательщику с предложением уплатить пени, не соответствуют ст. 69 НК РФ. В требованиях отсутствуют суммы недоимки, на которые начисляются пени, пени, указываются общей суммой на всю задолженность налогоплательщика, в том числе и на задолженность срок взыскания по которой истек, период образования недоимок не указывается.
В представленных суду таблицах расчетов пени нельзя с достоверностью установить суммы, поскольку отсутствуют периоды образования недоимок и связь с предъявлявшимися налогоплательщику требованиями. В расчетах учитываются суммы, не подлежащие взысканию, обеспечение которых взысканием сумм пени противоречит Налоговому кодексу (ст.75).
Из материалов дела, расчетов налогового органа невозможно выделить сумму пени, по которой предъявлено требование об уплате налогоплательщику, не истек срок для взыскания суммы пени и соблюдено условие, что указанная сумма пени начислена на недоимку, по которой не истек срок для предъявления ко взысканию.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о несоблюдении налоговым органом требований ст. 69 НК РФ при выставлении требований об уплате налога (пени) и несоблюдения таким образом, установленного порядка взыскания задолженности по налогам (в части сумм пени), недоказанности наличия у налогоплательщика установленной налоговым законодательством обязанности по уплате сумм пени.
Пункт 1 уточненных требований (земельный налог по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 ст.394 НК РФ, в сумме 127 284 руб., пени 18 637, 56 руб.).
Согласно расчета по налогам, предъявленного суду налоговым органом, сумма земельного налога (127284руб.) состоит из 63642 руб.(требование от 16.08.06 №4827) и 63642руб. (требование от 15.02.07 №78). По обеим суммам срок, предусмотренный п.3 ст.46 НК РФ истек. Пени начислены на суммы недоимки возможность взыскания которой утрачена.
На основании изложенного в данной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
По пункту 2 уточненных исковых требований (пени по земельному налогу по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 ст.394 НК РФ, в сумме 21 291, 67 руб.) .
Анализ соответствия расчета сумм пени и направленных налогоплательщику требований показывает, что в требованиях сумма пени составляет 10497,58руб., а предъявленная по расчету 21291,67руб. В тоже время и в требованиях пени начисляется без указания недоимки (тр.№49728), периода начисления и сразу на несколько сумм (тр.№13259), что не позволяет определить правильность предъявляемых сумм.
Последнее требование о взыскании пени датировано 05.10.07 (№ 13259) – в расчете пени начислено и за октябрь – декабрь 2007г.
Срок для взыскания недоимок, кроме 47943руб. (тр.№17130 и 13730) истек. По требованию от 05.10.07 №13259 пени начислены на три суммы, без указания периода, в том числе и на не существующие обязательства.
Сумма пени на задолженность 47 943 руб. определена налоговым органом в расчете (л.д.86-87, том 5) в размере 862 руб. 89 коп.
Указанная сумма подлежит взысканию, в остальной части по данному пункту исковые требования подлежат отклонению.
По п.3 уточненных исковых требований (единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС в сумме 25 715 руб., пени 5 601, 04 руб.)
Налог в сумме 219руб. (требования №17155 от 07.08.07. и №№18486 от 01.11.07) предъявлен в пределах срока для взыскания (расчет по налогам МРИ ФНС РФ №11 по РБ).
Сумма пени, на данную задолженность составляет 11 руб. 27 коп.
Пункт 4 уточненных требований (пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 46 585, 49 руб.).
Недоимка 390454 руб. На указанную недоимку налоговым органом предъявлено требование №5748 от 11.01.07г. В дальнейшем за невыполнение требования об оплате предъявлены требования (от 05.02.07. №5767 - 22104.49руб., от 06.03.07. №170 - 4010,71руб., от 06.04.07. №4722 – 4173,46руб. и от 07.05.07 №5777 – 4101,89руб.) на общую сумму 34390,55руб., по которым истекли сроки для взыскания в судебном порядке.
