ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-4247/16 от 24.08.2016 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело №А07-4247/2016

29 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2016

Полный текст решения изготовлен 29.08.2016

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобылёва М.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аминевой Г.М., рассмотрев дело по иску

Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к 1) Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан

2) Региональной общественной организации «Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки

при участии в судебном заседании:

от истца по делу: пред. ФИО1 доверенность от 04.03.2016 г.;

от ответчика по делу –

1.Министерство природопользования РБ: пред. ФИО2, доверенность от 23.08.2016 г.;

2.Ассоциация охотников и рыболовов: пред. не явился, извещён надлежащим образом,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее: Учреждение лесного хозяйства Минобороны РФ, истец), Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее: Приволжско-Уральское учреждение Минобороны РФ, истец) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее: Министерство природопользования РБ), к Региональной общественной организации «Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан» (далее: ассоциация охотников и рыболовов РБ) о признании недействительным охотхозяйственных соглашений №16 и №17 от 14.12.2010, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав Министерство природопользования РБ вернуть территорию охотничьих угодий площадью 4197 га., (кв.2 выдела с 8 по 35 - 89,8 га., кв.З выдела 6; 13;14;18; 19-22,2 га., кв.4 выдела 1-17-192 га., кв.5 выдела с 1 по 34-113 га., кв.6 выдела с 1по 30-95 га., кв.7 выдела с 1 по 29-47 га., кв.8 выдела с 1по 44-184 га., кв.9 выдела с 1по 24-90 га., кв.10 выдела с 1 по 25-86 га., кв.11 выдела с 1 по 13-54,8 га., кв.14 выдела с 1 по 16-30 га., кв.15 выдела с 1-4; с 13 по 20-16,9 га (итого площадь-1020 га) в Чишминском участке и кв.кв. 17-44 (итого площадь-3177 га) в Мишкинском участке Башкирского лесничества) расположенных соответственно в муниципальных районах Чишминский район и Мишкинский районы Республики Башкортостан (нумерация кварталов приведена в соответствии с материалами лесоустройства 2001г. Алкинского лесничества (ныне Башкирского) Минобороны России и лесохозяйственным регламентом Алкинского лесничества, утвержденный Директором Департамента имущественных отношения Минобороны России 25 мая 2015г. (с учетом уточнения, принятого определением суда от 28.04.2016).

Заявленные требования обоснованы тем, что оспариваемые соглашения на проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, ведение внутрихозяйственного охотустройства, право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья заключены в противоречие закону без согласия Минобороны России, а также с нарушением установленного порядка. Учреждение лесного хозяйства Минобороны РФ указывает, что часть территории, переданной Министерством природопользования РБ ассоциации охотников и рыболовов РБ по указанным соглашениям (кварталов 2 (выдел с 8 по 35), 3 (выдел 6; 13; 14; 18; 19), 4 (выдел с 1 по 17), 5 (выдел с 1 по 34), 6 (выдел с 1 по 30), 7 (выдел с 1 по 29), 8 (выдел с 1по 44), 9 (выдел с 1 по 24), 10 (выдел с 1 по 25), 11 (выдел с 1 по 13), 14 (выдел с 1 по 16), 15 (выдел с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества<...> Мишкинского участка Башкирского лесничества), относятся к землями обороны, расположена в границах Чишминского участка Башкирского лесничества, Мишкинского участка Башкирского лесничества. Заявитель полагает, что оспариваемые соглашения являются сделкой по распоряжению землями обороны, данная сделка могла быть заключена исключительно Минобороны России, а Министерство природопользования РБ в отсутствие полномочий предоставило ассоциации охотников и рыболовов РБ земли обороны; соответствующее согласие Минобороны РФ не выдавалось. По мнению истца, оспариваемые сделки нарушаю интересы Минобороны РФ.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства природопользования РБ просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по мотивам, изложенным в отзыве, в котором указал на необоснованность предъявленных требований, поскольку истцами не представлены доказательства наличия законных прав на осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства именно на указанных участках охотничьих угодий в Чишминском и Мишкинском районов РБ на момент заключения соглашения. Также Министерство природопользования РБ указало, что не распоряжается земельными и лесными участками, находящимися в государственной собственности.

