450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-41193/2019
17 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2021.
Полный текст решения изготовлен 17.09.2021.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Хабибуллиной Ю.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черемисовой А.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450008, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450052, <...>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерство образования и науки Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450077, <...>)
- Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: ул. пр-т. Октября, 120, Уфа, <...>);
- Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: пр-т. Комсомольский, 25, Нефтекамск, <...>);
- Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453300, <...>);
- Администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453571, <...> Победы, 58);
- Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: пр. Октября, 32, Стерлитамак, <...>);
- Администрация городского округа город Агидель Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452920, <...>);
- Администрация муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452530, <...>);
- Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: ул. Цюрупы, 6, Уфа, <...>);
- Администрация муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: ул. Ленина, 113, Раевский, <...>);
- Администрация муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453630, <...>);
- Администрация муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453280, <...>);
- Администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453800, Республика Башкортостан, <...>);
- Администрация муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452550, <...>);
- Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453500, <...>);
- Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452450, <...>);
- Администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452320, <...>);
- Администрация муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452800, <...>);
- Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452755, <...>);
- Администрация муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453400, <...>);
- Администрация муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453360, <...>);
- Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452000, <...>);
- Администрация муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452630, Республика Башкортостан, <...>);
- Администрация муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452260, Республика Башкортостан, <...>);
- Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453850, <...>);
- Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453200, <...>);
- Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 453431, <...>);
- Администрация муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452490, Республика Башкортостан, <...>);
- Администрация муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан (адрес (место нахождения) юридического лица: 452830, Республика Башкортостан, <...>)
о признании представления УФК по РБ от 01.11.2019 № 0100-21-06/8040 недействительным, не соответствующим бюджетному законодательству, нарушающим права и законные интересы Госстроя РБ в части:
- обязания Госстроя РБ до 31 декабря 2019 года устранить бюджетные нарушения по пунктам 1, 2, 3, 8 Представления путем восстановления средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, в доход федерального бюджета и принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений;
- обязания Госстроя РБ до 31 декабря 2019 года принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, предусмотренных пунктами 10,16 Представления,
при участии в судебном заседании: согласно протоколу
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан о признании представления УФК по РБ от 01.11.2019 № 0100-21-06/8040 недействительным, не соответствующим бюджетному законодательству, нарушающим права и законные интересы Госстроя РБ в части: обязания Госстроя РБ до 31 декабря 2019 года устранить бюджетные нарушения по пунктам 1, 2, 3, 8 Представления путем восстановления средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, в доход федерального бюджета и принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений; обязания Госстроя РБ до 31 декабря 2019 года принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, предусмотренных пунктами 10,16 Представления.
Определением суда от 15 декабря 2020 года произведена замена заявителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на правопреемника – Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан.
Определением суда от 08 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрация городского округа городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, Администрация городского округа городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, Администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, Администрация городского округа городского округа город Агидель Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее – заявитель, Минстрой РБ) доводы, изложенные в заявлении и возражениях на отзывы, поддерживает.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – ответчик, УФК по РБ) с заявленными требованиями не согласен по основаниям, указанным в отзыве.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд, установил:
Как следует из материалов дела, УФК по РБ в соответствии с приказом УФК по РБ от 29.07.2019 г. № 323 «О назначении плановой выездной проверки», в период с 05.08.2019 по 09.09.2019 в отношении Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее – Госстрой РБ) проведена плановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
По результатам проверки УФК по РБ составлен акт выездной проверки от 09.09.2019 года. На основании указанного акта УФК по РБ выдано Представление от 01.11.2019 г. № 0100-21-06/8040 (далее – Представление), в котором указано, что за проверяемый период с 01.01.2017 по 31.12.2018 Госстроем РБ допущены бюджетные нарушения.
Госстрой РБ частично не согласившись с указанным Представлением обратился в Арбитражный суд РБ с настоящим заявлением.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку законности оспариваемого акта, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее ? БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила). На момент спорных правоотношений Правила действовали в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 851 от 27.08.2016 г.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Правил Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
На основании пункта 68 Правил при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 указанных Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты) на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам.
Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениям, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» (далее – Закон РБ № 260-з), наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. На Госстрой РБ возложены функции по контролю за осуществлением указанных полномочий органами местного самоуправления (п.2.2. ч.1 ст.10 Закона РБ № 260-з в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений). Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления названных государственных полномочий передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций на основании соглашений, заключенных с Госстроем РБ.