В нарушение ст. 69 НК РФ в требованиях отсутствуют необходимые реквизиты, за какой период и за несвоевременную уплату, какой суммы начислены пени. Во всех требованиях отсутствует период начисления, а в первом - №57675 от 05.02.07 отсутствует недоимка, на которую начислено 22104,49 руб. пени.
Если иметь в виду, что недоимка и пени взысканы по решению суда от 18.07.07 (дело №Ф07-7322/2007-Ф-ВЕТ), в решении отсутствует указание на дату, до которой взысканы пени.
С учетом изложенного, требования по пункту 4 удовлетворению не подлежат.
Пункт 5 уточненных требований (водный налог в сумме 8 966 руб., пени 2 751, 10 руб.).
Согласно расчету по налогам, представленного налоговым органом в пределах срока для судебного взыскания по водному налогу находится 1166руб. – требования №17155 от 07.08.07 на 583руб. и №18486 от 01.11.07 на 583руб.
Представленные таблицы расчета пени, самостоятельным основанием для взыскания указанных в них сумм быть не могут. Не уточняют эти расчеты и суммы определенные в требованиях. Первая сумма в таблице расчета пени 32руб со сроком уплаты 20.02.04, периодом начисления пени – февраль 2004г. и суммой пени – 0,1руб. Требование на сумму недоимки датировано 05.03.04 (№2664), а в нем, без указания недоимки и периода со сроком 29.02.04, пени 355,77руб.
По значительной части «расчетных» сумм требования не предъявлялись. В том числе, по долгу: 388руб. (со сроком уплаты 20.05.04) пени по расчету 109,07руб., - (20.06.04) пени 103,14руб., - (20.08.04) пени 181,86руб., - (20.09.04) пени 177,05руб., - (20.11.04) пени 167,27руб., - (20.12.04) пени 162,92руб.,
- по сумме пени: на 583 руб. (со сроком уплаты 20.01.06) направлено требование №37273 от 16.02.06, которое содержит, без указания недоимки, пени 10,01руб. на 31.01.06. В расчете за январь пени -2,56руб. Иных требований с указанием этой недоимки нет. В тоже время расчет пени произведен за период с февраля 2006г. по декабрь 2007г включительно (23месяца). – на 583руб (20.04.06) требование № 46500 от 04.07.06 с пеней (без недоимки) на 27.06.06. – 19 месяцев; - 583 руб. (20.07.07) требования нет за все 18 месяцев. Аналогичный недостаток во всех таблицах расчета пени.
Все, направленные налогоплательщику, требования о необходимости уплатить пени без указания недоимки и периода начисления пени, что не позволяет установить обоснованность сумм пени.
С учетом изложенного, иск в части пеней удовлетворению не подлежит.
Пункт 6 уточненных требований (налог на имущество организаций, не входящих в ЕСГ (ОКАТО 80209828000) в сумме 478 823 руб., пени 72 059, 50 руб.12).
Согласно расчету сумм налога, представленного суду налоговым органом, в пределах шестимесячного срока находится 94545руб. (требования №17155 от 07.08.07 – 47812руб. и №18731 от 07.11.07).
Основанием суммы иска выступает таблица расчета пени (72059,5руб.), который не соответствует сумме определенной требованиями (60531,18руб.), направленными налогоплательщику.
Анализ требований, направленных налогоплательщику, показывает, что сумма пени в каждом требовании начислены на 5-8 недоимок без указания периодов или сумм недоимки, при отсутствии обязательств (суммы не подежащие взысканию), а также с пропуском срока для взыскания в судебном порядке. Проверить достоверность не представляется возможным. Пени взысканию не подлежат.
Пункт 7 уточненных исковых требований (налог на имущество организаций, не входящих в ЕСГ (ОКАТО 80405000000) в сумме 470 981, 23 руб., пени 194 203, 27 руб.).
