ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-43294/19 от 08.10.2020 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-43294/2019

14 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 08.10.2020

Полный текст решения изготовлен 14.10.2020

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Г.А. Давлеткуловой при ведении протокола секретарем судебного заседания Хасановой Р.Ф. рассмотрел заявление

Государственного казенного учреждения Межрайонный центр занятости населения Зауралья (ИНН 0267008963, ОГРН 1020202038141)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (ИНН 0274049939, ОГРН 1020202559937)

третьи лица: Министерство финансов Республики Башкортостан, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Яратовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Акмурунский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Кульчуровский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Мерясовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Нигаматовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Сибайский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Тавлыкаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Юмашевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Темясовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Зилаирский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Тубинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Мукасовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения 1 Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; МКУ "Центр учета и отчетности МР Баймакский район РБ"

о признании недействительным представления № 0100-21-06/8793 от 26.11.2019

при участии в судебном заседании:

согласно протоколу.

Государственное казенное учреждение Межрайонный центр занятости населения Зауралья (далее – Заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – Управление, УФК по РБ)

- о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан № 0100-21-06/8793 от 26.11.2019;

- о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан № 0100-21-06/223 от 17.01.2020. Дело рассмотрено с учетом уточнения.

Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Яратовский сельсовет муниципального     района Баймакский район  Республики Башкортостан; Администрация        сельского поселения Акмурунский сельсовет муниципального       района Баймакский район  Республики Башкортостан; Администрация сельского      поселения Кульчуровский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения    Мерясовский сельсовет муниципального        района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского   поселения Нигаматовский сельсовет муниципального   района Баймакский     район         Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Сибайский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Тавлыкаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Юмашевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Темясовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Зилаирский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Тубинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Мукасовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения 1 Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; МКУ "Центр учета и отчетности МР Баймакский район РБ".

 В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в уточненном заявлении и возражениях на отзывы, поддерживает.

Представитель УФК по РБ с заявленными требованиями не согласен по основаниям, указанным в отзыве и дополнении к отзыву.

Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан поддерживает позицию заявителя по изложенным в письменных пояснениях мотивам.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

На основании приказов Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 26.09.2019 №397 «О назначении внеплановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении Межрайонный центр занятости населения Зауралья», от 21.10.2019 № 429 «Об изменении состава проверочной (ревизионной) группы внеплановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении Межрайонный центр занятости населения Зауралья, назначенной приказом Управления Федерального казначейства  по Республике Башкортостан от «26» сентября 2019 г. № 937» в соответствии с письмом Федерального казначейства от 13.09.2019 № 21-03-03/19699 «О согласовании внепланового контрольного мероприятия», письмом Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 29.08.2019 № исх-1544/19 в период с 01.10.2019г. по 24.10.2019г. Управлением в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка использования субвенций федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные выплаты безработным гражданам, и субсидий, полученных на реализацию мероприятий в сфере занятости населения за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 (идентификатор контрольного мероприятия: 2019-ВВ.000.0014-0100.014).

По результатам проверки, зафиксированном в акте от 24.10.2019,  Управление пришло к выводу, что в нарушение пункта 3 статьи 133, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 30 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в проверяемом периоде 115 гражданам, на основании недостоверных справок, выданных администрациями сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Государственного казенного учреждения Межрайонный Центр занятости населения Зауралья (до 31.12.2016 - Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Баймакского района) за счет средств федерального бюджета неправомерно назначено и выплачено пособие по безработице в размере 75 % от их среднемесячного заработка, вместо назначения и выплаты пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице, на общую сумму 3 512 329,21 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 2014 года на сумму 385 104,36 рублей, 2015 года на сумму 1 588 524,55 рублей, 2016 года на сумму 1 524 127,33 рублей, 2017 года на сумму 14 572,97 рублей. Неправомерно назначенная и выплаченная сумма пособия по безработице в размере 210 193,12 рублей восстановлена на лицевой счет Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан № 04012042220 по квитанциям Башкирского отделения № 8598 ПАО «Сбербанк России» от 30.01.2019 № 143 (162 828,52 рублей) и от 19.08.2019 № 4233 (47 364,60 рублей).

