АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 273-13-89,
факс (347) 272-27-40, e-mail: sud@ufanet.ru, сайтwww.ufa.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-388/2008 - А-РМФ
24 марта 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена17 марта 2008 года
Полный текст решения изготовлен24 марта 2008 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи М. Ф. Раянова,
при ведении протокола судебного заседания судьей М. Ф. Раяновым,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «СтройМинерал» (далее – заявитель, ООО «СтройМинерал»)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Башкортостан (далее – ответчик, МРИ ИФНС № 20 по РБ)
о признании ненормативного правового акта налогового органа недействительным
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, по доверенности № 10 от 09.01.2008 г.
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 18.01.2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью «СтройМинерал» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Башкортостан № 42 от 02.10.2007 г. «Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость», решения № 2356 от 02.10.2007 г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и обязании налоговый орган осуществить действие по возмещению НДС в размере 25187 рублей.
Заявитель в судебном заседании поддержал свои требования в полном объеме.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенными в отзыве.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
ООО «СтройМинерал» 10 мая 2007 года была представлена в МРИ ИФНС № 20 по РБ уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2006 года. Согласно представленной декларации возмещению из федерального бюджета подлежит сумма налоговых вычетов в размере 25187 руб.
В целях проведения проверки инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения правильности исчисления и обоснованности применения ООО «СтройМинерал» налоговых вычетов по НДС за сентябрь 2006 года направлены требование о внесении изменений в налоговую отчетность 10.08.2007 г. № 10-3/826, требование № 1003/225 от 13.06.2007 г. о представлении в пятидневный срок дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в том числе: договора на поставку материалов, копии счетов-фактур и документы, подтверждающие их оплату.
Запрошенные документы общество не представило, в связи с чем инспекцией принято решение № 2356 от 02.10.2007 г. о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, в виде штрафа в размере 300 рублей.
На основании акта камеральной проверки № 1822 от 20.08.2007 г. налоговой инспекцией вынесено решение от 02.10.07 года № 42 об отказе ООО «СтройМинерал» в возмещении 25187 руб.налога на добавленную стоимость, решение № 2356 от 02.10.2007 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По мнению заявителя, решение налоговой инспекции об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за сентябрь 2006 г. не соответствует статьям 164, 165 Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы Общества, решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения неправомерно в связи с представлением документов при выездной проверке.
Исследовав представленные документы, суд пришел к выводу, что доводы заявителя необоснованны по следующим основаниям.
Статьей 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, бухгалтерскую отчетность, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно статье 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
При исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщик имеет право, применяя статью 171 Кодекса, уменьшить общую сумму налога на установленные этой статьей налоговые вычеты. В соответствии со статьей 172 Кодекса данные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой проверяется правильность исчисления и уплаты налога, налоговый орган при необходимости вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе первичные документы, нужные для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов.
Этому праву налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика (налогового агента) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в соответствии со статьей 23 Кодекса.
Также пунктом 3 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 упомянутой нормы, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
В силу статьи 10 Закона № 129-ФЗ организации в целях систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, должны вести регистры бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Учитывая изложенное, при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой проверяется правильность исчисления и уплаты налога, налоговый орган при необходимости вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе первичные документы и документы бухгалтерского учета, нужные для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов. При этом правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик подтверждает представлением надлежаще оформленных документов.
Указанные выводы подтверждаются Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.05.2006 № 14766/05.
Таким образом, Обществом в нарушение ст. 172 НК РФ обоснованность заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на момент вынесения оспариваемого решения налоговым органом не подтверждена.
Поскольку обществом не были представлены инспекции документы, предусмотренные статьей 172 Кодекса, в частности заверенные копии договоров на поставку товаров, работ и услуг, реализованных на внутреннем рынке, счета-фактуры на приобретение товаров, суд приходит к выводу, что у Общества не было уважительных причин непредставления документов по требованию налогового органа и инспекция обоснованно привлекла общество к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Кроме того, согласно Постановления ВАС РФ от 18.12.20007 г. № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиком, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаем названным налогом по ставке 0 процентов» в случае выявления факта несоблюдения налогоплательщиком процедуры представления запрашиваемых налоговым органом документов (в том числе признания неуважительными причин непредставления налогоплательщиком необходимых документов в налоговый орган) при рассмотрении его заявления о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС (бездействия налогового органа) суд отказывает в удовлетворении такого заявления, имея в виду, что законность подобного решения (бездействия) оценивается судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения (в период бездействия).
За неисполнение этой обязанности в определенный срок пунктом 1 статьи 126 Кодекса установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Довод заявителя о невозможности представляемых документов по требованию № 1003/225 от 13.06.2007 г. судом отклоняется ввиду следующего. Заявитель в письме № 165 от 10.08.2007 г. сообщает о том, что предоставление запрашиваемых документов по требованию налогового органа невозможно, так как эти документы по требованию № 19 от 10.05.2007 года находятся в здании МРИ ИФНС РФ № 20 по РБ (л. д. 7 том 1).
Однако, 29.06.2007 г. в сопроводительном письме указывается то, что в связи с приостановлением выездной налоговой проверки налогоплательщику возвращаются в полном объеме бухгалтерские документы, представленные заявителем 28.05.2007 г. по требованию № 19 от 10.05.2007года.
При таких обстоятельствах суд находит требования ООО «СтройМинерал» о признании недействительными решений № 42 от 02.10.2007 г. «Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость», № 2356 от 02.10.2007 г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и обязании налоговый орган осуществить действие по возмещению НДС в размере 25187 рублей необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 -170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «СтройМинерал» о признании недействительными решений № 42 от 02.10.2007 г. «Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость», № 2356 от 02.10.2007 г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и обязании налоговый орган осуществить действие по возмещению НДС в размере 25187 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья М. Ф. Раянов