Кроме того, реализация полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в Республике Башкортостан на основании государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686 (далее – государственная программа). Паспортом подпрограммы "Государственная поддержка граждан Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования"» государственной программы (Раздел 6.3) определены целевые показатели и индикаторы подпрограммы, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот – «Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году, в общей численности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, проценты».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Правила от 15.04.2014 № 296).
Как указано выше, на основании приказа УФК по РБ от 29.07.2019 г. № 323 проведена плановая проверка в отношении Госстроя РБ. По результатам проведенной проверки уполномоченным органом составлен акт и вынесено оспариваемое заявителем Представление.
Согласно пункту 1 Представления Казначейство указало, что в нарушение статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6.3 Паспорта подпрограммы «Государственная поддержка граждан Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686, пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 07.02.2018 № 074-08-2018-003, в 2018 году Госстроем РБ не выполнены показатели результативности, общий размер финансового нарушения, допущенного за счет средств федерального бюджета, составляет 5882506,60 рублей.
Как установлено судом, между Министерством образования и науки Российской Федерации (Министерство) и Правительством Республики Башкортостан (Субъект) в соответствии с Правилами от 30.09.2014 № 999 заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 7 февраля 2018 года № 074-08-2018-003 (далее – Соглашение).
В силу п.4.3.3 Соглашения Субъект обязуется обеспечивать достижение значений результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия. При этом согласно п.6.1.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению названного Соглашения и представлению отчетности, является Госстрой РБ.
Согласно приложению № 2 к Соглашению в качестве показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлен показатель – численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году в количестве 165 человек.
В соответствии с Отчетом о достижении значений показателя результативности за 2018 год, представленным Госстроем РБ в Министерство образования и науки Российской Федерации, при плановом показателе численности детей-сирот 165 человек, фактическое исполнение составило 788 человек. Как указал в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, причиной отклонения фактического значения показателя по состоянию на отчетную дату 01.01.2019 объясняется включением в отчет значений показателей результативности приобретения жилья по данной субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан с включением средств предыдущих лет.
Как пояснил представитель УФК по РБ и следует из оспариваемого Представления, Госстроем РБ допущено нарушение обязательств по достижению результатов использования субсидии, фактическое выполнение показателя результативности составило 109 человек исходя из отчетов муниципальных образований, направленных в Госстрой РБ по итогам 2018 года, в котором указано фактическое предоставление жилых помещений детям-сиротам. При этом при расчете показателя результативности УФК по РБ не учтены:
жилые помещения, приобретенные муниципальными образованиями для детей-сирот в 2018 году, но фактически предоставленные лицам названной категории в начале 2019 года в связи с поиском фактического места жительства детей-сирот, с которыми планировалась заключение договора найма специализированных жилых помещений;
жилые помещения, приобретенные путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов и фактически не предоставленные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с незавершенностью строительства многоквартирных домов в 2018 году.
В соответствии со статьями 34, 38, 158 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), а на главного распорядителя бюджетных средств возложена обязанность по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств.
Следовательно, для достижения реального экономического эффекта от предоставления субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, находящихся на территории Республики Башкортостан, органам местного самоуправления необходимо исходить из достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, установленного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Из документов, представленных заявителем в материалы дела (муниципальные контракты, договора найма жилых помещений специализированного жилищного фонда) следует, что за рассматриваемый период (2018 год) муниципальными образованиями Республики Башкортостан приобретено 165 жилых помещений для детей-сирот, при этом фактическое предоставление жилья осуществлено 109 лицам, из числа лиц названной категории. Указанное обусловлено длительностью строительства многоквартирных домов, а также поиском лиц, с которыми планировалось заключение договора найма специализированного жилого помещения.
Как пояснил представитель заявителя, в связи с тем, что предложений на вторичном рынке жилья недостаточно и стоимость готовых квартир, в частности в городских округах республики, выше расчетной суммы субвенций, предоставляемых муниципалитетам на реализацию соответствующих полномочий, администрации муниципальных образований республики зачастую заключают муниципальные контракты на приобретение жилых помещений для детей-сирот путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Строительство такого жилья носит долгосрочный характер, в среднем 1,5 - 2 года. При этом жилые помещения предоставляются детям-сиротам по мере завершения строительства многоквартирных домов, что подтверждается заключенными в 2019 году договорами найма специализированных жилых помещений.