Управлением в адрес Учреждения вынесено представление № 0100-21-06/8793 от 26.11.2019 (далее - Представление) с указанием факта выявленного бюджетного нарушения, а также следующего требования: 1. Устранить бюджетное нарушение и принять меры по устранению его причин и условий до 31 декабря 2019 г., в том числе: по пункту 1 настоящего Представления устранить бюджетное нарушение путем восстановления средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, в доход федерального бюджета и принять меры по устранению его причин и условий, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности. О результатах исполнения настоящего Представления следует проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 31 декабря 2019 г. Также в Представлении содержится предупреждение что, невыполнение в установленный срок настоящего Представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписанием № 0100-21-06/223 от 17.01.2020 года (далее – Предписание) Управление обязало Учреждение устранить выявленное нарушение и возместить причиненный указанным нарушением ущерб в сумме 2 782 044,61 рубля в срок до «25» декабря 2020 года путем восстановления средств на лицевой счет Министерства семьи, труда и социальной поддержки населения Республики Башкортостан в целях дальнейшего восстановления в доход федерального бюджета по указанным реквизитам.О результатах исполнения настоящего Предписания следует проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до «30» декабря 2020 г. Невыполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с Представлением и Предписанием заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие для конкретного лица определенные юридические последствия.

В соответствии с пунктом 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 указанных Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган), в том числе, направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан и предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

Исходя из анализа статьи 270.2 БК РФ, представление и предписание являются властными актами, содержащими в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия.

По смыслу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

На основании статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1)      составляет и исполняет бюджетную смету;

2)      принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3)      обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4)      вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5)      ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6)      формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7)      осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон) пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с п.2.4.12 Плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан на 2019 год, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 31,05.2019 №119/19 в рамках контрольного мероприятия Проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан за 2016-2018г. и отдельных вопросов по иным периодам. Объектом проверки выступало МКУ Централизованная бухгалтерия сельских поселений МР Баймакский район. Предметом проверки являлся порядок оформления и предоставления справок «О средней заработной плате для определения размера пособия по безработице».

Проверкой было установлено следующее: В период 2014-2018 годы должностными лицами - главами администраций сельских поселений Тубинский, Сибайский, Акмурунский, Зилаирский, 1-Иткуловский, Мерясовский, Нигаматовский, Темясовский, Абдулкаримовский, Мукасовский, Тавлыкаевский, Юмашевский, Яратовский, Кульчуровский сельсоветы муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан внесены недостоверные сведения в официальные справки «О средней заработной плате для определения размера пособия по безработице» 115 физических лиц, не состоявших в штате администраций сельских поселений.

На основании письма Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 29.08.2019 № исх-1544/19. в Государственном казенном учреждении Межрайонный центр занятости населения Зауралья была проведена выездная проверка Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан.

В ходе контрольного мероприятия проверкой охвачены 149 личных дел 116 получателей пособии по безработице по Филиалу ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья по Баймакскому району (до 31.12.2016 - ГКУ Центр занятости населения Баймакского района). Проверкой указанных 149 личных дел установлено, что в проверяемом периоде 116 граждан предоставили в центр занятости населения в качестве обоснования размера средней заработной платы 149 справок, выданных 14 Администрациями сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (Тубинский, Сибайский, Акмурунский, Зилаирский, 1-Иткуловский, Мерясовский, Нигаматовский, Темясовский, Абдулкаримовский, Мукасовский, Тавлыкаевский, Юмашевский, Яратовский, Кульчуровский сельсоветы муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан).

В целях установления достоверности вышеуказанных справок о средней заработной плате проверена бухгалтерская документация (штатных расписаний, лицевых счетов по заработной плате, табелей учета рабочего времени и иных финансовых, бухгалтерских документов сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан) установлено, что вышеназванные 115 граждан с Администрациями Тубинского, Сибайского, Акмурунского, Зилаирского, 1-Иткуловского, Мерясовского, Нигаматовского, Темясовского, Абдул каримовского, Мукасовского, Тавлыкаевского, Юмашевского, Яратовского, Кульчуровского сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 в трудовых отношениях не состояли, по договорам гражданско-правового характера (контрактам) каких-либо работ или услуг не осуществляли, что также подтверждается справкой, выданной МКУ «Центр учета и отчетности» от 15.10.2019 № 85.

По результатам проверки Учреждению выданы Представление и Предписание.

Из оспариваемых Представления и Предписания следует, что Учреждению вменяется бюджетное нарушение, выразившееся в том, что в проверяемом периоде 115 гражданам, на основании недостоверных справок, выданных администрациями сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Учреждением за счет средств федерального бюджета неправомерно назначено и выплачено пособие по безработице в размере 75 % от их среднемесячного заработка, вместо назначения и выплаты пособия по безработице в размере минимальной величиныпособия по безработице, на общую сумму 3 512 329,21 рублей.

Отношения в сфере занятости регулируются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 Закона РФ решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Правила регистрации безработных граждан утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 (далее - Правила регистрации безработных граждан).

