450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-42342/2019
20 марта 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2020 года. Решение в полном объеме изготовлено 20 марта 2020 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валеевой М.Г., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Оптимум Интер Парес» (450080, <...>, ОГРН: <***>,ИНН <***>)
к Федеральной таможенной службе России Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450076, РБ, <...>)
об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность № 52 от 20.12.2019года, диплом;
от ответчика – ФИО2, доверенность №01-07-51/14789 от 14.11.2019года, диплом.
ООО «Оптимум Интер Парес» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Федеральной таможенной службе России Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10401000-1525/2019 от 09.12.2019 годапо ч. 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В предварительном судебном заседании установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения заявления документы.
Определением о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначению предварительного судебного заседания сторонам разъяснена возможность завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания арбитражного суда первой инстанции и рассмотрения дела по существу в тот же день в случае их неявки в предварительное судебное заседание и непредставления возражений против рассмотрения дела в их отсутствие (п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
Стороны против перехода к судебному разбирательству и рассмотрению дела в этот же день не возражают.
При таких обстоятельствах, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу (статьи 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил, что в ходеосуществления контроля за своевременностью представления в Башкортостанскую таможню статистических форм установлено, что ООО «Оптимум Интер Парес» 22.10.2019 посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» предоставило статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный месяц сентябрь 2019 года регистрационный номер №10401000/221019/093336.
В связи с самостоятельно выявленными ошибками 23.10.2019 статистическая форма регистрационный номер 10401000/221019/С 193336 была аннулирована, вместо нее подана новая статистическая форма регистрационный номер 10401000/231019/С 194537 (изменен отчетный период с сентября 2019г. на август 2019 г.).
Согласно сведениям, указанным в статистической форме 10401000/231019/С 194537, ООО «Оптимум Интер Парес» во исполнение договора №08/0-Р/18 от 06.11.2018 в Республику Кыргыстан отправлены товары общей стоимостью 7800 долл. США, страна происхождения товара - Россия, отчетный период август 2019 года. Покупатель ОсОО «Буцефал» (адрес регистрации <...>).
По данному факту Башкортостанской таможней в отношении ООО «Оптимум Интер Парес» составлен протокол об административном правонарушении от 26.11.2019г. №10401000-1525/2019 по ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 09.12.2019г. ООО «Оптимум Интер Парес» (далее Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного постановления в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддерживает, общество полагает, что правонарушение может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Представитель ответчика требования не признал, считает вынесенное постановления законным и обоснованным.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и доводы сторон, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 276 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №289-ФЗ) Правительство Российской Федерации постановило определить Федеральную таможенную службу уполномоченным органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно ч.2 ст.278 Федерального закона №289-ФЗ на российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.2015 №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» (вступило в силу 10.01.2016) утверждены Правила статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее Правила),
В соответствии с п.4 Правил ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011г. №525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно п. 6 Правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно пункту 7 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
18.11.2019 посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предоставлена статистическая форма учета перемещения товаров отчетный месяц октябрь 2019 года регистрационный номер 10401000/181119/С327202.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме 10401000/181119/С327202, ООО «ОПТИМУМ ИНТЕР ПАРЕС» во исполнение договора №08/0-Р/18 от 06.11.2018 в Республику Кыргыстан отправлены товары общей стоимостью 38900 долл. США, страна происхождения товара - Россия, отчетный период октябрь 2019 года. Покупатель ОсОО «Буцефал» (адрес регистрации <...>).
Исходя из требований Правил, статистическую форму учета за товар, отправленный в августе и октябре 2019 года, ООО «Оптимум Интер ПареС» должно было представить не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отправлен.
Из материалов дела следует, что ООО «Оптимум Интер Парес» представил статистическую форму учета за отчетный период - август 2019 года 22.10.2019, за отчетный период октябрь 2019 года 18.11.2019, т.е. с нарушением установленного срока.
Из объяснения руководителя ООО «Оптимум Интер Парес» ФИО3 следует, что срок подачи статистической формы был нарушен в связи с сильной загруженностью в командировках ответственного менеджера.
Согласно пункту 10 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе вывоза товаров из РФ в страны ЕАЭС и организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в несоблюдении установленных требований о представлении в таможенный орган статистических форм.
Субъектом ответственности по данной статье является лицо, на которое возложена обязанность своевременного представления в таможенный орган статистических форм - ООО «Оптимум Интер Парес».
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта Российской Федераций предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества выразилась в том, что оно в соответствии с таможенным законодательством не исполнило надлежащим образом свои обязанности, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая была ему необходима для соблюдения норм права ЕАЭС.
Общество имело и правовую, и реальную возможность своевременно и достоверно подать в таможенный орган статистическую форму на вывезенный в страны ЕАЭС товар, однако Общество не предприняло для этого должных мер, а равно и для предотвращения возможного правонарушения, то есть при осуществлении внешнеэкономической деятельности не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения правил и норм, установленных действующим законодательством, тем самым не представило установленный срок в таможенный орган статистическую форму отчетности за отчетные периоды- август и октябрь 2019 года, чем нарушило требования пунктов 5, 6,7 Правил.
В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из материалов дела следует, что постановлением от 28.06.2019года №10401000-000782/2019 (вступило в законную силу 16.07.2019года) Общество было привлечено к административной ответственности по ч.1 счт.19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях (бездействии) Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП России – повторное несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отгрузку товара в Республику Кыргыстан в августе и октябре 2019года .
Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.
Довод Общества о возможности применения ст.2.9 КоАП РФ судом отклоняется в силу следующего.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 вышеуказанного Постановления в редакции от 20.11.2008, квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть основанием для привлечения к административной ответственности является сам факт повторного несвоевременного предоставления статистических форм вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в невыполнении ООО «Оптимум Интер Парес» своих публично-правовых обязанностей по соблюдению формальных требований публичного права. При этом вменяемое Обществу правонарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере таможенного дела.
Совершенное ООО «Оптимум Интер Парес» административное правонарушение по своему характеру представляет существенное нарушение установленного порядка ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Вместе с тем, установленная обязанность ООО «Оптимум Интер Парес» не исполнилась. Следовательно, вменяемое Обществу правонарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза.
Доводы и обстоятельства, изложенные Обществом, не обладают свойством исключительности и не характеризуют совершенное им административное правонарушение как малозначительное.
Взаимная торговля с государствами-членами ЕАЭС является частью внешней торговли Российской Федерации, поэтому полнота, достоверность и своевременность формирования официальной статистической информации о взаимной торговле имеют большое значение. Полученная информация направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешней политики.
Законодатель, создавая нормы права, исходит из принципов разумности и соразмерности.
Исходя из вышеизложенного, с учетом того, что охраняемым объектом ст.19.7.13 КоАП РФ является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, для его обеспечения законодателем установлен достаточно высокий размер административного штрафа.
Административное наказание в виде административного штрафа согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и применено в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для признания совершенного деяния малозначительным и для освобождения Общества от административной ответственности.
Иных оснований для освобождения Общества от административной ответственности не установлено.
При наложении административного штрафа на Общество таможенным органом отягчающих ответственность обстоятельств не установлено и определен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд считает постановление Башкортостанской таможни №10401000-1525/2019 от 09.12.2019г. о привлечении ООО «Оптимум Интер Парес» к административной ответственности по ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ соответствующим требованиям законодательства.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Оптимум Интер Парес» (450080, <...>, ОГРН: <***>,ИНН <***>)отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья К.В.Валеев