Согласно расчету по налогам, представленному налоговым органом, по первой недоимке 99478руб. (требование №4236 от 03.06.04) шести месячный срок для обращения в суд окончился 14.12.2004 года. По второй - 88938руб.(№28948 от 07.05.04) – 18.11.05г. По последней – 57711руб (требование №16649 от 29.08.05) – 10.03.2006г.
Налоговым органом представлен расчет пени («основания иска») который произведен по каждой сумме недоимки отдельно и без учета направленных налогоплательщику требований. Пени начислены на не подлежащие взысканию суммы.
Кроме того, таблицы расчета пени содержат суммы, по которым нет требований. Так по сумме 93429руб. (срок уплаты 30.07.04) пени начислено за период с июля 2004 года по декабрь 2007года. В тоже время последнее требование, в котором на указанную сумму (наряду еще с пятью и без указания периодов), начислены пени - от 04.07.07 (№8563). Суммы пени за 8 месяцев включены в расчет без требований об их уплате. Не на весь расчетный период имеются требования и по другим суммам. По сумме 87693руб. со сроком уплаты 30.04.07 требования об уплате пени не направлялось тем не менее, пени начислено с мая 2004года по февраль 2008года.
По суммам пени, определенным в требованиях до 07.05.07 №6323 включительно, срок для судебного взыскания истек. По остальным требованиям (№№7216,8563,10530,11671,13305 и 13814) сумма пени определена с учетом 407893 руб. - без оснований включенной в виде недоимки. Кроме того, сумма пени указывается по 5-6 недоимкам с учетом не обоснованно включенной. Эти обстоятельства с учетом недостоверного расчета пени представленного налоговым органом исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Пункт 8 уточненных требований (пени по НДС в размере 8 564, 51 руб.). Пени по НДС (ОКАТО 80405000000).
Сумма уточненных исковых требований основана на таблице расчета пени. Представлена таблица расчета пени с 1 февраля 2007 по 18 февраля 2008г. – не соотнесенная с направленными налогоплательщику требованиями. Между тем анализ требований и исполнения обязательств, показывает, что пени начислялись на исполненные обязательства. Так 51530руб. со сроком уплаты 22.01.07г. оплачены 22.01.07г. (поручение №15 на 51530руб), в то же время эта сумма числится недоимкой во всех требованиях, в том числе с №171 от 06.03.07 по №13746 от 07.11.07. В последнем требовании пени начислены еще на 3 суммы: 26079руб. со сроком оплаты 20.04.07 и оплаченной24.04.07; 21783руб. со сроком – 20.07.07, оплаченной01.08.07, 9144руб. со сроком – 22.10.07, оплаченной31.10.07.
Суммы пени ограниченные требованием от 04.06.07. №7055 находятся за пределами срока судебного взыскания. По всем суммам, определенным в требованиях, пени начисляются без периода начисления, общей суммой на 3-5 недоимок, на несуществующие обязательства.
В требовании от 07.02.08 №28286 без указания недоимки и периода начисления пени указана сумма в три раза превышающая начисленную за целый год и в два раза – начисленную в таблице расчета.
В связи с нарушением требования п.4 ст. 69 НК РФ нельзя установить достоверную сумму пени. Представленная налоговым органом, таблица расчета пени тоже не обеспечивает достоверности исковой суммы. Пени взысканию не подлежит.
Пункт 9 уточненных требований (НДС в сумме 1 097 249 руб., пени 255 183, 24 руб.15) НДС (ОКАТО80209828000).
В пределах срока для судебного взыскания (согласно расчету по налогам, представленному налоговым органом) находятся суммы налога – 46476руб. (требования №16666 от 26.07.07 и №18486 от 01.11.07).