Учитывая, что Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которым органами местного самоуправления приобретались жилые помещения для детей-сирот, не установлен запрет на заключение договора участия в долевом строительстве для приобретения жилых помещений, а также учитывая, что все бюджетные средства направлены на приобретение жилых помещений для лиц названной категории (по целевому назначению), суд приходит к выводу об отсутствии бюджетных нарушений со стороны заявителя, указанных в пункте 1 оспариваемого Представления, а также к выводу о невозможности восстановления средств федерального бюджета.
Кроме того, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суд обращает внимание, что УФК по РБ не доказана возможность достижения показателя результативности с использованием меньшего объема бюджетных средств путем приобретения жилья только на вторичном рынке жилья либо возможность достижения указанным способом более высокого показателя результативности.
При указанных обстоятельствах, требование заявителя в указанной части подлежит удовлетворению, п. 1 представления подлежит признанию недействительным.
Согласно пунктам 2, 3 Представления Казначейство указало, что в нарушение п.3 статьи 140, пункта 1 стать 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Способа (методики) расчета нормативов общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Законом Республики Башкортостан № 28.12.2005 № 260-з, паспорта Государственной программы от 31.12.2014 № 686 в 2017 году муниципальными образованиями Республики Башкортостан допущен кассовый расход завышенной расчетной суммы субвенций, завышение которой допущено вследствие нарушения методологии расчета, в части средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, на сумму 3262335,00 рублей, в 2018 году муниципальными образованиями Республики Башкортостан осуществлены кассовые расходы в части средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, на сумму 2818473,00 рублей, завышение по которым допущено Госстроем РБ вследствие применения завышенной стоимости 1 кв.м. жилья (в муниципальном районе применена стоимость, установленная для городского поселения). На Госстрой РБ возложена обязанность устранить бюджетное нарушение путем восстановления указанных средств в доход федерального бюджета.
В соответствии с ч.3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Объем субвенций для каждого муниципального образования Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями определяется в соответствии с Методикой расчета нормативов общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан № 28.12.2005 № 260-з (далее – Методика) (Приложение № 7).
В соответствии с Методикой от 28.12.2005 № 260-з расчет размера субвенции производится в отношении конкретного муниципального образования исходя из стоимости 1 кв.м. жилья, установленного приказами Госстроя РБ по следующей формуле:
Ci = Bi х (Vб / Csum),
где:
Ci - объем субвенции i-му муниципальному образованию Республики Башкортостан;
Bi - необходимый объем субвенции бюджету i-го муниципального образования Республики Башкортостан на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;
Vб - объем средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренный законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан, а также средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Республики Башкортостан на софинансирование мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствующем финансовом году;
Csum - общая необходимая сумма субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан.
Согласно Методике необходимый объем субвенции бюджету i-го муниципального образования Республики Башкортостан на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями рассчитывается по следующей формуле:
Bi = Hic x 33 кв. м x G,
где:
Bi - необходимый объем субвенции бюджету i-го муниципального образования Республики Башкортостан;
Hic - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в i-м муниципальном образовании Республики Башкортостан на начало года;
G - стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, установленная приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на второй квартал текущего финансового года.
Согласно позиции ответчика, в 2017, 2018 годах Госстроем РБ в нарушение вышеуказанной Методики завышена расчетная сумма размера субвенций по ряду муниципальных районов. Указанное нарушение допущено при расчете размера субвенций ввиду применения для муниципальных районов стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной приказом Госстроя РБ для городских поселений.
Судом установлено, что в 2017 году стоимость 1 кв.м. жилого помещения, предусмотренного для городских поселений, применена в отношении следующих муниципальных районов: МО Ишимбайский район РБ (городское поселение город Ишимбай), МО Благовещенский район РБ (городское поселение город Благовещенск); МО Белорецкий район РБ (городское поселение город Белорецк); МО Бирский район РБ (городское поселение город Бирск); МО Давлекановский район РБ (городское поселение город Давлеканово); МО Дюртюлинский район (городское поселение город Дюртюли.); МО Мелеузовский район (городское поселение город Мелеуз); МО Туймазинский район (городское поселение город Туймазы); МО Янаульский район (городское поселение город Янаул); МО Баймакский район (городское поселение город Баймак); МО Белебеевский район (городское поселение город Белебей).