Согласно пункту 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения (далее - центрами занятости) при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а)      паспорт или документ, его заменяющий;

б)      трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в)      документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г)       справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

д)      для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется центрами занятости при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а)      паспорт;

б)      документ об образовании;

в)      для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

При этом форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы рекомендована Департаментом занятости населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) (письма Минтруда России от 10 января 2019 года № 16-5/В-5, от 15 августа 2016 года № 16-5/В-421) и разработана в целях обеспечения единых подходов при постановке на регистрационный учет.

В соответствии с рекомендациями Департамента занятости населения Минтруда России, указанная справка может быть составлена работодателем в произвольной форме, но должна содержать сведения, необходимые для подбора подходящей работы, а в случае признания гражданина безработным - для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице.

Справка о среднем заработке указанных граждан была оформлена в соответствии с рекомендуемой Департаментом занятости населения Минтруда России формой: был указан исходящий номер, дата выдачи, имелась печать, подпись руководителя, главного бухгалтера Администрации сельского поселения, запись о периоде работы в трудовой книжке соответствовала периоду работы, указанной в справке.

В рекомендуемой форме справки указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за достоверность сведений, указанных в справке, несут руководитель и главный бухгалтер организации.

Поскольку гражданами был представлен полный пакет документов, предусмотренный Правилами регистрации безработных граждан, у ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья отсутствовали основания для отказа в постановке на учет в качестве безработных граждан.

В силу ст. ст. 28, 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице является предоставленной государством гарантией социальной поддержки безработных, которое выплачивается при наличии определенных законом условий.

Таким образом, выплата пособий по безработице лицу, признанному безработным, является обязанностью заявителя.

При этом, законодательством не определена обязанность центров занятости проверять достоверность сведений и подлинность документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными.

Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетным нарушением        совершенным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком понимается, в том числе нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов,  регулирующих бюджетные правоотношения, нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию.

В связи с этим, со стороны ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья нарушения пункта 2 статьи 30 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не имеется.

Пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости населения предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в том числе, в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

К основным случаям получения пособия по безработице обманным путем относится предоставление указанной справки с завышенным средним заработком.

Недостоверность указанных справок стала известна Учреждению после проверки Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан самих администраций сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан. До этого момента ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья находилось в неведении о факте недостоверности справок предоставленных указанными гражданами, т.е. ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья не знало и не могло знать о том, что указанные справки являлись недостоверными.

По всем вынесенным судебным постановлениям по заведенным уголовным делам Учреждение является потерпевшей стороной, так как было введено в умышленное заблуждение гражданами, предоставившими справки о средней заработной плате, содержащие недостоверные сведения, подписанные Главами сельских поселений и заверенные печатью Администраций сельских поселений.

Таким образом, ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья при постановке указанных граждан на учет действовало правомерно, с учетом действующего законодательства, в том числе с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.12,2019) "О занятости населения в Российской Федерации", и Порядком с регистрации безработных граждан, соответственно, нарушений норм Закона о занятости населения, а также бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не имеется.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012, исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Управление в вынесенном Представлении требует в срок до 31 декабря 2019 г. устранить бюджетное нарушение путем восстановления средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, в доход федерального бюджета и принять меры по устранению его причин и условий, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности.

Оспариваемым Предписанием заявителю предписано в срок до 25 декабря 2020 года устранить выявленное нарушение и возместить причиненный указанным нарушением ущерб в сумме 2 782 044,61 рубля путем восстановления средств на лицевой счет Министерства семьи, труда и социальной поддержки населения Республики Башкортостан в целях дальнейшего восстановления в доход федерального бюджета по указанным реквизитам.

На основании Постановления от 28 мая 2019 г. N 13 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) установлен специальный правовой режим – иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются положениями главы 24.1 БК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24,1 БК РФ (далее - орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.

Постановлением Правительства РБ от 12.08.2008г. №280 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и находящихся в их ведении казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых они осуществляют функции и полномочия учредителя, по вопросу правового обеспечения интересов Республики Башкортостан при рассмотрении судебных дел и организации исполнения судебных актов при обращении взыскания на средства бюджета Республики Башкортостан и учреждения республики (далее - Регламент).