Во всех требованиях пени начисляются: без периода начисления, общей суммой на 3-12 недоимок. В требовании №8548 от 04.07.07 в расчете пени используется сумма 1176978,45 (долги ранее 2004 года) без указания налогового периода образования. Указанная сумма фигурирует как основа для начисления пени в четырех требованиях 2007 года. В то время как по итогам первого полугодия 2004г. НДС составил 17827руб., а первого квартала – 29378руб. Указанные обстоятельства не позволяют определить правильность начислений и говорят о недостоверности сумм пени указанных в требованиях.
Не вносят ясности и таблицы расчетов пени, произведенные по каждой сумме отдельно и без сопоставления с требованиями, направленными налогоплательщику. В расчетах отсутствуют количество дней и ставка, по которой пени начислены. В каждом расчете присутствуют суммы пени, по которым нет требований. Так по сумме 17827 (срок уплаты 20.07.04, л.д.85 т.1) в 2007 году направлено 4 требования (№224 от 6.03.- л.д. 59 т. 4, №4784 от 06.04. – .д. 109 т.4, №7201 от 04.06. и №8548 от 04.07.07). В требованиях отсутствуют ставка пени, как и в расчете, и период начисления. Последнее требование датировано четвертым июля, а в расчете пени начислено по 31 декабря - 6 месяцев без требования об уплате. По сумме 49479руб.(срок уплаты 20.10.04) отсутствует требование по налогу (основному долгу), а в требования по пени включена сумма 98948руб. со сроком уплаты 20.10.04 – не существующее обязательство. Даже, если считать 49479 частью 98948, то последнее требование с начисленной на 98948руб. пеней датировано 05.10.07г. (№13297). Таким образом по сумме пени начисленной в таблице расчета за период октябрь – декабрь 2007года отсутствует требование. В связи с и истечением сроков для взыскания сумм налога и пени по требованиям от 13.06.07 №281 и ранее, а так же невозможностью установления достоверности сумм пени по требованиям от 04.07.07 №8548 и позже, в том числе из-за отсутствия требований на часть определенных расчетом сумм пени, искомая сумма пени удовлетворению не подлежит.
Пункт 10 уточненных требований (налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 7 079 руб., пени 2 654, 95 руб.).
Суммы, определенные требованиями налогового органа, направленными налогоплательщику на основании ст. 69 НК РФ, №7200 от 04.06.07 и ранее находятся за пределами срока для судебного взыскания. В пределах этого срока – недоимка отсутствует. Требование от 07.05.07 №14760 на недоимку за 3 квартал 2005 года направлено налогоплательщику по истечении срока, определенного ст. 70 НК РФ. Сумма пени, определяемая на основании требований №10525 от 07.08.07, №1162 от 07.09.07, №13296 от 05.10.07, №13805 от 07.11.07, №15632 от 05.12.07. взысканию не подлежит, поскольку достоверность этой суммы проверить не представляется возможным из - за отсутствия определенных законом обязательных условий (реквизитов): отсутствие периода образования задолженности (138222руб.), периода начисления пени, указания общей суммой пени на 3-4 недоимки и.т.д. В требовании №8547 от 04.07.07 в расчете пени используется сумма 138222,32 (долги ранее 2004года) без указания налогового периода образования. Указанная сумма фигурирует как основа для начисления пени в пяти требованиях 2007 года. В то время как, согласно декларации за 1кв. 2004г составляла 2756руб. а за год. - 31151руб.
В результате пени начисляются на долги, не подлежащие взысканию, что влечет не правомерное начисление пени. Представленные налоговым органом таблицы расчета пени не соотнесены с требованиями, в то время как по суммам 400 и 6490руб. от 28 марта и апреля 2005 года суммы пени за 23 месяца по июнь 2007года (требование №7200 от 04.06.07) находятся за пределами срока для принудительного взыскания через суд. Аналогично и по сумме 189руб. (срок уплаты 28.07.06). Последнее требование 05.12.07, а пени по расчету начисляются и в декабре. Сумма пени взысканию не подлежит.
Пункт 11 уточненных требований (налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ в сумме 23 654 руб., пени 8 898, 63 руб.17).