В 2018 году стоимость 1 кв.м. жилого помещения, установленного для городских поселений, применена в отношении следующих муниципальных районов: МО Баймакский район РБ (городское поселение город Баймак), МО Белорецкий район РБ (городское поселение город Белорецк), МО Бирский район РБ (городское поселение город Бирск), МО Давлекановский район РБ (городское поселение город Давлеканово), МО Дюртюлинский район РБ (городское поселение город Дюртюли), МО Мелеузовский район РБ (городское поселение город Мелеуз), МО Туймазинский район РБ (городское поселение город Туймазы), МО Янаульский район РБ (городское поселение город Янаул).
Из документов, представленных заявителем в материалы дела (соглашения о предоставлении субвенции, заключенные между муниципальными образованиями Республики Башкортостан и Госстроем РБ), следует, что в 2017 году Госстроем РБ при расчете объемов субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для муниципальных районов, в которых районным центром является городское поселение, применена стоимость 1 кв.м. жилого помещения, установленная приказом Госстроя РБ от 14 апреля 2016 года № 101 «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан на II квартал 2016 года». В 2018 году Госстроем РБ при расчете объемов субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для муниципальных районов, в которых районным центром является городское поселение, применена стоимость 1 кв.м. жилого помещения, установленная приказом Госстроя РБ от 27.04.2017 № 111 «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан на II квартал 2017 года».
Вместе с тем, Методика, утвержденная Законом Республики Башкортостан № 260-з, предусматривает возможность применения того или иного показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в зависимости от административно-территориального статуса муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ), в том числе возможность применения показателя стоимости 1 кв. м. жилья для городского поселения.
Кроме того, из материалов дела (муниципальных контрактов) усматривается, что во всех вышеуказанных муниципальных образованиях жилые помещения для детей-сирот приобретены на территории городских поселений соответствующих муниципальных образований, средняя рыночная стоимость которых применена при расчете размера субвенции.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности, вмененных Госстрою РБ нарушений по пунктам 2, 3 оспариваемого Представления.
Пунктом 8 оспариваемого Представления Казначейство указало, что в нарушение п.3 статьи 140, пункта 1 статьи 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Паспорта Государственной программы от 31.12.2014 № 686 в 2017 году Госстроем РБ необоснованно снижены показатели результативности по Илишевскому, Салаватскому и Татышлинскому районам Республики Башкортостан, что привело к завышению суммы финансирования на общую сумму 1 228 217,00 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета - 265 908,98 рублей.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.12.2016 № 427-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з Госстроем РБ и администрациями муниципальных районов заключены Соглашения о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее – Соглашения).
Судом установлено, что на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2017 года № 1021-р между Госстроем РБ и администрацией муниципального района Илишевский район заключено дополнительное соглашение № 2 от 01.11.2017 к Соглашению от 21.02.2017 года № 33 о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее – Соглашение). Названным дополнительным соглашением внесены изменения в Соглашение в части увеличения размера субвенции, предоставляемой муниципальному образованию – с 5361319,13 рублей до 5827610 рублей, а также в части уменьшения показателя результативности – численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда с 13 человек до 6 человек. Как указывает заявитель, выделенных средств в размере 5 827 610,01 рублей (полностью освоены в 2017 году) было достаточно для обеспечения только 6 детей-сирот, в связи с этим в дополнительном соглашении показатель результативности скорректирован. При этом фактически в 2017 году жилыми помещениями было обеспечено 13 детей-сирот, в том числе за счет бюджетных средств предыдущих лет.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2017 года № 495-р между Госстроем РБ и администрацией муниципального района Салаватский район заключено дополнительное соглашение № 1 к Соглашению от 26.04.2017 года № 64, которым внесены изменения в части увеличения размера субвенции, предоставляемой муниципальному образованию – с 9 521 700 рублей до 9 616 031,46 рублей. Однако в последующем, на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2017 года № 1021-р было заключено дополнительное соглашение № 2 к Соглашению, предусматривающее уменьшение размера предоставляемой субвенции с 9 616 031,46 рублей до 9 232 720,00 рублей. Как указано представителем заявителя, в связи с уменьшением объема финансирования был скорректирован показатель результативности - численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда с 10 человек до 9 человек.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2017 года № 495-р между Госстроем РБ и администрацией муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан заключено дополнительное соглашение № 1 от 14.06.2017 к Соглашению от 21.02.2017 года № 28 о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Названным дополнительным соглашением внесены изменения в части увеличения размера субвенции, предоставляемой муниципальному образованию – с 5 554 300,00 рублей до 5 609 351,68 рублей, а также в части уменьшения показателя результативности численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда с 6 человек до 5 человек. Как указывает заявитель, изменение указанного показателя было обусловлено увеличением стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в муниципальном районе, установленной приказом Госстроя РБ.