Представитель ассоциации охотников и рыболовов РБ в судебное заседание не явился, ранее в судебных заседаниях в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным отзыве и в письменных пояснениях, в которых указал, что охотничьими угодьями в РБ и, в том числе, в Чишминском и Мишкинском районах, ассоциация охотников и рыболовов РБ владеет с 1998 года. До создания ассоциации охотников и рыболовов РБ охотничьи угодья в РБ принадлежали другой общественной организации - «Союзу обществ охотников и рыболовов Республики Башкортостан» (Башохотрыболовсоюз), созданной 28 ноября 1991 года. 22 августа 1998 года Башохотрыболовсоюз был реорганизован в форме присоединения к ассоциации охотников и рыболовов РБ. Незадолго до этого и в связи с реорганизацией Башохотрыболовсоюза, распоряжением Кабинета Министров РБ от 17 июля 1998 года № 623-р все охотничьи угодья в пределах административных границ районов были закреплены за ассоциацией охотников и рыболовов РБ. Ответчик также указал, на отсутствие по Мишкинскому участку кадастрового номера участка и кадастрового паспорта, на отсутствие по Чишминскому участку кадастрового паспорта. Также ответчик указал, что ассоциация охотников и рыболовов РБ является добросовестным приобретателем охотугодий. Также, в ходе судебного разбирательства ассоциацией охотников и рыболовов РБ сделано заявление о пропуске истцом срока исковой давности.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ассоциации охотников и рыболовов РБ.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает уточненный иск обоснованным, правомерным и подлежащим частичному удовлетворению на основании следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №135 определено закрепление лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны. В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2014г. №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской
 Федерации» Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В соответствии с пунктом 19 Устава федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 2015 года №297, Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации

Согласно картам охотничьих угодий, размещенных на официальном сайте субъекта Российской Федерации, земельный участок с лесным массивом, предоставленный в пользование ответчику, расположен в границах Башкирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (кварталы 1-11;14;15; 17-44), что подтверждается также картографическими схемами (т.1, л.д.38-39,110-113).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между ассоциацией охотников и рыболовов РБ (охотопользователь) и Министерством природопользования РБ (администрация) было заключено охотохозяйственное соглашение №017 от 14 декабря 2010 г., по условиям которого одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона - администрация обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему Соглашению (т.1, л.д. 31-37). Местоположение охотничьего угодья: Республика Башкортостан, Чишминский район (п.2.1 соглашения). Площадь охотничьего угодья равна 91261 га (п.2.3 соглашения). По указанному соглашению №017 в том числе предоставлены ассоциации охотников и рыболовов РБ территории кварталов 2 (выдел с 8 по 35), 3 (выдел 6; 13; 14; 18; 19), 4 (выдел с 1 по 17), 5 (выдел с 1 по 34), 6 (выдел с 1 по 30), 7 (выдел с 1 по 29), 8 (выдел с 1по 44), 9 (выдел с 1 по 24), 10 (выдел с 1 по 25), 11 (выдел с 1 по 13), 14 (выдел с 1 по 16), 15 (выдел с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества.

Согласно выписке из ЕГРП Приволжско-Уральское учреждение Минобороны РФ является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 02:52:170112:4, площадью 8447163 кв.м., местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Алкинский, земельный участок, назначение объекта: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения (т.1, л.д.44).

Судом также установлено, что между ассоциацией охотников и рыболовов РБ (охотопользователь) и Министерством природопользования РБ (администрация) было заключено охотохозяйственное соглашение №016 от 14 декабря 2010 г., по условиям которого одна сторона - охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство, а другая сторона - администрация обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно настоящему Соглашению (т.1, л.д. 24-30). Местоположение охотничьего угодья: Республика Башкортостан, Мишкинский район (п.2.1 соглашения). Площадь охотничьего угодья равна 31337,47 га (п.2.3 соглашения). По указанному соглашению №016 в том числе предоставлены ассоциации охотников и рыболовов РБ территории <...> Мишкинского участка Башкирского лесничества.

Согласно государственному акту на право пользование землей от 05.04.1989 года исполнительным комитетом Мишкинского районного Совета народных депутатов Уфимскому высшему военному училищу летчиков в бессрочное и бесплатное пользование предоставлен земельный участок площадью 3166 га земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для строительства авиационного полигона и жилого городка (т.2, л.д.64-73).

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан №980-5 от 25.10.2005 охотничьи угодья в пределах административных границ районов закреплены за ассоциацией охотников и рыболовов РБ (т.2, л.д.81-83).

Ассоциации охотников и рыболовов РБ выданы долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира от 31.10.2005 №6300, от 27.09.2006 №0001832 (т.1, л.д. 127,131).

В соответствии со ст.36 Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения от 14.12.2010) предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О животном мире» законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира. Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Частью 5 указанной статьи установлено, что порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности. Как определено ст.93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. Частью 5 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого соглашения от 14.12.2010) предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования. Материалами настоящего дела подтверждается, что государственным актом на право пользование землей от 05.04.1989 года исполнительным комитетом Мишкинского районного Совета народных депутатов Уфимскому высшему военному училищу летчиков в бессрочное и бесплатное пользование предоставлен земельный участок площадью 3166 га земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для строительства авиационного полигона и жилого городка (т.2, л.д.64-73).

Государственным актом на право пользование землей от 20.09.1982 года исполнительным комитетом Чишминского и Уфимского районного Совета народных депутатов «Алкино-2» в бессрочное и бесплатное пользование предоставлен земельный участок площадью 1106,21 га земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для специального назначения (т.2, л.д.42-63).