Срок для судебного взыскания суммы налога истек 27.02.07г.
Пени начисляются на не существующие обязательства – суммы, не подлежащие взысканию и к тому же по требованиям от 04.06.07. №7202 и ранее истек срок для принудительного взыскания в судебном порядке.
В части пени – в требовании №8549 от 04.07.07 в расчете пени используется сумма 70609,07), установленный законом срок оплаты которой констатируется – 01.07.04. В то время как согласно декларации по налогу на прибыль сумма налога составляет: 1 кв.2004г. 2756руб. 2004г - 31151руб.
Указанная недоимка фигурирует для начисления пени в пяти требованиях 2007 года. В требованиях №8549 от 04.07.07, №10527 от 07.08.07, №11664 от 07.09.07, №13298 от 05.10.07, №13807 от 07.11.07, №15634 от 05.12.07 сумма пени представляется не достоверной по указанным выше причинам, а также – начисляется на суммы, не подлежащие взысканию, без определения периода начисления на 3 – 4 суммы.
Поскольку, согласно представленным налоговым органом таблицам, расчет пени (л.д.102 -104) производится на каждую сумму недоимки в отдельности без связи с направленными налогоплательщику требованиями, обоснованность требуемых сумм отсутствует. В расчетах отсутствует количество дней и ставки пени, не по всем сумм имеются требования. Сумма пени взысканию не подлежит.
Пункт 12 уточненных требований (единый социальный налог, зачисляемый в ФСС в сумме 69 393 руб., пени 17 109, 21 руб.).
Суммы в пределах срока принудительного взыскания через суд: недоимка –379 руб. (требования№17155 от 07.08.07 и №18486 от 01.11.07). В части пени – в требовании №8551 от 04.07.07 (со сроком 01.07.04.) обозначено 51487,64 руб. – недоимки ранее 2004 года, на которую начисляются пени, при этом единой еще с тремя недоимками суммой. По требованию №8557 тоже от 04.07.07.сумма пени начисляется на 81686 руб. – сумму, значительно превышающую недоимку налогового периода, как на недоимку первого полугодия 2004г. В то время как по налоговому расчету за 1 квартал 2004г.-165руб, а за полугодие – 428руб.
В требования №11666 от 07.09.07, №13300 от 05.10.07, №13809 от 07.11.07, №15636 от 05.12.07 сумма пени начислена без указания периодов возникновения недоимок по 4-5 недоимкам без разграничения. Не вносят ясности и представленные налоговым органом расчеты. Анализ соответствия расчетных сумм и – обозначенных в требованиях показывает, что не по всем суммам имеются требования (ст. 69 НК РФ). Так пени с января 2005 по январь 2008 гг. начисляется: по сумме 5243руб. (срок уплаты 17.01.05). требования(ний) не обнаружено ни по одному из 36 месяцев; -17870руб. (15.04.05) – нет по всем 33 месяцам; - 3473руб. срок уплаты указывается 17.10.05г., а начисление пени с января 2005г. Требования об уплате пени на данную сумму не предъявлялось. В то же время расчет содержит иную сумму со сроком уплаты 17.10.05 (1731руб), по которой имеется требование (№17473 от 29.10.05), но и по ней срок взыскания в судебном порядке утрачен.
По пени, начисленным на суммы налога за второе полугодие 2007 года: 82руб. (15.05.07)- требования нет; -59руб. (15.06.07) –нет 3 месяца из 8; -68руб.(16.07) – 3 месяца из 6; -57руб. (15.08.07) – 5 из 5; -57руб.(17.09.07) – 1 из 4;- 56руб. – 1 из 4.
В связи с изложенным, искомая сумма пени не обоснована.
Пункт 13 уточненных требований (единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС в сумме 55 861руб., пени 17 481, 58 руб.).
Суммы в пределах срока принудительного взыскания через суд: недоимка – 240руб. (требования№17155 от 07.08.07 и №18486 от 01.11.07).