Так, при расчете объема субвенции в соответствии с Методикой, утвержденной Законом № 260-з, учитывался показатель рыночной стоимости за 2 квартал 2016 года, который составлял 28000 рублей (приказ Госстроя РБ от 14.04.2016 № 101 «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан на II квартал 2016 года»). Однако при заключении дополнительного соглашения (14 июня 2017 года) показатель рыночной стоимости составлял уже 30 000 рублей (приказ Госстроя РБ от 27.04.2017 № 111 «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан на II квартал 2017 года»). Таким образом, с учетом увеличения средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилого помещения, выделенных бюджетных средств в размере 5 609 351,68 рублей, было достаточно для обеспечения жильем только 5 детей-сирот.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд не усматривает бюджетных нарушений со стороны Заявителя. Фактически показатель результативности корректировался Госстроем РБ в связи с изменением объемов финансирования, а также в связи с изменением средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилого помещения, установленной приказом Госстроя РБ.
При указанных обстоятельствах, требование заявителя в указанной части подлежит удовлетворению, п. 8 представления подлежит признанию недействительным.
Пунктом 10 оспариваемого Представления казначейство указало, что в нарушение статей 34, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Методики от 28.12.2005 № 260-з, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296, паспорта Государственной программы от 31.12.2014 № 686, муниципальными образованиями приобретались жилые помещения менее 33 квадратных метров, что привело к неэффективному использованию средств бюджета Российской Федерации в 2017 году на общую сумму 1965145,00 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых явились средства федерального бюджета, на сумму 425 453,89 рублей.
Согласно статье 7 Федерального закона № 159-ФЗ и Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Башкортостан № 188-з) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу положений ст.4 Закона Республики Башкортостан от 2 декабря 2005 года № 250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» к полномочиям органов местного самоуправления в Республике Башкортостан в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан относится установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения.
Как следует из содержания приведенных нормативных правовых актов, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам по норме предоставления жилого помещения, устанавливаемой органами местного самоуправления самостоятельно. Довод УФК по РБ о том, что показатель площади 33 кв. м. играет определяющую роль как при расчете размера субвенции, так и при приобретении жилых помещений для детей-сирот отклоняется ввиду несоответствия вышеприведенным нормам законодательства.
При указанных обстоятельствах, требование заявителя в указанной части подлежит удовлетворению, п. 10 представления подлежит признанию недействительным.
Пунктом 16 оспариваемого Представления Казначейство указало, что в нарушение статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», паспорта Государственной программы от 31.12.2014 № 686, в 2018 году Госстроем РБ не осуществлен контроль своевременности и полноты постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализации муниципальными образованиями функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, получателям мер социальной поддержки были предоставлены в пользование жилые помещения с нарушением порядка соблюдения очередности.
Согласно подпункту 2.2 пункта 1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан № 260-з (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Госстрой РБ наделен полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот.
Согласно п.3 ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 9 указанной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 названной статьи. В свою очередь органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Министерство образования Республики Башкортостан в отзыве пояснило, что Министерство до 1 января 2020 года формировало список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями, а непосредственно обеспечивали детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Госстрой РБ не обладал в спорный период полномочиями по контролю своевременности и полноты постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая изложенное, требование заявителя в указанной части подлежит удовлетворению, п. 16 представления подлежит признанию недействительным.
В силу ч.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу о несоответствии представления в оспариваемой части требованиям закона и нарушении прав заявителя, в связи с чем представление Казначейства в оспариваемой части по п.п. 1, 2, 3, 8, 10, 16 подлежит признанию недействительным, заявленные Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Министерства строительства и архитектуры Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 01.11.2019 № 0100-21-06/8040 в части пунктов 1, 2, 3, 8, 10, 16.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья Ю. Р. Хабибуллина