На основании п. 1.1. Регламента определен порядок взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и находящихся в их ведении казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых они осуществляют функции и полномочия учредителя (далее - учреждения республики), по вопросу правового обеспечения при:

а)      рассмотрении арбитражными судами, судами общей юрисдикции дел по искам:

о взыскании денежных средств за счет средств казны Республики Башкортостан;

о взыскании средств по денежным обязательствам органов исполнительной власти Республики Башкортостан, учреждений республики;

содержащим требования неимущественного характера;

б)      исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания по обязательствам неимущественного характера;

в)      привлечении виновных лиц - государственных гражданских служащих Республики Башкортостан и работников учреждений (далее - виновные лица) к материальной и дисциплинарной ответственности в случаях обращения взыскания на средства бюджета Республики Башкортостан и учреждений республики;

г)       осуществлении контроля за исполнением настоящего Регламента.

В п. 1.2. регламента прописано, что целью взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и учреждений республики является защита интересов Республики Башкортостан при обращении взыскания на средства бюджета Республики Башкортостан и учреждений республики.

В п. 1.3. п/п д) регламента указано, что основными задачами взаимодействия являются:

а)      недопущение необоснованного обращения взыскания средств по денежным обязательствам государственных органов Республики Башкортостан и учреждений республики;

б)      повышение эффективности защиты интересов Республики Башкортостан и учреждений республики при рассмотрении дел о взыскании средств бюджета Республики Башкортостан и учреждений республики;

в)      установление и анализ причин, повлекших обращение взыскания на средства бюджета Республики Башкортостан и учреждений республики;

г)       организация исполнения исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера и находящихся на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации;

д)      возмещение в бюджет Республики Башкортостан ущерба за счет виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

В п. 3.1. Регламента указано, что руководители органов исполнительной власти Республики Башкортостан, учреждений республики независимо от конкретных обстоятельств дела производят возмещение ущерба с виновных лиц, действия (бездействие) которых повлекли за собой взыскание в судебном порядке средств бюджета Республики Башкортостан и учреждений республики, привлекают их к дисциплинарной ответственности, а также принимают меры по снижению им выплат стимулирующего характера.

В п. 3.2. регламента указано, что руководитель органа исполнительной власти Республики Башкортостан, учреждения республики в каждом случае взыскания средств бюджета Республики Башкортостан и учреждений республики в срок не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета Республики Башкортостан и учреждения республики, принимает следующие меры по возмещению ущерба, причиненного бюджету Республики Башкортостан и учреждению республики:

устанавливает виновных лиц;

проводит проверку (служебную проверку) для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения с обязательным истребованием объяснений от виновного лица и оформляет результаты проверки (служебной проверки) соответствующим актом;

издает приказ о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности;

принимает меры по добровольному возмещению виновным лицом причиненного ущерба с обязательным истребованием от виновного работника письменного обязательства о возмещении ущерба с указанием суммы причиненного ущерба и конкретных сроков платежей;

в случае отказа от добровольного возмещения ущерба, не превышающего среднего месячного заработка, производит взыскание ущерба с виновного лица на основании распорядительного документа (приказа, распоряжения) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;

несет персональную ответственность в случае непринятия всех мер, предусмотренных законодательством и настоящим Регламентом в отношении виновных лиц, действия (бездействие) которых повлекли за собой взыскание в судебном порядке средств бюджета Республики Башкортостан и учреждения республики.

ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья не осуществляет приносящую доход деятельность, имеет лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Республики Башкортостан и Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан. Финансовое обеспечение деятельности ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан на основании бюджетной сметы. Обеспечение деятельности филиала и отделов ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья, не имеющих лицевого счета и не ведущих бухгалтерский учет, и содержание такого филиала и отделов осуществляется за счет лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, доведенных до ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья.

Соответственно выполнить представление N 0100-21-06/8793 от "26" ноября 2019 г., а так же предписание N0100-21-06/223 от "17" января 2020 г. ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья не представляется возможным, в виду того, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов и невозможностью взыскания, в соответствии с регламентом, ущерба с виновного лица, т.к. ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья является потерпевшей стороной по всем возбужденным уголовным делам.

При этом, 07 ноября 2019г. исходящим письмом №918 ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья направило дополнительную информацию о произведённых возвратах пособий по безработице прошлых лет нижеперечисленных лиц на общую сумму 520 091,48 рублей.

Неправомерно назначенная и выплаченная сумма пособия по безработице 210 255,81 рублей за счет виновных лиц восстановлена на лицевой счет Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан № 04012042220 по квитанциям Башкирского отделения № 8598 ПАО «Сбербанк России» от 30.01.2019 № 143 (162 891,21 рублей) и от 19.08.2019 № 4233 (47 364,60 рублей).