В требованиях №8561 и №8559 от 04.07.07 со сроком уплаты 01.07.04 пени начисляются на 10406,05руб. и 168442,86 без указания периода образования. Согласно налогового расчета и расчета по налогам налогового органа, упомянутого выше, сумма по 2 кварталу 6576 руб. В требовании №8561, кроме не соответствующей декларируемой налогоплательщиком суммы, пени начислены еще на четыре суммы, не подлежащие взысканию в судебном порядке,
В требованиях №17155 от 07.08.07, №11669 от 07.09.07, №13333 от 05.10.07, №13812 от 07.11.07. №15639 от05.12.07 пени единой суммой начисляется от 4 до 35 недоимок без указания обусловленных законом реквизитов. Представленные налоговым органом в суд расчеты начислений сумм пени по 27.12.07, не содержат информации, дающей возможность проверить правильность расчетов, в то же время указывает, что суммы пени после требований от 05.10.(№13303) и 05.12.07 (№15639) и до конечной даты расчета - без требования их уплаты. Ни в требованиях, ни в расчетах не указывается ставка пени. Ставка пени усреднена по годам, отсутствует количество дней, на которые начисляются пени, нет связи с требованиями (как по ст.69 НК РФ, так и с суммой иска). Первая сумма расчета 1613руб. (срок уплаты 17.05.04). Требование о ее уплате датировано 25.07.04 (№5413).Срок принудительного взыскания в судебном порядке истек 05.02.05г. Пени по расчету начислено с мая 2004 по декабрь 2007 года включительно. В то же время идентифицируется только два требования об уплате пени с указанной суммы (от 06.03.07 №236 и от 04.06.07№7214). С июня по декабрь требований нет. Нет доказательств наличия требований и до 06.03.07 – в 2004 и 2006годах. По сумме 1278руб. (срок уплаты 15.05.06) требование от 16.08.06 (№48927) содержит сумму пени без указания недоимки и периода начисления со сроком уплаты 31.07.06г., т.е. пени начислено до 31.07.06г. Следующее требование об уплате пени на эту сумму от 05.10.07г. (13303), в котором пени начислены, без указания периода на 35 сумм, в размере 1167,69руб. Отсутствует и дата, на которую начислены пени.
По суммам пени на недоимку 2007г.: по суммам пени на 52руб. (15.05.07), 37руб.(15.06.07) и 43руб.(16.07.07) требование датировано 5.10.07 (13303 на 35 сумм) – в расчете пени по декабрь включительно. По – 36руб.(17.09. и 17.10.07) требование от 05.12.07 – в расчете и декабрь, а по 36 (15.08.07) требования нет.
Несоблюдение требований ст.69,46 НК РФ повлекло недостоверность доказательств и не обоснованность сумм.
При этих обстоятельствах сумма пени взысканию не подлежит.
Пункт 14 уточненных требований (единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 586 121 руб., пени в сумме 174 066, 53 руб.20).
Суммы в пределах срока принудительного взыскания через суд: недоимка –3151руб. (требования №17155 от 07.08.07 и №18486 от 01.11.07). По суммам пени определяемым требованиями №17155 от 07.08.07, №1165 от 07.09.07, №13299 от 05.10.07, №13808 от 07.11.07, №15635 от 05.12.07 невозможно установить за какой период, по какой ставке начислены суммы пени на конкретную недоимку, период образования недоимки. Так по требованию №8550 от 04.07.07 в числе других сумм, неподлежащих взысканию, пени начислены на 945172,07руб. со сроком уплаты 01.07.2004г. без указания налогового периода возникновения недоимки. В то же время согласно расчету по налогам налогового органа по первому кварталу сумма 45049руб., а по полугодию долг отсутствует – пени начисляется при отсутствии обязательства.
По суммам недоимок полугодия и третьего квартала 2007года пени начисляются единой суммой с не подлежащими взысканию без периодов начисления и ставок пени.