В соответствии с пунктом 19 Устава федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 2015 года № 297, Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации

С учетом того, что в 1982 и в 1989 году указанные земельные участки были изъяты у землепользователей и предоставлены «Алкино-2» для специального назначения, Уфимскому высшему военному училищу летчиков в для строительства авиационного полигона и жилого городка, а впоследствии - предоставлены истцу, осуществляющему свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации (п.19 устава, утвержденного Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации 2015 года № 297), доводы истца об отнесении земельного участка к землям обороны и безопасности признаны арбитражным судом обоснованными. Доказательств иного ответчиками не представлено.

В соответствии с Правилами передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду иди безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 №176 (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых соглашений), из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, юридическим лицам и гражданам в аренду или безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не связанного со строительством (за исключением строительства временных сооружений), без изменения их целевого назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данными Правилами предусмотрен порядок предоставления таких участков, предполагающий формирование соответствующих перечней участков Министерством обороны России, размещение сообщений о наличии земельных участков в печатных средствах массовой информации, а также на официальных сайтах Министерства обороны в сети Интернет, направление заинтересованным лицом в Министерство обороны заявления о предоставлении участка, принятие Министерством обороны решения о предоставлении участка или об отказе в его предоставлении, а также заключение договора.

Доказательств того, что <...> Мишкинского участка Башкирского лесничества, кварталы 2 (выдел с 8 по 35), 3 (выдел 6; 13; 14; 18; 19), 4 (выдел с 1 по 17), 5 (выдел с 1 по 34), 6 (выдел с 1 по 30), 7 (выдел с 1 по 29), 8 (выдел с 1по 44), 9 (выдел с 1 по 24), 10 (выдел с 1 по 25), 11 (выдел с 1 по 13), 14 (выдел с 1 по 16), 15 (выдел с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества, предоставленные Ассоциации охотников и рыболовов РБ как необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, временно не использовались для нужд обороны и безопасности, а также доказательств соблюдения установленного Правилами порядка предоставления участка ответчиками не представлено.

Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения оспариваемых соглашений) предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

По правилам ст.167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

Статьей 168 Кодекса установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Учитывая, что оспариваемые соглашения №016, №017 от 14.12.2010 года заключены без соблюдения порядка, установленного ст.37 ФЗ «О животном мире», ст.93 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 № 176, данные договоры являются недействительными (ничтожными) в части предоставления в пользование Ассоциации охотников и рыболовов РБ <...> Мишкинского участка Башкирского лесничества, кварталов 2 (выдел с 8 по 35), 3 (выдел 6; 13; 14; 18; 19), 4 (выдел с 1 по 17), 5 (выдел с 1 по 34), 6 (выдел с 1 по 30), 7 (выдел с 1 по 29), 8 (выдел с 1по 44), 9 (выдел с 1 по 24), 10 (выдел с 1 по 25), 11 (выдел с 1 по 13), 14 (выдел с 1 по 16), 15 (выдел с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества.

Оснований для признания соглашений недействительным в полном объеме не имеется, так как истец связывает нарушение прав именно с расположением части предоставленной Ассоциации охотников и рыболовов РБ территории в границах военного лесничества и предоставленного истцу земельного участка. Иных оснований для признания оспариваемых сделок недействительными не приведено.

Доводов о том, что договор не был бы его сторонами заключен без включения территории приведенных выше кварталов, участвующими в деле лицами не приведено.

Судом не установлено также оснований для удовлетворения требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки, поскольку предметом оспариваемых соглашений не являлось отчуждение имущества, из владения истца земельные участки не выбывали. Поэтому восстановление нарушенного права истца в данном случае возможно самим фактом признания недействительным оспариваемых соглашений.

Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности арбитражным судом рассмотрены и отклонены. В силу положений ст.181 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого договора) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Как разъяснено в п.101 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ). Течение срока исковой давности по названным требованиям, предъявленным лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

В арбитражный суд с настоящим иском истец обратился 03.03.2016 (т.1 л.д.4). Доказательств того, что об исполнении соглашений №016, №017 истец знал или должен был знать ранее 03.03.2013г., ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для применения срока исковой давности не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительным (ничтожным) охотхозяйственное соглашение №16 от 14.12.2010 года, заключенное между Региональной общественной организацией «Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан» и Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, в части предоставления территории <...> Мишкинского участка Башкирского лесничества.

Признать недействительным (ничтожным) охотхозяйственное соглашение №17 от 14.12.2010 года, заключенное между Региональной общественной организацией «Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан» и Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, в части предоставления территории кварталов 2 (выдел с 8 по 35), 3 (выдел 6; 13; 14; 18; 19), 4 (выдел с 1 по 17), 5 (выдел с 1 по 34), 6 (выдел с 1 по 30), 7 (выдел с 1 по 29), 8 (выдел с 1по 44), 9 (выдел с 1 по 24), 10 (выдел с 1 по 25), 11 (выдел с 1 по 13), 14 (выдел с 1 по 16), 15 (выдел с 1 по 4, с 13 по 20) Чишминского участка Башкирского лесничества.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте www.kad.arbitr.ru.

Судья М.П.Бобылёв