По состоянию на 01.09.2020г. за счет виновных лиц в рамках уголовных дел (главами администраций сельских поселений Баймакский район) восстановлены на лицевой счет Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан денежные средства на общую сумму 1 909 995,01 рублей (54% от общей суммы - 3 512 329,21 руб.).

По остальным эпизодам заявителем предпринимаются все возможные меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения.

В правоохранительные органы предоставляются все запрашиваемые сведения и расчеты причиненного ущерба по фактам выплаты пособий по безработице гражданам, предоставившим недостоверные справки о средней заработной плате, производится содействие раскрытию и расследованию преступлений, принимаются участия на судебных заседаниях по выявленным фактам мошеннических действий.

ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья главам администраций сельских поселений Баймакского района 27.12.2019г. вручены требования о необходимости возврата причиненного ущерба по фактам выплаты пособия по безработице на основании выданным ими недостоверных справок.

Главами администраций Тубинского и Абдулкаримовского сельских поселений Баймакского района произведено возмещение ущерба в доход федерального бюджета в полном объеме.

Главами администраций Яратовского, Кульчуровского, Тавлыкаевского, Темясовского, Зилаирского, Мукасовского, 1-иткуловского сельских поселений Баймакского района проведено частичное возмещение ущерба.

Информация по главам администраций Акмурунского, Мерясовского, Нигаматовского, Сибайского, Юмашевского, 1-иткуловского сельских поселений Баймакского района направлена в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Сибайский межрайонный отдел, на основании запроса от 15.07.2019г. №38/169-214.

Направлено письмо в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Сибайский межрайонный отдел с приложением акта выездной проверки Управления Федерального казначейства по РБ от 24.10.2019г. и расчета суммы переплаты пособий по безработице гражданам, предоставившим недостоверные справки о средней заработной плате с указанием точной суммы, необходимой к восстановлению в доход федерального бюджета.

Получение социальных выплат незаконным способом, представление подложных документов и недостоверной информации влечет уголовную ответственность, установленную статьей 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (Мошенничество при получении выплат).

В связи с этим, правоохранительными органами продолжаются проверочные мероприятия по факту назначенных и выплаченных сумм пособий по безработице в связи с предоставлением недостоверных справок о средней заработной плате главами         администраций сельских поселений Баймакского района. По результатам проведенных проверок будут приняты решения в порядке ст.144-145 УПК РФ.

Соответственно, возмещение средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства РФ, в доход федерального бюджета должны производиться лицами, вина которых доказана, после вынесения судебных актов; в случае отказа от добровольного погашения причиненного ущерба виновными лицами - путем обращения ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья с исковым заявлением в суд о взыскании ущерба и в последующем при получении исполнительного листа для дальнейшего его предъявления в Федеральную службу судебных приставов.

Таким образом, возврат похищенных денежных средств при получении пособий возможен при наличии доказательной базы для возбуждения уголовных дел в отношении глав администраций сельских поселений Баймакский район правоохранительными органами, добровольного возмещения ущерба по доказанным преступлениям главами администраций, а так же возможности взыскания денежных средств службой судебных приставов в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при проведении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Изложенное свидетельствует о наличии объективных препятствий для исполнения Учреждением установленных в Представлении (до 31 декабря 2019) и Предписании (до 25 декабря 2020) сроки, об отсутствии возможности повлиять на процесс возмещения средств ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья в указанный в оспариваемых ненормативных правовых актах сроки и соответственно, выполнить требование Управление Федерального казначейства по РБ о восстановлении средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства РФ в доход федерального бюджета до 31 декабря 2019г. и до 25 декабря 2020г.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые Представление и Предписание Управления не отвечают требованию исполнимости, нарушают права и законные интересы Учреждения, поскольку в отсутствие доказательств нарушения им требований Закона о занятости населения, а также бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возлагают на него необоснованную обязанность по полному восстановлению средств в размере 3 512 329,21 руб. в доход федерального бюджета.

Таким образом, вынесенные Управлением Представление № 0100-21-06/8793 от 26.11.2019, а также Предписание № 0100-21-06/223 от 17.01.2020, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и подлежат признанию недействительными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласнопункту 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Поскольку в рассматриваемом случае заявленные требования Учреждения были удовлетворены, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Государственного казенного учреждения Межрайонный центр занятости населения Зауралья удовлетворить.

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан № 0100-21-06/8793 от 26.11.2019.

Признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан № 0100-21-06/223 от 17.01.2020.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (ИНН 0274049939, ОГРН 1020202559937) в пользу Государственного казенного учреждения Межрайонный центр занятости населения Зауралья (ИНН 0267008963, ОГРН 1020202038141) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 Г.А. Давлеткулова