Представленные налоговым органом в суд таблицы расчета сумм пени, не содержат информации, дающей возможность проверить (уточнить) правомерность сумм определенных в требованиях. Более того пени рассчитывается с 16 февраля 2004года и с недоимки 1647365,09руб., в тоже время расчетом по налогам констатируется налог за январь 2004 года 9401руб., а за первый квартал 45049руб. Не подтверждается указанная недоимка и требованиями, направленными налогоплательщику - пени начисляются на ненадлежащие обязательства. Налоговым органом в ходе судебного разбирательства представлен новый (иной) расчет сумм пени. Теперь пени рассчитывается с августа 2004г., а не с 16.02.04г. и составляет 174066руб. вместо заявленного 505501руб. В то же время и новый расчет не согласуется с требованиями направленными налогоплательщику. На каждом из 35 листов расчетов имеются пени, по которым налогоплательщику не направлялись требования (ст.69 НК РФ). Расчет начинается с суммы 9401руб. (срок уплаты 16.08.04). Первое требование об оплате пени на эту сумму (совместно с другими) №1165 от 07.09.07г. и второе -№13299 от 05.10.07г. Доказательств наличия требований за 2004-2006годы нет, также как и за октябрь – декабрь 2007 года. По сумме 24668руб (17.01.05г.) расчет произведен за 36 месяцев, но требований об уплате пени на эту сумму нет вообще. Аналогично по суммам: 9801 (15.02.05),8925 (15.03.05),9732 (15.04.05), 11158 (15.08.05), 18651 (15.09.05), 20704(17.10.05), 17910(15.11.06), 17387 (15.12.06), 21142 (15.01.07). По суммам:13469 (15.02.07) требование от 04.06.07- с июня по декабрь требования отсутствуют.
С учетом изложенного сумма пени по данному пункту взысканию не подлежит.
С учетом вышеизложенного, удовлетворению подлежит сумма 146176руб. недоимки по налогам, в том числе 219руб. единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС, 1 166 руб. - водный налог, 94 545руб. - налог на имущество организаций, не входящих в ЕСГ (ОКАТО 80209828000), 46476руб. - НДС (ОКАТО80209828000), 379 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в ФСС, 240руб. - единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС, 3151руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, а также 874 руб. 16 коп. пени, в том числе 862 руб. 89 коп. пени по земельному налогу по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 ст.394 НК РФ, 11 руб. 27 коп. – пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС.
Указанная сумма подлежит взысканию с ФГОУ «Белебеевский техникум механизации и электрофикации сельского хозяйства», в части требований к Федеральному агентству по образованию следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации - это, в том числе, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать законно установленные налоги обязаны налогоплательщики.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Ссылка инспекции на пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, несостоятельна.
На основании пунктов 1, 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Следовательно, обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливается законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируются законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, положения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применимы.
Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации также не может устанавливать субсидиарную ответственность собственника бюджетного учреждения, поскольку названная норма регламентирует определенный порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, определяет органы, к которым взыскатель предъявляет исполнительные документы к исполнению, и порядок взаимодействия этих органов, а также предусматривает ответственность бюджетного учреждения - получателя средств бюджета за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований судебного органа.
На основании изложенного заявленные требования в отношении ФГОУ «Белебеевский техникум механизации и электрофикации сельского хозяйства» (техникум, ответчик) подлежат удовлетворению частично, в отношении Федерального агентства по образованию – удовлетворению не подлежат.
В части встречного искового заявления производство по делу подлежит прекращению.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования МРИ ФНС РФ №11 удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» 146176руб. недоимки по налогам, 874 руб. 16 коп. пени, 4 441 руб. государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
В части встречного искового заявления производство по делу прекратить.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента принятия решения в порядке, предусмотренном статьями 257,159,260 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации либо в двухмесячный срок, со дня вступления в законную силу решения, в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273,274,275,276,277 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья М.Ф. Раянов